21 февраля 2005 года группа парламентариев и общественных деятелей направила обращение в адрес Президента России Владимира Путина, председателя Правительства Михаила Фрадкова и глав обеих палат парламента Сергея Миронова и Бориса Грызлова, призывая их как можно скорее обратить внимание на катастрофическое положение, в котором оказались миллионы российских инвалидов в результате принятия пресловутого закона о монетизации льгот. Под обращением подписались: научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций Евгений Гонтмахер, председатель Всероссийского общества инвалидов Александр Ломакин-Румянцев, депутаты Госдумы Владимир Рыжков и Олег Смолин. На основе обращения выработан пакет поправок к закону, которые переданы на рассмотрение профильного комитета Госдумы.

Это уже второй пакет предложений по корректировке ФЗ №122, представленный данной группой экспертов. Первое обращение и связанные с ним поправки к закону были озвучены месяц назад.

Приводим полный текст этого документа:

"Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Михаил Ефимович!

Уважаемый Сергей Михайлович! Уважаемый Борис Вячеславович!

Сегодня в России проживают более 12 миллионов граждан, являющихся инвалидами, в том числе около семисот тысяч - детей-инвалидов. Ежегодно впервые признаются инвалидами более одного миллиона человек. Три четверти из впервые признанных инвалидами относятся к наиболее тяжёлым категориям (инвалиды I и II групп), половина из них - лица трудоспособного возраста. Таким образом, масштабность проблемы преодоления инвалидности не вызывает сомнений.

Благодаря демократическим преобразованиям в стране, развитию социальной зрелости российского общества основным инструментом решения проблем инвалидности с середины 90-х годов стал Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Его идеология опиралась на разумное сочетание активных форм социальной поддержки инвалидов и предоставление инвалидам ряда льгот. Закон в корне изменил государственную политику: от нетрудоспособного (т.е. ненужного) гражданина - к реабилитации инвалидов и признанию их прав на полноценную жизнь. "Несмотря на трудности его реализации, в течение почти 10 лет на основе закона всеми уровнями власти и общественными организациями инвалидов реализовывались социальные программы, направленные на восстановление способностей инвалидов к общественной, бытовой и профессиональной деятельности. В субъектах Российской Федерации была налажена система социальной поддержки инвалидов, создана необходимая материальная база и инфраструктура для решения проблем инвалидности.

Принятие ФЗ-122 от 22 августа 2004 года (далее именуется ФЗ-122) ознаменовало внезапное изменение идеологии преодоления инвалидности, а по сути вернуло государственную политику в отношении инвалидов в прошлое.

Если раньше главной задачей учреждений медико-социальной экспертизы (МСЭ) было установление реабилитационно-экспертного диагноза с целью определения реабилитационного потенциала инвалида, установления группы инвалидности и разработки индивидуальной программы реабилитации, то сегодня главное в деятельности этих учреждений - определение степени утраты способности инвалида к трудовой деятельности. Смысл изменения прост: размер мизерной пенсии инвалида теперь зависит не от группы инвалидности, а от степени утраты способности к трудовой деятельности. Иными словами, если ты без ног, но можешь работать (именно "можешь", а не "работаешь") - имеешь большой шанс остаться без пенсии.

С 1 января 2005 года все учреждения МСЭ субъектов Российской Федерации ликвидированы, а федеральные учреждения государственной службы МСЭ, фактически, находятся в стадии формирования. В результате в настоящее время инвалиды, практически, лишены возможности получить заключение о нуждаемости в техническом средстве реабилитации и получить его. Конкурсы на обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации по госзаказу объявлены Фондом социального страхования Российской Федерации с большим опозданием и более сотни протезно-ортопедических предприятий и предприятий реабилитационной индустрии по всей стране, практически, приостановили свою деятельность.

Принятие ФЗ-122 серьёзно осложнило проблему занятости инвалидов в связи с резким сокращением рабочих мест для инвалидов. При установлении квоты для приёма на работу инвалидов минимальная численность работников предприятия увеличена с 30 до 100 человек. Соответственно, все организации, в которых работают более 30, но менее 100 человек, а это, практически, все предприятия малого и среднего бизнеса, получили возможность совсем не квотировать рабочие места для инвалидов, хотя до принятия ФЗ-122 обязаны были это делать. Более того, теперь предприятия, которые должны квотировать рабочие места для инвалидов, могут не создавать эти рабочие места, поскольку согласно закону норма об уплате ими обязательных взносов в специализированный фонд исключена даже, если эти организации не квотируют рабочие места для инвалидов. Таким образом, руководители предприятий с численностью работающих не менее 100 человек освобождены не только от бремени уплаты взносов, но, фактически, и от обязанности осуществления мер по квотированию.

ФЗ-122 упразднил обеспечение с 1 января 2005 года инвалидов всех категорий по медицинским показаниям транспортными средствами. Инвалиды, состоящие на учёте на получение автомобиля до 1 января 2005 года, также вряд ли получат транспортные средства: в бюджете 2005 года ассигнования на эти цели отсутствуют, правовой механизм предоставления инвалидам автомобилей бесплатно либо выплаты соответствующих компенсаций за приобретенные самостоятельно автомобили отсутствует. При этом следует учитывать, что общественный пассажирский транспорт у нас в стране, практически, недоступен для большинства инвалидов с нарушениями двигательных функций и потерей зрения. Невозможно поверить, что государство пошло на такой шаг в канун 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Вызывает серьёзную озабоченность отмена льготы для инвалидов, детей-инвалидов и их сопровождающих по междугороднему проезду к месту лечения и обратно. Сотни тысяч людей из-за отсутствия средств на проезд потеряли возможность лечиться в специализированных гематологических, онкологических и других медицинских центрах, расположенных в других регионах.

Мы умышленно не перечисляли все промахи ФЗ-122, связанные с "монетизацией льгот". Вместе с тем, по этому вопросу, а также по вопросам реформы ЖКХ, межбюджетных отношений, административной реформы возникают серьёзные проблемы для инвалидов.

В целом оцениваем происходящее, как шаг назад в социальной политике государства по отношению к инвалидам. Непродуманные положения ФЗ-122 и неэффективные механизмы их реализации в части решения проблем инвалидности создают для страны новые системные социальные риски.

В настоящее время ведётся работа по независимому мониторингу реализации ФЗ-122 в регионах. Считаем своим долгом в ближайшее время проинформировать органы государственной власти о его первых конкретных результатах. В настоящее время по изложенным в данном обращении проблемам завершается подготовка для внесения в порядке законодательной инициативы дополнений и изменений в действующие законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования социальной защиты инвалидов.

Надеемся на конструктивный диалог и понимание".

"Наши инициативы связаны не только с исправлением отдельных ошибок при реализации закона, - подчеркнул на пресс-конференции В.Рыжков. - В законе допущены системные ошибки. В целом ряде позиций он принципиально ухудшает положение инвалидов. Фактически 122-й закон просто вышвыривает людей из жизни, лишая их всякой надежды, что государство о них позаботится. Наша задача заключается в том, чтобы обратить на это внимание общества и государства и исправить эти ошибки пока не поздно".