"Партнерские" настроения

Рабочий визит президента России Владимира Путина в Армению был приурочен открытию Года России в Армении. Можно с уверенностью сказать, что посещение Армении политиком такого масштаба стало для республики значительным политическим событием.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что визит главы российского государства в одну из стран Южного Кавказа пришелся на период ощутимых изменений, связанных с новыми геополитическими реалиями, растущим присутствием США и стран Европейского Союза в политическом и экономическом интерьере Азербайджана, Армении и Грузии. За период времени, прошедший после смены власти в Грузии и прихода к власти в этой стране ярко выраженного проамериканского политика Михаила Саакашвили, оценка значения и роли России в регионе заметно изменилась. Принявшая кардинально антироссийский вектор, Грузия стала основным проводником западных интересов в регионе и не только в нем, закрепив за собой в глазах западных партнеров статус "центральной страны" Южного Кавказа. Об этом свидетельствует и предстоящий 10 мая визит президента США Джорджа Буша в Тбилиси - первый в истории региона визит американского президента. В этой ситуации, Саакашвили принимает активное участие в украинском "оранжевом карнавале" и еще более ужесточает политику, направленную на скорейший вывод российских военных баз из Грузии. При Саакашвили Грузия принимает четкий курс на вступление в НАТО, а сам президент прилагает максимум усилий для активизации подчеркнуто антироссийского военно-политического блока ГУУАМ. Он же предпринимает действенные шаги по интернационализации миротворческих сил в зонах абхазского и югоосетинского конфликтов, для чего ведется политика дискредитации российской армии. Политика нового руководства Грузии препятствует также возобновлению движения по абхазскому участку Транскавказской железной дороги, что сводит к минимуму потенциал армяно-российского экономического сотрудничества, а также сказывается на перспективности важного коммуникационного проекта МТК "Север-Юг". При этом Саакашвили обладает достаточной поддержкой населения Грузии и весомым политическим авторитетом в своей стране - его политика пока не нашла какого-либо серьезного противодействия со стороны политических оппонентов (если таковые вообще есть). Не вдаваясь в прогнозы относительно перспектив грузинской государственности, и не учитывая ряд весьма странных, а то и трагических инцидентов, произошедших в последний период в Грузии, можно сказать, что политика Саакашвили в настоящее время приносит Грузии значительные дивиденды в виде западных многомиллионных грантов, а также широкого поля для международной активности.

Армения - стратегический партнер России на Южном Кавказе, республика, связывающая свою безопасность с дислоцированной на ее территории российской военной базой, естественно, также внимательно следит за развитием грузино-российского "диалога" и делает соответствующие выводы. Делают выводы практически все мало-мальски втянутые в общественную жизнь страны граждане. Ведь, как заявил, открывая Год России в Армении, Владимир Путин, армянский и российский народы "не просто дружат, они связывают с нашим содружеством свои надежды на решение текущих проблем и будущее своих детей". Действительно, в Армении многие связывают будущее своих детей с Россией, осознают огромную роль этой страны в дальнейшей судьбе региона. Здесь прекрасно понимают, что, независимо от дальнейшей политической судьбы Михаила Саакашвили, Грузия сегодня стала водоразделом для России, и без конкретных шагов, которые четко обозначат интересы, а еще точнее стратегические претензии российской стороны, результативность взаимоотношений России с Арменией будет идти по ниспадающей. Именно такие соображения дают право некоторым в Армении скептически констатировать: "Этот год России в Армении может оказаться последним".

Довольно пессимистический настрой царит сегодня и среди представителей политических кругов Армении. Комментируя ИА REGNUM российскую политику в отношении Армении, глава парламентской фракции Объединенной трудовой партии Армении Гурген Арсенян, в частности, отметил: "Было бы желательно, чтобы в основу российской политики было поставлено понимание реальной ситуации. Я, являясь человеком, который не представлял, что когда-либо буду критиковать Россию, сегодня нахожусь в статусе критика. Я критикую политику России. Почему? Потому что я четко вижу, что в основу политики России не ставится государственная выгода и России и Армении. В основу ставится реализация интересов корпоративных групп, которые не имеют никакого отношения к интересам моей страны".

"Россия должна принять во внимание тот факт, что, сколько бы Армения ни нуждалась в России, ровно столько же Россия нуждается в Армении. Мы неравны в силах, но равны в наших правах", - комментируя ту же тему, отметил директор офиса по политическим вопросам Армянской революционной федерации "Дашнакцутюн" (АРФД) Киро Маноян. По его словам, в армяно-российских отношениях есть потенциал для развития и углубления, однако "нельзя воспринимать Армению как страну, не обладающую альтернативой".

Глава фракции наиболее представленной в парламенте Республиканской партии Галуст Саакян напоминает, что "наш стратегический партнер - Россия пока не выполнила своих партнерских обязательств по межправительственному соглашению - имущество в счет государственного долга". По его словам, взаимоотношения с Россией для Армении необходимы, но необходимо попытаться сделать их выгодными и в политическом, и в экономическом смысле - "на этом поле есть много работы". По словам Саакяна, "партнерский взгляд Армении в последнее время был обращен не только в сторону России, но и в сторону других государств и структур, сотрудничество с которыми также может стать выгодным для нас". По его словам, Армения должна следить не за ошибками России на Кавказе, а за ситуацией в самой России - "за теми процессами, которые могут быть применены по отношении к нам". Глава фракции республиканцев также отметил, что армянский народ дружески относится к русскому народу, "однако государственные отношения следует рассматривать в иной плоскости и сделать их адекватными отношениям между народами". Вместе с тем, по мнению парламентария, это вовсе не мешает сотрудничеству Армении с НАТО, с европейскими государствами и с США.

Примерно в этом же духе высказываются практически все представители парламентских и внепарламентских сил Армении. Найти в Армении радикально антироссийскую политическую силу крайне сложно, практически невозможно, однако факт того, что армянские политики стали гораздо осторожнее высказываться по теме армяно-российского взаимодействия, а некоторые из них и вовсе отказываются комментировать этот вопрос - налицо. Для осторожности у них есть весомые причины.

Карабахский и "базовый" вопросы

Важность позиции России в урегулировании нагорно-карабахского конфликта в Армении четко осознают. Россия, наряду с США и Францией, является страной - сопредседателем Минской группы ОБСЕ, а это основной формат, в рамках которого продолжается процесс урегулирования конфликта. Как неоднократно заявлял российский посредник Юрий Мерзляков, скорейшее решение конфликта - в интересах России. Действительно, замороженное состояние карабахского конфликта не дает Москве в полной мере развивать отношения и с Арменией, и с Азербайджаном, заставляет сталкиваться в лучшем случае с "политической ревностью" сторон, а в худшем с их обвинениями в предвзятости. О готовности России всячески способствовать решению конфликта заявил в Ереване и Владимир Путин.

Некоторые эксперты считают состоявшуюся в прошлом году в Астане в рамках саммита СНГ встречу в трехстороннем формате Путин-Кочарян-Алиев поворотной в долгом переговорном процессе. Сразу после этой встречи в прессе всплыла информация о том, что карабахский конфликт может быть решен по так называемой "московской формуле", а именно, путем референдума. Где именно будет проведен референдум, не указывается, однако четко указывается, что референдуму(-ам) должен предшествовать вывод армянских сил с территорий вокруг Нагорного Карабаха, именуемых армянской стороной "поясом безопасности", а азербайджанской - "оккупированными". Идея о референдуме была воспринята в Армении, Азербайджане и Нагорном Карабахе с нескрываемым недоверием - сказалась недостаточная информированность населения. Между тем, экс-министр иностранных дел Азербайджана Тофик Зульфугаров отметил, что "наличие московской формулы", несомненно, имеет для Азербайджана позитивное значение. Зульфугаров заявил, что "он сторонник освобождения прилегающих к НК оккупированных территорий в обмен на гарантии безопасности для карабахских армян". Итак, вместе с идеей референдума, в обиход вошла и другая формулировка, ассоциирующаяся с "московской формулой" - "территории за безопасность".

О том, что в зоне карабахского конфликта грядут перемены, свидетельствует и появление под эгидой ОБСЕ первого экспертного документа. Побывавшая недавно в регионе конфликта миссия составила подробный отчет, в малейших деталях описывающий положение дел на контролируемых армянской стороной территориях. Параллельно, весомые политические фигуры в Армении и Азербайджане начали запускать в эфир заявления о возможности появления в зоне конфликта миротворческих сил. В частности, такую возможность не исключил и министр обороны Армении Серж Саркисян, оговорившись, что это возможно после подписания окончательного мирного договора на период постконфликтой реабилитации. Естественно, как в Армении, так в Азербайджане прекрасно понимают, что наличие миротворцев в постконфликтной зоне не обойдется без участия российского контингента. Мало того, есть основания полагать, что зону будет контролировать контингент СНГ, ибо присутствию американских сил или сил НАТО воспротивиться другой региональный игрок - Иран.

Между тем, Россия пытается стимулировать стороны карабахского конфликта к принятию решений на фоне довольно тревожных тенденций, касающихся перспектив ее военного влияния в регионе. Если Грузия, заручившаяся поддержкой западного сообщества, вынудит-таки Россию форсировать вывод своих баз со своей территории, то российская военная база в Армении окажется в крайне не выгодном положении по причине коммуникационной оторванности.

Председатель Демократической партии Армении, экс-советник президента Армении по внешней политике Арам Г. Саркисян, считающий, что визит Владимра Путина был посвящен обсуждению "новой роли России на Южном Кавказе", выразил мнение, что российская военная база вскоре будет сбалансирована посольством США, которое строится в Ереване - "у здания подобного масштаба будет и соответствующее назначение". По данным ИА REGNUM, на территории новой американской дипмиссии в Ереване планируется разместить от 200 до 500 американских морских пехотинцев. Правда, Саркисян уверен, что "две великие державы - США и Россия пришли к согласию о мирном сосуществовании на армянской территории". "Военная база России, довольно развитые экономические связи и иная настроенность армянского общества по отношению к России - факторы, которые не дадут США единовластно господствовать на этой территории", - отметил он. Правда, как уже отмечалось, значимость фактора российской военной базы в Армении подчинена судьбе российского военного присутствия в Грузии, а настроение - вещь переменчивая.

Между тем, практически ни у кого, в том числе и в Армении, не вызывает сомнений, что в случае вывода российских военных баз с грузинской территории, их место займут представители ВС "стран-друзей" Грузии из западного блока. О планах активизации военного присутствия на Кавказе несколько раз и довольно однозначно высказывались многие американские деятели. Символично, что 30 марта в Армению прибудет заместитель командующего силами США в Европе генерал Чак Уолд, который ранее говорил об Азербайджане, как о потенциальной территории размещения американских военных баз нового образца.

Экономика и "коридорные" вопросы

Наиболее выгодно Россия представлена на региональном энергетическом и газовом рынках. В ходе совместной с Владимиром Путиным пресс-конференции в Ереване, президент Армении Роберт Кочарян заявил, что стороны разрабатывают "фундаментальные проекты в этой области, которые будут иметь региональное значение".

Армения, действительно, могла бы стать незаменимым коммуникационным узлом в региональной газово-энергетической политике России благодаря наличию на своей территории единственной в регионе АЭС, единственного подземного газового хранилища и развитой энергосистемы. Она могла стать связующим звеном для российских компаний не только с соседними по бывшему Союзу республиками, но и с Ираном и Турцией. Однако острые политические проблемы стали причиной практической изоляции республики от доступа на азербайджанский и турецкий рынки. В Армении наблюдается излишек выработанной электроэнергии, однако экспортировать ее удается лишь в Грузию и Иран. Между тем, компания РАО "ЕЭС", владеющая или управляющая основными вырабатывающими мощностями страны, заявила о планах синхронизации энергетических систем России, Азербайджана, Турции, Грузии и Ирана и о намерениях расширения экспорта в Иран и Турцию, в том числе с генерирующих мощностей Армении. В этом отношении довольно многообещающим для российской стороны станет реализация проекта строительства газопровода Иран-Армения, который будет работать по схеме "иранский газ в обмен на армянскую электроэнергию". К этому проекту непосредственно относится намерение российской стороны построить и пустить в эксплуатацию пятый блок Разданской ТЭС, которая и будет перерабатывать иранское "голубое топливо".

К проекту прокладки газопровода подключился и другой российский холдинг - "Газпром", который поставляет для Армении газ по северному маршруту через Грузию. Можно с уверенностью сказать, что газопровод Иран-Армения, при всей запутанности схемы своего предстоящего функционирования, решит для Армении крайне серьезный вопрос - вопрос энергетической безопасности. Армянская сторона получит альтернативу газопроводу, проходящему через Грузию, что избавит ее от необходимости "молиться" за безопасность трубы в соседней Грузии и гадать, насколько далеко зайдут грузино-российские разногласия и что будет, если Москва вдруг применит к грузинской стороне "энергетические санкции". К слову сказать, наличие альтернативы у стратегического партнера в определенной степени развяжет руки и российской стороне.

Острым вопросам армяно-российской повестки остается судьба пяти крупных предприятий и НИИ, переданных российской стороне в счет погашения государственного долга Армении перед Россией. Хотя эти предприятия полностью перешли в российскую собственность, армянская сторона справедливо ожидает усилий со стороны Москвы по их инвестированию и запуску, что обеспечит немало рабочих мест. Вопрос этот остается в подвешенном состоянии, хотя российская сторона в лице министра иностранных дел Лаврова, который также недавно посещал Армению, заявила, что в Госбюджете на 2005 год заложена "немалая сумма" для этих целей.

Несмотря на официальное присоединение Армении к ирано-российской инициативе - Международному транспортному коридору "Север-Юг", в Армении мало представляют, каким именно образом коридор затронет республику. Сказываются отсутствие прямой железнодорожной связи с Россией и проблемы армяно-турецкой и армяно-азербайджанской границ. Несколько добавляет оптимизма тот факт, что буквально в дни визита Путина в Армению был запущен железнодорожный паром по маршруту "порт Кавказ - Поти (Грузия)", которым могут пользоваться и армянские грузоперевозчики. Однако паром не заменит железной дороги и от России ожидают более действенных шагов по разблокированию абхазских путей. Проблема опять-таки упирается в Грузию.

В итоге...

Как уже отмечалось, в Армении трудно найти ярко выраженного антироссийкого деятеля, но еще труднее найти пророссийкую общественную структуру - таковых просто нет. Весь гуманитарный сектор уже давно и довольно плотно прибран к рукам американскими и европейскими "миссионерами". Запад здесь развернул действительно большую и плодотворную работу в этом плане. Офисы западных фондов посещает немалая часть армянской молодежи, зарабатывающая через них неплохие средства. Совершенно очевидно, что такая ситуация присуща не только Армении, но и подавляющему большинству стран постсоветского пространства. Причем разного рода организации такого плана поддерживают тесный контакт между своими офисами, что создает поистине сеть общественного влияния во всем СНГ. Если Москва задастся целью хотя бы начать создавать такую же сеть, то ей впору проводить не Год, а как минимум пятилетку России в этих странах.