25 марта 2005 стало известно, что предложенный правительством Латвии план приватизации одного из крупнейших предприятий страны - АО Ventspils nafta, включающего в себя, среди прочего, крупнейший нефтетерминал, - полностью провалился. Главный совладелец концерна, нефтетранспортная компания Latvijas naftas tranzīts, отвергл перспективу формирования с правительством единого контрольного пакета (51%), который и предполагалось затем продать потенциальному инвестору.

38,62% акций Ventspils nafta не приносят никакого толка латвийскому государству на протяжении многих лет: дивидендов давно не было, а размер доли не позволяет правительству оказывать сколь-нибудь значимое влияние на происходящие в концерне бизнес-процессы. Два этих обстоятельства и заставили кабинет министров задуматься о необходимости их продажи. Правда, преградой к успешной реализации идеи могли стать ряд существенных обстоятельств.

Во-первых, последнее время компанию преследуют скандалы как на внутрилатвийском, так и на межгосударственном уровне в отношениях с Россией. Во-первых, как уже сообщало ИА REGNUM, 27 февраля 2005 в интервью телепередаче латвийского канала LNT - Nedēļa один из акционеров АО Ventspils naftа Олег Степанов сделал сенсационное заявление: крупнейшим собственником концерна, по его словам, является мэр Вентспилса и президент Ассоциации транзитного бизнеса Латвии Айвар Лембергс.

Во-вторых, все последнее время посол России в Латвии Виктор Калюжный, который ранее представлял интересы России на Каспии, не уставал справедливо отмечать неконструктивную позицию латвийского руководства. Всем известно, что латвийское направление транзита выгодно для России, однако Латвия не предпринимает шагов для развития данной сферы и даже противодействует этому. Как заявил в интервью газете Neatkariga Rita Avize Latvijai Калюжный, Россия сейчас успешно решает свои проблемы и без участия Латвии. Увеличивается пропускная способность Приморска, Эстония строит угольный терминал и нефтепровод, а Латвия продолжает чего-то ждать. "Вы по-прежнему чего-то ждете, пока кто-то придет и что-то вам даст", - заявил тогда посол. "Россия не зависит и никогда не будет зависеть от позиции, которую демонстрирует Латвия. Кто кому нужен больше? Союзники Латвии далеко - одни за морем, другие за океаном. Россия рядом и всегда будет соседом Латвии. Удивительно, что такое большое соседнее государство, как Россия, по обороту товаров занимает только шестое место", - заявил Калюжный, отметив, что никакой угрозы Россия для Латвии не представляет.

В то же время, по словам посла, у России нет и особых интересов в Латвии, хотя в самой Латвии продолжают бояться и запугивать Россией. "Пока Латвия накликивает российскую угрозу, другие страны в постсоветском пространстве нормально сотрудничают с Россией, экономические связи развиваются", - добавил Калюжный. Посол констатировал, что если ситуация в отношениях двух стран не изменится и владельцев российской нефти не пустят на латвийский рынок, то "все трубы на вентспилсском направлении можно будет резать на металлолом".

Кроме того, есть чисто финансово-юридическое обстоятельство - государственный пакет как таковой мало интересен потенциальному инвестору, который по завершении сделки оказался бы в незавидном положении миноритария АО Ventspils nafta. Потому недавно министр экономики Латвии Кришьянис Кариньш предложил крупнейшему частному акционеру, АО Latvijas naftas tranzīts, (48,92%) кооперацию. А именно - выставить на приватизацию свою долю в 13%. Таким образом, покупателю был бы гарантирован контрольный пакет в 51%. Такой вариант, по версии К. Кариньша, мог принести казне 60-100 млн латов. Теперь стало ясно, что осуществить его будет не суждено. 24 марта 2005 крупнейший акционер Ventspils nafta распространил официальное письмо, направленное на имя премьер-министра Айгара Калвитиса и министра экономики К. Кариньша. В нем сказано: государство за восемь последних лет так и не удосужилось хотя бы поинтересоваться точкой зрения Latvijas naftas tranzīts о перспективах концерна. А частный владелец стал объектом многочисленных нападок со стороны политических сил, разыгрывающих собственные партии в борьбе за власть. "К сожалению, в очередной раз мы должны вам напомнить, что основные положения приватизации Ventspils nafta со своей стороны не выполнило именно государство", - говорится в послании, подписанном председателем правления Latvijas naftas tranzīts Мамертом Вайвадсом. А потому он счел не отвечающим интересам их компании предложение о создании объединенного пакета и его продаже.

Напомним, что вопрос о привлечении стратегического инвестора в вентспилсский нефтетранзитный бизнес актуализировался после того как в 2003 Россия прекратила поставки экспортной нефти в Вентспилс по трубопроводу. Крупнейшие акционеры VN - АО Latvijas Naftas tranzits и Латвийское государство. Акции VN котируются по официальному списку Рижской фондовой биржи. 2003 г. VN завершил с убытками в $18,8 млн и нетто-оборотом в $110,4 млн.

Как сказал 25 февраля 2005 на конференции "TransBaltica 2005" заместитель председателя совета Ventspils nafta Владимир Соломатин, компания получила предложение продать трубопровод по цене металлолома. Предложение аргументировано плохим техническим состоянием нефтепровода. VN в свою очередь предложила российским компаниям приобрести его по цене, включающей стоимость металлолома и минимальные затраты на сооружение нового трубопровода, но это предложение не устроило российскую сторону. VN намерена привлечь независимых экспертов, чтобы установить реальную стоимость трубопровода, сказал В.Соломатин. Предприятие ищет возможности привлечения стратегических инвесторов, которые обеспечили бы стабильный поток нефти. Это предложение было тогда еще сделано российским инвесторам.

По данным Центрального статистического управления Латвии, в 2004 по магистральному трубопроводу в Вентспилс транспортировано 5,5 млн тонн нефтепродуктов. Это на 21,9% больше, чем в 2003. В то же время объемы транспортированной по трубопроводам нефти сократились - в прошлом году транспортировано 13,9 млн тонн. Это на 13,6% меньше, чем годом ранее. Нефть по магистральному трубопроводу по-прежнему транспортируется только в Мажекяй, на нефтеперерабатывающий завод "Мажейкю нафта". В феврале 2005 в Вентспилсском порту объем перевалки нефтепродуктов составил 1648 тыс тонн, в том числе 1083 тыс тонн дизтоплива, 431 тыс тонн бензина и 140 тыс тонн мазута.

Дочернее предприятие АО "Вентспилс нафта" - ООО "Вентспилс нафта терминалс" в феврале 2005г. перегрузило 850 тыс тонн нефтепродуктов, в том числе 400 тыс тонн бензинов разных марок и 450 тыс тонн дизельного топлива. Эти объемы выше показателей февраля 2004, когда было перекачено 700 тыс тонн нефти и нефтепродуктов, в том числе дизтоплива - 400 тыс тонн, бензинов разных марок - 100 тыс тонн и сырой нефти 200 тыс тонн. Все грузы на вентспилсский нефтяной терминал по-прежнему доставляются по железной дороге.