1 марта 2005 в Астане министр энергетики Казахстана Владимир Школьник и глава российского Минпромэнерго Виктор Христенко вместе с акционерами Каспийского трубопроводного консорциума решали вопрос об увеличении пропускной способности трубопроводной системы Каспийского Трубопроводного Консорциума (КТК). Сегодня по КТК транспортируется около 28 млн твг, при этом нефтепровод загружен под завязку, а рентабельность его работы при действующих тарифах ($27 за тонну) нулевая.

В ожидании расширения трубы основной грузоотправитель - в основе своей американская компания "Тенгизшевройл", добыча которой резко (на 10-15 млн твг) возрастет в 2006 году, уже было переориентировалась на практически построенный (на данный момент работы по всем участкам выполнены на 95%) нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). И, судя по итогам последних переговоров министров, говорить об отказе от такого варианта рано.

Относительным преимуществом КТК перед БТД был сопоставимый уровень тарифа на перекачку при отсутствии необходимости транскаспийских танкерных перевозок. Тариф стал и яблоком раздора между акционерами КТК: Россия и Казахстан выступали за его повышение до $38 за тонну, дабы консорциум получал хоть какую-то прибыль; акционеры, являющиеся одновременно грузоотправителями системы, по понятным причинам, были против и ратовали за расширение пропускной способности нефтепровода. С одной стороны, достигнутые 1 марта 2005 договоренности - расширить трубу до 67 млн твг и поднять тариф на $2,5 за тонну - можно назвать компромиссными и способными вывести проект из тупика. С другой - озвученные министрами решения носят пока декларативный характер, а сам договор о расширении подписать планируется только в третьем квартале 2005 года. При этом осталось много нерешенных вопросов.

Во-первых, тарифная привлекательность маршрута по сравнению с БТД теряется. Конечно, $29,5 за тонну - это не изначально предлагавшиеся $38, но по сравнению с $24 на маршруте Баку-Джейхан все же немало. И хотя этот ($24 за тонну) тариф действителен для участников спонсорской группы БТД (BTC Co.), для казахстанских грузоотправителей он вряд ли буден намного выше. BTC Co. объективно заинтересована в поставках нефти из Казахстана, особенно в связи с тем, что в Азербайджане существенно пересмотрен прогноз добычи в сторону уменьшения. Так, согласно новой программе развития ТЭК Азербайджана, в 2008 году объем добычи на месторождениях Азери-Чираг-Гюнешли (АЧГ) составит 38 млн тонн. Ранее этот показатель планировался на уровне 50-52 млн тонн. По сути, обещания старшего Алиева о баснословных запасах нефти в Азербайджане, которые он делал во время подписания "контракта века" в начале 1990-х, оказались ложными. Поскольку АЧГ - практически единственный азербайджанский источник нефти для заполнения трубы БТД, пропускная способность которой составит 50 млн твг, казахстанским поставщикам BTC Co., видимо, должна будет предложить привлекательный тариф.

Во-вторых, транспортировка по КТК через Новороссийск упирается в пресловутую проблему загруженности Босфора: 67 млн твг - это около половины его пропускной способности (по различным оценкам, от 80 до 120-130 млн твг). Уже несколько лет подряд в зимнее время танкеры стоят в пробках на входе в турецкие проливы, а стоимость фрахта возрастает в несколько раз. Что, кстати, в любом случае сопоставимо с удорожанием транспортировки казахстанской нефти и в связи с необходимостью транскаспийских танкерных перевозок в случае выбора маршрута БТД.

Таким образом, если расширять КТК, то одновременно необходимо строить трубу в обход проливов. Кстати, в последнее время наблюдается очередное оживление вокруг различных обходных маршрутов (Бургас-Александруполис, Бургас-Влёра, Констанца- Триест). Но обход (так наз байпассирование) турецких проливов удорожает транспортировку еще на $7-10 за тонну за счет двойной перевалки, а потому идея строительства новой трубы в обход Босфора при наличии полупустого Баку-Джейхана с выходом непосредственно в Средиземное море вряд ли будет реализована.

В-третьих, 67 млн твг - это объем с учетом поставок, помимо казахстанской, 15-17 млн твг российской нефти. Вопрос их привлечения консорциум пытается решить уже не первый год, но пока вразумительного ответа на него не найдено.

Каким образом и из каких источников будут финансироваться работы по расширению системы, в какие сроки они будут завершены - пока также неизвестно. Впрочем, мало конкретики и в комментариях участников встречи 1 марта 2005 года. Так, глава казахстанского Минэнерго заявил, что в ходе переговоров стороны достигли принципиального взаимопонимания в вопросе расширения, тарифообразования и контролирования расходов. В то же время Владимир Школьник сообщил, что у участников консорциума "различные взгляды лишь в одном - каким образом достичь этого [расширения системы]. В связи с этим акционеры КТК подписали протокол, состоящий из двух частей: первая - о достигнутой договоренности, вторая касается тех вопросов, которые необходимо решить".

То есть, предстоит приложить еще немало усилий, чтобы очередная принципиальная договоренность привела к реальным результатам. Пока же Владимир Школьник сообщил, что для преодоления разногласий будут работать эксперты, которые найдут взаимоприемлемые решения (собственно, такая работа велась и в течение 2004 года). В первой декаде апреля 2005 в Москве планируется подписать меморандум о взаимопонимании по вопросам расширения КТК, а соответствующий договор, как уже отмечалось, будет подписан ориентировочно в третьем квартале этого года.

Однако на несколько месяцев раньше, уже в середине 2005 года, в рамках второй очереди проекта разработки месторождения, начнется рост добычи на Тенгизе. Тогда же будет введен в эксплуатацию и нефтепровод БТД и казахстанская нефть станет перед новыми искушениями альтернативного КТК маршрута.