Проектируемый нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" может представлять экологическую опасность для Бурятии, считают экологи республики. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщил руководитель общественной организации "Бурятское региональное объединение по Байкалу" Сергей Шапхаев.

Проект нефтепровода, постановление о строительстве которого, в последний день 2004 года подписало правительство России, претерпел несколько изменений. Так, изменен начальный пункт трассы - из Ангарска он перенесен в Тайшет, кроме того, увеличена мощность прокачки нефти с 50 до 80 млн. тонн в год. Конечным пунктом сделана Находка. Экологов беспокоит приближенность трубы к Байкалу. Всего по республике, из более чем 4 тысяч километров системы, планируется проложить 555 километров. 140 из них по проекту проходят в пределах водосборной зоны Байкала. Эта территория прилегает к Байкальскому участку Всемирного природного наследия. Маршрут проектируемого нефтепровода пролегает по северным районам, где отмечается высокая сейсмичность. Кроме этого, эксперты говорят о высокой проницаемости грунта на той территории, где запланировано крупное нефтехранилище.

До 14% местного населения используют наземные воды как источники питьевой воды. В связи с этим экологи предлагают предусмотреть за счет средств проекта резервные источники питьевой воды. А также провести оценку негативных последствий проекта для культуры и природопользования живущих на этой территории.

Экологи направили свои предложения АК "Транснефть", а также обратились за поддержкой к президенту Бурятии Леониду Потапову. В письме за подписью С. Шапхаева говорится:

"Направляем вам результаты независимой экспертной оценки проекта "Обоснование инвестиций в строительство нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" (заказчик ОАО "АК "Транснефть"), выполненной в рамках процедуры общественной экологической экспертизы. В ходе работы были обобщены и использованы замечания и предложения специалистов научных учреждений, представителей общественных организаций из Улан-Удэ, Иркутска, Читы, Благовещенска, Биробиджана, Хабаровска и Владивостока, а также ответы на эти замечания разработчиков проекта из ОАО "Гипротрубопровод", г. Москва (всего - 224 замечания и предложения). Эксперты при выработке своих оценок и предложений для органов власти опирались также на документально подтвержденный опыт эксплуатации действующих нефтепроводов ОАО "АК "Транснефть" на территории Иркутской области.

В связи с выходом распоряжения правительства России от 31 декабря 2004 года № 1737-р разработка проектной документации этого инвестиционного проекта вышла на стадию технико-экономического обоснования (ТЭО) и требует, на наш взгляд, более активного участия республики в выработке готовящихся управленческих решений на ее территории.

Проведенный в конце 2004 года социологический опрос населения вдоль планируемой трассы нефтепровода засвидетельствовал высокий уровень обеспокоенности жителей республики намечаемой проектной деятельностью. Так, 74% опрошенных респондентов уверены, что будет нанесен урон природе и 65% - их здоровью. Причем процент негативного отношения к проекту среди коренных малочисленных народов (эвенков) гораздо выше, чем среди остального населения.

Особое беспокойство у нас вызывают вопросы экологической безопасности (140 км трассы проходит по Байкальской природной территории в бассейне реки Верхняя Ангара в экстремально сложных инженерно-геологических условиях) и общественной эффективности инвестиционного проекта. В частности, требуют более углубленной проработки следующие вопросы:

- оценка влияния аварийных разливов нефти (по оценкам разработчиков до 8 300 т нефти) на экосистему озера Байкал;

- расчет издержек, которые понесут смежные отрасли экономики республики, в случае реализации проекта (недропользование, рекреации и др.) и механизмы их компенсации;

- учет упущенной выгоды и временного лага при расчете компенсаций за ущерб водным, охотничьим ресурсам, рыбным запасам и другим природным ресурсам;

- компенсация налоговых потерь для бюджета республики в случае предоставления налоговых преференций ОАО "АК "Транснефть" для снижения тарифов на прокачку нефти;

- создание страхового фонда для ликвидации последствий аварийных разливов нефти (по предварительным оценкам могут пострадать источники питьевого водоснабжения для 10-12 тыс. человек);

- создание накопительного фонда для рекультивации территории и демонтажа (либо конверсии) нефтепроводной системы после окончания срока ее эксплуатации.

Для оперативного решения возникших проблем предлагается использовать механизм согласования готовящихся среднесрочных программ развития республики с Минэкономразвития РФ и другими профильными министерствами, ответственными за подготовку инвестиционного проекта по распоряжению №1737-р, а также предусмотренную законодательством этнологическую экспертизу намечаемой проектной деятельности. Со своей стороны, мы готовы предоставить накопленную информационную базу по данному проекту любому заинтересованному ведомству республики и привлечь независимых экспертов разных отраслей знаний для консультаций".