19 марта в Кемерове прошел пикет кемеровской объединенной левой оппозиции в поддержку политических заключенных НБП. На улице Ноградской на площади у стадиона "Химик" собралось человек 40, сообщает корреспондент ИА REGNUM. "Место выбрано неплохое: здесь находится ЦУМ, трамвайная и автобусная остановки, люди ходят часто. К тому же выходной день", - пояснил один из руководителей кемеровского отделения НБП, назвавшийся Константином и из-за боязни "проблем" просивший не упоминать в прессе его фамилию.

Координационный совет подавал заявку от лица четырех организаций: НБП, АКМ, КПСС, РКРП. Однако в акции приняли участие только национал-большевики и представители российской коммунистической рабочей партии. "Главное, что это первый пикет, организованный снизу, людьми, идеологически близкими, а не силами КПРФ, которая дружит с обладминистрацией", - объяснил Константин.

За полчаса до начала митинга у "Химика" уже стоял милицейский УАЗик. Пикетирующие собрались на площади в 12:35 местного времени (8:35 МСК). Нацболы развернули черный плакат "Свободу полит ЗК" и флаг с символикой, свой флаг подняли и представители РКРП.

До начала выступлений активисты несуетливо переговаривались друг с другом, обменивались политической прессой. "Лимонку" за январь 2005, старые номера "Трудовой России" (орган ЦК РКРП) и "Пролетарскую газету" коммунистов раздавали журналистам и всем прохожим. На первой полосе "Лимонки" - список политических заключенных НБП. Всего 49 фамилий. В том числе "семеро смелых", выступивших против отмены льгот, "каждого из них посадили на 5 лет", - сообщается в дополнительной листовке.

Собственно сам пикет начался с традиционной "молитвы" национал-большевиков, которая на самом деле была похожа на клятву юного нацбола. "Молитва" закончилась словами "Да, смерть!", которые партийцы в течение всего пикета выкрикивали неоднократно, характерно выкидывая руки вперед и вверх. В самом начале мероприятия руководители местных отделений партий обозначили проблему, которая и побудила их собраться: наличие политзаключенных в России и их свобода. Правда, обошлись без длинных речей. Несколько раз пикетирующие выкрикивали: "Свободу политзаключенным", требовали политических свобод для всех, отстаивали свободу слова. Потом перешли на более радикальные лозунги: "Царский режим прогнил!", "Путин, слезь с России". После чего снова разбились на небольшие группы и общались в полголоса. Все мероприятие продлилось не больше часа.

Многие люди из интереса задерживались на пару минут, но остались лишь несколько человек. Сами национал-большевики отметили, что мало людей их понимает и поддерживает. Накануне "лимоновцы" собирали подписи в поддержку все тех же политических заключенных. "Результат не особо порадовал: из многоквартирного жилого дома только 5 - 6 человек откликались", - посетовал другой анонимный руководитель кемеровского отделения НБП, сказавший, что он - Владимир.

Во время проведения акции между группами людей суетилась представительница администрации города. Женщина назвала себя Ириной, а фамилию назвать отказалась. "Если вы, - обратилась она к корреспонденту ИА REGNUM, - хотите познакомиться со мной, вам придется прийти в горадминистрацию." Как сообщила она, мероприятие "приобрело характер несанкционированного: уведомление подавалось от лица РКРП, про НБП речи не было". Однако представители российской коммунистической рабочей партии уточнили, что в уведомлении было сказано об участии союзников, одним из которых являются национал-большевики. На фразу представительницы горадминистрации о том, что "выступление приобретает форму митинга", участники акции возразили: средства звукоусиления они не используют, потому это пикет, как и сказано в документе.

Вскоре метрах в десяти от собравшихся остановился автозак, подъехал еще один УАЗик и патруль ДПС. По словам нацболов, в Кемерове ни одно массовое выступление "по-доброму не заканчивалось": после каждой акции представители НБП попадали в милицию (многих осуждали, но позже Федеральный суд оправдывал). "Сейчас следует ожидать подобных же действий со стороны власти, - предположил Константин. - Даже если здесь, на площади не заберут, то позже могут выследить".

Но этот пикет, видимо, стал исключением. Как позже сообщил корреспонденту ИА REGNUM Константин, когда пикетчики расходились, милицейская машина первые пять минут ехала параллельно с ними, но потом свернула. Все спокойно добрались до дома.

В целом кемеровские национал-большевики расценивают прошедший пикет как пробу сил. "Это пробная акция, хорошо, что она вообще была, - подвел итог Константин. - Будем стараться, чтобы следующая качественно отличалась от этой, чтобы было больше народа, представители других организаций на деле поддержали".

Фото ИА REGNUM предоставлены фотографом, попросившим не называть его имени.