Политическая декларация между Россией, Грецией и Болгарией по строительству нефтепровода Бургас-Александруполис может быть подписана уже 15 апреля 2005 в Софии. Об этом сообщил близкий к переговорам источник в Афинах. То есть уже в ближайшее время проект строительства нефтепровода Бургас-Александруполис, обсуждение которого в последние годы было заморожено, может сдвинуться с мертвой точки. Для России проект крайне важен: страна терпит убытки из-за ограничений на провоз нефти через Босфор и Дарданеллы.

Поводом для заявления греческой стороны стало двухдневное заседание трехстороннего комитета по строительству трансбалканского нефтепровода, закончившееся в 10 марта 2005 в Москве. Текст меморандума о намерениях сторон в этом проекте был парафирован в ноябре 2004 года на встрече экспертов трех стран в Афинах.

Встреча проводилась по инициативе российской стороны и по приглашению министра промышленности и энергетики РФ Виктора Христенко. По проекту нефть из России и стран Каспийского бассейна должна доставляться по морю из Новороссийска в болгарский порт Бургас. Оттуда по новому нефтепроводу она пойдет в греческий город Александруполис, а затем в страны Западной Европы. Ориентировочная стоимость трубы - $700 млн.

В интервью РИА "Новости" пожелавший остаться неназванным источник отметил политический аспект переговорного процесса по проекту: "Меморандум зафиксирует политическую волю правительств трех стран к реализации проекта". При этом источник добавил, что "греческая сторона удовлетворена техническим обоснованием проекта и предложениями по его реализации, выдвинутыми российскими компаниями".

Ранее политическую поддержку проекту выразил премьер-министр Греции Константинос Караманлис. "Греческая сторона прилагает усилия по продвижению этого проекта. Мы находимся в тесном контакте с нашими коллегами из России и Болгарии. Мы рассчитываем, что проект будет доведен до стадии практической реализации", - заявил журналистам глава греческого правительства. А на днях замглавы МИД Греции Еврипидис Стилианидис представил проект Бургас-Александруполис в госдепартаменте США как один из приоритетов Греции в качестве нынешнего председателя Организации черноморского экономического сотрудничества.

Между тем очевидно, что проблемы вокруг строительства вовсе не политические, а экономические: в частности, дело в том, что Москва требует для себя многочисленных льгот и преференций. Москва все это время безуспешно добивалась для себя таможенных и налоговых льгот при строительстве, эксплуатации и разделении прав собственности на эту трубу. Москва претендовала на льготы при ввозе материалов и оборудования и на пониженные портовые сборы, а также на то, что при распределении долей в капитале консорциума по строительству они будут зависеть от фактического вклада участников. В этом случае доля России преобладала бы, поскольку нефть и строительство шли бы из России, но до недавнего времени Болгария и Греция считали, что у участников должно быть по 33,3% акций. Но главное, Москва требовала указать в соглашении, что стоимость прокачки по трубе будет сопоставима с ценой транспортировки по морю. Для России эти условия принципиальны: новый трубопровод позволит российской нефти обойти проблемные черноморские проливы. Ведь, как известно, в 2004 году через проливы Босфор и Дарданеллы было перевезено 135 млн тонн нефти, а к 2010 году эта цифра возрастет до 200 млн тонн. При этом в январе 2004 года Турция ограничила проход больших судов (читай - российских нефтяных танкеров) через проливы. Теперь из-за этого в проливах возникают настоящие танкерные пробки. Ущерб российской стороны за текущий год оценивается в $400 млн. На закрытие проливов России ответить нечем. Владимир Путин в ходе визита в Турцию поднимал этот вопрос, но безуспешно. Членам российской делегации ничего не оставалось, как напомнить турецким коллегам о существовании Конвенции о режиме черноморских проливов, подписанной в 1936 году и декларирующей свободу прохождения судов, что тоже не возымело действия.

Проект представляет альтернативу перевозке нефти через черноморские проливы, которые в настоящее время существенно перегружены, плюс Турция периодически вводит ограничения на проход. И хотя морской путь экспорта остается самым дешевым, альтернативу ему найти необходимо. Существует несколько проектов обхода проливов. Наиболее громкий из них, по маршруту Баку-Джейхан (средиземноморское побережье Турции), реализует Азербайджан в сотрудничестве с транснациональными компаниями из США, Великобритании и стран Персидского залива. Для России этот маршрут дорог. Оптимальным и в экономическом, и в политическом, и даже в религиозном (и болгары, и греки - православные) отношении для России считается проект Бургас-Александруполис ориентировочной стоимостью $700 млн.

Напомним, что идея строительства нефтепровода от порта Бургас (Болгария) до греческого Александруполиса для транспортировки российской нефти в обход перегруженного Босфора возникла около 10 лет назад. Инициаторы проекта и потенциальные грузоотправители, в числе которых первым значился ЛУКОЙЛ, активизировали работу в 1998-1999 годах, создав затем (в 2000 году) трехсторонний рабочий комитет. Еще год спустя входящие в комитет представители России, Греции и Болгарии заключили меморандум о намерениях. На том дело и встало. Аналитики связывают это с тем, что ЛУКОЙЛу не удалось приобрести 23%-ный пакет греческой Hellenic Petroleum, владеющей более чем половиной нефтеперерабатывающих мощностей в стране, и российская компания к проекту "Бургас-Александруполис" охладела.

И, вот, с ноября 2004 года вокруг этого маршрута наблюдается второй пик активности, очередным событием которого стало заседание трехстороннего комитета, прошедшее в Москве 9-10 марта 2005 года. При этом расклад интересов и состав участников несколько изменился, что позволяет говорить о возросших шансах реализации проекта. Напомним, осенью 2004 года в Афинах был согласован подготовленный в ходе консультаций греческой стороны с Россией и Болгарией трехсторонний меморандум о строительстве нефтепровода. Затем, в декабре 2004, идея продвижения проекта была одобрена на высшем уровне в ходе встречи российского президента с премьер-министром Греции Константиносом Карманлисом.

Примечательно, что вслед за этим Болгария подписала меморандум о взаимопонимании с Албанией и Македонией по аналогичному проекту нефтепровода Бургас-Влера. Таким образом, позиция болгар понятна: вести трубу от Бургаса будут те из партнеров, кто быстрее решит все сопутствующие задачи, главная из которых - ее (трубы) заполнение. И здесь греки с россиянами продвинулись дальше участников проекта Бургас-Влера.

В конце января 2005 года в Москве делегации трех стран (России, Греции и Болгарии) создали инициативную группу компаний, которой была поставлена задача предоставить возобновившему деятельность трехстороннему рабочему комитету ТЭО проекта. Координатором инициативной группы компаний стала ТНК-ВР. С российской стороны в группу вошел также "Стройтрансгаз" и "Промышленно-инвестиционная компания "ТИСЭ", с греческой - Hellenic Petroleum, Latsis Group и Prometeus Gas. Болгария для участия в группе предварительно определила универсальный терминал "Бургас".

Вскоре к работе инициативной группы проявил интерес и ЛУКОЙЛ (вместе с "Газпромом", "Роснефтью" и "Транснефтью"). Этим компаниям, согласно заявлениям греческой стороны, будет предоставлена возможность участия в проекте уже на стадии реализации в составе соответствующей международной компании.

В ходе заседания 9-10 марта 2005 трехсторонний комитет одобрил представленное инициативной группой компаний ТЭО, согласно которому стоимость проекта составит $700 млн, протяженность трассы нефтепровода - 280 км, пропускная способность - 35 млн твг с перспективой увеличения до 50 млн твг (параметр загрузки уточнится после определения состава компаний-участниц проекта с российской стороны). Греческая делегация, по словам возглавившего ее министра развития Греции Георгиса Салагудиса, довольна сотрудничеством с российскими партнерами на нынешнем этапе.

Подписание трехстороннего межправительственного меморандума запланировано на 15 апреля 2005 года, что станет сигналом к началу реализации проекта. Как видно, фактически занявшая место ЛУКОЙЛа ТНК-ВР провела серьезную работу. Она же, судя по всему, станет основным грузоотправителем нефтепровода Бургас-Александруполис. Только при выполнении всех условий российские нефтяники готовы гарантировать заполнение новой трубы. В Болгарии и Греции на эти условия не соглашались. Переговорщики не разглашают, удалось ли договориться о снижении претензий российской стороны или же добиться согласия партнеров на все условия России. Но, судя по тем заявлениям, которые делают в Афинах, сдвиги в переговорах наметились. Более того, источник утверждает, что стороны утрясли основные вопросы с распределением расходов на строительство и дележкой будущей собственности. Пока, однако, никаких конкретных деталей о расходах и правах собственности неизвестно, и непонятно, станет ли это известно до подписания меморандума.

Ясно только одно - эстафетная палочка передана греческой стороне - именно она заинтересована в реализации проекта в наибольшей степени (как в плане экономического эффекта, так и в аспекте геополитического влияния на Балканах). И если раньше проект "Бургас-Александруполис" продвигали в основном российские нефтяники при поддержке МИД, то инициативы второго пика активности исходят преимущественно от греков. В частности, по словам Салагудиса, Греция как член ЕС намерена обратиться к Евросоюзу за дотациями на строительство трубы. Здесь важно отметить, что у конкурентного проекта Бургас-Влера проблем с финансами также не возникнет - в этом маршруте изначально заинтересованы американцы. Очевидно, что в борьбе за нефтепроводный раздел "пороховой бочки Европы" пока выигрывает союз европейцев с Россией. При этом болгары вряд ли подведут: у России есть мощный фактор влияния - единственный в стране НПЗ в Бургасе принадлежит ЛУКОЙЛу. А значит, начала реализации проекта "Бургас-Александруполис" можно ожидать уже в 2005-2006 году.