26 января в Совете Федерации с тезисами доклада об уровне коррупции в России выступил Генеральный прокурор России Владимир Устинов. Напомним, что сам текст доклада, озвученный на на расширенной Коллегии Генеральной прокуратуры России 21 января 2005 года в Москве, был полностью опубликован ИА REGNUM. По окончании выступления В.Устинов ответил на вопросы сенаторов. В частности, Генпрокурор России резко отреагировал на замечание сенатора от администрации Ярославской области Виктора Глухих, что Генпрокуратура в его регионе работает "как дубина". "В области проходила плановая проверка. Однако губернатор затягивает наше расследование", - сказал В.Устинов. Генпрокурор России подчеркнул, что он предоставил главе области список конкретных вопросов, на которые в самое ближайшее время ожидает получить ответы.

Отвечая на вопрос сенатора от Правительства Республики Марий Эл, вице-спикера палаты Александра Торшина о ходе расследования террористического акта в Беслане, В.Устинов подчеркнул, что в настоящий момент Генпрокуратура ожидает итогов судебно-следственной экспертизы. "По ее результатам мы окончательно поймем, что должны были делать те или иные должностные лица во время военной операции. По словам Генпрокурора России, в настоящий момент можно говорить о вероятности повторной судебно-следственной экспертизы, поскольку в результате выяснения все новых и новых обстоятельств последствия неправильных действий должных лиц в Беслане усугубляются. "Мы сталкиваемся с огромными трудностями", - сказал В.Устинов, подчеркнув, что по просьбе родителей погибших приходится проводить эксгумации, повторно проводя экспертизы останков погибших. Генпрокурор России не согласился с мнением сенатора Парламента Республики Северная Осетия - Алания Валерия Кадохова, что с результатами расследования беслановской трагедии все уже ясно: будут бить по орлятам, а орлы останутся безнаказанными. "Ничего не понятно", - парировал В.Устинов. "Вы говорите, бьют по орлятам? Тогда назовите мне орлов!".

По просьбе сенатора от Народного Собрания Республики Ингушетия Василия Лихачева Генпрокурор России обещал предоставить в письменном виде результаты расследования нападения на Ингушетию в прошлом году. "Мы сделаем это в ближайшее время", - сказал он. Менее оптимистичны результаты расследования убийства руководителей Чечни - Ахмада Кадырова и Хусейна Исаева. На просьбу сенатора от Правительства Чеченской республики Умара Джабраилова сообщить какую-либо открытую информацию по этому поводу, В.Устинов пока не смог этого сделать. "Новые данные постоянно заслушиваются, подвижки есть", - сказал он, отметив, что "путь этот тернист". "Мы будем делать все для расследования этого убийства", - попытался заверить членов Совета Федерации Генпрокурор России, подчеркнув, что в настоящий момент существует "версия убийства в оперативном плане, но она еще не проверена следствием". "Поэтому говорить о ней еще рано", - заключил В.Устинов.

В.Устинов поддержал недоумение сенатора от администрации Липецкой области Анатолий Лыскова тем, что Генпрокуратура до сих пор не наделена правом обращения в КС в определенных случаях. "Мы разговаривали с руководством КС. Ничего плохого я в этом не вижу", - сказал В.Устинов, выразив непонимание, почему вообще Генпрокуратура лишена права законодательной инициативы. Отвечая на вопрос сенатора от Законодательного Собрания Еврейской АО Станислава Вавилова о ом, когда следует ожидать появления новой редакции закона "О прокуратуре", В.Устинов отметил, что вопрос не по адресу. "Мы обращались в Администрацию Президента, но ответа пока нет", - сказал Генпрокурор России, предположив, что, возможно, всякой бумаге надо "вылежаться". В.Устинов не поддержал идею сенатора от Правительства Республики Ингушетия Иссы Костоева продлить трудовой возраст прокуроров с 60 до 65 лет. "Бездельники могут проработать и до 100", - сказал В.Устинов. По его мнению, надо дать прокурорам хоть немного пожить для себя, отпустив в 60 лет на пенсию. "Очень тяжек этот крен. Они испытывают постоянный пспихологический гнет". В.Устинов отметил, что не знает "неистребованных прокуроров": "наши сотрудники нарасхват, пусть они сами решают свою судьбу", - предложил Генпрокурор России.

Отвечая на вопросы сенаторов, В.Устинов подчеркнул, что надо прекращать укрывать количество преступлений. Он отметил, что глава МВД России Рашид Нургалиев занимает в этом отношении честную позицию. "Какая разница для простого гражданина, какие цифры мы указываем в отчетах?", - задал риторический вопрос глава Генпрокуратуры, отметив, что даже в цивилизованной, небольшой ФРГ насчитывается в 3 раза больше краж, чем в России. "Это означает, что мы не все кражи регистрируем. Более того, это означает, что люди просто нам не верят и не идути регистрировать", - сказал В.Устинов. Вместе с тем, по его мнению, в России есть политическая воля для исправления сложившейся ситуации. Отвечая на вопрос сенатора от Курской областной Думы Виктора Черных, "как нормальный человек должен воспринимать программу "Момент истины" телеканала ТВЦ где под сомнение ставится чуть ли не государственная безопасность", В.Устинов призвал воспринимать всем самостоятельно. "Наша пресс-служба готовит мониторинг всех сообщений СМИ. Многое мы проверяем, но не публично". Рассуждая, по просьбе сенатора от Народного Собрания Республики Ингушетия В.Лихачева о проблемах России, связанных с экстрадицией тех или иных людей, В.Устинов обратил внимание присутствующих, в 2004 году Россия направила в разные страны 281 запрос на экстрадицию, из которых 181 был удовлетворен. Генпрокурор России отметил, что в процентном соотношении наши результаты совпадают с результатами по запросам на экстрадицию в наш адрес. Касаясь невыдачи России Закаева, В.Устинов сказал, что не знает, какие еще доказательства нужны Великобритании. "Мы привезли туда конкретного человека, который показал, что Закаев отстрелил ему палец. Прошли все экспертизы. Какие еще им нужны доказательства? Они должны были сами присутствовать при акте вандализма?".

Оживление дискуссии придала сенатор от Великого Хурала Республики Тува Людмила Нарусова, спросившая Генпрокурора о письме 20 депутатов Госдумы во главе с г-ном Крутовым. "Почему мы не слышим вашей реакции, вашего гнева? Тем более, что среди подписавшихся есть рецидивисты - Альберт Макашов, напрмер?". Л.Нарусова назвала письмо депутатов, о котором сообщало ИА REGNUM, воскрешением антисемитизма. "Это заявление даже не изучалось", - сказал В.Устинов, отметив, что это вопрос к депутатам, а не к нему. "Здесь главное не навредить". По мнению Генпрокурора России, "кухонный антисемитизм в России неискореним. Главное, чтоб он не выходил дальше кухни", - сказал В.Устинов, заявив: "не трожь... сами знаете - что". По мнению Генпрокурора, не стоит вообще обсуждать эту тему: "чем больше мы обсуждаем - тем выше к ней интерес". С В.Устиновым не согласился сенатор от администрации Саратовской области Рамазан Абдулатипов. "Вы исповедуете старую советскую позицию: не надо об этом говорить - все само пропадет". "Дискриминация по национальному признаку возрастает, прошу вас принять это к сведению". "Принимаю", - ответил В.Устинов.

Генпрокурор России согласился выступать перед Советом Федерации ежегодно по итогам работы. "Мы открыты", - сказал В.Устинов, подтвердив это высказывание ответами на многочисленные вопросы журналистов. На просьбу прокомментировать мнение ПАСЕ по "делу ЮКОСА" и судьбу уголовного дела в отношении Юлии Тимошенко, В.Устинов ответил одинаково: "Все будет проходить в соответствии с российским законодательством".