В Башкирии, как и в других регионах Российской Федерации, обсуждается реорганизация ВГТРК. В интервью корреспонденту ИА REGNUM ситуацию в башкирском ГТРК прокомментировал руководитель творческого объединения общественно-политических программ "Даира" ГТРК РБ Разиф Абдуллин.

Реорганизация ГТРК "Башкортостан" была осуществлена в начале 2003 года, когда гостелерадиокомпания была перерегистрирована в федеральное государственное унитарное предприятие (дочернее предприятие Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании). Одновременно с этим была создана республиканская гостелерадиокомпания ГУП ТРК "Башкортостан". В настоящее время на территории одного производственного комплекса (телецентра, редакционного здания и нового аппаратно-студийного комплекса) мирно уживаются две телерадиокомпании - республиканская и филиал ВГТРК. Штатная численность персонала значительно не сократилась, хотя в апреле 2005 года уведомления о сокращении получат 40 сотрудников (при планировавшемся ранее количестве сокращения в 120 человек). В действительности многие из специалистов оформлены по договорам, трудовым соглашениям, либо на четверть или полставки. Дело в том, что объем вещания с переменой статуса фактически не изменился, а для информационных служб даже увеличился. Если ранее телевизионная служба новостей в сутки выдавала в общей сложности 6 выпусков (два утренних, четыре вечерних - на каналах РТР и БСТ), то теперь эта же служба готовит в день 16 информационных выпусков (12 - на канале РТР, и 4 -на канале БСТ). При этом сотрудники службы новостей числятся как в одной, так и в другой телерадиокомпании.

Если приводить сухие цифры, то до реорганизации суточный объем вещания ГТРК "Башкортостан" составлял на канале РТР 3,5 часа, на канале БСТ - 11 часов, а после реорганизации, суточный объем вещания на канале РТР составляет 2,5 часа, а на канале БСТ - 12,5 часов. То же самое касается и радиоэфира. Хотя с января 2005 года эфирное время республиканского радио на канале Радио России было сокращено с ежедневных 5 до 3 часов, нагрузка на журналистов не уменьшилась. Ряд программ, сокращенных на федеральном радиоканале, просто перекочевали на республиканские FM -каналы "Юлдаш" (на башкирском и татарском языках) и "Спутник-FM" (на русском языке). А в апреле руководство ВГТРК пошло на уступки местному радиовещанию, выделив вечером еще один час эфирного времени Радио России.

Что же касается рекламного времени, то в настоящий момент его делят между собой несколько субъектов рынка: сама гостелерадиокампания в лице созданной главной редакции по развитию, рекламное агентство "Видео Интернешнл-Уфа" и рекламное агентство "Стрелец" (которое в основном занимается продажами рекламного времени на "Спутник-FM"). Формально все рекламное время - и телевизионное и радио - продано "Видео Интернешнл" (сумма не разглашается) в целях увеличения доходов от рекламы. Гостелерадиокомпания в качестве дополнительного источника доходов привлекает спонсоров на различные коммерческие проекты и на производство заказных фильмов и телепрограмм, коммерциализируя программное пространство. Третий игрок - ООО "Стрелец" - специализируется на продаже эфирного времени радио, поскольку так уж получилось, что на "Видео Интернешнл" это направление явно "хромает" - возможно, вследствие меньшего объема рекламных бюджетов.

Позиция местных властей по поводу реорганизации ГТРК "Башкортостан" становится ясной после изучения различных решений по развитию государственного телерадиовещания. В принципе, тенденция централизации контроля над местным телеэфиром на федеральных каналах была прогнозируема еще в 2000 году, именно в этом году было принято решение о создании республиканского спутникового телевидения (телеканал БСТ) и радио. На сегодняшний день подконтрольные республике электронные СМИ действуют и развиваются (один 18-часовой телеканал и два круглосуточных радиоканала), общий объем государственного республиканского вещания в телерадиоэфире составляет 71,5 часа в сутки, из которых собственные передачи занимают - 61,5 часов или 85%.

Руководство телерадиокомпании понимает всю необходимость перемен как в техническом оснащении, так и в содержательном плане. Неслучайно с 2004 года (после выборов Президента РБ) были проведены масштабные социологические исследования, создана главная редакция по развитию, в чьи задачи входит не только создание новых коммерческих проектов, но и изучение зрительских предпочтений и PR-продвижение собственного контента. На одном из январских заседаний правительства руководитель ГУП ТРК "Башкортостан" заявил: "Первая по приоритетности задача - изменение сетки вещания республиканского спутникового телеканала БСТ с учетом зрительских предпочтений для повышения рейтинга БСТ. В этом направлении в 2004 году была проделана значительная работа: проведены социологические исследования, подготовлены критерии для изменения сетки вещания, проводилось обучение сотрудников телекомпании, в том числе журналистов и операторов информационной службы, подготовлены пилотные выпуски новых телепроектов, часть из которых уже опробуется в эфире. C апреля 2005 года зрителей телеканала БСТ ждут серьезные изменения в сетке вещания. Вместо 54 существующих телепрограмм в эфире останутся 39 цикловые передачи, телеканал обретет новое лицо благодаря новому визуальному и музыкальному оформлению, будет усилена информационная служба путем объединения специалистов новостных программ студий радиовещания и телевидения. Все изменения производятся на основе результатов социологических исследований и тщательного изучения зрительского спроса, анализа сетки вещания других телеканалов. Надеемся, что благодаря обновленной сетке вещания положительная динамика рейтинга телеканала БСТ будет продолжена".