Интервью премьер-министра Грузии Зураба Ногаидели ИА REGNUM и армянскому телеканалу "Еркир Медиа".

Зураб Тимурович Ногаидели 9 февраля был выдвинут президентом Грузии на пост премьер-министра страны, а 17 февраля был утвержден парламентом Грузии на этом посту, освободившемся после гибели Зураба Жваниа (одним из главных соратников которого является Ногаидели). Политическая карьера нынешнего грузинского премьера берет начало в основанной его предшественником Партии Зеленых Грузии, где в 1992-1993 годах Зураб Ногаидели занимал пост исполнительного секретаря. В 1992-1995 году он являлся депутатом парламента Грузии и возглавлял парламентский комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов. В 1995-1999 - член парламента Грузии следующего созыва, начальник кабинета спикера парламента. В 1995-1998 годах также является международным секретарем правившей в стране партии "Союз граждан". В 1996-1998 - член Верховного совета Аджарской автономной республики. В 1999-2000 годах - снова депутат парламента Грузии, глава парламентского комитета по налогам. В 2000-2002 годах - министр финансов Грузии. Уходит в отставку и в 2002-2003 годах является членом правления грузинского "Народного банка". После произошедшей в Грузии в ноябре 2003 года "Революции роз" и прихода к власти объединенной оппозиции Зураб Ногаидели вновь занимает пост министра финансов и работает в новом правительстве страны в этом качестве до выдвижения на пост премьер-министра В 1988-1989 годах Ногаидели был ассистентом в Институте географии им. Вахушти Батонишвили Академии наук Грузии (Батуми). В 1989-1997 годах - приглашенный исследователь в Институте геологии Академии наук Эстонии (Таллинн). В 1989-1992 годах - старший научный сотрудник, заведующий лабораторией Института геологии им. Н. Бердзенишвили Академии наук Грузии (Батуми). В настоящее время работает над докторской диссертацией в грузинском Институте финансов. Помимо грузинского, свободно владеет английским и русским языками. Женат, двое детей.

ИА REGNUM: Господин премьер-министр, какие тенденции зафиксированы в Аджарии после свержения режима бывшего главы автономии Аслана Абашидзе, и как продвигается процесс экономического развития этого региона?

Диктатура Абашидзе была причиной политической и экономической стагнации региона. Сейчас в Аджарии продолжается нормальный политический процесс - как и во всей Грузии. Там состоялись местные выборы автономной власти и нормально развиваются экономические процессы. Полным ходом идет приватизация, полным ходом идут инвестиции - особенно в туристический сектор. Развиваются и другие направления.

"Еркир Медиа": Какие приоритетные экономические проекты разрабатывает правительство Грузии для решения социальных проблем региона Самцхе-Джавахети, а точнее снижения экономической зависимости местных жителей от российской военной базы?

Я согласен с тем, что российская военная база в Ахалкалаки оказалась единственным фактором создания рабочих мест - в Ахалкалакском районе в особенности, а может даже, и в Джавахети в целом. Поэтому, вместе с выводом российской военной базы, нужно развивать регион. И мы разрабатываем экономические программы для экономического развития региона, для создания в регионе рабочих мест и так далее...

Сегодня чтобы доехать из Тбилиси до Ахалкалаки или особенно до Ниноцминда, нужно потратить пять-шесть часов, а иногда и больше - в особенности в зимний период. Первое, что мы делаем, это совместно с американской корпорацией "Millenium Challenge Corporation" (Вызовы тысячелетия) разрабатываем проект международной автомобильной трассы Тбилиси-Ниноцминда-Ахалкалаки. Строительство и запуск автодороги способствуют созданию многих рабочих мест. Станет гораздо легче доехать до Тбилиси, передвигаться по региону и между городами, что резко поднимет экономическую активность в регионе. Развитая транспортная инфраструктура даст новый импульс сельскому хозяйству, и, в конечном итоге, стимулирует перерабатывающую промышленность в регионе. Я думаю, что в скором будущем появятся очень серьезные перспективы для экономического развития Джавахети.

"Еркир Медиа": Предлагало ли правительство Армении как-то координировать эти программы относительно Самцхе-Джавахети в виду того, что это армянонаселенный регион?

Да, это армянонаселенный регион, но здесь живут граждане Грузии. Мы, конечно, находимся в постоянном контакте с армянским правительством, но для создания экономических программ в Джавахети мы сами должны принимать и осуществлять решения. Если будут какие-то международные или совместные грузино-армянские программы, то мы будем это только приветствовать. Но задача экономического развития Джавахети - это задача грузинского правительства, и мы будем решать ее в любом случае.

ИА REGNUM: Вы заявляли, что исключаете выплату грузинской стороной России каких-либо сумм для компенсации затрат на вывод российских военных баз в Ахалкалаки и в Батуми. В то же время российская сторона настаивает на определенных суммах...

Безусловно, мы ничего оплачивать не собираемся. Как ввели российские военные базы - так и выведут. Сейчас речь идет только о сроках вывода российских баз с территории Грузии. Мы не хотим решать этот вопрос в конфронтационном режиме, а стараемся согласовать все позиции с российской стороной - имею в виду дату вывода российских баз из Грузии, из Ахалкалаки в том числе.

Конечно, никаких компенсаций за вывод российских баз российской стороне платить мы не будем. Единственное решение, которое мы принимаем и об этом уже информировано население Ахалкалаки, что квартиры, формально принадлежащие российским базам, останутся в собственности тех людей, которые там живут. Это решение мы уже приняли, и эти квартиры будут переоформлены в собственность тех ахалкалакцев, которые там живут. Это - их квартиры.

Мы будем всецело помогать ахалкалакцам, всецело помогать населению Джавахети - в том числе и экономическими программами - но платить России за вывод российских баз мы, безусловно, не собираемся. И затраты по выводу мы оплачивать не будем. Еще раз повторяю: как ввели российские базы - так и выведут. Наша позиция тут совершенно четкая и конкретная.

"Еркир Медиа": На какой дате вывода российских баз настаивает грузинская сторона?

Сейчас идут переговоры, и поэтому я не хочу разговаривать о каких-то конкретных датах... Но, в любом случае, это не могут быть те сроки, которые называет российская сторона и, в любом случае, российские базы должны быть выведены с территории Грузии до следующих парламентских выборов. Это - совершенно определенно.

ИА REGNUM: Среди российских политологов есть мнение, что после поражения на Украине Россия сделает Грузию плацдармом для демонстрации своей силы. Насколько обосновано такое мнение?

Если Россия потерпела поражение в Украине, то почему она должна надавить обязательно на Грузию? Я этого понять не могу и не вижу в этом логики. Если Россия где-то потерпела поражение... Хотя я не согласен с этой формулировкой, что Россия потерпела поражение в Украине. Я не думаю, что политологи - даже российские - будут так оценивать события в Украине. Так что я не буду продолжать эту тему.

С другой стороны, совершенно очевидно, что процесс демократизации, новая реальная волна демократизации пошла по региону. В Грузии, в Украине, в Молдове... Сейчас очень интересно развиваются события в Киргизии. Если бы все стороны способствовали развитию событий в Киргизии в нормальных условиях, я думаю, что дело бы не дошло до тех беспорядков, какие, к сожалению, случились. Я думаю, что процесс демократизации необратим. Остановить его абсолютно невозможно. Поэтому, тут никто, тем более Россия, не должна считать себя проигравшей стороной. Все должны понимать: то, что произошло в Украине - это было решение украинцев; то, что произошло в Грузии - это было решением грузин; то, что произошло в Молдавии - это молдаване решили.

ИА REGNUM: Наряду с наличием острых политических вопросов между Грузией и Россией, российские инвесторы вкладывают в Грузии определенные инвестиции, и Грузия предоставляет им неплохие условия в приватизации объектов грузинской экономики и работы на территории Грузии. Какие реальные гарантии дает правительство Грузии в том, что в дальнейшем грузинское законодательство не претерпит изменений, а с российских инвесторов не запросят новых капиталовложений, или не лишат приобретенной собственности?

У нас универсальное законодательство. В нем не расписана национальность инвестора - американец он, россиянин или грузин. Ко всем инвесторам мы проявляем одинаковое отношение. Они все приветствуются в Грузии, а законодательство создается для стимулирования инвестиций в целом. Повторяю, будет это российский инвестор, американский или грузинский - к ним будет одинаковый подход, а их право собственности будет защищено одинаково.

ИА REGNUM: Почему в экономической сфере российско-грузинские отношения развиваются успешнее, чем в политической?

Вот и я тоже всегда задаюсь этим вопросом... Нам гораздо легче находить общий язык с российскими бизнесменами, с российскими инвесторами, нежели с российским правительством по политическим вопросам. Не знаю, не знаю... Мы ищем ответ на этот вопрос. Честно говоря, вместе с тем я думаю, что заинтересованность грузинской экономикой - в том числе российскими инвесторами - это больше наш внутриполитический фактор, потому что мы создали ту инвестиционную атмосферу, то инвестиционное законодательство и ту ситуацию, которые выгодны инвесторам - в том числе и российским. Им интересна Грузия, им интересны грузинские компании, они активно участвуют в приватизационных процессах и инвестируют...

Я думаю, что и по политическим вопросам мы должны найти общий язык с российским правительством. В том числе - по базам, в том числе - по решению конфликтов на нашей территории, в том числе - в целом по взаимодействию по целому ряду вопросов. Я абсолютно уверен, что это находится и в российских интересах, а не только в наших.

Еркир Медиа: На каком этапе находится строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и когда он будет сдан в эксплуатацию?

Строительство Баку-Тбилиси-Джейхан уже завершается - завершаются грузинская, азербайджанская и турецкая части - и 25 мая по трубопроводу будет запущена нефть. Где-то в сентябре нефть уже поступит на средиземноморское побережье.

ИА REGNUM: Президент Грузии Михаил Саакашвили как-то выразил мнение, что экономическая отдача от этого "Проекта века" для Грузии будет не столь существенной, как это преподносилось при Шеварднадзе. В чем причина такой оценки?

Экономическую выгоду от этого проекта можно измерить совершенно определенно. Это - 50 миллионов долларов в год, когда поступление нефти по трубопроводу выйдет на проектную мощность. Это будет в 2008-2009 году. 50 миллионов долларов по сегодняшним меркам - это 1% ВВП, и для Грузии это достаточно большие поступления. Хотя, конечно, мы не можем сказать, что это - главная доходная статья нашего бюджета.

Во время Шеварднадзе мы собирали налоговых доходов всего на 12% ВВП, так что тогда это были огромные деньги. Сейчас мы собираем 20% ВВП. Так что сейчас бюджет не так сильно будет зависеть от поступлений от работы нефтепровода. Хотя, еще раз повторю, 50 миллионов долларов или 1% ВВП - почти 100 миллионов лари - это серьезные поступления.

ИА REGNUM: Стоит ли считать, что нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан имеет для Грузии и политическое значение?

У нас нет такого подхода, чтобы подчеркивать какое-нибудь политическое значение этого трубопровода. Для нас важны поступления в бюджет. Для нас было важно, чтобы в Грузии вкладывались инвестиции во время строительства этого нефтепровода, мы смотрим на этот нефтепровод чисто с экономической точки зрения, и он очень важен для нас. Поэтому я не хотел бы занижать или слишком преувеличивать роль этого проекта для Грузии.

ИА REGNUM: Грузия заявила о намерении наладить прямую железнодорожную связь с Турцией по маршруту Ахалкалаки-Карс. В Ереване есть мнение, что этот проект бьет по интересам Армении и армян Самцхе-Джавахети. Почему Грузия не использует свой политический вес для задействования уже имеющейся ветки Карс-Гюмри-Ахалкалаки, проходящей через территорию Армении?

Мы бы приветствовали, и сами будем всячески способствовать тому, чтобы между Турцией и Арменией наладилось прямое транспортное сообщение. Но я не знаю, насколько в ближайшем будущем возможно, чтобы это прямое транспортное сообщение между Турцией и Арменией возобновилось. Хотя, еще раз повторю, мы всячески поддерживаем и хотим способствовать этому. Мы об этом разговариваем и с армянскими представителями - я имею в виду армянское правительство - и с представителями турецкого правительства тоже. Хотя нам трудно сейчас судить, насколько быстро возможно задействовать прямое транспортное сообщение между Турцией и Арменией.

Вместе с тем, любые транспортные артерии, связывающие Грузию и Турцию, важны для Армении. Я абсолютно в этом уверен, поскольку эти транспортные артерии будут работать том числе и для Армении. Мы хорошо знаем, что, не смотря на отсутствие прямого турецко-армянского транспортного сообщения, очень много грузов в Армению поступает из Турции через Грузию. Хочу подчеркнуть, что Грузия всегда будет открыта для того, чтобы грузы в Армению поступали. Поэтому я абсолютно уверен, что этот проект действительно будет нормально развиваться в Ахалкалаки и потом дальше в Армению, дальше по другим направлениям, и будет выгоден не только для Грузии, но и для Армении. Что касается прямого сообщения между Карсом и Гюмри, то если этот проект можно будет задействовать и армянское правительство обратиться к нам с подобным вопросом, чтобы мы способствовали этому - мы будем способствовать.

Мы не хотим и не будем ставить на противоречия между нашими соседями. Если отношения между Арменией и Турцией будут развиваться нормально, то это будет только приветствовать Грузией. Мы никогда не будем - и я абсолютно уверен в этом - выигрывать оттого, что сегодня между Турцией и Арменией, или между Арменией и Азербайджаном, плохие отношения. Абсолютно уверен, что для нас и с экономической точки зрения тоже гораздо выгоднее будет, если эти отношения будут гораздо лучше, чтобы и между нашими соседями тоже наладились прямые транспортные связи. Мы свою экономическую выгоду найдем не только в том, что, грузы из Турции будут поступать в Армению через Грузию, но даже и в том случае, если эти грузы будут поступать из Турции прямо в Армению. Я абсолютно уверен, что экономическая выгода в этом случае и для нас тоже будет большой, и мы всячески будем способствовать развитию этих проектов - если армянское правительство обратится к нам с этими вопросами.

ИА REGNUM: Насколько реален проект прокладки газопровода из Ирана в Европу через территорию государств Южного Кавказа и Украины? Известно, что разговоры на эту тему уже велись между украинской и иранской сторонами. Насколько этот проект важен для Грузии и работает ли Тбилиси над этим вопросом?

Этот проект сегодня находится в слишком ранней стадии, чтобы что-то конкретизировать. Хотя наша позиция - совершенно четкая и определенная. Если Грузия будет рассматриваться коридором для этого проекта, то мы обязательно примем в нем участие, обсудим свою собственную экономическую выгоду, и если будем удовлетворены результатами этих просчетов, то примем участие в проекте. Если мы будем участвовать в проекте, то, естественно, будем и способствовать его реализации.

ИА REGNUM: С какими макроэкономическими показателями Грузия завершит 2005 год, и какие основные тенденции происходят в грузинской экономике?

Главное направление в этом году удержать реальный рост ВВП на уровне 8,5%. Я думаю, что мы удержим инфляцию в рамках 6-7%. Вместе с тем, в бюджет поступают серьезные деньги от приватизации, и эти деньги будут направлены на решение инфраструктурных проблем. В первую очередь - в энергетику и в строительство автодорог. Я с очень большим оптимизмом смотрю на 2005 год.

ИА REGNUM: Есть ли негативные тенденции?

Есть определенный риск... Происходят очень большие капитальные поступления, и есть определенный риск инфляции. Но я думаю, что мы справимся с этим.

Еркир Медиа: Каково работать на посту премьер-министра после такой сильной политической фигуры, каким был в Грузии погибший премьер-министр Зураб Жваниа?

Мне вообще тяжело было войти и работать в этом кабинете... Это - кабинет Зураба Жваниа. Здесь царит, и будет царить дух Зураба Жваниа. Я считаю, что это правительство - это его правительство, и осознание этого будет нам помогать.