Комментируя по просьбе корреспондента ИА REGNUM поправки к Закону "Об основной школе и гимназии", которые отменяют вступительные тесты при поступлении в первый класс основной школы, советник по прессе Министерства образования и науки Эстонии Айре Койк (Aire Koik) подтвердила, что данное изменение касается и широко распространенной практики, когда при зачислении в эстонские школы русским детям предлагается пройти предварительное собеседование или тест на знание эстонского языка, на основании которого и принимается решение о зачислении. Такая дискриминационная мера по отношению к будущему первокласснику позволяла заметно сократить число русских учеников в эстонских школах и служила серьезным барьером на пути русских детей в эстонскую образовательную систему.

Койк заявила корреспонденту ИА REGNUM, что, если поправки вступят в силу, уже со следующего учебного года такие предварительные тесты будут отменены. Школы будут обязаны принять на учебу любого школьника, живущего на территории местного самоуправления, независимо от того, в какой степени он владеет эстонским языком. Койк не стала давать оценку последствиям изменения закона, но признала, что они носят кардинальный характер и могут существенно повлиять на нынешнюю пропорцию эстонских и русских учеников в эстонских школах.

Эксперт международного отдела Министерства образования и науки Эстонии Татьяна Дорошко не видит ничего страшного в отмене тестов при приеме в школу: "У каждого ученика есть право на образование, и школа обязана такое образование предоставить. Куда идет ребенок - решать родителям. Если они считают, что в эстонскую школу, почему бы и нет?" Она признала, что пока процент русских детей в эстонских школах незначителен - из 143 тысяч школьников в эстонских гимназиях учатся лишь около пяти тысяч иноязычных учеников. Дорошко сообщила корреспонденту ИА REGNUM, что в Министерстве не просчитывали масштабы "наплыва" русских детей в эстонские школы осенью 2005 года, и предположила, что острым этот вопрос может быть в Тарту и Таллине, где весьма высока доля русскоязычного населения.