Провозглашение два года назад государственного содружества Сербии и Черногории лишь на короткий период ослабило противостояние сторонников укрепления общей государственности народов двух республик и тех политических сил, которые любыми средствами пытались добиться их полной самостоятельности. Если первые видели в создании содружества благоприятные перспективы их совместного развития и включения в процесс евроатлантической интеграции, то вторые, отмечая низкую эффективность функционирования содружества, считали, что оно только затрудняет решение актуальных экономических и политических задач и, прежде всего, вступление в ЕС.

В преддверии окончания срока полномочий парламента содружества, избранного в начале марта 2003 года, руководство Черногории, не соглашаясь на проведение прямых выборов в скупщину, как это определено Конституционной хартией - основным законом содружества, выступило 22 февраля с предложением о преобразовании государственного содружества в союз независимых и признанных в мире государств. Имеется в виду, что проект соответствующего соглашения, направленный президентом Черногории Ф.Вуяновичем и председателем правительства М.Джукановичем руководству содружества и Сербии, должен быть принят скупщинами нынешнего содружества и обеих республик, после чего это содружество перестает существовать, а Сербия и Черногория признают друг друга как независимые государств и заключают межгосударственный договор о содружестве независимых государств. Согласно проекту соглашения Сербия будет правопреемником существующего государственного содружества, а статус Черногории в международных организациях будет определен ее приемом в эти организации. В новом содружестве предусматривается свободное перемещение людей, товаров, услуг и капитала в соответствии с положениями Шенгенского соглашения, создание военного союза на принципах, принятых в НАТО, сотрудничество в представительстве интересов государств в сфере международных отношений. Руководящими органами будущего содружества стали бы однопалатная скупщина и комиссия содружества в составе председателя и трех комиссаров, при этом председатели скупщины и комиссии должны быть из разных государств. Поясняя смысл этого соглашения, председатель скупщины Черногории Р.Кривокапич заявил, что он его понимает прежде всего как "соглашение о мирном разъединении Сербии и Черногории". В ответе черногорскому руководству на следующий же день председатель правительства Сербии В.Коштуница оценил его предложение как грубое нарушение Белградского соглашения об урегулировании отношений между Сербией и Черногорией, подписанного в 2002 году. При этом он не исключал возможность изменения Конституционной хартии, но лишь в соответствии с установленной в ней процедурой. По мнению председателя Скупщины содружества З.Шами и заместителя руководителя Демократической партии Сербии Д.Йочича, это предложение не соответствует положениям Конституционной хартии, согласно которой вопрос о статусе государств - членов содружества может быть решен в определенные сроки путем референдума. Член Суда содружества Б.Митрич считает, что предложение черногорского руководства означает "окончательный государственно-правовой разрыв с Сербией".

Для Демократической партии социалистов - правящей партии Черногории ответ В.Коштуницы не был неожиданным: "нас не удивляет, сказал видный деятель этой партии М.Вукович, позиция националистической части Сербии, но мы рассчитываем на демократическую Сербию", имея в виду мнение президента Сербии Б.Тадича. Между тем Б.Тадич, комментируя инициативу черногорского руководства, подчеркнул, что он выступает за сохранение государственного содружества, полагая вместе с тем, что любые предложения государственных органов Черногории должны быть внимательно выслушаны и проанализированы. По мнению президента содружества С.Маровича, речь идет об одном из способов демократического решения судьбы Черногории и Сербии, однако окончательное решение должны принять граждане страны.

Большинство политических партий Сербии выступили против соглашения о преобразования содружества, считая его неприемлемым и потому также, что в Черногории нет по нему политического консенсуса. Оппозиционные партии Черногории подвергли острой критике предложение руководства республики, видя в нем попытку "неконституционным способом изменить государственный статус Сербии и Черногории". Обращая внимание на то, что выступления М.Джукановича синхронны с требованиями албанских лидеров Косово о предоставлении краю независимости, они считают, что такое предложение, с учетом настроений проживающих в Черногории албанцев, может усилить нестабильность в республике. Оппозиция призвала руководство Сербии отвергнуть предложение руководителей Черногории.

Реакция Запада на предложение руководства Черногории сводилась в основном к нежеланию вмешиваться во внутренние дела Сербии и Черногории. Однако в Европейском союзе выразили обеспокоенность по поводу такой инициативы, которая может увести содружество в сторону от европейской интеграции и "создать политическое напряжение", подчеркивая, что ЕС по-прежнему поддерживает государственное содружество Сербии и Черногории, опирающееся на Конституционную хартию. На состоявшейся 3 марта встрече с высоким представителем ЕС Х.Соланой М.Джуканович не получил желаемой поддержки, Х.Солана подчеркнул, что Белградское соглашение, которое подписали Сербия и Черногория, остается в силе, а 2005 год должен быть посвящен подготовке к переговорам о присоединении содружества к ЕС. Однако М.Джуканович счел возможным вскоре же заявить о том, что его предложение остается открытым для рассмотрения.

Идея руководителей Черногории о независимости Сербии и Черногории не нова, об этом они говорили неоднократно, в прошлом году, в частности, предлагалось преобразование содружества по чехословацкой модели. Почему же именно сейчас они решили перейти от слов к делу и придать ей определенный документированный характер? По мнению ряда политиков Черногории и Сербии, так же как и представителей Запада, в частности руководителя делегации ПАСЕ Д.Пак, посетившей в эти дни содружество, появление в данный момент предложения руководства Черногории о преобразовании содружества отражает его неуверенность в исходе референдума по вопросу о независимости Черногории, который может состояться в феврале 2006 года. Поэтому оно намерено добиться заранее своей цели путем получения согласия Сербии на раздел содружества на два суверенных государства, объединенных в союзе. Сторонники же самостоятельности Черногории считают, что это еще один маневр, рассчитанный на то, что Белград и Брюссель потеряют терпение и скажут, что нынешнее содружество действительно не имеет смысла, а тогда уже можно будет с большей уверенностью проводить референдум.

Не случайно, видимо, также при обсуждении предложения руководства Черногории перспектива содружества нередко увязывалась с решением проблемы сербского края Косово, поиску которого в последнее время придается большое значение. И хотя сейчас речь идет о создании конфедерации двух государств, однако нельзя исключать, что, имея в виду предстоящее обсуждение статуса Косово, создание содружества независимых государств Сербии и Черногории возможно призвано стать первым шагом на пути образования трехсторонней конфедерации с участием Косово, то есть что-то подобное Бенилюксу. Кстати и эта идея не нова - еще шесть лет назад один из лидеров албанцев в Македонии выступал за создание союза Македонии, Черногории и Косово. А может быть именно это имел в виду председатель скупщины Черногории Р.Кривокапич, когда говорил, что будущий союз Сербии и Черногории может стать началом "реинтеграции государств западных Балкан"?