Гиорги Хаиндрава - Государственный министр Грузии по урегулированию конфликтов

ИА REGNUM: Г-н Хаиндрава, как Вы оцениваете произошедший 22 марта в селе Ганмухури в зоне абхазского конфликта инцидент?

Это очень серьезный инцидент. Министр иностранных дел Грузии сделала свое заявление по этому поводу. Я, как человек, который непосредственно регулирует миротворческие операции с грузинской стороны, направил письмо и в МИД России, и руководству российских миротворческих сил - в том числе и генералу Евтееву (командующий "голубых касок" - прим.), с которым у меня в течении того дня было несколько телефонных разговоров. Мы считаем подобные действия абсолютно недопустимыми и думаем, что мандат и цель миротворческих сил - умиротворять ситуацию, а не напрягать ее, и тем более не создавать угрозы мирным жителям, в том числе и детям, что имело место. Правомерность передвижения тяжелой техники миротворцев - это отдельный вопрос, а разъяснения господина Казанцева (начальник штаба "голубых касок" - прим.), которые были нам даны и прошли по СМИ - вообще никак не соответствуют реальной обстановке и ситуации. Поэтому мы считаем, что на фоне переговоров, которые идут в Москве, этот факт может оказаться подрывом под те основы, которые сегодня с таким трудом закладываются между Грузией и Россией.

ИА REGNUM: Что собственно произошло в Ганмухури?

В село Ганмухури вошло несколько единиц тяжелой техники и несколько машин с личным составом миротворческих сил России. Они окружили пост представителей грузинской полиции - это было непосредственно в центре села, рядом со школой, и вызвало очень серьезные опасения по поводу безопасности детей и в целом мирных граждан - и потребовали разоружения представителей министерства внутренних дел Грузии, что абсолютно непонятно и недопустимо. После наших переговоров с командующим Евтеевым и непосредственного вмешательства в этот эпизод губернатора региона Гиги Угулава, инцидент был исчерпан, техника и личный состав были отведены. Но мы никак не считаем это окончанием данного инцидента - мы настаиваем на том, чтобы вообще в этой ситуации разобраться и, я думаю, что в ближайшие дни и часы как раз этим мы и будем заниматься.

ИА REGNUM: Насколько реальной была опасность вооруженного столкновения в Ганмухури?

Это должно быть абсолютно исключено. Я не представляю себе такой ситуации.

Существует мандат миротворческих сил, существуют их права и обязанности, в которых четко расписано любое действие, которое может иметь место на территории, контролируемой миротворческой миссией. Как раз этими вопросами и займутся представители обоих сторон для того, чтобы разобраться, насколько законны, правомочны и адекватны ситуации были действия миротворцев.

ИА REGNUM: Какова ваша реакция на заявление командования российских миротворческих сил в Абхазии о том, что нахождение подразделений МВД Грузии в зоне конфликта является нарушением имеющихся соглашений?

Я не думаю, что надо перекладывать вопрос с больной головы на здоровую. Существование сил министерства внутренних дел Грузии на территории Грузии - это компетенция грузинского правительства. А пребывание этих подразделений в этом регионе вызвано очень сложной криминогенной ситуацией, вызвано теми случаями, о которых говорили и представители миротворческих сил России. Там постоянно имеют место инциденты криминально-политического характера. Защищать безопасность собственных граждан на всей территории Грузии является суверенным правом Грузии, так что мы очень сомневаемся в серьезности подобных аргументов. Тем более что в подответственной миротворческим силам зоне не только стоят абхазские вооруженные группы, вопрос о чем постоянно ставится из года в год... Я хочу привести пример, когда во время т.н. президентских выборов в Абхазии бесчинства и карательные операции абхазских формирований в Гальском районе происходили под носом у миротворцев и на глазах у представителей России во главе с депутатом Бабуриным, который, по его собственному выражению, был в шорке от увиденного. Никакой реакции на это нет, там стоят абхазские таможенные посты и еще какие-то непонятные посты, и я что-то не помню, чтобы по этому поводу применялась тяжелая техника...

ИА REGNUM: Допускает ли Московское соглашение нахождение в зоне конфликта правоохранительных органов сторон?

Грузия - суверенная страна, и министерство внутренних дел существует для того, чтобы обезопасить население от криминального разгула, который имеет место в этом регионе. До тех пор, пока там будут гулять криминальные банды, представители министерства внутренних дел Грузии будут исполнять свои прямые обязанности - нравится это кому-то или нет. Это решать правительству Грузии.

ИА REGNUM: Что вы можете сказать о последних заявлениях абхазского лидера Сергея Багапш?

Нас удивляет, что в последнее время заявления господина Багапш впоследствии опровергаются. Например, заявление Багапша о готовности встретиться с президентом Грузии - потом поступило опровержение этого факта. А его заявление о размещении российско-грузинского антитеррористического центра на базе в Гудауте я слышал на пресс-конференции в Москве собственными ушами и видел собственными глазами. Это прошло по российскому центральному телевидению и потом передавалось в Грузии. Я еще в Москве сделал по этому поводу комментарий о том, что это предложение, которое надо очень внимательно изучить.

ИА REGNUM: Вы не допускаете, что Багапш оговорился и имел в виду российско-абхазский центр?

Разговора о российско-абхазском военном центре вообще быть не может, потому что никакие российско-абхазские центры на территории Грузии не могут существовать без ведома и согласия грузинского правительства, и вообще такой вопрос в повестке дня не стоит.

Что касается заявления о предоставлении жителям Гальского района двойного гражданства... "Я говорил о том, что граждане Абхазии будут иметь абхазские паспорта и никаких грузинских паспортов у них не будет. Жители Гальского района должны определиться, гражданство какого государства они хотят иметь - абхазское или грузинское. Если кто-то предпочитает быть гражданином Грузии - пожалуйста, пусть живут в Грузии. А те, кто желают быть гражданами Абхазии, иметь абхазский паспорт - пожалуйста, пусть живут в Абхазии." Это говорит господин Багапш. По этой логике, те жители Абхазии, которые имеют российское гражданство, должны жить в России, а не в Абхазии...

Я бы советовал нашим коллегам просто внимательно ознакомиться со Всемирной декларацией прав человека и с международным правом в этой области. Логика, по которой человек, имеющий грузинское гражданство, может жить только в Грузии, а имеющий российское гражданство - только в России, осталась в прошлых веках, а сегодня у нас XXI век... Во-вторых, эти люди живут в Грузии, и будут жить в Грузии, поскольку Абхазия - это часть Грузии, и это признано всем мировым сообществом. В-третьих, такой подход к простым невинным людям очень настораживает. Было бы очень трагично вспоминать массовое изгнание и этнические чистки, которые имели место в прошлом. Мы очень надеемся, что новые лидеры абхазского народа с большим уважением будут воспринимать права человека и понятие цивилизованного сосуществования людей во всем мире.

ИА REGNUM: Сергей Багапш также сказал, что "если Грузия предпримет агрессивные действия в отношении Южной Осетии, то Абхазия оставляет за собой право выхода из переговорного процесса...."

Господин Багапш может делать любые заявления - это его право, но именно по этим заявлениям мы и все мировое сообщество будем определять качество наших взаимоотношений с де-факто руководством Абхазии. Когда коренным жителям Абхазии - людям, всю свою жизнь, из поколения в поколение живущим в этой части Грузии - будет указываться, где они имеют право жить и где они не имеют право жить, и по каким причинам они имеют право жить, а по каким - нет, и какое гражданство им выбирать... Эта позиция веет апартеидом. Я еще раз повторю, что право господина Багапша - делать любые заявления и предпринимать те шаги, которые он считает нужными. Насколько эти шаги будут направлены на улучшение наших взаимоотношений и на создание условий для миротворческого процесса - посмотрим. Что касается приостановки переговорного процесса - это также их право, они уже это один раз делали и могут еще раз это повторить... Но я не думаю, что это отвечает интересам абхазского народа, грузинского народа и региональным интересам.

ИА REGNUM: Как Вы оцениваете встречу лидеров непризнанных республик в Москве и не свидетельствует ли это заявление Багапша о заключении между ними определенных соглашений?

Естественно, мы это встретили с озабоченностью. Мы не понимаем ту позицию, когда, с одной стороны, мы стараемся найти общий язык, признаем суверенитет, право государств и международное право, а в это время в Москве устраиваются встречи представителей сепаратистских движений, которые направлены на развал, расчленение государств, и абсолютно противоречат нормам международного права и взаимоотношениям независимых государств. Естественно, нас это настораживает. Мы понимаем, что реальной какой-то деятельности это за собой не повлечет, потому что вряд ли сепаратистские режимы в Абхазии, в Южной Осетии и в Приднестровье смогут объединится. Кстати, как оказалось, Нагорный Карабах сделал опровержение и господина Гукасяна там не было, и он не собирается участвовать в подобных мероприятиях - это я читал в прессе.