1 февраля 2004 г. началось формирование регионального правительства ("Волга" от 01.02.05.) На заседании выступил губернатор А. Жилкин, который свое выступление начал с одной из злободневных проблем - льгот, так как в этом вопросе есть еще много нерешенного. Прогрессивная реформа при ее исполнении оказалось не такой эффективной, как ее задумали в правительстве, многие члены которого не понимают, как она идет в регионах, не могут дать ответ на вопрос: почему людей поделили по федеральному и региональному признаку. И что самое главное - правительство до сих пор скрывает, что главной целью реформы было кардинальное сокращение числа льготников. Компенсация транспортных затрат льготников оказалась у нас мало - всего 100 руб. Сейчас изыскали в бюджете средства и выделяем дополнительно на каждого льготника ещё 50 руб., то есть 150 руб. - это стоимость единого социального проездного билета. Но это компенсирует транспортникам только половину затрат, так как реальная стоимость такого билета около 300 руб.

Следующим был вопрос о подготовке к празднованию 60-летия Победы. В области проживает свыше 6 тыс. участников и инвалидов войны, 23 тыс. тружеников тыла и 6,1 тыс. вдов погибших участников ВОВ. В этой программе эти категориям граждан будет оказана социальная помощь в установке телефонов, обеспечение лекарствами и санитарно-курортными путевками. На эти цели выделяется 112,3 млн. руб. На улучшение жилищных условий 1249 чел. Выделяется 468,8 млн. руб. Также в этом году будет выделено 58,5 млн. руб. на приобретение для инвалидов войны около 100 автомобилей "Ока".

Создание в Астраханской области свободной экономической зоны ("Волга" от 01.02.05.) Как ни странно, в условиях, когда эти зоны во многих регионах России так и не заработали, эксперты ТАСИС согласны с губернатором и считают нашу область перспективной. Как показал проведенный анализ, сильными сторонами региона являются: удобное расположение на важных транспортных путях вблизи от крупных внешнеэкономических партнеров; высокая мотивация и квалификация администрации области; наличие рабочей силы, а также низкий уровень зарплаты. Преимуществом является хорошо развитая портовая и транспортная инфраструктура региона. Слабыми местами являются: принятие многих решений только на федеральном уровне; значительный износ оборудования; слабый сектор малого бизнеса и сложность административных процедур. Если устранить эти недостатки, то Астрахань сможет занять свое достойное место в мировой экономики. Особенно большой потенциал у региона в переработки овощей. Предложения по созданию в нашей области свободной экономической зоны были направлены для рассмотрения в московское представительство в Европейской комиссии и в сентябре 2004 г. были ей одобрены. С ноября прошлого года началась реализация проекта. Партнерами проекта являются администрация области, правительство Европейской комиссии в РФ и независимая консалтинговая компания ADES.A (Бельгия). Бюджет проекта - 200 тыс. евро. Срок реализации - 12 месяцев.

Обращения председателя Астраханской областной профсоюзной организации работников пищевых промышленных, сельскохозяйственных предприятий и организаций В. Зиновьева ("Волга" от 01.02.05.)

Уже который раз В.Зиновьев пытается привлечь внимание местного руководства к вопиющим проблемам пищевой отрасли, которая на протяжении последних лет, на его взгляд, приходит в полный упадок. Хотя высокопоставленные чиновники из обладминистрации, в чьем ведении она находится так не считают, которые заявляют, что драматизировать ситуацию не следует, что она полностью под контролем, идет нормальный процесс перестройки предприятий. Дескать выживут те из них, где сумеют технически переоснастить производство, вписаться в рыночные условия. Остальные обречены на ликвидацию. Но на все это требуются огромные финансовые затраты, что многим астраханским производителям недоступно. Тут-то и появляются в регионе заезжие бизнесмены, имеющие капитал и обещающие вдохнуть вторую жизнь в то или иное производство. Так случилось с кондитерской фабрикой. Купившая её группа строила радужные планы коренной модернизации этого предприятия, обещало обеспечить ему светлое будущее. Теперь очевидно: эти люди были заинтересованы исключительно в одном - получении приличной прибыли от перепродажи фабрики другим хозяевам. То же самое стало с пивкомбинатом. Выпускаемая им продукция (2,5-3,5 тыс. декалитров в сутки) отличалась, как и ассортиментом, так и неплохим качеством. После смены собственника предприятие простаивает и в скором времени прекратит свое существование. Несколько лет назад эта участь постигла астраханский молочный комбинат. Разрушили перерабатывающее предприятие, а замены ему нет. В результате большая часть кисломолочной продукции (это 130-140 тонн) завозится ежедневно в область из других регионов. Кое у кого есть намерение прибрать к рукам ООО "Трусовский хлебозавод", кстати, лакомый кусочек: предприятие экономически крепкое, устойчиво развивающееся. В настоящее время процедура банкротства проходит на Астраханском овощеконсервном комбинате. Все это показывает, что необходимо срочно принимать меры защиты от подобных временщиков. Прежде чем решить вопрос о продажи того или иного предприятия, необходимо тщательно выяснить истинное финансовое положение претендента, рассматривать предоставляемый бизнес-план, интересоваться его прежними подобными сделками. И, безусловно, ставить непременным условием - сохранение существующих на приобретенном производстве рабочих мест.

Городские власти пытаются заставить владельцев коттеджей платить налог на имущество ("Комсомолец Каспия" от 02.02.05.) Чиновники Кировской районной администрации, сотрудники "Водоканала", "Газсервиса", милиции и налоговой службы отправились в сопровождении журналистов в "долину нищих", которая с каждым годом растет и ширится в микрорайоне "Покровская роща". На данный момент там уже построено около сотни коттеджей. Целью поездки было выявить злостных неплательщиков налогов и узнать реальные суммы, которые из-за них теряет городской бюджет. Проверка выявила парадокс: чем роскошнее дом, тем забывчивее хозяин. Одним из способов избежать налогов, которым пользуются большинство богатых домовладельцев состоит в следующем: Если по проекту остались хоть самые маленькие недоделки, то дом до бесконечности может считаться не сданным в эксплуатацию, хотя хозяева живут в нем и используют вовсю тепло, газ и водоснабжение, не платя никаких налогов. Проверка документов об оплате налогов на имущество только в этом микрорайоне затянулась на полдня и то только половины домовладений. Результаты будут подведены, когда обследуют весь район. Следующий рейд пройдет в районе рынков Большие исады, Татар базар, так как там немало домов, построенные незаконно.

Паспортно-визовая служба Астраханской области ("Волга" от 03.02.05.) Как ни аморально это выглядит, но иностранцы, прошедшие через руки посредников при получении визы на жительство, сами включаются в пресловутую систему: "За деньги и ворон ворону глаз выклюет". Это в основном граждане Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана. Приходят жители этих государств в ПВС, а у подъезда их встречает соплеменник и начинает внушать земляку, что без его помощи тот никаких документов не оформит и его доброта будет стоить недорого - всего 500 руб. Все иностранцы должны работать, только имея разрешение на трудовую деятельность. При проверке строительных объектов сотрудниками ПВС, миграционной службы находятся свидетели, которые при задержании нелегального рабочего утверждают, что он, мол, и не работает совсем, а пришел на стройку посмотреть, что он родственник строителя и т.д. То есть нелегалы работают под хорошо организованным прикрытием. На рынке "Большие исады", когда подъезжал автобус с миграционным контролем, специальные лампочки начинали мигать, и весь рынок знал, что началась проверка, и нелегальные торговцы, естественно, разбегались. Весной прошлого года проводили "чистку" а Аксарайском - убрали не один вагончик с перрона, в которых размещались вербовщики, но полностью избавиться от них и по сей день не удалось, слишком большой поток дешевой рабочей силы идет через станцию из Ср. Азии. Вербовщики с приходом поезда тут же забирают паспорта у "рекрутов", сразу оформляют билеты, а иначе нельзя - на иностранных рабочих-нелегалах делаются очень большие деньги, с которых государству ничего не перепадает. Фокус в том, что сами работники-иностранцы получают очень маленькие доходы. За работу от темна до темна, с марта по октябрь, таджикам платят от 4 до 5 тыс. руб. за сезон. Но на эти деньги у себя на родине они могут купить однокомнатную квартиру или кормить всю семью до следующего сезона. Нередко они становятся объектами грабежей, разбойных нападений, а сколько их тел находят по весне в полях, лесополосах. Преступники знают, что их никто искать не будет. Вывод тут однозначный - иностранную рабочую силу нужно легализовывать, поскольку нарушений закона в этой сфере очень много. Необходимо исключить все посреднические функции, исключив существующие прорехи в законодательной базе, так как они способствуют работодателям брать иностранцев в рабский труд и, главное, за это никто не отвечает.

Социальную направленность бюджета удалось сохранить ("Горожанин" 02.02.05) Газета "Горожанин" взяла интервью у председателя комитета по бюджету МО "Город Астрахань" Фархада Туктарова. По словам Туктарова депутата нового созыва пришлось снова рассматривать бюджет и корректировать его доходную часть. Это случилось из-за того что уменьшился доход по акцизам на 219 млн. рублей, срочное погашение долгов перед ОАО "Астраханьэнерго" и повышение зарплат работникам бюджетной сферы 200 млн. рублей. Все это потребовало создать комиссию, которая даст рекомендации по оптимизации бюджета. Уменьшение расходной части и перераспределение доходной части, возможно, при выполнении некоторых условий: сокращение аппарата управления, активизация сбора налога на имущество, финансовые влияния из областного бюджета. В заключении интервью Фархад Туктаров подчеркнул, что финансирование всех социальных программ останется в полном объеме.

Сохранить рисоводческую отрасль ("Астраханский мир" 03.02.05) Эту тему рассматривали на заседании аграрного комитета областной думы. Областная администрация обнародовала статистические данные по рисоводству - производство риса за 14 лет сократилась на 100 тысяч тонн, а посевные площади уменьшились в 4 раза. По заявлению крупнейших производителей риса к этому привело отсутствие спецтехники по уборке риса и агротехнической обработке почв и краткосрочность кредитов. Итогом обсуждения темы рисоводства явилось принятие проекта обращения к председателю Правительства РФ М. Фрадкову. В нем были высказаны предложения - увеличение длительности кредитования до 3-х лет, возможность использования земельного налога на восстановление почвы, ужесточение требований к импорту риса, увеличение объемов госзакупок риса. Данные предложения направлены в Госдуму АО.

Опять мусорная эпопея ("Волга" от 03.02.05.) Экологическая ситуация на улицах города не изменится к лучшему пока не будут введены новые нормы накопления мусора. Сейчас ситуация такова, что большинство бизнесменов вынуждены заключать договора на вывоз отходов на заведомо низкое количество отходов, подгоняя его под старые экологические нормы, которые значительно меньше реального количества мусора. За его излишки предпринимателям приходится платить высокие штрафы. Руководство "Спецавтохозяйства по уборке города" отмечает, что наименее дисциплинированными по части вывоза мусора являются представители малого бизнеса - владельцы торговых лотков, магазинов. Многие не заключают договора, ссылаясь на то, что при их деятельности мусора нет. Другие говорят, что самостоятельно сжигают мусор, не задумываясь о том, что это запрещено законом. Поэтому незаключение договоров само по себе является нарушением.

Согласно проверке, не многие предприятия и организации показывают реальное количество производимого мусора. Особенно актуальна эта проблема для городских рынков. Здесь во многих прилегающих дворах торговцы устраивают не только склады, но и свалки мусора, сгнивших овощей и фруктов. По распоряжению администрации г. Астрахани еще в 2002 г. была создана комиссия по проверке фактического накопления мусора и выработке новых реальных норм в увеличенном количестве. Но дальше пассивного наблюдения дело не пошло. Чиновники ссылаются на длительную процедуру выработки согласования и утверждения новых норм, хотя в первую очередь должны знать, что действующий федеральный закон о местном самоуправлении делегирует муниципальной власти контрольные функции в отношении соблюдении правил уборки и содержания территории города, составлять акты, направляя их в суд, а также применять закон Астраханской области "об административных нарушениях".

Помощь участникам войны - не только из бюджета ("Астраханские ведомости" 03.02.05). О ходе подготовки к празднованию 60-летия Победы отчитался и.о. начальника департамента труда и социального развития Э. Володин. По его словам были проведены обследования условий жизни участников войны, инвалидов и вдов погибших. Выявлены их потребности в помощи - это установка телефонов, обеспечение лекарствами и медпомощью, ремонт жилья и приобретение товаров длительного пользования. Общая потребность средств составляет - 112,3 млн. рублей, из них 73,9 - областной бюджет, 37,6 - городской бюджет и 0,73 - помощь спонсоров. Федеральный бюджет взял на себя обязательства по обеспечению 650 инвалидов автотранспортом и выделяет для этого - 58,5 млн. рублей. На возмещение расходов по установке и подключению телефонов потребуется 2450 тысяч рублей. Самый актуальный вопрос и к тому же денежноёмкий - это улучшение жилищных условий. Общая стоимость программы - 450 млн. рублей. Для полного финансирования этой программы губернатор А. Жилкин предложил департаменту труда и социального развития найти понимание в Пенсионном фонде РФ и у руководителей крупных предприятий.

"С 1 января мы живем в другом государстве, и оно мало кому нравится. Власть неожиданно столкнулась с массовым народным протестом. В нашей области его уровень пока невысок, но его рост - дело времени. С начала года территории потеряли водный налог, налог на добычу полезных ископаемых и часть налога на прибыль. Наша область потеряла до 40% налогов. При этом на регионы сбросили все льготы ветеранов, ежемесячные детские пособия, коммунальные субсидии. Так, на обеспечение льгот ветеранов область получила 6,6 руб. в расчете на одного ветерана, на детские пособия - 3 руб. на одного ребенка. Реальный дефицит бюджета - 40%. Возникает ощущение, что область просто банкротят с целью последующего присоединения к Волгоградской области. Деньги, которыми заменены льготы будут индексироваться как базовая пенсия - на уровень инфляции, то есть на 8-10% в год независимо от роста цен на транспорт, лекарства, ЖКХ. Выделенные в Астраханской области 100 руб. никак не компенсируют проезд на транспорте. Причем рост цен на товары и услуги составляет от 20 до 40%. Сейчас основная тема дня - приведение закона №122 "о льготах" в соответствии с требованиями людей и реальным положением дел в регионах", пишет газета.

Астрахань строительная ("Астраханские ведомости" 03.02.05). На протяжении последних лет спрос на жилые и нежилые помещения в Астрахани продолжает расти. По сравнению с 1996 годом число строительных фирм выросло в 8,5 раз и к концу 2004 года составило более 30 организаций. Большинство строительных фирм строят жилые дома на деньги потенциальных жильцов. Благодаря этому строительство окупается в более короткие сроки и позволяет развиваться строительным компаниям. На сегодняшний день цены на квартиры по сравнению с 2004 годом не изменились и колеблются в пределах 9 - 14 тысяч рублей за кв. метр. Строительство "элитного" жилья ведётся не менее интенсивно, чем других жилых домов, но при этом цена колеблется от 15 до 25 тысяч рублей за кв. метр, а минимальная площадь квартир от 60 кв. метров. 2005 год порадует астраханцев развитием ипотечного кредитования. Фиксированная ставка составляет - 15%, а срок кредитования до 27 лет. Принятые на федеральном уровне, законодательные положения, упростят схемы кредитования и позволят в ближайшее время уменьшить процентные ставки. На сегодняшний день выдачу ипотечных кредитов в г. Астрахани осуществляет ВКАБанк. Гордостью строителей в 2005 году станет сдача в эксплуатацию необычного жилого дома - разноэтажного, выполненного в виде корабля, со многими "изысками". Начальная цена за 1 кв. метр составляет - 25 тысяч рублей, а конечная ещё не известна. Это говорит о том, что и в дальнейшем в успехах строителей сомневаться не придётся.

Сельское хозяйство области готово удвоить ВРП с помощью государственного протекционизма ("Волга" 04.02.05). В статье рассказывается о первой рабочей поездке А. Жилкина по сельскохозяйственным объектам. Цель поездки - выявить, как предприятия агропромышленного комплекса начали выполнять программу удвоения ВРП. Посетив ряд успешных хозяйств Красноярского района А. Жилкин определил проблемы мешающие развиваться сельхозпредприятиям. Как отметил губернатор, в регионе создаётся принципиально новая стратегия развития агрокомплекса. Основные её задачи - глубокая переработка и реализация сельхозпродукции. По проблемам рисоводов А. Жилкин заявил, что он в Москве уже поставил вопрос о повышении таможенных пошлин на импорт риса. Подводя итоги поездки А. Жилкин подчеркнул: "Сегодня мы осуществляем государственный протекционизм, которым воспользовалось МО "Красноярский район". Его положительный опыт должны использовать остальные".