В конце января 2005 известная "Международная кризисная группа", которая занимается изучением кризисных ситуаций в различных точках мира, опубликовала доклад о положении в Косово, в котором отмечается, что ситуация в крае становится все более напряженной, возможно возникновение новых серьезных конфликтов в результате растущего недовольства албанского населения края неопределенностью его статуса, экономическим положением и сохраняющимися проблемами прошлого. Исходя из этого, предлагается "всем сторонам незамедлительно начать работу по созданию Косово как независимого государства, которое способно гарантировать права меньшинствам". По мнению авторов доклада, "независимость - это единственное решение, которое может устранить накопившуюся опасность". Если это не будет осуществлено, то косовские албанцы могут предпринять "односторонние шаги", что в свою очередь может привести к тому, что косовские сербы призовут для их защиты вооруженные силы Сербии. "Представление Косово независимости должно быть осуществлено вскоре, но не до того, как будут созданы необходимые для этого условия", говорится в докладе, где в этой связи отмечается, что соответствующее решение, обеспечивающее Косово международное признание, могло бы быть принято в середине 2006 года. В докладе утверждается, что Белград, после насильственного изгнания в 1999 году более 700 тысяч косовских албанцев, потерял право управлять краем и "население края, 90% которого составляют албанцы, никогда не согласится на возврат господства Белграда".

Кризисная группа предложила, чтобы Контактная группа как можно скорее установила временные рамки определения окончательного статуса Косово, предусмотрев также четыре ключевых положения: защита прав меньшинств в Косово - основной вопрос дальнейшего прогресса; Косово не будет возвращено под власть Белграда; раздел Косово не будет допущен; не будет и его объединения с Албанией или с каким-либо соседним государством и территорией. Условием получения независимости должно быть "полное уважение и защита косовских сербов и других меньшинств". Составители доклада одновременно считают, что в Косово должна находиться международная миссия наблюдателей, которая информировала бы международное сообщество и предлагала бы соответствующие меры, если Косово не выполняет свои обязательства. В докладе содержатся и конкретные сроки создания независимого Косово - до конца 2005 года провести международную конференцию, в первой половине 2006 года - референдум граждан Косово для одобрения его конституции, а в середине 2006 года гражданская администрация ООН в Косово должна передать свои полномочия исполнительной власти правительству Косово (нахождение международных сил безопасности должно быть подтверждено договором между НАТО и правительством Косово) и тогда же международное сообщество должно признать независимость Косово.

Авторы доклада не исключают, что Сербия и, может быть, Россия откажутся от участия в реализации такого плана, не исключают также, что и Совет Безопасности ООН не будет принимать резолюцию, подтверждающую де-юре независимость Косово. Считая, что это не должно останавливать начертанный ими процесс получения независимости Косово, они полагают, что все намеченное должно быть осуществлено теми странами, которые с этим согласны, прежде всего, США и Европейским союзом.

В Сербии этот доклад был воспринят как один из способов давления с целью обеспечить независимость Косово, как бы "предупреждающий" - или в этом году Косово станет независимым, или на Балканах будет новая война. С учетом такой направленности доклада у сербских политологов возник естественный вопрос: указанная группа призвана решать или вызывать кризисы? По мнению министра иностранных дел Сербии и Черногории В.Драшковича, предлагаемое кризисной группой решение проблемы Косово является "катастрофическим" и невозможным с правовой точки зрения. "Не могут, согласно Уставу ООН, создаваться суверенные государства на территории других суверенных государств против их воли, а Сербия и Черногория против независимости Косово и Метохии", заявил В.Драшкович.

Содержащиеся в докладе "Международной кризисной группы" выводы были негативно оценены МИДом Российской Федерации. По его мнению, в докладе даны принципиально неверные заключения о механизме и перспективах косовского урегулирования, "подобные "рецепты" не только контрпродуктивны, но и опасны как для Косово, так и для балканского региона в целом". В этой связи отмечается настойчивое стремление искусственно форсировать процесс обзора выполнения косовских стандартов и перехода к переговорам о статусе Косово, ради чего авторы доклада даже предлагают принять решение об этом статусе в обход Совета Безопасности ООН. Что же касается "попыток решить проблему Косово, не принимая во внимание позиции ряда государств региона, прежде всего Сербии и Черногории", то это противоречит общей логике урегулирования данной проблемы.

Похоже доклад Международной кризисной группы на руку тем, кто любыми средствами пытается обеспечить предоставление Косово независимости, его назначение стать исходным материалом при обсуждении косовской проблемы в государственных структурах любой страны, которая проявит к этому интерес. Он должен помочь, например, американскому конгрессмену Т.Лантосу, который, не получив в октябре 2004 года поддержки комитета по международным делам палаты представителей конгресса США по проекту своей резолюции по Косово, в начале января с.г. представил новый вариант такой резолюции, имеющий много общего с докладом кризисной группы. Согласно этой резолюции США должны признать "опасность откладывания определения окончательного статуса Косово для политической и экономической жизни края, его соседей и Юго-Восточной Европы" и поддержать независимость Косово в "его нынешних границах", где "будут уважаться права человека, включая права этнических и религиозных меньшинств, также как и главенство закона". Он считает необходимым, чтобы США, ООН и НАТО создали наблюдательный орган, который бы обеспечил достижение стандартов, установленных для Косово Советом безопасности ООН с тем, чтобы Косово превратилось из протектората ООН в полностью функциональное демократическое государство. По его мнению, США совместно с Советом Европы должны разработать и осуществить программы недопущения этнической и религиозной нетерпимости на всех уровнях косовского общества.

Действительно проблема урегулирования ситуации в Косово становится все более актуальной, хотя перспектива ее решения пока все еще не ясна. Во всяком случае, нельзя не видеть, что предоставление Косово независимости чревато, имея в виду диаметрально противоположные позиции албанцев и сербов, гуманитарной катастрофой и новым обострением ситуации на Балканах. По мнению президента Сербии Б.Тадича, предоставление независимости Косово создаст опасный прецедент для региона Балкан и для других европейских стран.

Многие считают, что 2005 год будет решающим в судьбе этого южного сербского края, исходя из того, что в середине года Совет Безопасности ООН будет рассматривать очередное сообщение о положении в Косово и тогда должна быть дана оценка осуществления установленных для этого края стандартов демократического общества и сделан вывод о возможности переговоров об окончательном статусе Косово. Между тем в последнее время появились сообщения о том, что с учетом существующих разногласий такие переговоры могут состояться не раньше осени 2005, а может быть даже в начале 2006 года.