Сейчас в России примерно 750 тысяч сирот, это больше, чем после Отечественной войны, причем 95% из них "социальные сироты" - при живых родителях. "В 2004 году количество детей-сирот, усыновленных россиянами, составило 7731 человек, в то время как иностранные граждане взяли в семьи 7852 ребенка", - начальник Управления по правам ребенка аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Наталья Яковлева. Всего же в год под опеку в российские приемные семьи отдают около 90 тысяч детей.

О проблемах семейного устройства российских детей-сирот и праве ребенка на семью рассказали участники "круглого стола" на прошедшей конференции. Согласно государственной статистике, общее число сирот в Российской Федерации каждый год увеличивается примерно на 15 тысяч человек. Сейчас эта цифра составляет 750 тысяч. Ежегодно за рубеж отправляются примерно 4% детей, занесенных в Государственный банк данных. Столько же усыновляются россиянами, к сожалению, не родственниками. "Ни в коем случае нельзя противопоставлять международное усыновление внутрироссийскому, - заявил президент Национального Совета по усыновлению США Томас Атвуд. - Не нужно думать, что сократив процент усыновления иностранными гражданами, вы поднимете российский показатель. Для этого нужно четко определить политику и помнить, что каждый ребенок имеет право расти в семье, русской или иностранной". Участники "круглого стола" заверили: мнение о том, что среди россиян мало желающих усыновить ребенка - миф. Но ряд причин тормозят устройство ребенка в семью. В числе прочих проблема закрытости информации о детях, нуждающихся в семейном уходе, бюрократические проволочки в вопросах оформления ребенка.

"У нас практически отсутствует действенная система ранней профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, эффективных механизмов семейного устройства детей-сирот", - утверждает руководитель российского исследовательского центра по правам человека "Право ребенка" Борис Альтшулер. Проблемой является и слабая материально-финансовая помощь семьям, взявшим ребенка из детского дома, и низкий уровень оплаты труда специалистов по охране прав детей. Участники пресс-конференции уверены, что все выплаты по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны осуществляться из бюджета субъекта Федерации.

По словам директора детского дома №12 Санкт-Петербурга Людмилы Барановой, на данный момент в России отсутствуют возрастные категории для усыновителей и опекунов. Так как предельная разница в возрасте между ребенком и усыновляющим лицом не обозначена, были случаи, когда пара, которым исполнилось по 65 лет, претендовала на усыновление пятилетнего малыша. Уполномоченные по правам ребенка из 17 субъектов Российской Федерации подняли вопрос о ратификации в нашей стране Гаагской Конвенции для усиления контроля за судьбой ребенка, усыновленного за рубеж.

Необходимость такого решения обосновал Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, приведя пример гибели ребенка, усыновленного гражданкой США. Женщина обращалась в три американских агентства, но получала отказ в связи с психическим заболеванием. Через краснодарское агентство ей удалось совершить "независимое" усыновление в России. Через некоторое время ребенок был убит. Для решения поставленных проблем, специалисты предлагают:

1. Внести предложенные Министерством образования и науки изменения и дополнения в Семейный Кодекс, направленные на совершенствование деятельности по опеки и попечительству, охране прав детей, развитие постоянного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2. Рекомендовать повсеместное распространение позитивного опыта принятия аналогичных законодательных актов субъектами РФ;

3. Принять пакет федеральных законов, учреждающих систему специального правосудия для несовершеннолетних;

4. Принять федеральный закон, регламентирующий деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в новых условиях;

5. Не допустить отстранения органов опеки и попечительства от защиты прав несовершеннолетних при совершении сделок с жилыми помещениями.