ИА REGNUM возвращается к проблеме угрозы, нависшей над историческим зданием универмага "Детский мир" в Москве.

"Детский мир" был построен в 1953-57 гг. по проекту одного из известнейших советских архитекторов Алексея Душкина в соавторстве с Гордеем Аквилевым, Ириной Потрубач. Многие общественные здания, построенные Душкиным вошли в учебники истории архитектуры как знаковые для своего времени; достаточно назвать станции московского метро "Кропоткинская", "Маяковская", "Автозаводская", "Новослободская", "Площадь революции", высотный дом у Красных ворот, а также несколько железнодорожных вокзалов, включая вокзал в Сочи, который уже полвека является символом этого города.

Напомним, что здание, занимающее целый квартал в районе Лубянской площади, в 2002 г. было приобретено за 30 миллионов долларов в собственность ОАО "Детский мир", являющегося дочерней компанией АФК "Система". Более года назад появилась информация о намерении владельца универмага произвести реконструкцию. Наконец осенью 2004 г. стало известно о том, что АФК "Система" согласовала с Европейским банком реконструкции и развития вопрос о предоставлении целевого кредита на реконструкцию "Детского мира", предполагающую перестройку исторического здания и последующее превращение его в современный торговый центр для среднего класса, включающий помимо торговых площадей, также многозальные кинотеатры, рестораны и подземную парковку. Проект еще не утвержден, однако каковы бы ни были его детали, главным является то, что сам термин "реконструкция" в московском контексте обычно означает уничтожение либо всего исторического здания, либо большей его части с последующим сооружением на том же месте так называемого "муляжа", иногда весьма отдаленно напоминающего снесенную постройку.

Учитывая печальный опыт последнего времени, когда столица лишилась таких знаковых памятников архитектуры XX в. как Военторг на Воздвиженке и гостиница "Москва", планы реконструкции "Детского мира" вызвали сильную обеспокоенность профессиональной архитектурной общественности, результатом чего явилось коллективное обращение десяти крупнейших российских профессиональных организаций в Главное управление охраны памятников (ГУОП) Москвы с просьбой признать это здание памятником архитектуры и поставить его на охрану. С этой инициативой выступили:

Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева

Государственный институт искусствознания

Российская Академия архитектуры и строительных наук

Российская Академия Художеств

Московский архитектурный институт (МАРХИ, Государственная академия)

Союз московских архитекторов

Российский комитет Международного совета по охране памятников и исторических мест (ICOMOS)

Центральный Совет Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК)

Академия архитектурного наследия

ЗАО "Курортпроект"

Семья архитектора А.Н. Душкина

Решением Экспертной комиссии при ГУОП от 19 января 2005 г. "Детский мир" включен в число выявленных объектов культурного наследия. Однако совершить следующий шаг - определить так называемый "предмет охраны" в историческом сооружении, не удалось. Представители ЗАО "Система-Галс" - девелоперского подразделения АФК "Система" - настояли на переносе заседания, на котором должен решаться этот вопрос, для того, чтобы подготовить ответные предложения со своей стороны.

Решающее заседание ГУОП состоится в среду, 16 марта. В преддверии его позицию защитников "Детского мира" прокомментировала для ИА REGNUM Наталия Душкина - внучка архитектора, профессор кафедры истории архитектуры и градостроительства Московского архитектурного института.

Наталия Олеговна, в чем состоит коллизия, которая в настоящее время сложилась между ГУОПом и владельцами здания?

Согласно новому законодательству, общей констатации ценности сооружения в качестве вновь выявленного объекта наследия недостаточно. Каждый памятник должен иметь определение предмета охраны, т.е. утвержденный государственным органом охраны памятников документ, в котором совершенно точно определено, какие элементы памятника подлежат охране, а в каких его зонах возможны те или иные изменения. Лишь после этого может быть поставлен вопрос о включении этого здания в реестр памятников истории и культуры. В течение года, т.е. срока, отведенного для включения вновь выявленного памятника в государственный реестр, сооружение находится на госохране и в отношении его не могут приниматься никаких действий, влекующих за собой кардинальные изменения. Специальная комиссия специалистов ГУОПа, в работе которой принимала участие и я, уже сейчас подготовила соответствующие предложения. Если они будут приняты, "Детский мир" получит надежную охранную грамоту.

Хочу подчеркнуть, что, согласно законодательству и теоретическим принципам реставрации, к зданию, официально признанному памятником, понятие "реконструкция" вообще не может применяться. Речь может идти только о реставрации или ремонтных работах в режиме реабилитации.

Значит подготовленные предложения идут вразрез с планами владельцев "Детского мира"?

Да. На протяжении последних лет по заказу собственника здания разрабатывалась целая серия предложений и проектов реконструкции. Они разделяются на две группы: первая предлагает сохранить только наружные стены с полным разрушением всего внутреннего пространства, вторая предусматривает полный снос всего сооружения. Об этом неоднократно писалось в открытой печати. В ходе разработки этих предложений в 2003 г. 17-й мастерской "Моспроекта-2" было проведено историко-архитектурное обследование. Впрочем, в двухтомном отчете собственно существующему зданию посвящено не больше 20 процентов текста. Резюме этой работы базируется на двух основных позициях - во-первых, что допустима реконструкция здания, включая его центральное ядро с двусветным атриумом, и во-вторых, что материалы, покрывающие фасады здания, могут быть заменены современными. При этом не оговаривалась их идентичность первоначальному проекту. По сути дела, проектировщикам был дан карт бланш на свободное обращение с этим сооружением.

Необходимость столь радикальных мер в отношении этого здания владельцы объясняют его ветхостью.

Это один из мифов о "Детском мире", которые постоянно внедряются в общественное сознание. Утверждение, что это здание ветхое, находящееся в аварийном состоянии, и что его конструкции утратили несущую способность, вызывает у меня крайнее недоумение. Дело в том, что это сооружение молодое, ему лишь недавно исполнилось 50 лет. Кроме того, в свое время это была одна из главных строек города, которую курировали непосредственно министр торговли Микоян и ЦК, а это дает определенную гарантию качества и капитальности строительства. Да и вообще в тот период качество строительных работ было очень высоким, и большой запас прочности был нормой.

Внутреннее пространство "Детского мира" как и его фасады за последние годы сильно деградировали, и ответственность за это лежит на владельце здания. На мой взгляд, сейчас одна из задач состоит в ревалоризации этого здания, то есть в поднятии или возвращении его ценности. Если бы за него были заплачены те деньги, которых оно действительно стоит, а не та относительно небольшая сумма, за которую оно было куплено, я думаю, владелец относился бы к нему по-другому. А сейчас зрительный образ запустения, неухоженности безусловно, работает на подтверждение версии о ветхости этого сооружения.

Была ли проведена независимая экспертиза технического состояния "Детского мира"?

Нет, никаких независимых экспертиз не было. Поэтому если сейчас будут представлены документы, говорящие о том, что здание находится в аварийном состоянии и требуется полная замена всего его конструктивного остова, то первым шагом, который следует предпринять, должно стать проведение такой экспертизы. Кстати, по Военторгу, который был также снесен под предлогом его аварийного состояния, независимой экспертизы проведено не было. На том же основании была снесена гостиница "Москва", но мы видели по тому, с каким трудом разбирали эти здания, что их ветхость - абсолютный миф.

Сейчас "Детский мир" действительно находится в плохом состоянии и требует вмешательства в свою судьбу, но, безусловно, в режиме памятника.

В качестве обоснования необходимости реконструкции ссылаются также на недостаточную долю собственно торговых площадей в общем объеме здания. Эффективность использования площадей это очень серьезный аргумент, когда речь идет о коммерческом предприятии...

Малое количество полезной торговой площади, которое сейчас, якобы существует, это второй миф. По разным подсчетам, площадь "Детского мира" составляет от 55 до 58 тыс. квадратных метров. В частности, у него есть два подземных этажа, что достаточно редко для зданий того времени, и два верхних этажа, где расположены технические, административные и складские помещения, а пять этажей здания полностью используются под торговлю. Утверждают, что в этих целях используется только 16 тыс. квадратных метров, однако при открытии "Детского мира" сообщалось, что торговые площади в здании составляют 20 с лишним тыс. квадратных метров, а с тех пор они даже увеличились примерно на четверть за счет использования проходов, галерей и другого изначально свободного пространства.

Разве неверно, что как универмаг "Детский мир" морально устарел и не приспособлен к нуждам современной торговли?

Весьма вероятно, что те критерии торгового пространства, которые существовали в середине 50-х годов, не соответствуют нормам современных мега-моллов, расположенных на окраинах или за чертой города. Но надо помнить, что как любой столичный город, Москва обладает целым рядом крупных исторических торговых сооружений, имеющих свою специфику. Все крупные фирменные магазины в главных городах мира находятся как правило в исторических зданиях. В Москве, в первую очередь, нужно назвать ГУМ, Петровский пассаж, в которых соотношение торговых площадей и незанятых пространств тоже неидеально с современной точки зрения. Исторические здания магазинов всегда привлекательны для клиентов, они повышают рентабельность торговли, улучшают экономический климат и влияют на прибыль - это аксиома, по которой функционируют все крупные торговые центры, расположенные в исторических зданиях. В этом контексте, совершенно очевидно, что "Детский мир" нельзя рассматривать просто как крупное торговое здание в центре Москвы. К нему нужно подходить в первую очередь как к памятнику архитектуры.

Что позволяет говорить об этом здании как о памятнике?

"Детский мир" стал последним крупным сооружением архитектора Алексея Николаевича Душкина, остальные постройки которого имеют статус памятников, и это неслучайно. Душкин является не только одним из крупнейших мастеров отечественной архитектуры 1930-1950-х гг., но и крупнейшим мастером европейского ар деко. Это одно из интереснейших стилистических направлений, преемственного к стилю модерн (ар нуво), но отличающегося большей рациональностью и функциональностью. Для этого стиля характерны с одной стороны, графичность и чистота линий, а с другой - смелое сочетание самых современных по тем временам материалов с традиционными; в частности, металла с ценными породами камня. Созданная Душкиным станция метро "Маяковская" с ее полированной нержавеющей сталью, родонитом и мозаиками, безусловно, знаковое сооружение ар деко для Москвы и для Европы в целом. Все признаки этого архитектурного стиля присутствуют и во многих других постройках этого архитектора. В лице "Детского мира" Москва обладает крупнейшим европейским универмагом, построенным в стиле ар деко. Кстати, для ар деко коммерческая составляющая архитектурного замысла, ориентированного на использование дорогостоящих материалов и их необычное сочетание, всегда была чрезвычайно актуальна и направлена на привлечение посетителей.

Специалисты признают, что для периода середины 50-х годов, когда шло восстановление Европы после страшных разрушений, здание "Детского мира" - уникальное сооружение как с типологической, так и с функциональной точки зрения, и надо отдавать ему должное и в этом плане. Не говоря уже о том, что строительство в послевоенный период такого гигантского универмага, ориентированного на торговлю именно детскими товарами, представляет собой абсолютно уникальное явление в масштабах мирового развития архитектуры.

Особая ценность этого здания для отечественной архитектуры заключается также в том, что оно стоит на переломе - переходе от ретроспективной сталинской архитектуры к минимализму архитектуры хрущевского времени, знаком которого было знаменитое партийное постановление 1955 года "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве". Без "Детского мира" понять эволюцию советской архитектуры, развитие многих художественных процессов послевоенного времени становится невозможным. Кроме того, это здание - новаторское по своей сути, что вообще характерно для творчества Душкина. К примеру, абсолютным новаторством в тогдашней архитектуре было использование гигантских витражей на основе алюминиевых конструкций.

Надо отдавать себе отчет и в том, что это здание играет выдающуюся градообразующую роль. Оно располагается на юго-западной оси, идущей от Лужников через всю Москву, к тому же, в том месте, где ось меняет направление и поворачивает в сторону Новой площади. Крупный арочный ритм, на котором построены фасады этого здания, подхватывает и развивает аналогичный прием, использованный в другом здании, находящемся на той же оси - ампирном здании Манежа. Между ними устанавливается межвременной пространственный градостроительный диалог. Это нужно уметь понять и почувствовать.

Более того, это сооружение следует рассматривать как один из первых знаков политической "оттепели", появившихся еще до XX съезда. Постановление о строительстве "Детского мира" было принято через несколько месяцев после смерти Сталина, и символично, что этот прекрасный символ детства располагался на Лубянской площади.

Смотреть сейчас на это здание просто как на огромный кусок собственности, которая может приносить доход, зачеркивая при этом его социальную, историческую и художественную роль, на мой взгляд, совершенно неправильно и недальновидно.

Все, отмеченное вами, очень важно, но ведь существуют проектные предложения, которые в какой-то степени учитывают все это и предполагают только внутреннюю реконструкцию с сохранением наружных стен, фасадов и силуэта здания. Почему вы возражаете против такого решения?

Потому что как и многие мои коллеги я считаю, что интерьер здания также имеет большое значение. Безусловно, интерьеры "Детского мира" слабее, чем фасады, тем не менее в его внутреннем пространстве имеются зоны, к которым нужно относиться очень бережно, потому что они являются своеобразными символами не только этого сооружения, но и эпохи в целом. Прежде всего, это центральный двусветный зал, насыщенный отделкой дорогостоящими материалами в сочетании с металлическим литьем. Великолепные светильники, балюстрады, инкрустация цветным мрамором, придуманный для этого здания так называемый "детский ордер", где вместо классических триглифов и метоп мы видим изображения уточек и зайчиков, вентиляционные решетки, - все это уникальные элементы интерьера.

Еще одно обстоятельство, о котором я должна сказать, - "Детский мир" это одно из последних зданий в Москве, созданных по проекту крупного архитектора как единая архитектурно-градостроительная система. Все "Детском мире" - от крупного градостроительного замысла до прорисовки последней детали - это элементы целостной системы. Это одно из последних в полном смысле слова авторских произведений, появившееся перед наступлением эры по сути дела анонимного проектирования крупными бригадами архитекторов.

Вы упомянули о том, что проблема приспособления исторических зданий крупных магазинов к современному использованию существует во многих странах. Как она решается?

Типологически московский "Детский мир" напоминает гигантские магазины Чикаго и Нью-Йорка начала и середины XX века, многие из которых сейчас оцениваются как ценнейшие сооружения своего времени и отреставрированы с большим вложением средств. В Париже крупнейшие магазины эпохи ар нуво в центре города ("Printemps", "Galeries Lafayette") или более позднего времени ("Samaritaine") также поддерживаются как памятники архитектуры.

Методика работы с такими объектами есть. В этом смысле я бы сравнила универмаги с другими крупными общественными зданиями - железнодорожными вокзалами. У них общие проблемы. Это здания, которые притягивают к себе многие тысячи людей, они также нуждаются в особой прочности конструкций, в особо стойких материалах для покрытия полов и т.п. И опыт ряда стран показывает, что существует возможность проведения грамотной фрагментарной реконструкции определенных зон исторического сооружения, что позволяет превратить его в суперсовременный объект.

Так, недавно проведена крупная реконструкция вокзала в Лейпциге, при которой все наиболее ценные части этого сооружения, включая великолепные металлические конструкции дебаркадера, были сохранены. Невозможно представить себе, чтобы в Германии могло произойти то, что, к примеру, случилось с нашим Киевским вокзалом, где великолепный дебаркадер, построенный по проекту гениального русского инженера Шухова, был почти полностью разобран (за исключением четырех пролетов) и заменен новым материалом, причем несмотря на заверения, что новые фермы выполнены по прежним чертежам, они на деле производят впечатление бутафорских.

Большинство историков, искусствоведов и просто любителей старины согласятся с вами, но для значительной части общества то, о чем вы говорите, вовсе не представляется важным. Чем вы объясняете такую слепоту?

Это проявление очень серьезной проблемы, которая касается отнюдь не только "Детского мира" или Киевского вокзала. С одной стороны речь идет о сохранении подлинности наследия, и в этом смысле Москва демонстрирует стремительную утрату подлинности по целому ряду параметров. С другой стороны, здания и сооружения недавнего прошлого зачастую вообще не воспринимаются как памятники архитектуры, в связи с чем даже выдающиеся образцы архитектуры XX века часто подвергаются уничтожению или варварской реконструкции. Сейчас в отношений зданий и сооружений сталинской эпохи предпринимается целый ряд подобных проектов. Это касается высотных зданий - гостиниц "Украина" и "Ленинградская", но в том же русле развивается и вялотекущий процесс массовой замены внутреннего убранства интерьеров в жилых зданиях того периода. Во внутреннем пространстве проводится так называемый евроремонт, в ходе которого выламывается очень добротная столярка - окна, филенчатые двери, меняются плинтуса, выбрасываются штампованные металлические элементы середины 50-х годов. Все это заменяется на дешевые элементы современного массового производства, которые уже через 10-15 лет придут в полную негодность. Особенно печально, что эти действия имеют необратимый характер. То есть при желании наших потомков реставрировать эти объекты, воссоздать тот или иной интерьер, то или иное сооружение, в любом случае неизбежно появление новодела.

В гостинице "Украина", к сожалению, многие этажи уже полностью утратили свой исторический вид. При этом по проекту предполагается сохранить в сталинском убранстве один этаж, который и будет самым дорогим! Между тем я знаю десятки зарубежных архитекторов, которые, приезжая в Москву, останавливаются обязательно только в "Украине". Они платят деньги именно за то, чтобы жить в подлинных интерьерах сталинской эпохи.

Я вынуждена констатировать, что в нашей стране пока еще не осознано, что наследие сталинской эпохи - это полноценная историческая среда. Тот вклад России в мировое архитектурное наследие, который был сделан в середине прошлого столетия, высоко ценится за рубежом. Люди приезжают в Москву, стремясь увидеть эти здания во всей подлинности их внешнего и внутреннего пространства. Мы же в последние годы взялись за уничтожение этого пласта, предварительно почти полностью уничтожив более ранний пласт архитектурного авангарда, ради которого архитекторы всего мира едут в Москву как в Мекку.

Вернемся к "Детскому миру". В чем конкретно состоят предложения по предмету охраны, с которыми вы и ваши единомышленники выйдете на заседание комиссии ГУОПа 16 марта?

Прежде всего, это градостроительные характеристики объекта - проектные параметры и габариты, этажность, высотные отметки, колористика.

Второе - объемно-пространственная структура плана, например предлагается сделать предметом охраны саму конфигурацию плана здания без тех ларьков, которые сейчас облепили его как мидии - корпус корабля. Предлагается включить в предмет охраны объемно-пространственную структуру центрального ядра здания - двусветного зала и главного входного вестибюля со стороны Лубянки. Надо восстановить первоначально существовавшую многоэтажную трехпролетную лоджию на этом фасаде, которая сейчас искажена - заложена и также используется для торговли. Никакой прибыли, по признанию его руководства, магазин от этого не получил, между тем здание изуродовано.

Третье - сама субстанция, композиция и архитектурное оформление фасадов, включая их рисунок, текстуру покрытия, колористику. Особым предметом являются витражи - их авторский рисунок, сохранение накладных металлических деталей и, конечно, использование светопрозрачного стекла - не отражающего и не затемненного, а именно прозрачного, позволяющего снаружи оценить через гигантские пролеты внутреннюю структуру здания, а изнутри, спускаясь по лестницам, видеть, как с разных точек зрения раскрывается город.

Целая группа требований касается сохранения архитектурно-художественного оформления интерьеров, т.е. подлинности их колористической гаммы и элементов декоративного убранства. Хочу особо отметить, что отдельным пунктом предмета охраны является типологический и функциональный профиль сооружения, в котором отмечаются две позиции - то, что это торговое учреждение, и его уникальный профиль - специализация на торговле товарами для детей. Именно благодаря этому "Детский мир" с момента его создания превратился в один из ярких символов Москвы и страны в целом.

Это означает что нынешние владельцы не смогут перепрофилировать здание на торговлю иными товарами?

Нет, не совсем. Но детские товары ни в коем случае не должны полностью исчезнуть из этого сооружения и тем более торговля ими не должна быть заменена гигантским кинозалами, как предполагается по одному из проектов. Иначе вся историческая и социальная значимость этого сооружения начинает выхолащиваться. Через "Детский мир" прошли многие поколения родителей и детей на разных этапах взросления. Я уверена, что в каждой семье есть воспоминания, связанные с ним. Нельзя лишать людей исторической памяти, связанной с их жизнью в этой стране.

Все это существенно ограничивает собственника в обращении с его недвижимостью и толкает его на путь, заведомо более затратный, чем тот, по которому он изначально рассчитывал пойти.

Понятно, что бизнес стремится к минимизации своих расходов и к максимальной прибыли. Это его естественное состояние, и трудно требовать от него самопожертвования в этом отношении. Но, может быть, выход следует искать в изменении самого отношении российского бизнеса к исторической недвижимости? Рано или поздно Россия должна в этом отношении повернуться к тем стандартам, которые существуют в странах, где развитая рыночная экономика сочетается с сохранением наследия. Не пришла ли пора осознать, что в отношении к историческим, в данном случае, торговым сооружениям и к обычным магазинам должны применяться различные бизнес-схемы, и тогда историческая ценность здания из фактора, противоречащего интересам собственника, превратится в преимущество?

Это именно то, что я говорила, когда встречалась с представителями "Системы-Галс", АФК "Система" и с генеральным директором "Детского мира". Я говорила, что им предоставляется редкая возможность создать пилотный проект, на котором будет продемонстрировано, как можно провести эталонные работы на историческом здании и получить в итоге не только честь, но и прибыль. Я убеждала их в том, что со временем стоимость этого сооружения будет возрастать, если они своими руками не свернут шею курице, которая несет золотые яйца.

Я убеждена, что необходимо приучать людей, которые обладают большими деньгами и имеют возможность приватизировать определенные исторические ценности, к тому, что их политика в отношении этих зданий должна выстраиваться в соответствии с критериями, которые приняты в общеевропейском масштабе. Сейчас идет своеобразная школа воспитания и образования людей, которые получили возможность прикоснуться к этому пласту сооружений.

Более того, поскольку Россия сейчас стоит перед началом широкой приватизации памятников архитектуры, чрезвычайно важен момент определения их реальной рыночной стоимости именно как исторических произведений архитектуры и искусства.

Если вы заранее, долгосрочно разрабатываете программу, направленную на сохранение культурных ценностей, окупаемость проекта, конечно, не может быть такой быстрой, к которой стремятся сейчас многие. Однако только такая стратегия обеспечивает долгосрочное выживание города, страны, и людей, живущих в них. Это должна быть патриотическая, гражданская позиция, а не позиция человека, желающего получить мгновенную отдачу и выгоду.

Post scriptum: 10 марта стало известно о том, что президент АФК "Система" Владимир Евтушенков назначен членом Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Повлияет ли его причастность к авторитетнейшей международной организации, содействующей сохранению культурного наследия, на судьбу "Детского мира"?