Политика

Петр Орлов "я не боялся выиграть" (Правда Севера)

Интервью с Петром Орловым нужно было бы публиковать сразу после выборов, но 14 марта он улетел в Москву. Скорый отъезд в столицу вызвал множество слухов и домыслов. И как только Орлов вернулся в Архангельск, мы с ним поговорили.

Петр Петрович, можно прямой ответ на прямой вопрос: на ваш взгляд, почему вы проиграли?

Прежде всего потому, что я попал в неожиданную для себя ситуацию...

В чем же заключается эта неожиданность?

У меня раньше не было подобного выборного опыта. В самом начале кампании я полагал, что будет достаточно, если я объясню горожанам свою позицию, расскажу, как буду решать те или иные проблемы. Поймут меня люди, поддержат - значит, отдадут свои голоса. Или же кто-то из соперников окажется более убедительным. Но я попал в какое-то особое действо, где работают свои правила, свои законы. Мне трудно было это принять. в конце концов оказалось, что я не готов к подобным технологиям...

Да, ведь в предвыборную кампанию и говорить учат по-другому - четкими рублеными фразами, заставляют ясно и смело обещать скорое решение всех проблем. А вы, к примеру, в теледебатах употребили недопустимое, с точки зрения пиара, словосочетание: "сделать невозможно".

Но я сказал правду! Я объяснил, почему сейчас невозможно осветить архангельские окраины и что надо предпринять, чтобы это стало возможным. Даже для достижения в общем-то желанной цели я не хотел выступать в роли волшебника. Знал, что избиратели ждали чудесных обещаний, подспудно это ощущалось на многих встречах. Тем не менее я не сделал ни одного заверения, которое не смог бы выполнить. Поэтому я не боялся выиграть...

Вы не оговорились? Вы не боялись выиграть? Или все же проиграть?

Я не оговорился. Да, конечно, проигрывать неприятно. Но пройдет какое-то время, и все уляжется, будет другая жизнь, другие заботы. А вот если выигрываешь... Честный и порядочный человек все же должен помнить о своих обещаниях. И не просто помнить - выполнять их. И хорошо, когда они реальные... Вот за это я мог не беспокоиться...

Вы попали в жесткую ситуацию на этих выборах. Как сами заметили, обрели новый опыт, но все же не достигли желаемого результата. А стоило ли такой ценой обретать этот опыт? Кстати, сразу можно было предположить, что борьба будет острой и даже жесткой...

Каждому человеку хочется реализоваться - это нормально и правильно. Может быть, это покажется громкими словами, но мне также хочется быть полезным городу. Мне 54 года, еще достаточно сил и здоровья для работы, есть хороший опыт, есть надежные контакты, есть свое видение развития города. Мне очень хотелось реализовать его в действительности. Не сочтите за нескромность, я знаю, что был бы не худшим мэром Архангельска.

Почему же мне было не предложить свои услуги горожанам? Именно услуги по управлению городским хозяйством, которое я знаю - и с этим вряд ли кто-то будет спорить - лучше всех моих соперников. Поэтому я и был достаточно спокоен перед избирательной кампанией...

Но потом возникла та самая ситуация, которая заставила избирателей говорить отнюдь не о городских проблемах. Люди стали обсуждать публикацию, в которой рассказывалось о вашей судимости. Почему вы сами не рассказали об этом эпизоде?

В 1968 году меня призывали в армию. Накануне сидели с ребятами в кафе. Мы, восемнадцатилетние пацаны, возвращались домой где-то в районе одиннадцати. По дороге мой товарищ "зацепился" сначала словами с незнакомым парнем, повздорили, затем они пошли врукопашную. Естественно, я кинулся на подмогу своему другу, когда увидел, что он проигрывает. Третий наш друг в драке вовсе не участвовал. Потасовка длилась не больше десяти минут, и тот, кто потом проходил по делу как пострадавший, на следующий день вышел на работу. А мы, все трое, вместо призывного пункта попали под суд.

Во время предвыборной кампании вас обвиняли в том, что вы скрыли эти сведения от избирательной комиссии.

Я ничего не скрывал. Юридически я считаюсь несудимым. Наказанием за ту драку был срок - полтора года. Затем, если в течение определенного времени нет никаких правонарушений, судимость снимается. Город у нас небольшой, и об этом многие знали, в том числе и мои руководители, ведь при любом назначении идет проверка компетентными органами.

Но предположить, что именно на этом эпизоде из вашего прошлого сыграют оппоненты, вы могли?

Конечно, я не думал, что прошлое может так рикошетить. Ведь минуло 37 лет. Никто не копался в моих юношеских ошибках, когда и в мороз, и под проливным дождем я строил дороги. Та драка никому не была интересна, когда меня назначали начальником Автодора, первым заместителем губернатора, когда я приводил в порядок завалы в инфраструктуре и сутками разгребал энергетические проблемы целой области. Никто не спрашивал меня об этом, когда меня назначили на "расстрельную" должность в мэрии и нужно было ползать в подвалах домов, чтобы жители не замерзали. Чисто по-человечески, по-мужски я был уверен, что всей своей жизнью, каждодневной работой, отношением к людям доказывал и доказал: я нормальный мужик, думающий руководитель.

Но сегодня ребятам, которые в 1968 году еще не появились на свет, моя жизнь в течение этих 37 лет показалась ерундой, мелочью. Наверное, именно поэтому с таким садистским упоением сочинялись подробности происшествия, которое случилось еще до их рождения. Те парни вряд ли знают, что как раз в ту пору было принято очередное постановление по "усилению борьбы с правонарушениями" и мели одной метлой всех... Ну да ладно.

А на встречах архангелогородцы задавали вам этот неприятный вопрос: было - не было?

Задавали. Я отвечал, как вам сейчас. Но интересно, как люди реагировали - говорили: ну кто не дрался по молодости, бывает... Разве можно стать настоящим мужчиной, ни разу не подравшись, ни разу не вступившись за друга.

13 марта за вас проголосовало около четверти избирателей Архангельска. В "натуральных" цифрах это очень много. В идеале, если забыть о недавнем противостоянии и будущих амбициях, победитель становится главным, а тот, кто пришел к финишу вторым, - "вице-главным". Чтобы не сбрасывать со счетов мнение десятков тысяч, проголосовавших за второго. Такая утопическая модель...

Это я к тому, что хотелось бы знать, как Петр Орлов намерен поступить с 22 процентами голосов, отданных ему на выборах мэра, - их ведь не запихнешь в сейф, как коробку с бюллетенями. Сейчас у многих возникает вполне резонный вопрос: какие у вас планы? К тому же и новый мэр подогревает интерес к вашей будущей карьере - он не устает публично призывать баллотироваться в депутаты городского Совета.

Я ведь пошел на выборы мэра не потому, что хотел участвовать в дележке власти и должностей. Архангельск в сложной ситуации, ему могли бы пригодиться мой опыт и мои знания. Но если избиратели посчитали, что сейчас важнее другие качества, значит, действительно важнее. А цепляться за какое-нибудь властное кресло, чтобы в нем было удобно существовать, я не собираюсь. Другое дело - стремиться к работе, благодаря которой твой КПД будет максимальным, это нормально.

Говорят, на прошлой неделе вы ездили в Москву, где ваш давний друг, бывший председатель областного правительства и нынешний глава департамента государственного финансового контроля Минфина Николай Малаков пригласил вас на работу.

Такого разговора у нас с ним не было.

А еще ходят слухи, что вам предложили возглавить один из департаментов Министерства транспорта. Было?

Без комментариев...

Экономика

Угроза над школой (Север)

Власти делают все, чтобы окончательно добить северную деревню. Пришла к нам новая беда, она обрушилась на школу, самое незащищенное звено в нашей стране.

В школах можно отключить электроэнергию, можно не выделять денег на ремонт, наглядные пособия, на организацию олимпиад и экскурсий, на питание детей. Над школой можно производить различные эксперименты типа ЕГЭ. Можно постоянно изменять школьные программы, содержание учебников и пособий. Дети все запутались. Да и учителя тоже. Как же пройти два учебника истории за один учебный год? А по учебнику биологии в 9 классе впору заниматься студентам медицинского института.

Но сейчас речь идет о маленьких сельских школах, которые являются своеобразным центром культуры деревни. И вот наши власти решили взяться за экономию средств и начали именно с маленьких школ. С самых незащищенных. Видите ли, детей там мало, а учителей много, зря тратятся деньги. Неувязочка получается. Надо срочно взяться за сокращение всего, что можно сократить.

А знают ли господа хорошие, что сельские учителя приносят немалую экономию району? Наши школы сами производят ремонт, сами выращивают картофель и овощи для школьного буфета, сами справляются с трудностями. Деревенский учитель часто преподает, кроме основного своего предмета, другие дисциплины, потому что не хватает специалистов. Он работает за художественного руководителя, трудовика, музыкального работника.

Кроме того, сельский педагог готовит с ребятами концерты, проводит школьные мероприятия, ведет кружки. У него нет свободного времени, да еще не один час уходит на хозяйство - многие держат скот.

Я всегда поражаюсь стойкости учителей из деревни. Они ведь еще и учатся, посещают курсы, ездят на методические семинары. Учителя-заочники, не имея в деревне нормальной библиотеки, затрачивают немало сил, чтобы найти нужную литературу. Деревенская школа дает детям неплохие знания, и наши выпускники тоже поступают в институты.

И вот получен приказ о сокращении. Сокращении чего? Педагогов? Учебных часов? Классов? Плохо знают власти школьную жизнь. Кто им сказал, что двое, четверо, пять, восемь, десять детей не нуждаются в таком же внимании, что и двадцать, тридцать, сорок учеников? Кто это прочувствовал, что с маленькими классом легче работать чем с большим? Может, наоборот? Кто это придумал, что ответственность педагогов в большой и маленькой школах разная? Кто это дал право распоряжаться судьбами детей и учителей? Деревенская школа существовала всегда, вернее, жила. Это сейчас она лишь существует. Нынешние деревенские дети лишены многого: у них нет в классах компьютеров, на селе нет домов творчества и музыкальных школ. Над деревенскими ребятишками никто шефствовать не берется, наши дети выезжают в лагеря отдыха не десятками, а единицами. Но у наших детей есть любовь к своей деревне. А это главное. Деревенские дети хотят учиться в своей школе, изучать все предметы, каждый день видеть своих родителей, жить в теплых квартирах, а не в холодных интернатах. Я представляю, как наших учеников разбросают по району - какой "подвиг"! Те, кто задумал эту "реформу об экономии", видно, лишены чего-то человеческого. И если она всё-таки вступит в силу, может произойти следующее:

1. Дети получат неполные знания из-за сокращения программных часов.

2. Могут исчезнуть некоторые предметы.

3. Школьников разбросают по району далеко от дома, что недопустимо!

4. Педагоги сильно потеряют в зарплате, а у многих есть свои дети.

5. Есть угроза потерять работу.

6. Невосполнимый моральный ущерб - половину работы педагоги будут выполнять бесплатно.

Каждый год мы слышим от властей всех уровней, что денег нет. Так найдите эти деньги, на то вы и власти! Сократите зарплату чиновникам, а не нищим учителям! Увеличьте налоги с нечестных дельцов, развивайте в стране, области и районе то, что разрушено демократией.

Мы считаем, что акция против маленьких школ противозаконна. Кроме того, она разворачивается в разгар учебного года, когда уже надо думать об экзаменах, а не о хлебе насущном. Противозаконна она еще и тем, что направлена против школы. Время такое, говорите? А разве нас спрашивали, хотим ли мы строить капитализм? При социализме школа была истинно государственной, уважаемой. Сейчас же деревенского учителя унизили до такой степени, что становится страшно.

Наверное, руководители каждого региона должны бороться за своих граждан, за их благополучие, за их будущее, за их уверенность в завтрашнем дне. Для этого есть администрации, депутаты, общественные организации, различные партии. А у нас на Севере еще очень важна поддержка друг друга, умение найти компромисс в трудных ситуациях и не забывать, что мы - люди.

Проигравших не будет (Волна)

Внедрение системы представления налоговой и бухгалтерской отчетности по каналам связи в налоговые инспекции - это одно из приоритетных направлений работы налоговых органов Российской Федерации и в том числе Управления ФНС России по налогам и сборам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Наш корреспондент встретился с заместителем руководителя областной налоговой службы С.В. Родионовым и попросил рассказать о новом направлении деятельности территориальных налоговых органов.

Налоговая инспекция рекомендует сдавать налоговую и бухгалтерскую отчетность по каналам связи (через интернет)

Сергей Викторович, чем вызвана необходимость сдачи отчетности в электронном виде. Кому это выгодно: инспекциям или налогоплательщикам?

Во-первых, так сегодня работает весь мир. А кому выгодно - судите сами. Зачастую предприятия привозят в налоговые органы не десятки, сотни, тысячи килограммов отчетности. Можете представить, сколько времени и сил уходит у специалистов на их обработку:

Чтобы избежать бумажного вала, помочь налогоплательщику сберечь время и нервы, было принято решение о внедрении новых методов работы с налогоплательщиками. В рамках Федеральной целевой программы был разработан план мероприятий, который и стал для нас программой действий. В результате в начале 2004 года налоговые органы области стали принимать налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, т.е. через Интернет. Что это нам дает: значительное сокращение времени на прием и ввод налоговой отчетности, ускорение процесса камеральной проверки. Передача отчетности по телекоммуникационным каналам связи с использованием ЭЦП (электронно-цифровой подписи) позволяет налогоплательщику практически не выходя из дома или офиса сдавать отчетность в любое время суток.

Как сегодня обстоят дела со сдачей отчетности налогоплательщиками по каналам связи на территории области?

На территории Архангельской области массовое внедрение системы передачи отчетности по каналам связи, или иначе отчетности в налоговые инспекции через Интернет, началось с 1 января 2004 года. По состоянию на 25 марта 2005 года в области действуют три специализированных оператора связи: филиал ФГУП НТЦ "Атлас, ООО "Эксперт-центр" и ООО "Фалькон плюс".

По состоянию на 30 декабря 2004 года отчетность в электронном виде в области сдавали 48-50% налогоплательщиков - юридических лиц, при этом по каналам связи через Интернет - около 500 налогоплательщиков. Таким образом, во все территориальные налоговые инспекции Управления, а их насчитывается 10, можно передавать отчетность по каналам связи. Теперь любой налогоплательщик в городе или сельской местности имеет возможность передавать отчетность в электронном виде по каналам связи. Более подробную информацию можно найти на нашем сайте в Интернет по адресу r29.nalog.ru.

В организации есть электронная почта, есть она и в налоговых инспекциях. Зачем тогда нужен спецоператор связи для передачи отчетности от налогоплательщика в налоговые органы?

Организации используют для формирования отчетности различное программное обеспечение, и нет никакой гарантии, что сформированные данными программами электронные формы отчетности будут поняты и правильно приняты программными комплексами, применяемыми в налоговых инспекциях, а также будут соответствовать форматам представления отчетности, утвержденным Минфином России. Прием отчетности в электронном виде осуществляется только при наличии у налогоплательщика и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки. Технологии, используемые спецоператорами связи при предоставлении услуг по передаче отчетности по каналам связи, прошли всю необходимую процедуру сертификации в соответствии с требованиями и методическими рекомендациями по передаче налоговой и бухгалтерской отчетности по каналам связи, утвержденными приказами МНС России. Иными словами, отчетность, отправленная через спецоператора связи, в обязательном порядке будет принята в автоматизированные комплексы налоговой инспекции. Другой вопрос, что отчетность может содержать ошибки. В этом случае необходимо будет исправить отчет в соответствии с протоколом входного контроля и отправить его повторно в инспекцию.

Помимо сказанного, спец-оператор связи выполняет еще несколько задач, главными из которых являются: обеспечение защиты проходящих через него данных и фиксация времени отправки отчетов, что необходимо для подтверждения своевременности их отправки.

Как надежно защищены от перехвата или искажения передаваемые по каналам связи данные?

Любая технология, используемая спецоператорами связи, проходит обязательную сертификацию. В обязательном порядке сертифицируются средства криптографической защиты информации, применяемые в данной технологии. Для каждой из них существует регламент использования средств криптозащиты. Если пользователи системы действуют в строгом соответствии с таким регламентом, то соответствующими сертификатами подтверждены невозможность перехвата и искажения проходящих в системе данных. Более подробную информацию можно найти на официальных сайтах спецоператоров связи, а также на сайте ФНС России в интернете по адресу www.nalog.ru в разделе "Налоговая отчетность".

Вы сказали, что прием информации от налогоплательщиков в электронном виде облегчает работу налоговых инспекторов, позволяет снизить трудозатраты на ввод информации в информационные базы налоговых органов. А что могут выиграть налогоплательщики, перейдя на сдачу отчетности в налоговые инспекции в электронном виде по каналам связи?

Основных преимуществ при сдаче отчетности через интернет несколько: во-первых, экономия времени, затрачиваемого на сдачу отчетности, так как нет необходимости лично посещать налоговую инспекцию, в том числе и для сдачи уточненных расчетов, во-вторых, возможность сдачи деклараций до последней минуты последнего дня сдачи отчетности, поскольку временем сдачи сообщения с отчетом является время получения электронного письма спецоператором связи.

Кроме того, привлекательной стороной перехода на технологию сдачи отчетности по каналам связи является оперативное получение налогоплательщиками необходимой дополнительной информации. Так, уже сейчас без похода в налоговую с рабочего места можно получать информационную выписку о состоянии расчетов с бюджетом. Сейчас появилась возможность оперативного получения из налоговых инспекций различной информации справочного характера, изменения в налоговом законодательстве и т.п. Системы передачи отчетности по каналам связи постоянно совершенствуются, и, соответственно, список дополнительных сервисов для налогоплательщиков будет увеличиваться.

И последний вопрос: есть ли какие-то скидки для организаций, которые оказывают услуги налогоплательщикам по сдаче отчетности в электронном виде.

У спецоператоров связи имеются специальные тарифные планы для таких организаций, предусматривающие существенные скидки при подключении большого количества абонентов. В налоговых инспекциях будет только приветствоваться, если данные организации выступят как посредники при передаче отчетности от налогоплательщиков.

По всем вопросам передачи отчетности через спецоператоров связи можно обратиться к самим операторам: в филиал ФГУП "Атлас" в Архангельске по телефону 657-658, ООО "Эксперт-центр" - 657-055, ООО "Фалькон плюс" - 65-35- 55.

Налог на землю станет основным в доходной части бюджетов муниципальных образований (Важский край)

Руководитель управления недвижимости по Архангельской области Виктор Пугин побывал в середине марта в Шенкурском районе. Виктор Васильевич встречался с работниками районной администрации, а также с главами сельских администраций и с землеустроителями. Напомним, что на основании главы N 31 Налогового Кодекса, принятой 30 ноября 2004 года, налоги на землю и на недвижимость становятся основной частью доходов, получаемых муниципальными образованиями.

По словам Пугина, сбор платежей в этом направлении с 2003 по 2004 годы возрос в нашем районе на 30 процентов. Только земельный налог составил в доходной части 65 процентов: 1 миллион 300 тысяч рублей. Задача поставлена вполне конкретная: к 2006 году в муниципалитете должны быть максимально учтены все земельные участки для новой системы налогообложения.

В июле - августе 2005 года районный Совет депутатов должен утвердить и опубликовать ставки земельного налога на 2006 год, а также принять решение о кадастровой стоимости земельных участков, - заявил В.В. Пугин. - С учётом того, что у муниципальных образований с 2006 года будут самостоятельные бюджеты, земельные платежи будут приниматься в границах именно этих поселений. яч По оценке специалистов, в районе уже проведён огромный объём работы по занесению земельных участков в электронную базу данных, которая затем будет передаваться в налоговые органы. В настоящий момент в Шенкурском районе зарегистрировано более 11 тысяч земельных участков. К этому ещё добавляется 3 тысячи земельных долей сельхозпредприятий, которые находятся в частной собственности граждан.

Будет у вас 14 тысяч земельных участков, следовательно, столько же налогоплательщиков в бюджет, - пояснил Виктор Васильевич. - У вас есть право освободить собственников земельных долей сельхозугодий от уплаты, если они откажутся от земли. Главное во всей этой работе по выявлению налогоплательщиков заключается в том, что неиспользуемых земель быть теперь вообще не должно! Либо вы принимаете землю в муниципальную собственность, либо передаёте в областную собственность, либо налог за землю платит её собственник.

В налогово-земельной реформе вопросов пока больше, чем ответов. Например, кадастровая оценка земель по Вельскому району намного меньше, чем по Шенкурскому. Как пояснил В.В. Пугин, существуют десятки, сотни показателей, влияющих на стоимость земли. Ведётся такая оценка строго по государственной методике. Поэтому кадастровую стоимость того или иного земельного участка эксперты готовы защищать даже в судебном порядке.

Собственно, размеры налоговых поступлений за землю и недвижимость в бюджеты муниципальных образований будут зависеть от ставок, которые примут депутаты районного Совета. По земле ставка налога может составлять до 1,5 процентов рыночной стоимости участка. Те же самые полтора процента с дома стоимостью полмиллиона обернутся в 7,5 тысячи рублей в год в бюджет муниципалитета. Остаётся надеяться, что налоговые ставки окажутся вполне приемлемыми как для населения нашей территории, так и для бюджетов всех (хочется надеяться) 12 муниципальных образований.