Украина и Грузия официально договорились о сотрудничестве в использовании нефтепровода "Одесса-Броды" в прямом направлении. Это громкое заявление сделала премьер-министр Украины Юлия Тимошенко. "Вопрос нефтепровода Одесса-Броды обсуждался. Обсуждался вопрос нефтепровода в прямом направлении и всех необходимых инвестиционных проектов, связанных с этим. Стороны договорились о том, чтобы сотрудничать в этом", - сказала Ю.Тимошенко 28 февраля на совместной пресс-конференции с премьером Грузии Зурабом Ногаидели в Киеве после пятого заседания совместной межправительственной украинско-грузинской комиссии по вопросам экономического сотрудничества. В свою очередь, Зураб Ногаидели подчеркнул, что между Украиной и Грузией "будет очень активное сотрудничество в этом и других направлениях".

Как сообщил журналистам замминистра экономики Украины Андрей Березный, стороны, в частности, обсуждают возможность увеличения поставок нефти по нефтепроводу "Баку-Супса" на 1-2 млн тонн в год с тем, чтобы эта нефть поступала для дальнейшей транспортировки в Европу по нефтепроводу "Одесса-Броды". Сейчас пропускная способность нефтепровода "Баку-Супса" составляет около 6 млн тонн нефти в год. Рассматривается вариант увеличения диаметра нефтепровода за счет поставок Харцызским трубным заводом труб большого диаметра. Ожидается, что договоренности между Украиной и Грузией будут обсуждены и зафиксированы в ходе визита президента Грузии Михаила Саакашвили на Украину, который планируется в марте 2005.

Данные переговоры координируются с новой общей стратегией президента Украины Виктора Ющенко в ЕС. 23 февраля 2005 в Брюсселе на заседании комиссии Украина-НАТО Ющенко заявил, что "интеграция в европейские и евроатлантические структуры отныне будет определять стратегию и тактику украинской политики". А после встречи с президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу 24 февраля он сообщил, что украинские чиновники предложили европейцам создать рабочую группу для "активизации" проекта "Одесса-Броды".

Напомним, что практически с момента вступления во власть Ющенко неоднократно заявлял, что поддерживает использование нефтепровода "Одесса-Броды" для транспортировки каспийской нефти на Запад. Так, например, в ходе визита в Польшу в январе Ющенко уверил, что сможет произвести обратный реверс нефтепровода. Польша, в свою очередь, приветствовала возможность получать нефть не из России: политики в Варшаве до сих пор полагают, что Москва пытается использовать поставки энергоносителей как средство давления на страны Центральной Европы.

А 4 февраля стало известно, что Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) готов финансировать расширение украинского нефтепровода "Одесса-Броды" на территорию Польши. "Если это входит в интересы стран-членов [ЕС], банк профинансирует подобный проект", - сказал Душан Ондречика, представитель ЕС по финансированию долгосрочных проектов. В дополнение к этому премьер-министр Польши Марек Белка заявил, что обсудит вопросы, касающиеся поставок нефти через нефтепровод "Одесса-Броды" в Гданьск, в ходе визита в Киев, намеченного на февраль 2005. Польская Gazeta Wyborcza оценивает стоимость расширения нефтепровода в 500 млн евро ($648,4 млн).

Между тем обсуждения Украины с Грузией происходят на фоне безуспешных переговоров российских нефтяных компаний с украинскими чиновниками. ТНК-ВР пытается уговорить партнеров снизить тарифы на перевалку в терминале Южный и не повышать сборы за транзит нефти, чтобы нарастить объемы поставок. По проекту украинского бюджета на 2005 год транзит через украинские нефтепроводы должен подорожать на 30% до $0,89 за тонну. Однако за прокачку по "Одесса-Броды" с россиян берут $14 за тонну, - говорит начальник нефтегазового департамента Минтопэнерго Украины Николай Егдащук. А в конце 2004 Южный поднял в два раза до $2,4 за тонну тарифы на перевалку. По словам представителя "ТНК-ВР Украина", расценки соседних терминалов примерно в два раза меньше.

Переговоры исполнительного директора ТНК-ВР Германа Хана с украинскими чиновниками 22 февраля закончились безрезультатно. По словам представителя "ТНК-BP Украина", компания предложила снизить тарифы на транзит и перевалку через "Одесса-Броды" до уровня средних в стране. В противном случае ТНК не будет увеличивать объем прокачки и переориентируется на другие экспортные маршруты: "Мы не хотим шантажировать - мы просим правительство дать четкий сигнал, есть ли прокачка, есть ли реверс".

Перевалка в Южном подорожала после того, как стали убыточными железнодорожные перевозки нефти и Минтранс предложил покрыть выпадающие доходы за счет увеличения тарифа, говорит Егдащук. "Теперь, когда железнодорожная ветка не используется, такая проблема отпала", - признает он. По словам Егдащука, на согласование тарифов с ТНК-ВР украинцы взяли два месяца, а министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков пообещал Хану обсудить возможные ставки с премьером Юлией Тимошенко. Консультант Тимошенко, директор Европейского института интеграции в Киеве Дмитрий Выдрин говорит, что "не видит поля для компромисса", а уход ТНК-ВР и отказ от реверса станут "благом для Украины".

По мнению вице-президента российской транспортной монополии "Транснефть" Сергея Григорьева, тарифы украинцев необоснованны и, если партнеры откажутся их снижать, российские компании откажутся от прокачки по трубе "Одесса-Броды". "Желающих и сейчас немного, раз нефтепровод недозагружен", - напоминает он. Но нехватка экспортных мощностей "Транснефти" на европейском направлении заставит российских нефтяников согласиться и на нынешние условия украинцев, считают аналитики. "При таких ценах на нефть этот тариф не играет большой роли, и вряд ли ТНК-BP было бы экономически интересно перестать использовать этот трубопровод", - замечает аналитик "Атона" Стивен Дашевский. Поскольку "Транснефть" не полностью покрывает спрос, реверсивное использование "Одесса-Броды" - один из вариантов наращивания российского экспорта нефти, добавляет Валерий Нестеров из "Тройки Диалог". Так что, по всей видимости, пока реверса не будет, украинцы будут по полной программе "доить" российских поставщиков нефти. А как только он появится - россиян, видимо, быстро "попросят вон".