25 января в рамках зимней сессии ПАСЕ в Страсбурге будет заслушан доклад британского парламентария Дэвида Аткинсона по вопросу Нагорного Карабаха. В кратком изложении доклада можно встретить немало размытых и обтекаемых фраз. Армянская делегация в ПАСЕ и, в частности, глава делегации, вице-спикер парламента Тигран Торосян, надеется, что в процессе обсуждения доклада удастся внести некоторые изменения и коррективы. И, наоборот, азербайджанская сторона, весьма довольна докладом и, конечно же, будет противодействовать попыткам армян.

Следует отметить, что первым докладчиком по Нагорному Карабаху был Терри Дэвис, ныне Генсек СЕ, который и является фактическим автором данного документа, поскольку, как заявляли представители армянской делегации, со стороны Аткинсона каких-либо существенных изменений в доклад внесено не было. В отличие от Дэвиса, Аткинсон так ни разу и не посетил регион конфликта.

Перед тем, как представить доклад на обсуждение в ПАСЕ, в Политическом комитете состоялись три предварительных слушания. 15-го декабря доклад был рассмотрен на заседании Бюро ПАСЕ. В Политическом комитете ПАСЕ Армения инициировала 5 изменений, из которых 3 были отвергнуты. В целом армянская сторона требует внести изменения по 14 пунктам, касающимся статуса Нагорного Карабаха, формата переговоров и истории конфликта. Армянскую сторону также беспокоят пункты, связанные с формулировкой "оккупация азербайджанских территорий". В ходе обсуждений делегация от Армении, в частности, намерена добиться изменений таких формулировок, как "этнические чистки", "контролируемый сепаратистскими силами Нагорный Карабах" и "вовлечение в переговорный процесс представителей политических кругов армянской и азербайджанской общин Нагорного Карабаха".

Ранее министр иностранных дел Армении Вардан Осканян назвал предварительный доклад Дэвида Аткинсона - "обычным". При этом он отметил, что "в документе, нашли место формулировки, неверно отражающие действительность". "Было бы желательным, чтобы они были изменены. Армянские парламентарии попытались сделать это в Политическом комитете ПАСЕ, некоторые вещи удалось изменить, некоторые - нет. Это нормальный политический процесс", - заметил глава армянского МИД. По его словам, "лишь после принятия конечного текста, докладу Аткинсона будет дана политическая оценка". Он также отметил, что угрозу могут представлять документы, где есть четкие решения вокруг будущего политического статуса Нагорного Карабаха. "Но сегодня нет какого-либо доклада или резолюции, где поставлен подобный вопрос. Ни ООН, ни СЕ, ни ПА НАТО, ни ОБСЕ не ставят перед собой подобную задачу. То же самое наблюдается в докладе Аткинсона", - отметил министр.

В свою очередь, глава армянской делегации Тигран Торосян подчеркнул, что в последнее время манера действий азербайджанской стороны претерпела коренные изменения. По его словам, проталкивание разного рода положений в те или иные документы осуществляется азербайджанской стороной в рамках двусторонних отношений с теми или иными странами, причем этому процессу особенно активно в последнее время содействует Турция. Таким образом, по словам Торосяна, делегаты этих стран являются на процесс голосования в различные, в том числе европейские структуры с четкой установкой. В связи с этим, Торосян отметил необходимость внедрения аналогичной практики со стороны Еревана.

По словам члена парламентской делегации в ПАСЕ от Армении Армена Рустамяна, разработаны 7-8 предложений, призванных смягчить заключающиеся в докладе неблагоприятные для Армении формулировки. По мнению другого члена делегации, оппозиционера Шаварша Кочаряна, сделать в докладе Аткинсона какие-либо существенные перемены практически невозможно. "Мы, конечно, подготовили несколько вариантов, но включить их в доклад будет очень сложно. Почти уверен, что в условиях царящей сегодня в СЕ атмосферы провести наши предложения будет невозможно", - отметил он.

Следует отметить, что бывший сопредседатель МГ ОБСЕ от России, посол Владимир Казимиров, направил Дэвиду Аткинсону письмо, в котором, в частности, указал на необходимость учитывать особую чувствительность сторон конфликта к каждой детали. "Вполне уместна тут клятва Гиппократа - "не навреди" переговорному процессу, ибо каждая сторона наверняка будет использовать любой перекос в своих интересах", - пишет Казимиров.

Посол указал также на проазербайджанскую направленность доклада, отметив, что "важные международные документы по карабахскому урегулированию всегда готовились на сбалансированной основе, чтобы облегчить сторонам выход на компромиссы. Ни один из них не был столь односторонен - с креном в пользу Азербайджана, как Ваши проекты (ни в ООН, ни в ОБСЕ - возможно, лишь в ОИК, но это объяснимо)".

Казимиров отмечает, что в проектах говорится лишь об оккупированных землях Азербайджана, но есть и армянские земли под азербайджанской оккупацией (например, Арцвашен или Башкенд).

Далее приводим некоторые выдержки из письма Владимира Казимирова Аткинсону:

"Вполне понятны уважительное отношение к Вашему предшественнику - г-ну Терри Дэвису, а также короткий срок Вашей работы над Докладом. Но всё же основным ориентиром должно оставаться максимальное приближение к истине, к объективной оценке конфликта, недопущение перекосов и расхождений с ОБСЕ, занимающейся его урегулированием, что может привнести сумятицу, затруднить её работу. А этого пока не удалось избежать. Одна из главных причин, видимо, в том, что мало учтены предыстория конфликта, ход военных действий в 1992-94 гг., процесс урегулирования, отношение сторон конфликта к международным документам и миротворческим инициативам, а всё это повлияло на нынешнюю напряженную ситуацию. Многие проблемы в карабахском конфликте возникли по обоюдной вине сторон, а в Ваших проектах вина за это фактически сдвинута лишь на армянские стороны. Мне вовсе не надо оправдывать их, но необходима непредвзятая оценка линии всех сторон.

В резолюциях СБ ООН и документах ОБСЕ (например, в заявлении Действующего председателя от 31 марта 1995 года и предложениях сопредседателей Минской группы ОБСЕ в 1997-98 годах) Нагорный Карабах то косвенно, то прямо признается стороной в конфликте (это отрицает только Азербайджан, не желающий - опять же вопреки призывам СБ ООН - входить в прямые контакты с этой стороной). В Ваших проектах Резолюции и Рекомендаций этот вопрос почти обойдён, конфликт сведён лишь к Армении и Азербайджану - это на руку Баку. (А в пункте 18 Доклада Вы верно излагаете эту проблему). В предварительном проекте Резолюции (пункт 9) правильный призыв к Баку установить контакты с представителями политических сил Нагорного Карабаха по статусу "смазан" включением в текст и азербайджанской общины Нагорного Карабаха. Сторона конфликта - Азербайджан, а не азербайджанская община Нагорного Карабаха. Между позициями Азербайджана и азербайджанской общины Нагорного Карабаха нет различий, её интересы отстаивает Баку. Не стоило бы использовать в ПАСЕ и азербайджанскую лексику, нарочито пренебрежительную в отношении армян Нагорного Карабаха - называть общиной его основное население (разве можно сказать "британская община Лондона", "азербайджанская община Баку", "русская община Москвы"?)". В завершение, Владимир Казимиров отмечает, что "цель этого письма вовсе не в том, чтобы перебросить на Баку вину за нерешённость карабахского конфликта. Но ввиду крена Ваших проектов в одну сторону, мне пришлось показывать, что дело не столь однозначно, намного сложнее - виноватых в нынешнем тупике больше. Уверен, что такая авторитетная организация, как ПАСЕ, могла бы более взвешенно подойти к проблемам урегулирования конфликта в Карабахе".

Между тем, некоторые азербайджанские эксперты считают, что обсуждение на январской сессии ПАСЕ доклада Дэвида Аткинсона не внесет существенных изменений в переговорный процесс по урегулированию карабахской проблемы. По словам азербайджанского политолога Габиля Гусейнлы, "не надо ждать чуда". В свою очередь конфликтолог Эльхан Мехтиев, согласно бакинской газете "Эхо", считает, что обсуждение доклада Аткинсона "ни к чему не приведет", поскольку "в докладе учтены интересы обеих сторон". По мнению Мехтиева, решение ПАСЕ не будет иметь реальной силы, поскольку Минская группа ОБСЕ "монополизировала вопрос урегулирования карабахского конфликта".

Бакинская газета "Зеркало" приводит слова заместителя исполнительного секретаря правящей партии "Ени Азербайджан" депутата Мубариза Гурбанлы, который говорит, что "отражение реалий Азербайджана в отчете докладчика ПАСЕ Дэвида Аткинсона сделает бессильной агитацию армян, опирающуюся на ложь. Евродепутаты, защищающие европейские ценности, поддержат справедливую позицию Азербайджана".

По словам главы азербайджанской делегации в ПАСЕ Самеда Сеидова, вынесение доклада Дэвида Аткинсона на обсуждение ассамблеи очень важно для Азербайджана, поскольку конфликт будет обсуждаться в качестве отдельной статьи повестки дня: "Такого обсуждения в ПАСЕ не было, это происходит впервые. Поэтому и Азербайджан, и Армения, и другие страны-члены Совета Европы будут активно участвовать в обсуждениях". Сеидов отметил, что азербайджанская делегация постарается оставить первоначальный вариант доклада Д. Аткинсона неизменным: "Мы хотим, чтобы доклад господина Аткинсона был вынесен на обсуждение на сессии ПАСЕ и утвержден, как есть. Для нас важно, чтобы дополнения, если они будут, не меняли принципиального значения доклада". "Откровенно говоря, нас интересует только один факт. Мы хотим, чтобы в докладе нашел свое отражение факт оккупации азербайджанских территорий".

"525-ая газета" пишет, что "в ПАСЕ направлено предложение рассмотреть вопрос членства в СЕ страны-агрессора, потребовать от Армении немедленного освобождения семи прилегающих к Нагорному Карабаху районов, возмещения материального ущерба гражданам, пострадавшим от действий сепаратистов, возвращения пленных и заложников, положить конец использованию территории Нагорного Карабаха в качестве полигона для захоронения ядерных отходов, выращивания и транзита наркотических веществ, прекратить уничтожение культурно-исторических памятников и эксплуатацию природных ресурсов на оккупированных территориях".

В свою очередь, депутат от ПНФА Асим Моллазаде заявил, что "обсуждения в Совете Европы и доклад Аткинсона имеет важное значение". "СЕ является организацией, которая с первого дня своего создания защищала гуманистические ценности. Сам факт информирования европейской и мировой общественности о сложившейся ситуации мы считаем очень важным. Мнение такой важной в политическом отношении организации, как СЕ, может оказаться решающим в дальнейших действиях других организаций, которые, возможно обладают большими механизмами воздействия на стороны конфликта для его урегулирования. СЕ - политическая организация, которая самостоятельно не способна разрешить конфликт, так как не имеет специальных механизмов в виде собственных вооруженных сил, не располагает достаточными финансовыми средствами. Но, тем не менее, влияние СЕ, его оценки всегда имели в мире большое значение. К ним всегда прислушиваются".

Претерпит ли проект доклада изменения станет ясно буквально на днях, во всяком случае, очевидно одно: подготовка докладов лицами, мягко говоря, не совсем знакомыми со спецификой и историей конфликта, отрывочно представляющими ситуацию в регионе, вряд ли станет подспорьем переговорному процессу, который, несмотря на отсутствие радужных результатов, все же протекает в рамках накопившего значительный опыт формата МГ ОБСЕ.