Администрация президента США Джорджа Буша за последнее время произнесла ряд противоречащих друг другу заявлений о своей политике в отношении Ирана. Бывший Главный инспектор по вооружениям ООН в Ираке и автор книги "Ирак секретный: нерассказанная история заговора американской разведки" Скотт Риттер (Scott Ritter) проливает свет на ситуацию в статье, опубликованной Al Jazeera. Риттер рассказывает, что в конце 2004 года, после президентских выборов в США, с ним связался некто, близкий администрации США и высказал опасения в связи с направлением, которое начинает приобретать американская оккупация Ирака. Источник сообщил, что администрация "страстно желает" достичь подобия стабильности в Ираке к июню 2005. Он пояснил, что Пентагону было отдано распоряжение быть готовым к этому времени начать массированное воздушное нападение на Иран для уничтожения иранской программы ядерного развития. На вопрос, почему для вторжения выбрана именно эта дата, Риттер услышал: "израильтяне опасаются, что если иранцы приведут свою ядерную программу в состояние рабочей готовности, предотвратить производство ими ядерного оружия будет невозможно. Июнь 2005 рассматривается как решающая дата". Риттер уточняет, что источник не сказал, что президент США Буш одобрил планы бомбить Иран в июне 2005, как сообщили некоторые СМИ. Буш пересмотрел планы Пентагона с тем, чтобы он привел свои силы в регионе в боевую готовность к июню 2005 года для осуществления такой атаки, если он решит ее предпринять.

В беседах с союзниками в своем февральском турне по Европе Кондолиза Райс постаралась уверить их, что сообщение о готовящемся военном нападении на Иран было лишь дурным сном. "У нас есть дипломатические средства, чтобы сделать это", - сказала госсекретарь об урегулировании вопроса ядерной программы Ирана. Ей вторил Буш, назвав атаку на Иран "просто смешной". И быстро добавил, что для американцев все возможности остаются открытыми. Таким образом, пишет Риттер, администрация оказалась и честна, и изворотлива одновременно. Атаки не будет... до 2005 года. Любопытно, что ни одно из американских СМИ не взялось расследовать этот немаловажный вопрос, замечает Риттер. "Американские СМИ сегодня сползают к американской войне с Ираном со всей некомпетентностью и отсутствием честности, которые они продемонстрировали на аналогичном пути, проторенном ими во время развертывания нашей текущей войны с Ираком", - пишет Риттер.

В сентябре 2004 года Иран отказался выполнить призыв МАГАТЭ закрыть его программу производства ядерного топлива, которую многие в США и Израиле считают связанной с тайным производством ядерного оружия. Тогда Иран осуществил испытания баллистических ракет, обладающих достаточным радиусом действия для поражения целей в Израиле и военных баз США в Ираке и на Ближнем Востоке. Такой ответ Ирана послужил поводом для "серьезного пересмотра политики" Израилем и Соединенными Штатами, пишет Риттер. Министр обороны Израиля Шаул Мофаз объявил, что "ни при каких обстоятельствах Израиль не сможет мириться с ядерным оружием в распоряжении Ирана". С октября 2003 года Израиль имел план превентивного удара по главным ядерным объектам Ирана, включая ядерный реактор в Бушере (пуск которого запланирован на 2005 год). Эти планы постоянно обновлялись и не избежали внимания Белого дома. Израильтяне в своей иранской политике всегда старались ставить впереди себя США. "Способ остановить Иран", - сказал высокопоставленный израильский чиновник, - "через лидерство США, при поддержке европейских стран поставить этот вопрос перед ООН, использовать этот дипломатический канал для санкций, а также через очень глубокий режим инспекции и полную прозрачность".

"Похоже, что цели иранской политики Тель-Авива и Вашингтона весьма похожи. Есть только один нюанс: что если Соединенные Штаты не вполне поддерживают европейские дипломатические инициативы, не заинтересованы в осуществлении инспекций МАГАТЭ и рассматривают санкции ООН как постоянное средство сдерживания Тегерана вплоть до смены в нем режима, а не как средство убедить Иран содействовать закрытию его ядерной программы? Потому что, несмотря на заявления Буша и Райс, пишет Риттер, США не вполне поддерживают иранскую политику ЕС, рассматривая ее как программу, "обреченную на провал". В ответ на официальный доклад МАГАТЭ, заявивший, что обширные проверки в ноябре 2004 иранских ядерных объектов не выявили наличия никакой программы производства ядерного оружия, администрация Буша попыталась снять с должности ведущего эксперта МАГАТЭ Мохаммеда эль-Барадеи. "Давление же администрации Буша на ООН с целью наложить санкции на Иран показывает, что она прилагает все усилия, чтобы эти санкции были глубокими, болезненными и продолжительными", - продолжает Риттер.

Любопытно, пишет он, что дата, когда администрация Буша собирается призвать к санкциям ООН против Ирана, - июнь 2005. Согласно распространенному в Вене в конце февраля меморандуму США, Вашингтон позволит ЕС и Ирану обсуждать проблему иранской ядерной программы до июня 2005. "В конечном счете, только полное прекращение и демонтаж иранского производства ядерного топлива может дать нам уверенность, что Иран отказался от своих амбиций ядерных вооружений", - гласил проект американского меморандума. Иран назвал подобный образ мышления "галлюцинациями" со стороны администрации Буша.

"Американские СМИ сегодня сползают к американской войне с Ираном. Экономические санкции и военные нападения - не одно и то же. Если, конечно, архитектор иранской политики США не хочет навсегда парализовать санкции". Этим архитектором, пишет Риттер, является бывший заместитель госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Джон Болтон. В феврале 2004 года Болтон разразился резкой критикой, заявив, будто Иран обладает "секретной программой ядерного оружия", неизвестной МАГАТЭ. Он не потрудился представить источник своих утверждений, замечает Риттер. "Это тот самый Болтон, который в прошлом обвинил Кубу в обладании устрашающей программой биологического оружия. Заявление, от которого даже приверженцы "жесткого курса" администрации Буша были вынуждены дистанцироваться". Это Болтон объявил политику европейцев по урегулированию иранской проблемы "обреченной на провал". Он тот самый чиновник администрации Буша, который возглавил кампанию по смещению Мухаммеда эль-Барадеи из МАГАТЭ. "И это он, кто, разрабатывая проект стратегии США заставить Совет безопасности ООН наложить экономические санкции против Ирана, попросил Пентагон быть готовым предпринять "мощные" военные атаки на Иран, если ООН не согласится на санкции", - пишет Риттер. "Болтон лучше многих понимает слабые шансы инициированных США санкций против Ирана пройти через Совет безопасности".

"Основным препятствием является Россия, постоянный член СБ, который не только имеет право вето, но также является основным сторонником (и поставщиком) Ирана, когда речь заходит о его программе ядерной энергетики. Джон Болтон сделал себе карьеру, отчуждая русских. Болтон был одной из ключевых фигур, которые помогали вести в мае 2002 переговоры по договору о сокращении вооружений, подписанному президентами Джорджем Бушем и Владимиром Путиным в Москве. Этот договор должен был уменьшить ядерные арсеналы Америки и России на две трети за десятилетний период. Однако этот договор - к великому неудовольствию России - оказался парализованным из-за законодательной лазейки, внедренной в его язык администрацией Буша по наущению Болтона. Джон Болтон знает, что Россия не поддержит санкции ООН против Ирана, что делает военное планирование Пентагона еще более актуальным. Номинация Джона Болтона следующим послом США в ООН столь же любопытна, сколь и тревожаща. Это тот самый человек, который сказал, выступая перед дискуссией в комиссии, спонсированной Движением за всемирную федерацию в 1994 году, "Нет такой вещи, как Организация объединенных наций"".

"Для Соединенных Штатов подчиниться воле Совета безопасности, написал Болтон в статье 1999 в Weekly Standard, значило бы, что "их право применять силу для продвижения своих национальных интересов может в будущем встретить препятствия". Но Джон Болтон не дает договорным обязательствам - таким, какие взяли на себя Соединенные Штаты, когда подписали и ратифицировали Хартию ООН - стоять на своем пути. "Договоры являются законом только для внутренних целей США", - написал он 17 ноября 1997 года в политическом комментарии в Wall Street Journal. - "В их международном контексте договоры - просто политические обязательства"".

"Джон Болтон уверен, что Иран следует изолировать посредством санкций ООН и, если Иран не откажется от своей ядерной программы, подвергнуть угрозе военных действий. И, как администрация Буша прежде заметила, такая угроза должна быть реальной и значительной, и быть подкреплена волей и решимостью ее осуществить. Джон Болтон и другие в администрации Буша заявляют, что, несмотря на отсутствие доказательств, ядерные намерения Ирана очевидны. В ответ Мухаммед эль-Барадеи указал на отсутствие "дымящегося ружья", которое доказало бы участие Ирана в разработке программы ядерных вооружений. "Мы не Бог", - сказал он, - "Мы не можем знать намерения". Но, судя по истории, прецедентам и личностям, намерения Соединенных Штатов в отношении Ирана предельно ясны: администрация Буша намерена бомбить Иран. Произойдет ли эта атака в июне 2005, когда Пентагону отдали приказ быть готовым, или позже, когда вся другая подготовка будет завершена, - на самом деле, единственный вопрос, на который предстоит ответить. И вопрос, продолжат ли журналисты, населяющие массовые американские СМИ, сползать по направлению к очередной катастрофе на Ближнем Востоке".