Процесс реорганизации ВГТРК затронул все регионы страны, однако бурное обсуждение получил прежде всего в национальных республиках. Ситуация на ГТРК "Чувашия" близка к критической: сократилось вещание (как правило, национальных передач, детских, художественных и музыкальных программ), сокращаются кадры. Местная творческая элита и чиновники обеспокены нынешним состоянием телерадиокомпании и ищут решения проблем. Свое видение ситуации в интервью ИА REGNUM представила экс-руководитель ГТРК "Чувашия" Наталья Володина.

ИА REGNUM: Какие, на Ваш взгляд, цели преследует реорганизация ВГТРК?

По сути, тот процесс, частью которого является сегодняшняя реорганизация ВГТРК, начался не вчера и даже не позавчера, а в ту минуту, когда российское телевидение и радио были созданы как государственные средства массовой информации. Самым печальным моментом и для регионов, да и для самой России в целом (а я убеждена, что без последствий для всего сообщества это не останется) был тот факт, что соединили на одном частотном ресурсе будущих конкурентов. Как всегда, в России спешили, и на сети, созданные регионами, посадили "старшего брата" - потом, мол, разберемся. Но разобрались, также традиционно для России, с позиции силы - образно говоря, пришла лиса и выгнала зайца из его лубяной избушки. Конечно, регионалы слишком мало вещали на своем ресурсе, и весь суточный эфир им был не под силу, да и конкурировать за рекламный рынок РТР с ОРТ было тяжело, так как прайм-тайм был в руках регионалов. Но противопоставлять два государственных ресурса друг другу можно было только с позиции слепого, недальновидного человека. Либо с позиции очень изощренного политика, видящего в этом ресурсе свои частные интересы. Всерьез говорить о том, что губернаторы за счет регионального телевидения могли подорвать единство России, с моей точки зрения, мог только не очень умный человек, не знающий Россию по-настоящему.

Как бывший руководитель национальной региональной ГТРК, я за последние 10 лет видела много разных приемов и тенденций в реформировании государственного телересурса. Но никогда еще до сих пор эти приемы не были столь жесткими и циничными по своей сути. Полагаю, что всерьез государственная информационная политика ни одним из Президентов России не рассматривалась и не велась. Это серьезный просчет в глобальной политике, и связан он с отсутствием в Кремле единой команды.

ИА REGNUM: К каким последствиям приведет сокращение времени вещания чувашского ТВ и радио для национальной культуры и доступа к информации в Чувашии?

С одной стороны, с учетом того, что на рынке телерадиоинформации наступает реальная конкуренция, ничего кардинально трагического в обычном информационном поле не произойдет, если частные телерадиоканалы получат возможность вещания на всей территории Чувашии. Здесь может возникнуть только одна проблема - в отсутствии частотного ресурса во многих территориях. Однако сугубо национальным вещанием (новости на чувашском языке, передачи о чувашской культуре, спектакли на чувашском языке и т.п.) частные каналы явно не займутся, ввиду его убыточности, и с этнической, с этической точки зрения потери в этом плане вообще трудно оценить. Возможно, они будут носить глобальный характер, если местная власть не займется решением этой социально-культурологической проблемы. С учетом дефицитности бюджета и попыток федералов переложить на плечи региональных властей социальное бремя по целому ряду мандатов, представляется довольно сомнительной возможность в ближайшее время решить эту проблему кардинально. А уж разговоры о создании в России общественного телевидения носят, с моей точки зрения, характер практически бессмысленный ввиду отсутствия реальной почвы для такого демократического подхода к телерадиовещанию. Это все равно, что говорить о возможности создания собственной космической программы каким-нибудь африканским племенем. Дай Бог мне ошибиться, конечно, в моих печальных прогнозах, и я буду искренне рада, если это случится не только в России, но в первую очередь в Чувашии.

ИА REGNUM: Почему национальные телевидение и радио не были созданы в Чувашии ранее, и возможно ли их создание сейчас?

В качестве руководителя ГТРК еще в 1997-1998 годах я предприняла все меры, использовала все возможности, чтобы начать строительство национальной сети - были созданы два новых канала, теле- и радио, написаны аналитические записки в Кабинет Министров. Все мои личные профессиональные прогнозы позволяли мне сделать вывод о грядущей катастрофе для региональных студий. Увы, тогда в Чувашии меня никто не понимал - ни в Правительстве, ни даже в самом коллективе ГТРК. И сегодня обе из названных сторон имеют то, что имеют: коллектив расплачивается за свою недальновидность и непрофессионализм, а Правительство имеет значительно худшие условия по созданию национальной сети, чем семь лет назад. Полагаю, что если президент Чувашии проявит сегодня политическую волю, то он реально может начать восстанавливать ситуацию, правда, все-таки не ранее, чем из возможностей бюджета 2006 года. Хотя, еще раз подчеркиваю,- сегодня Правительству республики это обойдется значительно дороже. Кроме того, ему придется искать компромиссы с частными вещателями и ГТРК, а это очень сложное поле для маневров. Ведь выживать телерадиостуктурам нужно на одном рекламном рынке, и интересы у государственной и частной компаний здесь абсолютно одинаковые, но взаимоисключающие. Тем более, что современная юридическая основа у ГТРК - исключительно федерального свойства, и вкладываться в нее регионалам не имеет особого смысла. Так что только время покажет, как будет развиваться этот неоднозначный процесс. Тем более, что обеспокоенность ситуацией пока проявляют только депутаты Госдумы, но никак не губернаторы - реальные управленцы на местах, которые уже все практически прогнулись перед угрозой их непереназначения Кремлем.

Справка ИА REGNUM

Наталья Володина. В 1982 году окончила Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова по специальности "журналист, литературный редактор".

1975 - 1977 корреспондент газеты "Ононская правда", с.Кыра Читинской области 04.1977 - 08.1977 корреспондент-радиоорганизатор, редактор районного радио, с.Кыра Читинской области 1981 - 1991 технический редактор, редактор многотиражной газеты "Ульяновец" ЧГУ им.Ульянова 1991 - 1994 редактор Чувашского республиканского молодежного журнала "Человек", г.Чебоксары 1994 - 1996 руководитель Пресс-службы Президента Чувашской Республики

1996 - 1999 председатель Государственной телевизионной и радиовещательной компании "Чувашия". Награждена Почетной грамотой ВГТРК за многолетний труд и большой вклад в развитие телевидения и радиовещания в 1999 году.

1999 - 2002 помощник Президента Чувашской Республики 2 января 2002 года назначена Заместителем Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики - министром печати и информационной политики. 2003-2004 - глава Администрации Президента Чувашии. После отставки работает в медийном бизнесе. Советник Президента Чувашии.

Заслуженный работник культуры Российской Федерации. В 2000 году присвоен квалификационный разряд "Государственный советник Чувашской Республики 2 класса". Объявлена Благодарность Президента Российской Федерации за активное участие в проведении выборов в 1996 году.