Одним из важных факторов, повлиявших на провальную реализацию закона №122, по мнению директора Независимого института социальной политики Татьяны Малевой, стало наложение по времени нескольких реформ разнонаправленного вектора. "Дело осложняется тем, что есть два типа реформ, которые имеют диаметрально противоположный вектор. Совершенно понятно, что это неразрешимое противоречие, когда регионы отдают политическую власть, а берут экономическую ответственность. Надо отдавать себе отчет, что когда вам говорят: "российские регионы, мы у вас забираем критические функции, а накладываем на вас экономические функции", это совершенно явное противоречие," - сообщила эксперт участникам семинара Клуба региональной журналистики. Кроме того, по мнению эксперта, "небрежность закона заключается в том, что на уровень регионов сброшено как раз то, что наименее всего отработано, наименее всего имеет финансовую базу для реализации социальной политики в отношении этих лиц. В принципе, разделение на федеральный и региональный уровень было возможно, но по другим основаниям. Регионам надо было отдавать те категории, в которых было точно известно, как с этими категориями работают регионы, с которыми понятно, как выстраивать отношения. У нас получилось наоборот".

Законом не прописаны четкие механизмы реализации закона в регионах, не просчитаны диспропорции между регионами. При этом были рекомендации Минфина о размере возможной компенсации льготникам регионального уровня: 200-300 рублей. Однако реально количество льготников регионального уровня превышает количество федеральных льготников почти в два раза (20,1% от общего количества домохозяйств в стране пользуются федеральными льготами, 40,7% - региональными). В этой связи не выглядит странным, что монетизация льгот в полной мере и в соответствии с новым законом была реализована лишь в четырех (в том числе Тува и Татарстан) регионах России. 16 регионов сохранили льготы в натуральном виде. Как правило, это те регионы, где у самостоятельных губернаторов нет особых надежд на благосклонное отношение к ним федерального центра. Остальные регионы в той или иной мере проигнорировали этот закон.

Отвечая на вопрос о возможности отставки правительства и министра Михаила Зурабова, Татьяна Малева отметила, что результатом проведенной административной реформы уже стало то, что в ведомстве Зурабова до сих пор невозможно понять, кто именно из заместителей курирует вопрос реализации закона №122. Министерство по-настоящему было сформировано лишь к концу прошлого года. Там до сих пор есть вакансии. Эти чиновники только начинают осознавать степень дифференциации регионов и уровень социальных проблем в России. Поэтому отставка министра сейчас приведет к новой кадровой перетряске, а не исправлению создавшейся ситуации. "Я как раз исхожу из того, что уж такой роскоши как оправить их в отставку я бы не допустила. И с полной ответственностью скажем, что, если сейчас отправить в отставку авторов законов и тех, которые сейчас чуть-чуть стали разбираться в региональных потоках, то это лучший способ провести реформу самым острым путем. В том смысле, что все рухнет, а потом прийти и сказать: это был плохой министр, плохие министры, плохие губернаторы, теперь я вам назначаю хорошего губернатора, хорошего министра, хорошее правительство. Но население от этого проиграет. Пусть эти завалы сейчас разгребают те, кто имеет отношение к тому, что эти завалы сформировались," - говорит Татьяна Малева.