В 2005 году бюджетные организации Тюменской области перешли на новые финансовые отношения с органами государственной власти. Одними из первых свой статус поменяли учреждения культуры, став автономными некоммерческими организациями (АНО). Суть преобразований - в нацеленности на конечный результат, который должен превратить учреждения бюджетной сферы в доходные предприятия, финансово самостоятельные, но без потери государственной поддержки в форме государственного или муниципального заказа.

Прокомментировать ситуацию с преобразованием учреждений здравоохранения в АНО мы попросили заместителя директора департамента здравоохранения администрации Тюменской области Тимофея Склярова.

По его словам, реорганизация лечебных учреждений в АНО в первую очередь коснется непрофильных учреждений таких, как завод лечебного питания, санаториев "Светлый", "Верхний бор" и других подобных предприятий. "Наибольшую сложность при изменении организационно-правовой формы учреждений здравоохранения представляет набор услуг. Изменение правовой формы, как правило, влечет существенные изменения и в расценках учреждений. Надо понимать, что потребность в искусстве и тяга к прекрасному у человека может выражаться, а может и нет. Но если он заболеет, то потратит все силы, средства, возможности, чтобы получить помощь надлежащую и качественную. Единственная задача, которая стоит перед нами - не снизить качество оказываемой помощи. Задача эта решается, мы будем внимательно и тщательно изучать вопрос перехода в АНО каждого лечебного учреждения отдельно. Нам нужно серьезно к этому подготовиться, и наверно, к началу третьего квартала 2005 года картина по переводу учреждений здравоохранения в АНО прояснится. По поводу непрофильных предприятий можно сказать, что уже в первом полугодии они поменяют свой статус" - заметил Тимофей Скляров.

В системе государственного заказа здравоохранение работает уже давно. Департамент здравоохранения последние четыре года пристально отслеживает его исполнение. Поэтому большой новизны при переходе медицинских учреждений в АНО ни для коллективов, ни для и граждан, по мнению Склярова, ждать не стоит. Возникают вопросы по налогообложению, по использованию собственности, по возникновению амортизационных отчислений и т.д. Но они решаемы.

Не изменится и система финансирования здравоохранения. Наиболее удобной формой по-прежнему остается финансирование через фонд обязательного медицинского страхования.

"Фактически в этом году мы отказались от приписного статуса контингента, то есть граждане вольны выбирать сами учреждения, куда они будут обращаться за медицинской помощью. Таким образом, фактический поток средств, который будет идти учреждению, станет определяться посещаемостью, востребованностью услуг" - сказал Скляров.

По его мнению, выстраивается четкая перспектива развития регионального здравоохранения на ближайшие годы. Но главное, что власть в вопросах социальной сферы стала вести себя более взвешенно, предпочитая семь раз отмерить, прежде чем отрезать.

Можно выделить несколько направлений работы администрации области с лечебными учреждениями. Главным здесь становится переориентация финансовых потоков, отказ от сметного финансирования и тарифной сетки оплаты труда медицинских работников, когда врачи подсчитывали количество "мертвых душ", не заботясь о лечении конкретного человека. Требование времени - создание эффективных рычагов управления, как всей системой здравоохранения, так и отдельным лечебным учреждением. Многое в этом будет зависеть от деловых качеств каждого отдельно взятого руководителя.

Наравне с обязательным медицинским страхованием администрация области намерена развивать добровольное медицинское страхование, привлекая средства населения. В конечном счете, всем следует понять, что здоровье зависит не только от врача, который не долечил болезнь, но и от самого человека, привыкшего полагаться на авось и пользоваться бесплатными услугами, предоставляемыми государством.

Бюджет области по-прежнему оставляет за собой функцию капитального строительства и ремонта лечебных заведений, ведь это наиболее затратная часть финансирования здравоохранения. А также поддержку социально незащищенных категорий населения - ветеранов войны и трудового фронта, инвалидов, малообеспеченных граждан. Борьба с социально опасными заболеваниями, улучшение демографической ситуации - и это по-прежнему прерогатива государства.

"Есть повод смотреть на будущее регионального здравоохранения с оптимизмом", - заключил Тимофей Скляров.