На минувшей неделе в Киеве произошли сразу два партийных съезда. В канун женского праздника в столичном Дворце спорта состоялся учредительный съезд "Народного союза "Наша Украина", фактически оформивший "партию Ющенко" и предвыборную коалицию пропрезидентских сил. В тот же день Виктор Янукович созвал съезд "Партии регионов", который в свою очередь постановил перейти в оппозицию к действующей власти.

"Олигарх" сравнил двух лидеров с белым и рыжим клоунами и озаглавил соответствующую статью "Страна победившего цирка". "Рыжий (или "помаранчевый"), как ему и положено, весёлый и агрессивный", "белый" - "избиваемый и рыдающий", однако в сухом остатке, полагает автор "Олигарха", две бюрократические структуры. В одном случае проблема в том, что некоторые "коалиционные" силы отказались идти на выборы в рядах "Народного союза": "Судя по всему, Тарасюк-Костенко-Пинзеник, съевшие не одну политическую собаку, резонно опасаются, что к марту 2006 года уровень популярности Ющенко будет не повышать их рейтинг, а висеть гирями на благородном имени национал-патриотов". Авторы "Деловой столицы", напротив, настаивают на массовости вновь созданной "народной партии": "Полку украинских народников прибыло. Народный союз с привычным названием "Наша Украина" поглотил "Солидарность" Петра Порошенко, "Единство" мэра Киева Александра Омельченко, Молодежную партию профильного министра Юрия Павленко и ряд других, еще более мелких партструктур. Впрочем, основой массовости партии стала общественная организация "За Украину! За Ющенко!" - в ее ряды на 5 марта записалось около 800 тыс. человек".

Наиболее достойным внимания моментом на съезде "Народного союза" наблюдатели полагают заявление "партийного конструктора" Романа Бессмертного о непременном участии губернаторов в "партстроительстве", иначе говоря, речь о пресловутом "административном ресурсе". "Судя по всему, "маячок" о губернаторском партстроительстве предназначен не только диссидентам из ющенковской парламентской фракции, не пожелавшим объединяться в мега-пропрезидентскую партию, но и Литвину с Тимошенко, чьим партиям предложено идти с Виктором Андреевичем на выборы в одном блоке", - напоминает "Олигарх". Кстати говоря, интервью Бессмертного в "Зеркале недели" так и озаглавлено: "Не исключаю, что вопросом партийного строительства будут заниматься губернаторы". На этом фоне забавно выглядит интервью Александра Зинченко в "Трибуне" с ритуальными заверениями: "В нашей партии будет абсолютно отсутствовать админресурс. Если в партии есть люди, которые ассоциируют себя с властью, это совершенно не будет означать, что в деятельности партии, в том числе на выборах, будут присутствовать цензура, телефонное право или телефонный звонок.... Если кто-то этим начнет заниматься, значит он ошибся, вступив в нашу партию. Ведь у нас, по своей сути, демократическая структура".

Что же до "партии Януковича", то большинство наблюдателей указывают на неразрешимое противоречие между бизнес-интересами ее спонсоров и оппозиционным имиджем: с одной стороны, до сих пор есть надежда "договориться... о священности и неприкосновенности частной собственности в обмен на "конструктивизм" своей оппозиции. Если когда-нибудь позиция "новой оппозиции" изменится, - указывает эсдековский "Олигарх", - то у неё уже не будет ни собственности, ни СМИ, ни поддержки электората. Кстати, в 2002 году, придя в парламент, Ющенко поступал точно так же - вёл бесконечные переговоры со всеми, пока не выяснилось, что все уже договорились между собой и без него".

Обозреватель "Профиля" полагает, что "пока Виктору Януковичу удалось закрепиться на новых рубежах только в качестве "регионального" лидера, а его сегодняшние возможности расширить сферу своего влияния вовсе не так велики, как ему хотелось бы. Да и саму "Партию Регионов" будоражат слухи о том, что поддерживающий её неформальный лидер донецкого региона Ринат Ахметов будет вынужден стать ещё более аполитичным, чем ранее".

Наконец, главная проблема регионалов, полагает "Деловая столица", - поиск союзников: "Самостоятельный поход на выборы, возможно, позволит им преодолеть 3%-ный барьер..., но при такой тактике о достижении каких-либо серьезных результатов можно забыть уже сегодня. Список вероятных партнеров регионалов крайне ограничен. Вполне реальным выглядит блокирование с СДПУ(о), уже заявившей о своей оппозиционности. Впрочем, после ухода социал-демократов из власти их партийные структуры стало лихорадить, бизнес подвержен нападкам конкурентов, а рейтинг партии неуклонно снижается. "Трудовики" фактически распались, да и факт бегства их лидера Сергея Тигипко из штаба Януковича не способствует реанимации даже былых контактов "Трудовой Украины" с донецкими. НДП как политический полутруп может лишь добавить вес камню проблем былых провластных сил.... Привлечение в предвыборный блок маргинальных ПСПУ, "Братства" и иже с ними добавит новой оппозиции колорит, но никак не популярность. Сотрудничество же с коммунистами маловероятно. КПУ, спасающая из последних сил свое реноме, будет активничать именно среди электората Виктора Януковича, но исключительно самостоятельно".

Новая "партия власти" проблему с потенциальными союзниками решает проще. В формулировке сетевых "Версий", им ("союзникам") были сделаны предложения "имени дона Корлеоне", от которых невозможно отказаться: "или слияние в НСНУ, или политическая смерть в самостоятельном плавании. Пилюлю подсластили разве тем, что предложили все же встретиться за столом переговоров и "перетереть" условия почетной капитуляции-слияния, и тем, что для "согласных" оставили 30 мест в совете партии. "Думаю, в ближайшее время быстро пойдет переговорный процесс. Все они в ближайшую неделю будут сидеть за столом переговоров - потому что люди увидят и услышат, что состоялась консолидация вокруг другого центра (НСНУ)", - откровенно сказал Ехануров. А потом совершенно безжалостно добавил: "Я не вижу там другой перспективы". Иначе, мол, руководители этих структур "будут долго кусать локти"".

И, тем не менее, эксперты "Главреда" на перспективы коалиционной "триады" (Ющенко-Тимошенко-Литвин) смотрят вполне скептически, а настоящие "сигналы", озвученные новой властью на прошедшем съезде, Олесь Доний определил следующим образом: "1) отказ от политреформы (то есть, консервация президентской формы правления); 2) усиление структур, которые единолично формируются Президентом (Секретариат и СНБО); 3) увеличение проходного барьера на парламентских выборах с 3 до 5-7 % (чтобы отсечь непровластные партии и блоки); 4) перекройка областных границ под эгидой административной реформы (с целью ослабления региональных элит); 5) отсрочка местных выборов (с целью лучшей подготовки власти к ним); 6) просмотр уставных документов основных телевизионных каналов (удар по масс-медиа основных конкурентов); 7) массовая реприватизация (ослабление экономического базиса основных конкурентов)".

То была "партийная" составляющая минувшей недели, однако наиболее резонансным событием, заставившим даже в "стратегических" обзорах прибегать к сицилийской терминологии, стало "самоубийство" экс-министра внутренних дел. Практически все политические еженедельники на сегодняшний день успели усомниться в официальной версии. "Главред" взял интервью у народного депутата и по совместительству врача-психиатра Сергея Шевчука. Ключевая цитата: "Утром самоубийств не бывает". Что касается сакраментальных двух выстрелов, врач поставил однозначный диагноз: "Может ли человек в состоянии болевого шока, с обезображенным лицом и разбитой челюстью, с массивным кровотечением выстрелить в себя еще раз? Это выглядит маловероятным. Скорее неудачная первая попытка была связана с тем, что в последний момент дрогнула не рука, а голова, на которую кто-то наставлял пистолет". В "Зеркале" упоминается версия о снайперах, и здесь же, как впрочем и в большинстве других источников, речь о том, что устранение Кравченко обрывает цепь, ведущую от заказчиков к исполнителям пресловутого убийства Гонгадзе, и заводит следствие в тупик (при том, что накануне президент и генпрокурор торжественно заявили о раскрытии "дела"). "Профиль", между тем, риторически восхищается эффектным "разрубание гордиева узла": "После самоубийства бывшего министра внутренних дел Юрия Кравченко, случившегося аккурат перед тем, когда следствие по делу Гонгадзе готовилось задать ему свои вопросы, арестованные по обвинению в убийстве журналиста полковники милиции окончательно превратились в "стрелочников". Ведь всех собак теперь можно смело вешать на покойного экс-министра внутренних дел. Интересно, кому в державе удаётся с такой вызывающе небрежной элегантностью рубить концы запутанного и вот уже несколько лет длящегося следствия? После ухода в мир иной Юрия Кравченко совсем уж гладко получается - дело, вокруг которого служители Фемиды бродили с закрытыми глазами четыре года, практически мгновенно раскрыто с участием нового министра внутренних дел Юрия Луценко, а один из возможных главных фигурантов обвинения уходит из жизни накануне допроса".

О том, что именно унес с собой в могилу Юрий Кравченко, ведает держатель знаменитых пленок, отставной майор Николай Мельниченко, объявивший накануне о возвращении и затребовавший охрану. А в контексте скандального дела все чаще стали упоминается имена Александра Мороза и Владимира Литвина. Первый фактически закрутил историю с пленками, второй более всех на этих пленках представлен. А еще пишут, что Мороз под шумок собирает большинство в парламенте и присматривается к креслу спикера. О "защите Литвина" в подробностях сообщает "Обозреватель": "Первая линия обороны - противодействие атаке на первого вице-спикера Адама Мартынюка. Это не только сохранение верности старой дружбе, но и гарантированные голоса фракции КПУ. Вторая линия - требование "огласить весь список" майора Мельниченко, озвученное партайгеноссе Литвина (а позже - и самим спикером) по Народной партии. "Народники" знают, о чем просят - на президентском диване перебывали десятки действующих украинских политиков, и обнародование их задушевных бесед с Леонидом Даниловичем может запросто перекроить политический ландшафт страны". Похожим образом формулируют и авторы "Профиля": "Сказав "А", власти придётся сказать "Б" и признать, что на президентском диване Леонида Кучмы сидели не сплошь злодеи и преступники, но и многие будущие вожди "оранжевой революции". И говорили они с тогдашним гарантом Конституции не только о погоде и ценах на Бессарабском рынке. Полный аудиоархив Мельниченко - настоящая бомба под новую власть, и её детонатор явно не у г-на Ющенко".