Автор статьи: Лариса Семенова - исполнительный директор эстонского Центра информации по правам человека, участник более чем 20 международных и региональных конференций и семинаров по правам человека, обозреватель 52 сессии Комиссии ООН по правам человека в Женеве (1996).

Нацизм - это идеология и политика немецкого фашизма, которую характеризуют следующие термины: расизм, антисемитизм, тоталитаризм, социальная демагогия, агрессия и претензии на превосходство над другими нациями. Слово "нацизм" произошло от выражения национальный социализм, который являлся политическим движением в Германии во главе с НСДАП (Немецкая социально- демократическая рабочая партия). НСДАП была основана в 1919 и уже в 1933 имела абсолютную власть в Германии. После Второй мировой войны на Нюренбергском процессе её объявили преступной организацией. Нацистский режим был ответственен за смерти миллионов людей из числа гражданского населения, часть из которых были сожжены в концентрационных лагерях из-за их (предполагаемого) различия. В основном преследовались евреи, цыгане, гомосексуалисты и коммунисты/социалисты. Некоторые группы идентифицируют себя с идеалами нацизма даже в наши дни. Они называют себя неонацистами. Неонацисты верят не в обоснование, а в мощь насилия.

Национализм - это политическая идеология, которая помещает интересы одной нации или национальной группы выше интересов других наций и различных связей, будь то семейные, дружественные, родовые или человеческие. Национализм делает различия между людьми в результате возникновения государственной границы, которая часто не имеет никакого отношения к людям, живущим в определённом регионе, и виной тому - власти, поместившие данную линию на карте. Это политическое движение, обосновывающее чувство превосходства граждан одной нации над другими, что обычно развивает у последних подозрительность. Крайней формой национализма является шовинизм.

Это - определения наиболее часто используемых в международных документах понятий, которые были опубликованы в информационном листке № 13, выпускаемом организацией UNITED for Intercultural Action1, представляющей собой сеть ведущих европейских организаций, деятельность которых направлена против проявлений всех форм национализма, расизма, фашизма и ксенофобии.

Наступает май, а вместе с ним приходят весенние праздники, которые любят и чтят в нашей стране. Праздники - это всегда радость, хорошее настроение. Но есть праздники, которые отмечены "счастьем со слезами на глазах". Это - День Победы или День Мира. Не будем оспаривать, какое из названий лучше - главное, это День Победы Мира над Войной.

В наше время, когда война стала "обычным делом", когда с ее помощью политики и государственные деятели без стыда и совести, чести и морали, жалости и гуманности пытаются реализовать свои политические и меркантильные интересы, особенно важно, каким осмыслением прошлого и пережитого мы наполним чествование этого дня.

Я думаю, что в той или иной степени всех взволновали недавнее чествование бывших легионеров СС в Латвии и в Эстонии. Безусловно, отношение к ним у разных людей неодинаковое. И столь же безусловно, что каждый имеет на это собственные веские причины.

Я согласна с теми, кто говорит, что у каждого была своя война. Я не отрицаю право на защиту своего дома и страны. Я не хочу никого осудить или оправдать незаслуженно. Я склоняю голову перед теми евреями, от лица которых выступила г-жа Евгения Гурина-Лоов. Они нашли в себе мужество попытаться понять ветеранов эстонских легионов, несмотря на то, что многие из них участвовали в истреблении евреев.

Понять и тем более простить - это сугубо личное свойство кому-то присущее, а кому-то и нет. Невозможно требовать от всех и каждого все понимать и прощать. Но нужно и необходимо разбираться в элементарных вещах. Например, в преподнесенных историей уроках.

Вторая мировая война и последовавший за ней Нюренбергский процесс - это тот урок истории, о котором не стоит забывать, где все точки над "i" давно расставлены и даны все оценки.

Конечно, эстонские парни из европейской провинции, какой была Эстония в начале сороковых годов, в то время могли и не разбираться, кто и за что воюет, и кого защищает. Они защищали свою родину, вернее, свой хутор. Они не могли предполагать (особенно те, кто не совершили военных преступлений), что служат в подразделениях, которые впоследствии будут объявлены преступными. Но, сейчас, по прошествии времени всему дана соответствующая оценка, и не считаться с ней - это не считаться со временем и вольно (или невольно) способствовать повторению тех же ошибок.

Безусловно, нельзя считать военными преступниками всех, кто служил в батальонах СС. Принцип коллективной ответственности не приемлем, и вина каждого должна быть доказана.

Безусловно, что участники той жестокой войны имеют право на память, на прощение и на примирение. Мне кажется, для этих целей лучшего дня, чем День Мира или Победы, не найти. В этот день можно все и всех вспомнить и... простить. Эти встречи происходят на человеческом, а не идеологическом уровне. Но, отмечать дни создания легионов СС - это совершенно другой уровень, и не понимать этого, а тем более оправдывать, - не только опасно, но и преступно.

Меня волнует, что в нашем обществе существует избирательный подход: одних чествуют, а других осуждают при отсутствии на то законного основания и определения степени вины. Именно это имеет место в Эстонии в отношении бывших сотрудников госбезопасности бывшего СССР и ЭССР, бывших военнослужащих Вооруженных Сил бывшего СССР, а также членов их семей, которые в свете международного права рассматриваются только как гражданские лица, и никакой ответственности ни за какие преступления нести не могут. Без какого-либо смущения, к этим людям, в Эстонии, применяется принцип коллективной ответственности на законодательном уровне, и никто из наших эстонских коллег - ни правозащитники, ни общественные деятели, принадлежащие к интеллектуальной и политической элите - не высказывает какого-либо возмущения, не выступает в их защиту и не требует восстановления справедливости и гуманного подхода к каждому в отдельности.

Этих людей, на протяжении многих лет защищавших и их родную эстонскую землю и хутор, лишили элементарных прав, которые в международном праве называют фундаментальными или основными. Это - право на постоянный вид на жительство, право на гражданство, целый ряд экономических и социальных прав, в целом обеспечивающих их человеческое право на достойное существование. А это - поважнее, чем право бывших легионеров СС на собрания в честь создания легионов.

Эстонские власти и преобладающее большинство эстонских политиков и общественных деятелей в отсутствие квалифицированного правого и исторического подхода и в присутствие правовой и исторической некомпетентности априори исходят из того, что Эстония была оккупирована. Этим и оправдываются существующие законы. В конце концов при желании не только Эстония, как государство, но и любой пострадавший по его понятию мог бы инициировать на международном уровне соответствующий процесс, следствием которого и могла появиться та самая необходимая всем квалифицированная правовая и историческая оценка периода с начала Второй Мировой войны и последовавших за нею лет. Видно, кому-то выгодна эта неопределенность. Можно спекулировать на понятиях "оккупация-аннексия-инкорпорация" и добиваться желаемых результатов от таких же некомпетентных, но имеющих доступ к власти и к принятию политических решений деятелей различных рангов, в любой ситуации - будь то предвыборная кампания или выбивание иностранной помощи. А закончить эту статью я хотела бы на оптимистических нотах, и поздравить всех со всеми весенними праздниками и пожелать счастья всем, кому дороги Мир, Любовь, Согласие, Понимание и Взаимопомощь в нашем общем доме, который носит название - Планета Земля!

*****

Так заканчивалась моя статья написанная в апреле 1998 г. накануне праздника Победы. С тех пор прошло 7 лет...

Что же изменилось с того времени в Эстонии в отношении оценок событий, о которых упоминалось в статье? Практически ничего... В российских СМИ появился целый ряд статей, осуждающих высказывания латвийского президента. При этом авторы статей не преминут сделать реверанс в сторону Эстонии - дескать, ни в пример Латвии в соседней стране народ живет более деликатный, образованный и воспитанный.

Но стоит взглянуть на официальную информацию, помещенную на сайте посольства Эстонии в России и в Швеции, чтобы осознать: и в Эстонии, и в Латвии так ничего и не поняли! Да и не пытались понять, что уроки истории, особенно такие жестокие, как уроки Второй мировой войны, пересматривать необходимо только в том случае, чтобы произвести собственную переоценку в свете общепринятых человеческих ценностей.

Жаль, что в Эстонии даже на таком высоком уровне, как президент страны, это понятие отсутствует, иначе в его речи в честь ознаменования независимости Эстонии 24 февраля 2005 г. через 60 лет, прошедших со дня окончания Второй мировой войны, не прозвучало бы о "начавшейся после Второй мировой войны оккупации стран Балтии" и о роли эстонцев, которые "должны с прямой спиной представить миру свою историю". Что это за история - нам известно из учебников экс-учителя истории и экс-премьера Эстонии Марта Лаара.