Сенсационной новостью середины марта 2005 года стали очередные меры властей Краснодарского края, направленные против реализации проекта нефтехимического терминала компании "Тольяттиазот" на Таманском полуострове. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в Экологической вахте по Северному Кавказу, на совещании, состоявшемся 15 марта в Краснодаре, глава администрации Краснодарского края Александр Ткачев вновь обвинил "Тольяттиазот" в несоблюдении требований закона. Было заявлено, что материалы о нарушениях будут переданы в прокуратуру и что, возможно, "Тольяттиазот" будет исключен из списка инвесторов порта "Железный Рог". Т.е. поставлен вопрос о том, что строительство терминала "Тольяттиазота" будет вообще прекращено.

Этот конфликт остро разгорелся осенью 2004 г., когда краевые и федеральные государственные органы "обнаружили", что "Тольяттиазот" при строительстве своего терминала грубейшим образом нарушает законы. Дальнейшее ведение строительства было запрещено, до того как все нарушения будут устранены. В ответ "Тольяттиазот" через средства массовой информации организовал PR-кампанию против администрации Краснодарского края, обвиняя ее в том, что она "разрушает инвестиционный климат на Кубани", "действует вразрез интересам России" и т.п. А на Тамани, несмотря на все запреты, продолжалось строительство объектов терминала. И последовали новые меры, направленные на то, чтобы незаконное строительство "Тольяттиазота" все же было остановлено.

Экологические общественные организации Кубани поддерживают позицию краевых властей в отношении "Тольяттиазота": все выявленные нарушения имеют место, и претензии к этой компании полностью обоснованы. По мнению экологических активистов, "Тольяттиазот" вел себя на Тамани хищнически, как колонизатор где-нибудь в Африке, не считаясь с интересами населения, нарушая законы, уродуя своей деятельностью земли этого уникального в природном и историческом отношении края. Хаотичное проектирование, неучтенность многих природных факторов и опасности близкого соседства различных опасных объектов, массовое привлечение неквалифицированной рабочей силы для их строительства увеличили и без того высокую вероятность техногенных аварий, смертельно опасных для всего живого на полуострове. Местное население всегда активно выступало против строительства аммиачного терминала, считая, что "Тольяттиазоту" не место на Таманской земле. Однако, по сообщению того же источника, есть немало оснований сомневаться в искренности администрации Краснодарского края. Действительно ли она в своих действиях против "Тольяттиазота" руководствуется обеспечением экологической безопасности и строгим соблюдением законности? Долгие годы руководство Кубани закрывало глаза на грубейшие нарушения со стороны "Тольяттиазота" и всячески содействовала реализации проекта строительства аммиачного терминала. Деятельность "Тольяттиазота" на Тамани всегда была незаконной и несла экологические угрозы, почему же власти "прозрели" только сейчас?

В настоящее время власти "не замечают" такую же незаконную строительную деятельность на Таманском полуострове другой компании - ЗАО "Таманьнефтегаз", входящей в состав группы компаний "Русский мир" (ОТЭКО). Эта компания сейчас развернула по соседству с "Тольяттиазотом" бурное строительство сооружений для своих терминалов по перевалке нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородов. Эти работы ведутся с не меньшими нарушениями, однако их никто останавливать не собирается. Эти терминалы ничуть не менее опасны, чем аммиачно-метаноловый терминал "Тольяттиазота". И, тем не менее, для деятельности "Таманьнефтегаза" сейчас открыта зеленая улица. Так что какой-либо последовательной позиции краевых властей в сфере обеспечения законности и заботы об экологической безопасности при реализации портовых проектов на Тамани нет. Совершенно однозначно, что в отношении деятельности "Тольяттиазота" и "Таманьнефтегаза" со стороны администрации Краснодарского края имеет место политика двойных стандартов.

Для экологических активистов очевидно, что конфликт между "Тольяттиазотом" и краевой администрацией лежит не в плоскости заботы об интересах населения и желания обеспечить экологическую безопасность. Борьба идет за контроль над проектируемым портом "Железный Рог". "Тольяттиазот", оказавшись первым на этом поле и вложив в строительство портовых сооружений и инфраструктуры на Тамани значительные средства, считает, что контроль над портом должен принадлежать ему. Эта компания уже далеко ушла от первоначально декларировавшихся планов перевалки 2 млн. тонн аммиака в год. Сейчас планируется увеличить этот объем перевалки аммиака до 6 миллионов тонн. Кроме аммиака, "Тольяттиазот" собирается переваливать через Тамань метанол, нефтепродукты, различные сыпучие грузы, зерно. Т.е. руководство "Тольяттиазота" хочет иметь здесь не просто аммиачный терминал, а многофункциональный порт. И, получив в аренду ключевые участки земель в районе поселка Волна, где планируется построить порт, а также по трассе подъездной железной дороги, оно, вероятно, полагало, что помешать ему в этом будет трудно. Но у администрации Краснодарского края на этот счет другие планы. Администрация считает, что порт "Железный Рог" (или, как его сейчас называют, порт "Тамань") должен контролироваться ею посредством управляющей компании. Кроме того, "Тольяттиазот", желая быть хозяином ситуации и заняв наиболее удобные земли и акваторию, мешает разворачивать здесь деятельность другим компаниям, которые намерены участвовать в строительстве порта. Прежде всего, - компании "Таманьнефтегаз", которая с недавних пор стала фаворитом властей Кубани.

После того, как стало ясно, что руководство "Тольяттиазота" на уступки идти не готово, власти края пошли на решительные меры. 25 июня 2004 года было принято постановление, которым из аренды "Тольяттиазота" было фактически изъято 175 га земель (из 229 гектаров осталось лишь 54). Когда и это не изменило упорного нежелания хозяина "Тольяттиазота" Владимира Махлая уступать давлению краснодарских властей, ими были "обнаружены" давно известные грубые нарушения закона со стороны этой компании, и объявлено, что ее деятельность угрожает экологической безопасности. На основании этого изданы предписания о приостановке строительства. Правовая и экологическая аргументация здесь - просто метод достижения чисто экономических целей, чрезвычайно далеких в своей сути от заботы о соблюдении закона и охране окружающей среды. И есть большая вероятность того, что вскоре все вернется на круги своя. Конфликт будет замят, и "Тольяттиазот" снова станет "важным инвестором, играющим большую роль в подъеме экономики края"... Это случиться, если В. Махлай не сможет отстоять свои притязания на контроль над портом и поймет, что у него нет другого выбора, кроме как идти на серьезные уступки. После этого все экологические и правовые претензии краевых властей снова будут "положены под сукно", чтобы выполнять функцию короткого поводка и иметь возможность снова надавить на строптивую компанию в случае новых конфликтов экономических интересов.