С резкой критикой созданного в Улан-Удэ "Байкальского фонда местного сообщества" выступила газета "МК в Бурятии" в статье "Филантропы". По мнению издания, распространенное Байкальским фондом обращение к предпринимателям и властным структурам с просьбой выделить деньги на цели "социальной направленности" на самом деле "является важным и трудновыполнимым условием привлечения финансовых средств из региональных источников и гарантирует участие в Байкальском фонде западного капитала из фондов Форда, Траста, Мотта, CAF и прочих". Вместе с тем, "МК" напоминает, что "Оранжевую революцию на Украине совершили при активной финансовой поддержке западных фондов" и пишет, что, например, Фонд Форда стал одним из первых, включившихся в "холодную войну". Руководители фонда затем работали в ЦРУ. "Сотрудничество с благотворительными фондами позволяет ЦРУ финансировать безграничные суммы на программы, воздействующие на молодежные группы, университеты, другие частные институты, включая правозащитные организации". Газета отмечает, "платят американцы далеко не всем, а лишь тем, кто защищает "кого надо", например, чеченских сепаратистов. А тем организациям, кто защищает "кого не надо" (к примеру, Латвийский комитет по правам русских и русскоязычных в Латвии), американские фонды гранты не дают, объявляя эти организации "коммунистическими". Издание также сравнивает принципы работы "Байкальского фонда" с "фондами, учрежденными международным авантюристом Джорджем Соросом, проповедующим идеологию "открытой России" - "открытой двери". Созданная им паутина организаций в странах бывшего СССР имеет вполне определенную цель - не поддержка науки и образования, сирых и убогих, а создание западной "либеральной демократии" и не контролируемой государством рыночной экономики". Один из ключевых моментов в статье "Филантропы": "Активно создаваемый в России "некоммерческий сектор" постепенно перехватывает у государства культурные, образовательные, социальные и благотворительные функции. В результате, российское общество в лице его исполнительных и законодательных органов власти катастрофически теряет контроль над этими сторонами жизненной практики. Люди утрачивают связь между государством и социальными проблемами, перестают верить, что только ими избранная и легитимная власть способна оставаться для россиян единственным средством решения социальных проблем".

"Деревни исчезают со скоростью одна в квартал", пишет "Номер один в Бурятии". По данным Госкомстата Бурятии, за последние 12 лет с карты республики исчезли 46 деревень. "Испарились. Вымерли. Многие из них попросту остались без жителей. Они только числятся. Вычеркнуть их из реестров населенных пунктов не дает только то, что там кто-то остался прописан. - Практически в каждом районе республики есть одно-два поселения, где живет всего по одному человеку". Причина такого положения, скорее всего, в том, что после распада СССР, когда стали закрываться колхозы и совхозы, люди стали перебираться туда, где была хоть какая-то работа. И еще, конечно, свою роль сыграла низкая рождаемость и высокая смертность. Чтобы хоть как-то расправить демографические кривые, каждая женщина должна родить в среднем по 2,15 ребенка. Но современная молодежь плодиться в два раза активней не может. Вся надежда на следующее поколение. По данным Госкомстата, в прошлом году в Бурятии умерло 14 934 человека - примерно столько людей живет в г. Кятха.

"Парламент Бурятии нечаянно помог обществу. "Однорукие бандиты" начнут работать на республику", пишет "Номер Один в Бурятии". Управление федеральной налоговой службы по Бурятии объявило широкой общественности о том, что с мая по декабрь 2005 года планирует собрать с владельцев игровых автоматов и казино 40 миллионов рублей налогов. Дело в том, что ставка налога на объекты игорного бизнеса с 1 мая, согласно принятому Народным Хуралом закону, повышается сразу в пять раз. Если сейчас с одного автомата предприниматель платит налогов 1,5 тысяч рублей в месяц, то с мая он будет обязан платить 7,5 тысяч рублей. Игорная индустрия в республике развивается не по дням, а по часам. В прошлом году в Бурятии был зарегистрирован 641 объект игорного бизнеса, 630 из которых - игровые автоматы. В марте 2005 количество игровых автоматов в республике по сравнению с мартом прошлого года выросло в четыре раза. "Улан-Удэ наводнен автоматами московских, красноярских и иркутских предпринимателей. Им принадлежит половина "столбов" и "ромашек". Раньше, выкачивая деньги из карманов граждан Бурятии, они платили налоги по месту регистрации - в Москве и других городах. Теперь они платят по месту установки игрового автомата, пополняя бюджеты бурятских городов и районов", пишет газета. Игромания - это такой же болезненный синдром, как и, например, алкоголизм. Многие страны и территории должным образом воспринимают эту опасность для своего населения. Так, например, в США, игорный бизнес жестко ограничен территориально, а в Китае он и вовсе запрещен. В России количество автоматов не было ограничено ничем. С введением максимальной налоговой ставки в Бурятии число автоматов на улицах неизбежно сократится, и процесс законного "ограбления" войдет хоть в какое-то приличное русло. Впрочем, Народный Хурал и правительство, внесших эту налоговую новинку, последний факт заботил, видимо, в меньшей степени. На игорный бизнес обратили внимание, в первую очередь, из-за гигантских дыр в бюджете.

"Номер один" рассказывает о заявлении министра образования России Андрея Фурсенко, который сообщил о сокращении расходов на высшее образование. Сокращение коснется только гуманитарных направлений: квоту на подготовку филологов урежут на 7,2 процента, экономистов - на 4,4, педагогов - 2,2. "Судя по тому, что московские чиновники решились в первую очередь взяться именно за филологов, их признали самыми никчемными специалистами для страны. Действительно, какая уж там принципиальная разница, как будут писать слово "тушенка" - через "о" или "е". Ведь этот никак не влияет на двойное увеличение ВВП", пишет газета. Из бурятских вузов данная акция больше всех коснется Бурятского государственного университета. В этом вузе готовят как раз тех специалистов, количество которых и намерены сократить столичные чиновники. Как сообщил проректор БГУ Юрий Шагдуров, каждый год университет набирал 1100 студентов на бюджетные места. Где и насколько сократится количество бюджетных мест, станет известно в апреле, когда каждый вуз получит госзаказ на подготовку специалистов.

"Руководство республиканского агропрома - замечательные оптимисты", пишет "Прайм ТВ" в статье "Не засуха виновата". На протяжении всех последних лет, независимо от результатов, в Минсельхозе находят положительные оценки работы отрасли. Так и в докладе об итогах прошлого года заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Михаила Кострикова на недавно прошедшем совещании аграриев успехам было воздано должное. Бурятия по темпам роста сельхозпродукции заняла в Сибирском федеральном округе первое место. Это обеспечено тем, что 2003 год был один из самых засушливых. Тогда собрали всего ничего - 81,5 тыс. тонн зерна, а в прошлом - чуть больше, 105,8 тыс. тонн, при урожайности в 9,9 ц/га. Поголовье скота продолжает оставаться невысоким, как и его результативность. Нет мотивов к труду на земле, считает газета. За прошлый год цены на электроэнергию и ГСМ выросли от 35 до 60 процентов. Та государственная поддержка, которая оказывается селу, полностью "съедается" этим ростом, так же, как и ростом цен на запчасти и сельхозтехнику. Стоимость ветеринарных услуг возросла вдвое, продать полученную шерсть проблема - у "Улан-Удэнской тонкосуконной мануфактуры" нет средств. Цены на получаемое зерно, произведенное тяжким трудом сельчан, не только не растут, но и снижаются. Таким образом, даже высокие результаты крупнейшего хозяйства республики не принесли ожидаемых дивидендов. Даже в успешных хозяйствах среднемесячная зарплата составила всего немногим более 1,5 тысяч рублей. Средства СПК уходят на ГСМ, электроэнергию и запчасти. В качестве рецепта выживания "Прайм ТВ" предлагает внедрять новые технологии, переходить на новые виды деятельности и пишет: "Реформаторы советуют нам последовать примеру египетских феллахов, веками кормивших Африку, Ближний Восток и даже Европу хлебом. Теперь они не сеют и не пашут, кормятся туристическим бизнесом, созданием услуг для туристов, приезжающих полюбоваться древностью. Этой мыслью прониклась Яна Либерман, председатель ЗАО "Десятниково" Тарбагатайского района республики. Молоко и картофель, которые они пока имеют, не обеспечивают нормальной жизнедеятельности хозяйства. Село стоит на Московском тракте, и сельчане решили попробовать свои силы в придорожном сервисе. Конечно, возле каждого села не поставишь по мотелю, хоть по Московскому, Баргузинскому или Кяхтинскому трактам. Но инициативу надо проявлять и выживать, используя имеющиеся возможности. Нельзя мириться с той нищетой, в которой прозябают сельчане почти всей страны", пишет газета.