Скандалом обернулась процедура банкротства одной из фирм, работавших в Ростове Великом Ярославской области. Чтобы покрыть ее долги, конкурсный управляющий планирует выставить на аукцион недвижимость, включая православный храм XVII века. Об этом сообщила пресс-служба ярославского областного комитета по делам религий

Некогда правнук Чингисхана, ордынский царевич Даир принял православие и основал в трех верстах от Ростова Великого Петровский монастырь. После революции от обители остались только башни да построенный триста лет назад каменный храм Похвалы Богородицы. К нему намертво "прилепили" несколько хозяйственных помещений и гаражные боксы - видимо, как раз по этой причине церковь не была своевременно внесена в реестр памятников старины. Под сводами храма довольно долго работал цех по розливу газированной воды, а после перестройки его владельцем стала фирма "Ростовагропромэнерго".

В 1993-м году губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын своим постановлением отнес церковь Похвалы Богородицы к вновь выявленным объектам культурного наследия. Но хозяин у нее остался прежним. Между тем, верующие все настойчивее просили вернуть им культовое здание. Это ходатайство поддержала областная комиссия по передаче религиозным объединениям их прежнего имущества - и 5 января 2004 года, накануне православного Рождества, общее собрание учредителей ООО "Ростовагропромэнерго" постановило вернуть храм уже созданной к этому времени православной общине. Решение подкрепили свидетельством о безвозмездной передаче, вручив один экземпляр местному благочинному архимандриту Сильвестру, а другой - архиепископу Ярославскому и Ростовскому Кириллу.

Прихожане приступили к ремонту здания и стали проводить в нем богослужения. А через несколько месяцев фирма "Ростовагропромэнерго", задолжавшая разным организациям около 800 тысяч рублей, была признана несостоятельной. По закону "О банкротстве", сюда назначили конкурсного управляющего, задачей которого стала распродажа оставшегося имущества в счет погашения долгов. Но его у организации оказалось немного. В итоге управляющему Александру Григорьеву и пришла, видимо, идея потребовать обратно уже переданный верующим храм с пристройками, балансовая стоимость которого составляет 650 тысяч рублей. Тем более, что право собственности на него община оформить не успела - следовательно, имущество можно вернуть и выставить на аукцион.

В августе Григорьев уведомил ярославскую епархию об "отказе от исполнения сделки по передаче здания конторы ООО "Ростовагропромэнерго" под видом церкви". Вскоре на дверях храма появился замок. По имеющимся сведениям, помещения храма будут выставлены на продажу.

"Мы сделали всё возможное: оформили справки об истории храма, подготовили проект охранного договора. - говорит заместитель директора департамента культуры и туризма администрации Ярославской области Юрий Аврутов. - И, безусловно, хотели бы видеть хозяевами церкви православных. Но сами имущественные споры находятся, увы, вне компетенции нашего ведомства".

"В основе конфликта лежит до сих пор не закрепленное за нами право собственности на храм и прилегающую территорию. - разъясняет член приходского совета церкви Сергей Козлов. - Документы сданы давно, но чиновникам всё недосуг их рассмотреть. Этим обстоятельством и воспользовался конкурсный управляющий.

В областном департаменте по управлению госимуществом, который контролирует проведение "банкротных" аукционов, говорят, что сам храм на реализацию, конечно, выставлен не будет. А вот пристройки к нему, по духу и букве закона "О банкротстве", действительно надо продать. Правда, у пристроек этих с церковью, как минимум, по одной общей стене, а гаражи "Ростовагропромэнерго" располагаются в аккурат над мощами святого царевича - основателя монастыря.

"Допустим, что продадут не церковь, а именно прилегающие к ней хозяйственные помещения. - прокомментировал ситуацию эксперт общественного учреждения "Ярославский областной комитет по делам религий", кандидат исторических наук Александр Бородкин. - Представим даже, что сам храм затем вернут верующим. А дальше? Это же всё равно недопустимое соседство: в церкви начнутся богослужения, а за стеной, в приобретенном кем-то с аукциона помещении, откроется, например, магазин. По требованиям того же закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", вблизи объектов религиозного почитания такая деятельность запрещена, поскольку оскорбляет чувства верующих. С моей точки зрения, возможен только один вариант - чтобы православные получили весь комплекс зданий, тем более что все они находятся или на фундаменте самого храма, или на территории монастыря, которая не сегодня, так завтра перейдет в собственность епархии".

Самое любопытное, что весь накал страстей возник, действительно, всего из-за нескольких бумаг - тех самых документов о праве собственности на храм, которые всё никак не могут оформить общине ответственные лица. Еще 21 октября прошлого года на расширенном совещании по данному вопросу заместитель губернатора Ярославской области Владимир Ковалев дал на это всем инстанциям ровно неделю. Однако православные продолжают проводить богослужения на улице, прямо у стен храма.