Депутатам предстоит выбрать главу государства из двух президентов. Сторонники оппозиции готовят в Молдове киргизский сценарий. 22 условия оппозиции. В оппозиции разброд, шатания и раскол. "Демократическая Молдова" вывернулась из рук Москвы. За второе кресло вице-спикера еще поторгуются. Комментарии прессы. Грузия способствовала переговорному процессу молдавской власти и оппозиции. Некоторые европейские банки прекратят сотрудничество с коммерческими банками Приднестровья. Уголовное преследование по факту незаконного задержания. Президент Украины требует ужесточения контроля на границе с Приднестровьем. Перспективы переговоров между Кишиневом и Тирасполем стали темой российско-германских консультаций. Смена караула. Совет Европы предлагает свои услуги в разрешении приднестровской проблемы. Дело советника председателя правления РАО ЕЭС.

Депутатам предстоит выбрать главу государства из двух президентов

Специальная парламентская комиссия по проведению выборов на пост президента Республики Молдова утвердила 31 марта список лиц, зарегистрированных в качестве кандидатов на должность главы государства, сообщает МОЛДПРЕС. Зарегистрированы две кандидатуры - нынешнего президента Республики Молдова Владимира Воронина и президента Академии наук Молдовы Георгия Дуки. В соответствии с решением указанной комиссии список и копии представленных каждым кандидатом документов были переданы депутатам. Специальная комиссия утвердила также образец и текст бюллетеня для голосования, список депутатов парламента XVI-го созыва для выборов тайным голосованием президента республики и список учета полученных бюллетеней для голосования, образец протокола по подведению итогов выборов и проекта постановления парламента об утверждении выборов президента Республики Молдова.

Парламентская фракция "Демократическая Молдова" (ДМ) не выдвинет своего кандидата на должность главы государства и не будет участвовать в выборах президента-коммуниста. Об этом депутат ДМ Виталия Павличенко сообщила для БАСА-пресс 29 марта после завершения заседания фракции. Павличенко подчеркнула, что ни один из 26 депутатов фракции "Демократическая Молдова" не войдет в кабинку для голосования в случае, если на должность главы государства будет баллотироваться кандидат-коммунист. Ранее лидер Христианско-демократической народной партии Юрие Рошка заявил, что его фракция не будет участвовать в выборах главы государства.

Только фракции "Демократическая Молдова" и Партии коммунистов располагают достаточным количеством мандатов для того, чтобы выдвинуть собственного кандидата на должность главы государства. Согласно действующему законодательству, для того, чтобы выдвинуть кандидата на эту должность, необходима поддержка минимум 15 депутатов. Фракции Христианско-демократической народной партии и Демократической партии располагают в парламенте 11 и 8 мандатами соответственно. Выборы главы государства состоятся 4 апреля. Согласно действующему законодательству, президент избирается на альтернативной основе (должно быть как минимум два кандидата) тайным голосованием при условии, что в его поддержку проголосует минимум 61 депутат из 101 избранных в парламент, передает БАСА-пресс.

Кандидатуру академика Георге Дуки выдвинули 16 депутатов парламентской фракции Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) 29 марта вечером. Дука не является членом ПКРМ. Ему 53 года, он специалист в области генетики и катализа, охраны окружающей среды и химических технологий. Доктор хабилитат химии, профессор, академик, автор более 200 научных работ и учебников. В его активе более 30 изобретений. В 1998 году награжден золотой медалью Международной организации интеллектуальной собственности. Был депутатом Парламента в период 1998-2001 гг. от Блока "За демократическую и процветающую Молдову", а на парламентских выборах 2001 года баллотировался по спискам "Альянса Брагиша". Был министром экологии и развития территории. Возглавляет Ассоциацию экологов "Terra Nostra".

Сторонники оппозиции готовят в Молдове киргизский сценарий

4 апреля во время заседания парламента Молдовы по выборам нового президента страны, здание парламента будут пикетировать участники вооруженного конфликта в Приднестровье. Как передает агентство "ИНФОТАГ", 31 марта мэр Кишинева Серафим Урекян санкционировал заявку Национального союза комбатантов РМ (участников вооруженного конфликта в Приднестровье) на проведение 4 апреля акции протеста перед зданием парламента. Председатель Союза комбатантов Эдуард Майкан отказался назвать журналистам цель акции протеста и ее возможную связь с выборами главы государства, намеченными на этот же день. "Комментарии будут после того, как парламент примет к рассмотрению наши требования", - сказал Майкан.

Заместитель комиссара полиции Кишинева Петр Кордуняну заявил журналистам, что он выступал "категорически против санкционирования акции протеста комбатантов". По его словам, полиция уже располагает оперативной информацией о готовящихся провокациях во время заседания парламента по выборам президента, которое назначено на 4 апреля, в 15.00. "Мэрия санкционировала пикетирование в период 4-6 апреля с 9.00 до 19.00. Организаторы акции протеста обязаны обеспечить общественный порядок, кроме того, им запрещено приближаться к зданию парламента на расстоянии менее 50 метров. В случае нарушения этих требований мы предпримем все меры, предусмотренные действующим законодательством для таких случаев", - цитирует Кордуняну "ИНФОТАГ".

Председатель Национального союза комбатантов Эдуард Майкан баллотировался в депутаты парламента по спискам блока "Демократическая Молдова", лидером которого является мэр Кишинева Серафим Урекян. Накануне лидер Демократической партии, прошедший в парламент по спискам БДМ, Дмитрий Дьяков на пресс-конференции выразил недоумение намерением комбатантов проводить пикетирование здания парламента. "Это является лишним свидетельством того, что блок "Демократическая Молдова" задался целью дестабилизировать ситуацию и ввергнуть страну в хаос", - сказал Дьяков, передает "ИНФОТАГ".

22 условия оппозиции

Президент Молдовы Владимир Воронин начал консультации с парламентскими фракциями в качестве кандидата на пост президента. Как сообщила агентству "ИНФОТАГ" пресс-служба президента, 30 марта вечером он провел такую встречу с депутатами блока "Демократическая Молдова" - основной оппозиционной фракции, насчитывающей 26 депутатов. Обсуждались условия, при которых БДМ мог бы участвовать в выборах и поддержать кандидатуру Воронина. Фракция выдвинула пакет требований из 22 пунктов. Среди них - выполнение ряда условий по европейской интеграции, сотрудничество с основными экономическими партнерами, урегулирование приднестровского конфликта, гарантирование ряда демократических прав и свобод, сотрудничество между властью и оппозицией.

Как пишет "Независимая Молдова", БДМ будет рассматривать кандидатуру Владимира Воронина на пост президента страны лишь при условии денонсирования соглашения между Молдовой и Россией от 1992 об урегулировании приднестровской проблемы, выхода республики из СНГ и вступления ее в НАТО. Перечень условий из 22 пунктов включает в себя также немедленное принятие закона о нелегальном нахождении российских войск на территории Молдовы, замене российских миротворческих сил на миротворцев ООН, Европейского союза или НАТО, замене в Конституции термина "молдавский язык" на "румынский" и прочее. Таким нетрадиционным способом блок "Демократическая Молдова" выражает Москве огромную благодарность за поддержку и активный пиар по всем российским СМИ в период предвыборной кампании, отмечает газета.
Координатором для дальнейшего обсуждения с кандидатом в президенты возможности выполнения этих условий депутаты от БДМ назначили лидера Социал-либеральной партии Олега Серебряна.

31 марта лидер парламентской группы "Демократическая Молдова" Серафим Урекян заявил для БАСА-пресс, что накануне вечером на встрече с президентом Владимиром Ворониным он не выдвигал никаких условий по выборам главы государства. "Мы не ведем переговоров. У нас было несколько вопросов, которые и задали Владимиру Воронину. О переговорах и речи быть не может", - сказал Урекян.

Однако пресс-служба блока "Демократическая Молдова" распространила 31 марта документ, озаглавленный "Главные условия БДМ по выборам президента". В частности, "Демократическая Молдова" требует денонсировать соглашение об урегулировании приднестровской проблемы, заключенное в 1992 году; объявить вне закона российские войска, дислоцированные на территории Республики Молдова; заменить российских миротворцев в Приднестровье "голубыми касками" ООН, ЕС и НАТО; денонсировать соглашение об образовании СНГ; внести поправки в Конституцию путем замены синтагмы "молдавский язык" синтагмой "румынский язык" и упразднением статуса нейтралитета страны; вернуться к преподаванию истории румын; упразднить Концепцию национальной государственной политики; гарантировать оппозиции право вето в процессе преобразования телерадиоорганизации и т.д. Всего документ содержит 22 условия, передает БАСА-пресс.

Документ, предложенный в качестве условий для участия фракции "Демократической Молдовы" в выборах президента республики полностью отражает позицию членов блока по дальнейшей судьбе СНГ и внешней ориентации страны, заявил 1 апреля на пресс-конференции лидер фракции Серафим Урекян, передает МОЛДПРЕС. Урекян высказал несогласие с утверждением о том, что "Демократическая Молдова" является пророссийским политическим формированием, отметив, что платформа блока и заявленный ориентир его членов на выход из СНГ говорят сами за себя. "Таких условий, которые содержатся в переданном кандидату в президенты Воронину документе, нет ни у коммунистов, ни у других политических формирований республики", - подчеркнул Серафим Урекян. Он также сообщил, что депутаты ДМ не собираются участвовать в выборах главы государства 4 апреля и в случае избрания президента-коммуниста намерены инициировать референдум для изменения конституции, чтобы впредь всенародно избирать первое лицо государства.

В отношении митинга комбатантов, намеченного на 4 апреля, лидеры оппозиционной фракции заверили, что акция будет носить исключительно мирный характер, а ее участники "просто хотят выразить несогласие с избранием президента от ПКРМ", информирует МОЛДПРЕС.

В то же время депутаты, вышедшие из состава "Демократической Молдовы" во главе с ее сопредседателем Думитру Дьяковым и создавшие фракцию Демократической партии заявили 31 марта о готовности принять участие в президентских выборах. Как отметил Дьяков, "мы были готовы поддержать кандидата-некоммуниста, однако сама же оппозиция лишила нас такой возможности, отказавшись выдвигать своего претендента".

Вице-председатель Христианско-демократической народной партии Штефан Секэряну сообщил для БАСА-пресс, что "ХДНП еще не пригласили на переговоры с кандидатом на должность главы государства Владимиром Ворониным".

Условия Демпартии частично совпадают, пишет "Независимая Молдова", с теми, которые выдвинул БДМ - в части вопросов евроинтеграции и демократических прав и свобод. Но все же, они более внятны, чем требования БДМ. По крайней мере, их никто не называет вопросами, на которые "просто желательно получить ответ". Демократы предлагают, в частности, принять поправки к Конституции, запрещающие совмещение поста президента страны с должностью председателя партии. Они предлагают также "преобразовать Партию коммунистов в современное политическое формирование путем отказа от ортодоксальных марксистских догм, в соответствии с принципами современной европейской демократии". Меры по "углублению демократических реформ" предусматривают реальное разделение ветвей власти, обеспечение независимости судебной системы, децентрализацию власти, невмешательство государства в дела профсоюзов и неправительственных организаций, гарантирование независимости прессы. Предлагается деполитизировать силовые органы, снизить избирательный порог для партий и блоков. Депутаты-демократы выступают за налаживание диалога между властью и оппозицией, принятия мер по развитию частного бизнеса и предпринимательства, реформированию экономики.

В декларации ДП затронуты и вопросы внешней политики. Это - "последовательность в проведении политики интеграции в ЕС, эффективное сотрудничество с НАТО, другими европейскими организациями". Одновременно демократы выступают за "восстановление конструктивного диалога с Российской Федерацией на основе неукоснительного соблюдения территориальной целостности и суверенитета Молдовы, вывода российских вооруженных сил и вооружения в соответствии с международными обязательствами России", пишет "Независимая Молдова".

Приднестровскую проблему предлагается решить в течение ближайших двух-трех лет путем изменения пятистороннего формата переговоров. Их следует вести "с участием США, Европейского Союза, Румынии, Украины и Российской Федерации на основе принципа соблюдения территориальной целостности Молдовы в международно-признанных границах", отмечает газета.

В оппозиции разброд, шатания и раскол

Блоком "Демократическая Молдова" (БДМ) никто не управлял и утверждения о том, что Блок был пророссийской направленности и пользовался поддержкой Кремля, необоснованны. С этими заявлениями сопредседатель БДМ Вячеслав Унтилэ выступил 29 марта по телеканалу "PRO-TV Кишинэу". БДМ лишь обратился за поддержкой российских политтехнологов, надеясь с их помощью достойно противостоять своим оппонентам, но, убедившись, что привлеченные специалисты не оправдывают возложенных на них надежд, их отправили домой, а Блок обратился к услугам экспертов из Румынии, - сказал лидер Либеральной партии Молдовы.

На вопрос о том, поддержит ли блок определенного кандидата на выборах президента страны 4 апреля, Унтилэ ответил, что "все прояснится в ближайшие дни", но не отверг возможности поддержки представителя коммунистов. "Еще не решено, поддержим ли мы кандидата в президенты /.../ Располагая удобным меньшинством, оппозиция может пойти на переговоры с Ворониным или кем-то другим", - сказал Унтилэ.

В другой связи он выразил опасение тем, что как минимум 200 тыс. голосов были сфальсифицированы государственными структурами, и добавил при этом, что БДМ сделает все возможное и установит, каким именно способом были сфальсифицированы выборы.

Унтилэ считает также, что лидер Демократической партии Думитру Дьяков, который откололся от БДМ и образовал собственную парламентскую группу, "не заслуживает того места, которое занял в результате парламентских выборов".

Думитру Дьяков, который также принимал участие в передаче, заявил, что "ДП не пришла на чьей-то спине" и что эксперты одобряют предпринятый ею шаг. Как отметил лидер ДП, остальные составляющие Блока знали с самого начала, что альянс не будет продолжительным. Одной из причин разногласий с остальными членами БДМ стало отстранение Демпартии от принятия решения в рамках Блока, сказал Дьяков. "В частности, нас не информировали о поездках лидеров Блока, в том числе сопредседателя БДМ Думитру Брагиша", - уточнил Дьяков.

По мнению Дьякова, БДМ был создан с целью ограничить власть ПКРМ, а не сменить их у власти, как заявил Унтилэ. На вопрос телезрителей о том, поддержит ли ДП кандидатуру Владимира Воронина на выборах главы государства 4 апреля, Дьяков уклонился дать однозначный ответ, уточнив лишь, что Политическое бюро ДП "проанализирует предложенные кандидатами условия и примет решение".

31 марта Дьяков провел пресс-конференцию, на которой сообщил, что Урекян знал о намерении Демпартии сформировать собственную фракцию. "Мы не могли терпеть высокомерное к нам отношение, попытки расколоть Демократическую партию и отстранить ее от принятия решения в рамках Блока", цитирует Дьякова БАСА-пресс. Источники финансирования блока следует искать за рубежом, там же строится и его политика, сказал Дьяков, который дал понять, что речь идет о Российской Федерации. По его словам, "ужасает диктатура, которая царит внутри Блока", а также стремление некоторых лиц "столкнуть Молдову в хаос".

Парламентская фракция Демократической партии будет участвовать в выборах президента РМ, заявил Думитру Дьяков, передает ИА "НОВОСТИ-МОЛДОВА". "Мы будем участвовать 4 апреля в выборах президента, - сказал Дьяков. - Нам очень неприятно, что оппозиционные партии отказались выдвигать своего кандидата в президенты". Это, по мнению Дьякова, означает, что оппозиция не верит своим депутатам. "Мы еще не определились, за кого из кандидатов будем голосовать, но считаем, что определимся в ходе переговоров и консультаций", сказал лидер фракции Демпартии, насчитывающей восьмерых депутатов.

Как отмечает "Независимая Молдова", наблюдатели считают, что фракция ДП, скорее всего, поддержит кого-то из кандидатов-коммунистов. "Мы готовы были поддержать депутата-некоммуниста, но нас лишили такой возможности, - сказал Думитру Дьяков, комментируя то, что БДМ так и не выдвинул никакой кандидатуры на этот пост. - Наши депутаты готовы перед тем, как опустить бюллетень в урну для голосования, развернуть его и показать хоть при телекамерах. БДМ не доверяет собственным депутатам. И я не знаю, как они будут работать в дальнейшем".

Социал-либеральная партия, три депутата от которой прошли в парламент по спискам БДМ, также выступили против бойкотирования предстоящего избрания президента, но в то же время подтверждают свою позицию "не голосовать за кандидата, выдвинутого Партией коммунистов". Как передает "ИНФОТАГ", они осуждают нежелание "Партии коммунистов идти на цивилизованный, открытый и конструктивный диалог с демократической оппозицией". СЛП беспокоит "напряженность отношений в БДМ и появившаяся реальная опасность его раскола". Социал-либералы обратились к депутатам АНМ (Альянс "Наша Молдова" также входит в блок "Демократическая Молдова" - прим. ИА REGNUM) принять предложение Демпартии остаться составной частью блока, даже в условиях, когда они сформировали отдельную парламентскую фракцию". "По мнению социал-либералов, ее существование нельзя расценивать как выход ДП из блока. Исключение ДП из БДМ и превращение ее в противника блока пойдет во вред всем демократическим силам. Формат БДМ необходимо не только сохранить, но и расширить даже за счет привлечения других партий из парламентской и внепарламентской оппозиции", считают в СЛП.

Блок "Демократическая Молдова" (БДМ) как политическая организация скорее всего развалится в случае, если кандидатура Владимира Воронина на должность президента Республики Молдова получит вместо 61 голоса все 80 голосов, считает "Независимая газета". "Уже в четверг 8 депутатов во главе с Дмитрием Дьяковым вышли из состава БДМ и заявили о намерении организовать собственную фракцию. Возможно, именно они и предоставят необходимые для избрания Владимира Воронина голоса. Закулисные переговоры между властью и оппозицией начались на следующий же день после выборов в парламент. Объектом интриги, как и следовало ожидать, стал блок "Демократическая Молдова". У руководства республики есть достаточно аргументов, чтобы заставить определенное число депутатов от БДМ проголосовать "как надо". Уже известно, что ряд депутатов из списка БДМ проголосует за Воронина". Автор пишет, что даже Христианско-демократическая народная партия (ХДНП) проголосует за Воронина, чтобы получить должность вице-спикера. "Так что вместо 61 голоса Воронин может получить около 70 и даже 80 голосов. Излишне говорить, что если все произойдет именно так, то БДМ как политическая организация скорее всего развалится".

"БДМ был создан год назад по инициативе США, причем американские дипломаты чуть ли не силой сгоняли в него все мало-мальски приличные оппозиционные партии, выкручивая руки их лидерам: "Если не войдете в блок, забудьте о нашей поддержке и поездках на Запад". По "западному" сценарию блок должен был стать основной оппозиционной силой Молдавии и занять в парламенте не менее половины мест либо вообще совершить революцию. Но этому мешали противоречия между лидерами. Несколько раз он был на грани распада, и только вмешательство извне продлевало ему жизнь. В конечном итоге Запад разочаровался в БДМ и где-то к концу лета прошлого года утратил к нему всякий интерес. И тут подоспела помощь со стороны России. Кремль в поисках альтернативы Воронину остановил свой взор на Урекяне", - указывается в статье.

"Урекян известен в Молдавии как умеренный националист. Он неоднократно принимал участие в антироссийских акциях, проводившихся радикальной оппозицией в Кишиневе. Подчиненные городской администрации СМИ регулярно размещают на своих страницах статьи антироссийского характера. На этом фоне поддержка БДМ Москвой не отвечает интересам России в регионе. Хотя БДМ наполовину состоит из радикально-националистических партий, которые придерживаются антироссийских позиций, блок не имеет шансов осуществить стратегическую для Кремля задачу - "свалить Воронина". Во-первых, потому что Урекян и БДМ изначально не подходили для этой роли. И, наконец, потому что в целом попытка России повлиять на парламентские выборы в Молдавии была такой же неуклюжей, как в Грузии и на Украине. Даже при поверхностном взгляде обнаруживается характерная ошибка: ставка России только и исключительно на одну политическую фигуру",- пишет "Независимая газета".

"Сегодня Москва грозит Кишиневу экономическими санкциями, введением визового режима, перекрытием газового крана, делает необоснованные заявления. Однако основные экспортные отрасли республики (винно-коньячное и табачное производства) принадлежат российскому бизнесу, который и понесет основной ущерб в случае введения санкций. Со своей стороны, Молдавия может отказаться от нейтрального статуса и при поддержке Запада усилить нажим на Приднестровье. В этом случае опасность возобновления войны многократно возрастет, и понятно, на чьей стороне будут симпатии Европы и США. А что касается газа, то получать его Кишинев может и из Румынии, при том, что это будет российский газ, проданный Россией Бухаресту! ", пишет "Независимая газета".

"В геостратегическом плане попытка "наказать" Молдавию может стать последним толчком к развалу СНГ. Это тем более вероятно, что сегодня Украина, Грузия и Молдавия спешно реанимируют блок ГУУАМ, пытаясь наполнить проект конкретным экономическим содержанием. Скорее всего, в определенной мере это им удастся. А это означает, что привлекательность СНГ для всех его членов станет еще меньше. Поэтому политика противостояния и запугивания, столь любимая некоторыми российскими чиновниками, не может быть конструктивной. Надо научиться находить общие интересы и договариваться к обоюдной выгоде", пишет газета.

"Демократическая Молдова" вывернулась из рук Москвы

После того, как самая многочисленная оппозиционная фракция молдавского парламента обнародовала условия, на которых ее депутаты примут участие в выборах президента страны 4 апреля, стало очевидно - политики, прошедшие в парламент при активной поддержке Москвы и не скрывавшие своей пророссийской ориентации, оказались самой антироссийской силой в республике, пишет "Время".

В ходе избирательной кампании на выборах в парламент Молдовы Москва сделала открытую ставку не на действующую власть, как ранее на Украине или в Грузии, а на оппозицию. Это произошло после отказа лидера Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ), президента Владимира Воронина подписать в 2003 году меморандум по урегулированию приднестровского конфликта, разработанный при участии Кремля. Отношения Кишинева и Москвы с тех пор стали последовательно ухудшаться. К тому же, в преддверии парламентских выборов, коммунисты пошли еще дальше и открыто обвинили Россию в поддержке сепаратистского режима в Приднестровье и даже назвали оккупационными российские войска в сепаратистском регионе. В результате кремлевские стратеги решили помешать коммунистам сохранить власть в республике, поддержав фаворита из числа оппозиции. Им стал мэр Кишинева Серафим Урекян, возглавивший блок оппозиционных сил "Демократическая Молдова". Этот выбор предопределило то, что господин Урекян был лично не заинтересован в сохранении правления коммунистов (мэр в давнем конфликте с президентом Владимиром Ворониным), так и то, что градоначальник считался умеренным политиком, способным объединить и левых и правых, пишет "Время".

До выборов мэр действительно играл роль "друга Москвы", заявляя о приоритетности стратегического партнерства с Россией и особой роли российского фактора в приднестровском урегулировании. Москва также платила взаимностью. Госдума, к примеру, заявила о необходимости ввести экономические санкции в отношении Молдовы и визовый режим для ее граждан. Кроме того, в предвыборный период государственные российские телеканалы транслировали сюжеты, о "националисте" Воронине и конструктивном политике Урекяне. Чтобы привлечь голоса работающих в России молдавских гастарбайтеров, в феврале в Москве был специально организован съезд молдаван. Они тогда осудили губительный антироссийский курс ПКРМ и поддержали Серафима Урекяна. Однако по итогам парламентских выборов 6 марта победили коммунисты. В новом парламенте ПКРМ получила 56 мандатов, блок "Демократическая Молдова" - 34 места, а ХДНП - 11. Серафим Урекян назвал полученный результат победой демократических сил и концом коммунистического всевластия. Правда позже лидер "ДемМолдовы" заявил, что его блок не станет участвовать в выборах президента (коммунисты выдвинули на этот пост Владимира Воронина), чтобы спровоцировать парламентский кризис, а соответственно и повторные выборы в законодательный орган. До 24 марта эта угроза казалась реальной, поскольку в этом случае коммунистам не хватало голосов для избрания своего президента - 56 при необходимом 61. Но на первом же заседании новоизбранного парламента от блока откололась группа из восьми депутатов во главе с одним из сопредседателей "ДемМолдовы" Дмитрием Дьяковым, образовав собственную фракцию Демпартии. На этом же заседании сторонники господина Дьякова проголосовали за нужного коммунистам спикера, а затем дали понять, что примут участие в выборах президента, то есть обеспечит ПКРМ необходимое большинство, а значит и победу Владимира Воронина, пишет "Время".

Ответным ходом поредевшей фракции Серафима Урекяна, стало выдвижение 22 условий, на которых "Демократическая Молдова" согласна участвовать в голосовании по выборам президента. Первые четыре пункта в списке иначе как сенсационными не назовешь. Депутаты "ДемМолдовы" готовы голосовать, если власть согласится: денонсировать Соглашение от 1992 года о мирном урегулировании приднестровского конфликта между Молдавией и Россией, принять специальный закон о незаконном пребывании на территории страны российских войск, заменить российских миротворцев в Приднестровье на голубые каски ООН, Евросоюза или НАТО и денонсировать соглашение о создании СНГ. В списке есть еще требования изменить название госязыка с молдавского на румынский, провозгласить курс на интеграцию Молдавии в евро-атлантические структуры и др. Тем самым "Демократическая Молдова", получившая в парламенте 34 места во многом благодаря "руке Москвы", теперь эту руку грубо оттолкнула. По сравнению с этими условиями, "антироссийские" заявления молдавских коммунистов о поддержке приднестровских сепаратистов Москвой и необходимости привлечь к урегулированию США и Европу могут показаться дружелюбными. Поначалу в окружении президента Владимира Воронина отказывались комментировать требования оппонентов. Но позже один высокопоставленный чиновник в президентской администрации назвал условия оппозиции провокацией, отметив, что никто их рассматривать не собирается, пишет "Время".

За второе кресло вице-спикера еще поторгуются

79 голосами из 96 депутатов, присутствовавших 31 марта на втором пленарном заседании нового парламента, депутат от фракции Партии коммунистов Мария Постойко избрана вице-председателем законодательного органа, передает МОЛДПРЕС. Члены фракции Христианско-демократической народной партии не участвовали в голосовании. Второй вице-спикер будет избран на следующем заседании парламента, которое состоится 7 апреля.

Депутаты утвердили состав Постоянного бюро парламента, в которое вошли лидеры и вице-председатели всех парламентских фракций. Избрание членов Постоянного бюро парламента прошло гладко, отмечает "Независимая Молдова". 11 членов этого рабочего органа представляют все парламентские фракции. От ПКРМ в бюро вошли Мариан Лупу (спикер), Мария Постойко (вице-спикер), Евгения Остапчук (экс-спикер, руководитель фракции АКРМ), Владимир Яремчук, Иван Калин, Виктор Степанюк (экс-руководитель фракции ПКРМ). От БДМ - Серафим Урекян, Думитру Брагиш, Олег Серебрян (все сопредседатели БДМ). От ХДНП - Юрий Рошка (председатель ХДНП), от Демократической партии - ее лидер Думитру Дьяков.

Небольшие трения возникли при "дележе" парламентских комиссий. Депутаты от оппозиции немножко обиделись на коммунистов за то, что они "прибрали к рукам" внешнюю политику и СМИ. По мнению Штефана Секэряну (ХДНП), "оппозиция должна получить определенные рычаги для контроля", а потому проблемы СМИ должна решать возглавляемая им комиссия по правам человека. Этот вопрос, по настоянию Сэкэряну, был поставлен на голосование. Но депутаты большинством голосов (53 против 38) отклонили это предложение. Таким образом, было принято следующее решение. Комиссию по вопросам права, назначениям и иммунитету возглавит Владимир Цуркан (ПКРМ); по экономической политике, бюджету и финансам - Николай Бондарчук (ПКРМ); по национальной безопасности, обороне и общественному порядку - Михаил Сидоров (ПКРМ); по внешней политике - Сергей Стати (ПКРМ); по правам человека и национальным меньшинствам - Штефан Секэряну (ХДНП); по публичному управлению, развитию территорий и экологии - Вячеслав Унтилэ (БДМ); по сельскому хозяйству и пищевой промышленности - Валерий Косарчук (БДМ); по социальной защите, здравоохранению и семье - Валентина Булига (ДПМ); по культуре, науке, образованию, молодежи, спорту и СМИ - Виктор Степанюк (ПКРМ), сообщает "Независимая Молдова".

В начале недели сопредседатель БДМ Вячеслав Унтилэ сообщил, что фракция БДМ добивается, чтобы мажоритарная фракция Партии коммунистов предоставила блоку должности двух председателей комиссии. "Это было сделано, но не так, как того хотели мы. Нам предложили комиссии по правам человека и национальным меньшинствам, а также по промышленности и сельскому хозяйству. Мы же хотим, чтобы нам дали более важные комиссии - по государственной безопасности и по внешней политике", - сказал Унтилэ.

БДМ выдвинул на пост председателя парламента Думитру Брагиша. Но как полагают наблюдатели, кресло вице-спикера уготовано для Думитру Дьякова, фракция которого, отделившись от БДМ, согласилась поддержать кандидатуру Владимира Воронина на выборах 4 апреля.

Впрочем, нынешнее распределение портфелей еще не окончательное, отмечает "Экономическое обозрение". После президентских выборов и после формирования нового правительства многие нынешние депутаты перейдут в аппарат президента или кабинет министров. Так что к кадровому вопросу парламент еще вернется.

Комментарии прессы

"Democratia"

"Стремясь понравиться нашим западным друзьям, мы выразили готовность идти на диалог с коммунистами в надежде добиться определенных концессий со стороны большинства и тем самым способствовать демократизации общества", пишет автор. "Мы подумали, что это послужит толчком для партии власти, побудит и ее показать, в свою очередь, свой "европейский дух". Однако сейчас у меня такое впечатление, что весь наш план трещит по швам. Невосприимчивые до предела к законным пожеланиям оппозиции, эти рьяные последователи Шеварднадзе, Каримова, Ниязова и Алиева по-прежнему строят свой расчет на коварных и низких способах завоевания политической поддержки, предпочитая добиваться всего келейными путями. По идее, демократы должны не бойкотировать выборы главы государства и не голосовать за президента-коммуниста. Правда, в таком случае есть угроза, что Воронин, тем не менее, будет избран, но мы будем знать, каков реальный вес демократов в парламенте".

"Jurnal de Chisinau"

"Тот факт, что для Запада состояние молдавской демократии значило меньше, чем заявление в поддержку Ющенко и прозападные обещания Воронина, буквально ошарашил многих местных прозападных интеллектуалов. В оценке коммунистического режима Республики Молдова проявляется и двойственное отношение Европы, которая отказывается поставить знак равенства между фашизмом и коммунизмом. Тот факт, что в Молдове правят коммунисты, которые, как и фашисты, породили и привели в действие новую идеологию - идеологию ненависти и презрения к определенным категориям людей - ничуть не волнует буржуазную Европу. Она утешается (а заодно утешает и нас) тем, что Воронин - коммунист только по названию. Тем временем, "аллилуйщина" коммунистов продолжается и, скорее всего, продолжится до избрания нового президента Республики Молдова.
Назначение Мариана Лупу председателем парламента вызвало новую волну прокоммунистических восхвалений, в которой отдельные аналитики усматривают симптомы грядущих перемен в ПКРМ. К сожалению, один в поле не воин, и с одним только Лупу самое большее, на что можно рассчитывать - это на "компартию нового типа", считает автор.

"Опиния"

Газета воспроизводит заявления председателя парламентской фракции Демократической партии Думитру Дьякова, с которыми он выступил по телевидению. Дьяков выразил недоумение по поводу реакций и комментариев на тему "так называемого предательства". "Надо смотреть на вещи прагматично и объективно, глазами политика, а не колхозного председателя, и констатировать, что выборы завершились. В то же время, мы продолжаем оставаться в составе блока "Демократическая Молдова", несмотря на то, что одна из составляющих Блока всегда враждебно относилась в ДП, не поддержала и не смирилась с идеей вступления партии в блок, потому что сами они хотели получить те места, которых добилась ДП". Дьяков утверждает, что на протяжении всей предвыборной кампании он чувствовал "определенное давление", "а потом нам не позволили принимать определенные решения. Были и ситуации, когда мы узнавали из телевизионных передач о тех или иных действиях коллег по блоку". "Решение создать отдельную фракцию мы приняли в тот момент, когда почувствовали, что в БДМ главной целью является не создание унитарного организма, а, скорее, стремление подчинить Демпартию, превратить ее в карманную". Коснувшись выборов президента, Дьяков сказал: "Я бы выбрал кандидата-некоммуниста. Кандидата, предложенного Блоком. /.../ Если Урекян выдвинет свою кандидатуру, я проголосую за него; если Блок предложит кого-то другого, я поддержу кандидатуру Блока".

"Flux"

"После недавнего заявления СЛП блока "Демократическая "Молдова", считай, больше не существует. Социал-либералы практически заявили о солидарности с Демократической партией и отказываются бойкотировать выборы президента. Предложенная ими кандидатура на должность главы государства - чистейшей воды надувательство. Маневр, призванный оправдать их вход в кабинки для голосования, где выберут Воронина. Враждебное отношение и взаимные критические нападки между теми, кто уже покинул блок "Демократическая Молдова", и тем, кто пока еще остается там, не продлятся долго. /.../ Их дрейф к другим политическим берегам неминуем. Одни из них спрячутся под политическим зонтом Воронина. Но не все. Некоторым захлопнут дверь перед носом из-за чрезмерно тесных связей с Москвой". "Членов БДМ держало вместе только стремление сменить ПКРМ у власти. И - не в последнюю очередь - сообщничество с Москвой и Тирасполем в надежде прийти с их помощью к власти. Но коль скоро цели достичь не удалось, лже-центристам остается лишь разбежаться кому куда".

"Молдавские ведомости"

Автор пишет, что у лидера Блока "Демократическая Молдова" Серафима Урекяна есть еще три недели, чтобы определиться - намерен ли он идти в парламент или сохранить за собой пост генерального мэра столицы. "Дальнейшее сохранение за собой должности примара выглядит логичным с точки зрения как общих интересов оппозиции, так и самого Урекяна. Уход Урекяна в парламент резко ослабит позиции демократических сил в Кишиневе, но никак не укрепит оппозиционные силы в законодательном органе. Партия коммунистов, развивая успех, связанный с предательством группировки Дьякова, в конце концов полностью выкрутит руки оппозиции и сохранит полный контроль над всеми структурами власти. Генпримар часто называл себя представителем "партии кишиневцев", и теперь у него есть хорошая возможность продемонстрировать свою верность именно этой партии", пишет газета.

"Timpul"

Газета приводит данные из декларации о доходах главы государства, представленной в специальную парламентскую комиссию по проведению выборов президента Республики Молдова, Владимир Воронин указал, что за 2004 год и первые два месяца текущего года его зарплата и пенсия суммарно составили 180 тыс. 746 леев (примерно 14400 долларов). В том числе доход от президентской деятельности составил за последние 14 месяцев 130 тыс. лей, а пенсия за этот же период составила 50,746 лей. В среднем президентская зарплата Воронина равна 9300 леям (примерно 741 доллар) в месяц, а его месячная пенсия составляет 3624 лея (чуть более 288 долларов), пишет газета.

"Flux"

Обозреватель анализирует ситуацию, сложившуюся накануне выборов президента Молдовы. "На первый взгляд, все уже предрешено. Несмотря на то, что Дьяков, как обычно, хитрит и увиливает, можно не сомневаться, что он грудью станет за этот парламент и не даст его распустить. Повторные выборы грозят лично ему полным фиаско. Не следует сбрасывать со счетов и российский фактор. Удастся ли Кремлю завербовать достаточное количество депутатов ПКРМ, чтобы положить конец прозападному курсу президента Воронина? Россия далеко не признала свое поражение. Есть симптомы, что она все еще надеется испортить Воронину всю музыку, играя на разочаровании старых ностальгиков, которые составляют ядро правящей партии. Именно на этот фланг и направлен контрудар. Несмотря на то, что первый раунд между Западом и Востоком завершился в пользу первого, игра еще не закончена. Угроза российского реванша в Республике Молдова еще не отведена окончательно", считает обозреватель.

"Jurnal de Chisinau"

В интервью газете чрезвычайный и полномочный посол Румынии в Республике Молдова Филипп Теодореску заявил, что "с обретением членства НАТО Румыния глубоко заинтересована в том, чтобы не стать "железным занавесом" или границей Запада, а продвигать, в интересах своих восточных и южных партнеров, демократические ценности и принципы, присущие евро-атлантическому сообществу. В итоге, нельзя говорить о появлении новой разделительной линии континента - по реке Прут. Напротив, для Республики Молдова присоединение Румынии к НАТО означает, в том числе, дополнительную стабильность и безопасность на своих границах, означает надежный друг, сосед и союзник. Среди приоритетных направлений стратегического профиля Румынии в рамках НАТО числится и партнерство НАТО с Молдовой. В этом смысле особая роль принадлежит именно посольству Румынии в Кишиневе как связующего звена с НАТО. Наша задача - принять меры к тому, чтобы альянс был в курсе и знал ситуацию в Республике Молдова и, наоборот, способствовать освоению ценностей и принципов НАТО со стороны гражданского общества Республики Молдова", - подчеркнул Филипп Теодореску.

"Timpul"

В интервью газете председатель Крестьянской христианско-демократической партии Молдовы Николай Андроник констатирует, что "электорат не позволил фракции коммунистов избрать главу государства. Это заслуга не столько оппозиции, сколько России, которая в предвыборной кампании открыто выступила против коммунистов. Если бы не вмешалась Россия, проценты, набранные блоками "Равноправие" и "Патрия-Родина", достались бы коммунистам. Следовательно, население и иностранное государство, а не партии демократической направленности, сократили количество мандатов коммунистов".
Говоря о блоке "Демократическая Молдова", Андроник утверждает, что "БДМ собрал людей сомнительной нравственности. На первых местах в списке блока не найдешь известных людей, экспертов права, столь необходимых для работы в парламенте. Иными словами, население ввели в заблуждение и в некотором роде заставили проголосовать за этот блок, который выдавал себя за поборника и спасителя демократии. Блок получил такое количество мандатов во многом благодаря имиджу Урекяна".
Лидер КХДП выразил твердую уверенность в том, что президентом будет переизбран Воронин. "Как мне ни больно сказать это, сейчас страна нуждается именно в Воронине. За время его правления на поверхность выйдут все предатели от политики. Значит, очистится политическая сцена, появятся новые политики, молодые и ничем не запятнанные".

Грузия способствовала переговорному процессу молдавской власти и оппозиции

Грузия перестала быть пассивным игроком, она серьезная страна, которая продвигает прозападные преобразования на постсоветском пространстве, в том числе в Республике Молдова, заявил международным журналистам президент Грузии Михаил Саакашвили. Как сообщает БАСА-пресс, президент Грузии сказал, что в Республике Молдова он способствовал созданию определенных проевропейских структур и в ходе визитов в Кишинев, а также на встречах с представителями ПКРМ и ХДНП способствовал переговорному процессу между властями и оппозицией. "Накануне парламентских выборов в Молдове я встретился с президентом Владимиром Ворониным и лидером оппозиции Юрием Рошкой. И нам удалось впервые привести их за стол переговоров", сказал Саакашвили, цитируемый радиостанцией Би-би-си. "Этот момент стал поворотным в ситуации в Республике Молдова после выборов, потому что Владимир Воронин нуждается в голосах оппозиции для своего переизбрания на пост президента", - сказал Саакашвили. "Затем лидер ХДНП Юрие Рошка посетил Тбилиси, где мы снова встретились и беседовали, и в результате удалось способствовать созданию ряда проевропейских структур в Республике Молдова", - рассказал президент Грузии.
Ранее политические обозреватели Кишинева выступили с предположениями, согласно которым ПКРМ и ХДНП ведут переговоры на тему выборов президента, намеченных на 4 апреля. Однако эти заявления опровергли и лидер ХДНП, и представители коммунистического руководства, отмечает БАСА-пресс.

ПРИДНЕСТРОВЬЕ

Некоторые европейские банки прекратят сотрудничество с коммерческими банками Приднестровья

Высший совет безопасности (ВСБ) РМ приветствовал решение некоторых банков Австрии и других европейских стран прекратить сотрудничество с коммерческими банками Приднестровья. Как передает агентство "НОВОСТИ - МОЛДОВА" со ссылкой на пресс-службу главы государства, заседание ВСБ прошло 31 марта под председательством Владимира Воронина, и было посвящено консолидации безопасности финансово-банковской системы РМ. Рассматривались меры, предпринимаемые для прекращения внешнеэкономической деятельности приднестровских банков, которые, не будучи зарегистрированными Нацбанком РМ, не располагают легальными формами работы. Глава государства обратил внимание членов Совета безопасности на необходимость определения механизмов приведения в легальное поле финансовых операций экономических агентов и других структур левобережья. После обсуждения ситуации в целом по стране, Владимир Воронин настоял на необходимости создания специальной рабочей группы, которая будет следить за банковско-финансовым сектором постоянно и, в случае необходимости, разрабатывать меры для устранения факторов, негативно влияющих на его безопасность. Члены Совета подчеркнули необходимость налаживания контактов со специальными структурами других государств для предотвращения и борьбы с отмыванием денег. Были также обозначены направления, по которым следует изменять национальное законодательство для применения санкций к банкам за незаконную деятельность.

Уголовное преследование по факту незаконного задержания

Генеральная прокуратура Республики Молдова начала уголовное преследование по факту незаконного задержания двух сотрудников Бендерского комиссариата полиции, передает МОЛДПРЕС. Как сообщили в Генпрокуратуре, уголовное преследование начато в отношении трех сотрудников незаконных силовых структур приднестровского региона Республики Молдова. 29 марта с.г. без предъявления документов были задержаны инспектора уголовной полиции Бендерского комиссариата полиции Денис Солоненко и Василий Кирьяков. Незаконными действиями руководил организовавший их Олег Гудыма, известный как заместитель министра безопасности непризнанной приднестровской республики, который также подозревается в совершении данного уголовного преступления. В ГП отмечают, что этими действиями работники незаконных силовых структур приднестровского региона Молдовы нарушили конституционные права граждан Дениса Солоненко и Василия Кирьякова на личную свободу и безопасность, а также на свободное передвижение. В настоящее время ведется расследование по установлению обстоятельств совершенного деяния и привлечению к уголовной ответственности виновных лиц.
Двое офицеров были задержаны службами приднестровской безопасности во время исполнения служебных обязанностей. Руководство бендерского Комиссариата полиции обратилось к органам безопасности Тирасполя за объяснениями по факту задержания молдавских полицейских, передает МОЛДПРЕС.

Президент Украины требует ужесточения контроля на границе с Приднестровьем

Президент Украины Виктор Ющенко потребовал от Государственной таможенной службы Украины устранить нарушения на границе с Приднестровьем. Об этом сообщает агентство "Украинские новости" со ссылкой на сообщение пресс-службы главы государства. "Ситуация, которая сложилась, становится государственной проблемой и проблемой безопасности региона", - говорится в сообщении. Ющенко сказал, что в течение недели ожидает от руководства Таможни письменный доклад о делах на этом участке границы. Ющенко назвал контрабанду самой болезненной проблемой после коррупции и взяток. "Контрабанда - это особая отрасль сегодняшней теневой экономики. Но я сломаю эту империю", - сказал президент Украины.
Ющенко также потребовал от таможенников другой культуры общения с гражданами и бизнесом. "Неуважение к людям - это такое же преступление, как и взяточничество", - сказал он.
В конце марта руководитель Государственной таможенной службы Украины Владимир Скомаровский и генеральный директор Таможенного департамента Республики Молдова Николае Вылку выразили обеспокоенность бесконтрольностью границы Украины с Приднестровьем, что поощряет контрабанду. Протяженность участка границы Украины с Приднестровьем составляет 462 километра, передает МОЛДПРЕС.

Перспективы переговоров между Кишиневом и Тирасполем стали темой российско-германских консультаций

Перспективы возобновления политических переговоров между Кишиневом и Тирасполем стали темой российско-германских консультаций. В консультациях по приднестровскому урегулировании, которые прошли в МИД Германии накануне, принял участие посол по особым поручениям МИД России Валерий Нестерушкин, говорится в сообщении МИД РФ, поступившем в РИА "Новости". В ходе встречи участники обменялись мнениями о современной ситуации в регионе и обсудили различные варианты содействия со стороны международного сообщества скорейшей нормализации диалога между Кишиневом и Тирасполем. Стороны обсудили "перспективы возобновления политических переговоров, на которых Молдавия и Приднестровье при содействии посредников смогли бы продолжить конструктивный поиск устойчивой и всеобъемлющей модели урегулирования", подчеркивается в сообщении российского внешнеполитического ведомства.

Смена караула

(Семен Никулин, "Независимая Молдова")

Назначенный лидером непризнанной ПМР сопредседатель ОКК Александр Порожан не утвержден комиссией

29 марта в Бендерах состоялся очередной раунд заседания Объединенной контрольной комиссии по разрешению ситуации в районе населенного пункта Дороцкое. Сторонам вновь не удалось найти консенсусного решения.

Патовая ситуация

Призывая ограничиться рекомендациями приднестровская сторона при поддержке российской делегации стремится во что бы то ни стало закрыть длящееся уже пять месяцев внеочередное заседание комиссии по ситуации вокруг Дороцкого (село, расположенное в зоне безопасности, земельные угодья крестьян которого находятся на территории, контролируемой Приднестровьем, а дома - на территории Молдовы, - прим. ИА REGNUM). В свою очередь делегация от Республики Молдова настаивает на том, что заседание будет закрыто только после принятия конкретного решения по стабилизации ситуации. Принимающие участие в работе комиссии, но не имеющие права голоса делегации от Украины и миссии ОБСЕ в Молдове склонны поддерживать точку зрения молдавской стороны. Не найдя взаимоприемлемого решения, стороны вновь намерены обратиться к полномочным представителям на переговорах в пятистороннем формате.

Замена на поле

В тот же день, в ходе экстренного заседания ОКК, инициированного приднестровской стороной, Александр Порожан был представлен для утверждения на пост сопредседателя комиссии от Приднестровья. Он был назначен на эту должность указом лидера непризнанной ПМР Игоря Смирнова N 128 от 24 марта с.г. Порожан должен заменить отстраненного тем же указом Владимира Боднара. Однако в соответствии с регламентом работы ОКК назначенный стороной кандидат должен пройти процедуру утверждения.
Делегация от Молдовы отказалась рассматривать кандидатуру нового сопредседателя ОКК в связи с тем, что формальным основанием для утверждения нового сопредседателя приднестровская сторона объявила указ президента непризнанной ПМР, в котором сказано, что Александр Порожан назначен "...сопредседателем Объединенной контрольной комиссии от Приднестровской Молдавской Республики". Сопредседатель ОКК от Молдовы Иван Солоненко заявил, что ни в одном документе, регламентирующем деятельность ОКК нет формулировки "Приднестровская Молдавская Республика". "Такого названия официально не существует. Более того - его нет ни в одном из архивных документов комиссии. Следовательно, утвердить кандидатуру Александра Георгиевича мы не можем", - заявил Иван Солоненко.

Шило на мыло

Следует отметить, что "смена караула" в руководстве приднестровской делегации не стала ни для кого неожиданностью. Ее признаки ощущались с тех самых пор, как Владимир Лукич Боднар стал демонстративно появляться на людях и на работе в остро актуальном для соседней Украины оранжевом кашне. Эта смена моды произошла в середине прошлой осени. И последствия не заставили себя долго ждать. За симпатии к нынешнему украинскому руководству депутат Верховного Совета и один из старейших функционеров приднестровского режима сначала лишился поста председателя Союза украинцев Приднестровья, а вскоре и сопредседателя ОКК.
Но все не так просто. Причины отлучения Владимира Боднара от миротворческой деятельности на самом деле более глубоки и запутанны. Владимир Лукич, как уже отмечалось, из тех местных политиков, которые принимали непосредственное участие в создании "ПМР". Он был депутатом Верховного Совета непризнанной республики всех созывов. В нынешнем занимает должность председателя Комитета по обороне и безопасности. И кроме того, Владимир Боднар пользуется доверием населения, а у некоторых его категорий - непререкаемым авторитетом.
Для понимания происшедшего надо повнимательнее присмотреться к персоне, которая назначена на его место в ОКК. Александр Порожан, председатель ничего не решающего Совета народных депутатов Дубоссарского района непризнанной ПМР. Это своеобразный придаток при назначаемом Игорем Смирновым главе "государственной" администрации. Даже местные приднестровские эксперты говорят о господине Порожане как о личности "амбициозной, но абсолютно не самостоятельной и абсолютно деструктивной по своей ментальности и, кроме того, находящейся под сильным влиянием органов государственной безопасности Приднестровья". И это очень важно! На протяжении всего периода проведения миротворческой операции на берегах Днестра принятие решений приднестровской делегацией проходило под ощутимым воздействием, если не под контролем, представителей местных органов безопасности, вне зависимости от того, кто конкретно их представлял. Такова специфика приднестровского режима. И ни для кого не тайна, что именно поддержка Александром Порожаном курса проводимого МГБ Приднестровья явилась основной причиной для его назначения на этот пост.
Владимир Боднар занимает достаточно весомый пост в администрации Приднестровья и, кроме того, силен как личность. Склонность Владимира Боднара к компромиссам, направленным на скорейшее урегулирование приднестровского конфликта, а также его связи с новой украинской властью неоднократно вызывали неудовольствие сотрудников МГБ и, прежде всего, члена ОКК Олега Гудымо, одновременно являющегося первым заместителем главы приднестровского ведомства безопасности. С заменой неугодного Боднара гиперлояльным Порожаном МГБ непризнанной ПМР, в лице того же Олега Гудымо будут безраздельно править бал в делегации, в силу чего о компромиссах, без которых деятельность ОКК практически невозможна, придется попросту забыть.

Кому выгодно?

Итак, на этапе, завершающем мучительный поиск решения по проблеме Дороцкого, который едва не опрокинул всю миротворческую операцию, Игорь Смирнов идет на кадровые перестановки, явно отбрасывающие саму возможность реализации каких-либо решений в рамках подобного состава ОКК. И ведь если бы деятельность данного органа затрагивала только интересы Кишинева и Тирасполя, это решение Смирнова не вызывало бы никаких вопросов. Трудно испортить прокисшее. Но после смены власти в Киеве, Украина заявила о своих намерениях активнее содействовать разрешению конфликта. Администрация Виктора Ющенко даже сообщила о работе над собственным проектом приднестровского урегулирования. Естественно, Киев захочет не только озвучить этот документ, но и принять самое активное участие в его реализации. Да и Республика Молдова готовит по этой проблеме нечто такое, от чего, по словам действующего председателя ОБСЕ, "Тирасполь не сможет отказаться", и если один из этих планов сработает, то варианты, ранее предложенные Москвой, утратят свою востребованность. И в тот же момент станет очевидной надуманность прилагательных превосходных степеней относительно "красоты и эффективности миротворческой операции, осуществляемой при основном гаранте - Российской Федерации". Останется голая правда, давно всем известная, но тщательно всеми же замалчиваемая - Российская Федерация проводит миротворческую операцию в интересах кого и чего угодно, но только не ради обеспечения территориальной целостности и государственного суверенитета своего давнего стратегического партнера - Республики Молдова.
Так, может, дело как раз в этом. Кому-то надо создать условия для непрохождения никаких планов, кроме вариаций на тему "меморандума Козака". И именно для этого и нужно убрать хоть и своего в доску, но строптивого и самостоятельно мыслящего Боднара, и заменить его политическим легковесом Порожаном. С ним, да еще при поддержке Олега Гудымо, можно будет выставлять в одностороннем порядке любые посты где угодно, да еще и проводить ежедневно по мероприятию а-ля Васильевка (приднестровские милиционеры напали на телефонный узел в этом селе и вынесли все коммуникационное оборудование - прим.). Все равно в экстремистах будет оставаться ненавистный Кишинев, а единственной возможностью прекратить беспредел и дать людям возможность перевести дух будет все тот же меморандум Козака ну и, конечно, щедрое великодушие старшего брата. Может, даже и повышением цен на газ шантажировать нас тогда перестанут.

Совет Европы предлагает свои услуги в разрешении приднестровской проблемы

Об этом заявил журналистам в четверг председатель Комитета министров Совета Европы, министр иностранных дел Польши Адам Даниель Ротфельд в Тирасполе после беседы с вице-президентом Приднестровья Сергеем Леонтьевым, сообщают РИА-Новости. "Я высказал убежденность в том, что европейские организации (ОБСЕ, Европейский Союз и Совет Европы) готовы служить с добрыми услугами в урегулировании и смогут внести свой вклад в окончательное решение приднестровского вопроса", - сказал Ротфельд.

"Вопрос Молдовы и Приднестровья - это совершенно особый, не похожий ни на один конфликт не только на постсоветском пространстве, но и во всей Европе", - отметил он. "Учитывая его уникальность, необходимо искать уникальные решения", - подчеркнул председатель Комитета Совета Европы. "Мы не так далеки от решения, но я сегодня не могу сказать, как это может получиться, каким путем. У меня сложилось такое представление, что здесь уже несколько не столько дорог, но тропинок уже использовано, надо искать другую тропинку", - цитирует Ротфельда РИА-Новости. Надо искать решение, которое могло бы быть приемлемым и для Молдовы, и для Приднестровья, уверен он. "Надо воспользоваться теми инструментами, которые находятся в распоряжении цивилизованных стран. В этом была моя главная идея, чтобы воспользоваться тем, что предлагает Совет Европы, в том числе Венецианская комиссия", - добавил председатель Комитета Совета Европы.

Приднестровский конфликт можно было бы решить, если бы удалось заставить нынешнюю администрацию региона отойти от власти, сказал Адам Ротфельд на пресс-конференции, которую провел 31 марта в Кишиневе. Он отметил при этом, что "население приднестровского региона является заложником тираспольского руководства, и надо сделать все возможное для того, чтобы это руководство ушло как можно скорее".

ДЕЛО СОВЕТНИКА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВЛЕНИЯ РАО ЕЭС

Арест Пассата - политический заказ

(Интервью агентству "ИНФОТАГ" бывшего вице-премьера, депутата парламента Иона Гуцу)

"И": Арест бывшего министра обороны, экс-директора службы информации и безопасности Валерия Пассата, обвиняемого в нанесении ущерба государству в особо крупных размерах при продаже самолетов МиГ-29, - самое громкое событие, не считая парламентских выборов. Во время сделки Вы занимали должность вице-премьера и были с Пасатом в одном правительстве. Как Вы прокомментируете арест?
И. Г.: Арест Пасата - эпизод из предвыборного сценария правящей партии. Реализован же он был уже после выборов, как только Пасат прибыл в Кишинев из Москвы. Политический характер ареста очевиден. Истинным мотивом его стал съезд в Москве молдавских граждан, работающих в России. На нем Пасат в качестве бывшего посла Молдовы в РФ не только присутствовал, но и подверг довольно резкой критике политику нынешнего руководства, которая обернулась значительным усилением напряженности в молдо-российских отношениях последних лет.
До тех пор, пока Пасат находился в Кишиневе после освобождения с поста директора СИБа и не участвовал в политической жизни, никому и в голову не приходило арестовывать его, хотя, как известно, соответствующее уголовное дело было заведено еще в 2002 г. Не является секретом и тот факт, что Кишинев очень холодно отнесся к назначению Пасата советником главы компании РАО "ЕЭС Росси". Это обстоятельство также повлияло на его арест.

И все же в предъявляемых Валерию Пасату обвинениях фигурируют цифры в миллионы долларов...
Обвинения, которые предъявляются Пасату в том, что он нанес ущерб государству при продаже истребителей - не более чем декларации, цель которых - ввести в заблуждение общественность, и обосновать арест персоны, неудобной для нынешнего руководства.
Не совсем ясно, почему в данной ситуации молчит посольство США, сыгравшее ключевую роль в реализации сделки по продаже самолетов. Договор о продаже был подписан между государственными структурами двух стран, а не Молдовой и некой фирмой. Недопустимо говорить о нанесении ущерба бюджету, так как американцы сдержали свое слово и перечислили сумму, предусмотренную договором. Кроме того, впоследствии США выполнили и другие обещания, оказав Молдове помощь. В этом контексте остается только сожалеть, что мы не проявили настойчивости и не сумели добиться большей помощи от США на основании сделки. Исходя из вышесказанного, считаю, что обвинения, предъявляемые Пасату, не обоснованы, а его задержание - нарушение законодательства.

Если все было законно, тогда почему сделка осуществилась без согласия парламента?
На момент осуществления сделки отсутствовала законодательная база, которая регулировала бы условия ее проведения. В Программе приватизации на 1995-1996 гг. не предусмотрен способ приватизации военного имущества. Кроме того, это имущество не было включено и в список объектов, не подлежащих приватизации. Продажа этого имущества была внесена лишь в Программу приватизации 1997-1998 гг. Соответствующий документ оговаривал, что продажа военного имущества производится согласно положению и в соответствии со списками, утвержденными парламентом. Этот закон, однако, вступил в силу в сентябре 1997 г., когда переговоры о продаже самолетов практически завершились. Положение о продаже военной техники, вооружения и других военно-технических средств, которыми располагают вооруженные силы РМ, утвержден парламентом еще 17 февраля 1997 г. Следовало бы также отметить, что парламент утвердил списки активов Национальной армии, предложенных для продажи, лишь 30 июня 2001 г.
По моему мнению, отсутствие законодательной базы не означает, что правительство не вправе было все эти годы продавать военную технику.

А не стоило дождаться более подходящего момента для продажи самолетов?
Сделка между министерством обороны РМ и Государственным департаментом США, являлась единственно разумным и законным путем продажи в то время самолетов МиГ-29. В результате той сделки государство получило денежные средства, в которых нуждалось в те трудные для страны годы.

Недавно в отношении Валерия Пасата было возбуждено еще одно дело по обвинению в нарушениях, допущенных в процессе продажи вооружения...
Появление еще одного дела свидетельствует о том, что предыдущее дело потерпело фиаско, то есть на его основании Пасат не может быть обвинен. Теперь предпринимается попытка спасти ситуацию, в которой оказалась власть, приводя обвинение. Надеюсь, что и второе дело ожидает та же судьба, и оно тоже провалится.
Дело Пасата свидетельствует о том, что правовое государство в Молдове далеко от правовых государств в европейском понимании. И это вызывает сожаление, так как только независимая судебная инстанция способна пролить свет на это дело, руководствуясь верховенством закона.

И вмиг исчезли МиГи

(Интервью "Независимой Молдове" экс-начальника Главного штаба Национальной армии РМ Владимира Донцула)

"НМ": Владимир Ильич, история с продажей самолетов МИГ-29 сейчас у всех на слуху. Каково Ваше личное мнение по поводу этой сделки?
В.Д.: Действительно, я был свидетелем этого, с позволения сказать, мероприятия. Суть дела такова. В сентябре 1997 года я вернулся из Киева, куда ездил с официальным визитом в Генеральный штаб Вооруженных сил Украины. Ко мне в кабинет зашел генерал Наний с решением военной коллегии Министерства обороны по поводу продажи 21 самолета МИГ-29. Сумма сделки составляла около 90 млн. долларов. При этом половину суммы планировалось получить бартером. Я, когда ознакомился со всеми представленными документами, обратил внимание, что, кроме собственно самолетов, там также обозначено определенное количество ракет и других боеприпасов к ним, а также наземное оборудование. За вычетом всего этого получалось, что одну единицу авиационной техники, то есть один самолет МИГ-29, предполагалось продать по цене где-то около 2,2 - 2,3 млн. долларов. Я сказал, что, зная по долгу службы, конъюнктуру рынка, считаю, что такой цены на подобную авиатехнику не бывает. И не стал подписывать документы.
Тогда я был приглашен к бывшему министру обороны господину Пасату. Он сообщил мне, что есть решение Верховного главнокомандующего на продажу этих самолетов. Я ответил буквально следующее: "Если решение есть, проводите эту сделку, но только без меня!". И предупредил, что эта сделка чревата большими-большими бедами для некоторых. Я имел в виду, что возможен вариант, что при бесхозяйственной или непродуманной реализации народного имущества, которым я лично не мог распоряжаться, инициаторы сделки могут быть привлечены к ответственности, в том числе уголовной. То есть я категорически отказался подписать это решение. Естественно, сразу попал в немилость, и случилось то, что случилось.

Можно ли сказать, что это послужило одной из причин Вашего последующего отстранения от должности начальника Главного штаба?
Да, это одна из причин. Была и вторая. Несколько позже я поехал с таким же официальным визитом в Генеральный штаб Румынии. Вернувшись, помню, это была суббота, я узнал о том, что вновь состоялось заседание военной коллегии, и опять в мое отсутствие. На коллегии было принято решение о продаже реактивных систем залпового огня (РСЗО) и некоторого количества боеприпасов к ним. Я тогда, конечно, сильно возмутился, потребовал, чтобы на следующий день, то есть в воскресенье, опять было собрано заседание Коллегии Министерства обороны. На нем я выступил категорически против и этой сделки. Это все запротоколировано. Естественно, после второго отказа я попал, если так можно выразиться, в полную немилость. Дальнейшие события всем известны.

Владимир Ильич, и все-таки, Вас, как военного специалиста, смутила именно сумма сделки, 90 млн. долларов?
Если говорить правду по поводу первой сделки о продаже самолетов, меня больше всего смутила не сумма сделки, меня смутило другое. Я убежден до сего дня, что, действительно, такое количество самолетов данного типа наша страна не потянет. Это весьма дорогостоящая игрушка, но тем не менее был альтернативный вариант. Можно было продать 10 самолетов, но по нормальной цене того дня. Вырученных денег, причитающихся Министерству обороны, хватило бы, чтобы содержать 15 самолетов еще лет 5 - 6. И не только. Хватило бы еще и на ремонт, например, противотанковых средств, тех же реактивных систем залпового огня, артиллерийских орудий и так далее.

Получается, что слух, до сих пор циркулирующий в политических и военных кругах, о том что сумма сделки на самом деле составляла не 40, а 80 млн. долларов, и разница якобы осела в карманах некоторых руководителей того периода, не лишен оснований?
Я не могу судить о некой "общей сумме". В представленных мне документах фигурировала сумма порядка 90 миллионов долларов. Откуда она взялась и почему теперь фигурирует именно цифра 40, я не знаю. Видимо, это связано с тем, что часть суммы выплачена бартером. Я, опять же пользуясь слухами, могу сказать только, что вроде бы общая сумма той сделки предусматривалась порядка 90 млн. долларов. Из них половина должна была якобы быть выплачена деньгами, а вторая должна была попасть в Республику Молдова в виде бартера, то есть какой-то военной техники, имущества, оборудования, питания, медикаментов и т.д. Насколько я знаю, такая сделка состоялась. Более того, мне знакомы даже некоторые персонажи из этого сюжета. Но я хочу сказать только то, что техника, которую мы получили на эту сумму, совершенно не соответствует условному номиналу. Судите сами, мы получили определенное количество грузовиков "Студебеккер" выпуска 60-х годов и другую технику примерно таких же параметров. О чем тут говорить? Функциональные, современные самолеты в обмен на морально устаревшую технику, на металлолом? Так его вон в Рыбнице полно!

А была ли возможность у Республики Молдова реализовать эти самолеты не Соединенным Штатам, особенно принимая во внимание внешнеполитические реалии того, да и этого периода?
Я считаю, что это в большей степени политический вопрос, который я, как офицер, даже будучи в резерве, не берусь комментировать.

В воспоминаниях ныне покойного экс-министра обороны генерала Павла Крянгэ, говорится что к завершению периода его руководства Министерством обороны он нашел некую страну, которая была готова выплатить за наши самолеты гораздо большую сумму. Вы знакомы с подробностями?
Да, бесспорно. Я был в хороших отношениях с экс-министром Павлом Крянгэ, и на самом деле от него слышал, что по этому поводу было несколько предложений Министерству обороны. Более того, даже якобы и контракт такой был готов и апробирован руководством республики. Но реализован он не был. Насколько мне известно, в соответствии с этим контрактом предусматривалась сумма в 6 млн. долларов за каждый самолет, без боеприпасов и наземного оборудования.

А сторону - предполагаемого участника этого контракта - Вы можете назвать?
Нет, пожалуй, воздержусь, я не был прямым участником этого мероприятия.

Владимир Ильич, как Вы считаете, в результате продажи самолетов был нанесен нашей стране какой-то ущерб?
Что касается реализации самолетов, то, бесспорно, стране был нанесен значительный материальный ущерб. И армии, в частности. Почему? Да потому, что мы - офицеры, военные специалисты - надеялись, что в результате продажи этих самолетов, очень дорогостоящей техники на причитающиеся Министерству обороны деньги можно было бы восстановить и содержать в ближайшие 20 лет в полной боевой готовности оставшуюся боевую технику, плюс к тому приобрести еще что-то дополнительно, и плюс - и я считаю это главным вопросом - решить ряд социальных проблем, связанных с повседневной жизнью и бытом офицеров, прапорщиков и солдат Национальной армии.

Экс-президент Республики Молдова Петр Лучинский, комментируя ситуацию после ареста Валерия Пасата, назвал некоторые суммы, в которых, по его словам, выразилась материальная помощь со стороны США нашим вооруженным силам. Названные суммы ежегодно существенно превышали 40 млн. долларов. Это действительно так?
Прошу прощения, но насколько я помню, Грузия, например, не продала ни одного самолета МИГ-29 и тем не менее материальная помощь этой стране, в частности ее вооруженным силам, значительно превышает суммы, получаемые Республикой Молдовой. Так что судить, получили ли мы эту помощь от США в качестве гуманитарной помощи, другой какой-то помощи или как компенсацию за возможно нанесенный ущерб, - довольно трудно.

Владимир Ильич, и все-таки, если вспомнить договор о заключении сделки по продаже самолетов, в нем была конкретно отражена сумма, на которую должна быть предоставлена помощь Национальной армии?
Насколько я осведомлен (но знаю я, конечно же, не все), в контракте была отражена только основная сумма - 40 миллионов долларов. Сумма же бартера, по слухам, рассматривалась в некоем дополнении к основному контракту.

Но ведь международная юриспруденция рассматривает, как правило, собственно контракты, а всякого рода дополнения существенного значения не имеют?
Да, вы абсолютно правы. К этому стоило бы добавить, что основным контрактом предусматривалась и выплата комиссионных процентов посреднику в этой сделке. Им выступал гражданин Соединенных Штатов Америки Майкл Шпак, которому, насколько мне известно, согласно решению суда, состоявшегося в США, Республика Молдова все-таки выплатила сумму, предусмотренную контрактом за посреднические услуги как пострадавшей стороне. Если я не ошибаюсь, это случилось в 2002 году. А это немалая сумма. И если это так, то получается, что Молдова за продажу 21 самолета МИГ-29 получила всего 25 миллионов долларов деньгами, а остальную сумму имуществом, в том числе даже мукой! Более того, собственно Национальной армии досталась и вовсе мизерная сумма, которая была размещена на внебюджетном счету Министерства обороны. То есть практически контроль за движением денежных сумм был максимально затруднен! Подобный подход и привел к нынешней условной боевой готовности армии.