Доклад "Радикальный национализм в России: проявления и противодействие" за 2004 год, подготовленный информационно-аналитическим центром "СОВА" по материалам региональных и центральных СМИ, был представлен журналистам 19 января в Москве. "2004 год стал всплеском насилия, об этом позволяют говорить наши наблюдения", - отметила автор доклада, заместитель директора центра "СОВА" Галина Кожевникова.

Так, по ее словам, за прошедший год в России наблюдалось резкое увеличение числа жертв насилия на национальной почве; если в 2003 году было зафиксировано убитых не менее 15-20 человек, то в 2004 году - не менее 44 человек. "Это лишь те убийства, которые были отражены в СМИ и не вызывали сомнений в мотивации преступления", - пояснила Г.Кожевникова. При этом при составлении доклада учитывались данные только из мирных регионов, а не из зон конфликтов.

Как отмечается в докладе, среди убитых скинхедами в 2004 году помимо граждан России и стран Ближнего зарубежья, выходцы из Афганистана, Вьетнама, Гвинеи-Биссау, Иордании, Китая, Кореи, Ливии, Сирии. В результате нападений скинхедов были избиты или получили ножевые ранения не менее 160 человек, среди которых не только россияне, но и граждане еще как минимум 24 стран. Основными очагами подобного насилия, по словам автора доклада, предстают прежде всего Москва и Подмосковье (12 убийств, 40 избитых и раненых), Санкт-Петербург (7 убийств, 24 избитых и раненых). "Однако подобное впечатление создается, скорее всего, из-за того, что в этих регионах националистические инциденты лучше освещаются", - отмечает Галина Кожевникова. По статистике центра "СОВА", далее, хотя и с существенным отставанием, следует Краснодарский край, где было зафиксировано не менее 2 убийств и 27 раненых и избитых.

Рост насилия на расовой почве, как отмечается в докладе, в немалой степени провоцируется бездействием милиции, как это было, например, в случае с погромом китайского общежития во Владивостоке в конце мая 2004 года.

По словам Г.Кожевниковой, заметен рост и другой активности группировок националистов. По сравнению с предыдущими годами их акции становятся не единичными случаями, а систематической деятельностью, приобретающей все более организованный и публичный характер. В частности, набирают силу Национально-державная партия России (НДПР), Партия Свободы, которые регулярно проводят пикеты, а в 2004 году ими впервые были организованны и митинги (например, митинг около ЦПКиО им. Горького 16 марта 2004 года, организованный Движением против нелегальной иммиграции), подобные же митинги были проведены в Петербурге 16 марта 2004 г. и Пскове 26 марта 2004 г.

Автор доклада указывает также на проникновение националистической пропаганды в общеобразовательные школы. Так, в мае 2004 года разразился скандал, связанный с проведением всероссийского конкурса сочинений на тему "Что значит быть русским сегодня", инициированный лидером НДПР Александром Севастьяновым. В докладе приводятся свидетельства роста в 2004 году среди россиян этнической ксенофобии. По словам Г.Кожевниковой, продолжаются стихийные конфликты местного населения с представителями миграционных групп, а бездействие и неумение властей урегулировать стихийные бытовые конфликты, порой приводит к серьезным межэтническим столкновениям.

В докладе отмечается, в частности, рост кавказо- и исламофобии. Действия представителей власти, и, в первую очередь, правоохранительных органов, лишь поддерживают подобные националистические проявления, констатируется в докладе. В частности, рост антиисламских настроений проявился и в многочисленных актах вандализма. Так, в сентябре 2004 года было разбито окно в Соборной мечети г. Ноябрьска (Ямало-Ненецкий АО), неоднократно подвергались нападениям мечеть в Нижнем Новгороде и мусульманские кладбища в Йошкар-Оле (Республика Марий Эл), Кирове, Обнинске (Калужская область).

По мнению Г.Кожевниковой, этно-националистическая риторика получает все большее распространение и в политической среде. Все большее количество политиков используют ее, ощущая в ней огромный электоральный потенциал.

В то же время, автор доклада отмечает и некие положительные сдвиги. Во-первых, наличие стихийного общественного протеста, который выражается в митингах потенциальных жертв националистической агрессии (митинги иностранных студентов). Во-вторых, меняется к лучшему статистика судебных дел. В 2004 году "националистический, расовый" мотив присутствовал как минимум в 7 обвинительных приговорах в уже закончившихся процессах только по насильственным преступлениям, тогда как в 2003 году таких приговоров было всего 3.

В целом отмечается стремление властей противодействовать открытому насилию, отметила автор доклада, но при этом в России на федеральном уровне отсутствует какая-либо концепция стабилизации этнически окрашенных конфликтов. В 2004 году единственной федеральной программой, закрытой досрочно, стала Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе".