Всероссийская государственная телерадиокомпания претерпевает реорганизацию. Не все региональные коллективы ее принимают, и поэтому идет активное обсуждение того, насколько эта реорганизация полезна и какое значение она имеет.

С корреспондентом ИА REGNUM побеседовал бывший руководитель Архангельской государственной телерадиокомпании (АГТРК, ныне - филиал ВГТРК) Юрий Матвеев.

ИА REGNUM: Вы были руководителем АГТРК с 1991 по 1998 годы и, несомненно, наблюдаете за тем, как проходит реформа в компании. Как вы относитесь к ней, что видите со стороны?

Проводимая реорганизация непрофессиональна и вызывает непонимание у журналистов, она разрушает существующую телевизионную региональную сеть. У регионов забрали время вещания, сокращается финансирование. Телевидение теряет уровень государственного, лишается наработанной базы. Когда телекомпания создавалась, полномочия у регионов были большие. Мы могли определять содержание программ, развивать техническую сторону. Регионы, по крайней мере, Архангельск, шли вровень с российской ГТРК. А в чем суть регионального телевидения, завязанного очень сильно на Москву, я не знаю. Мы должны ощущать себя сперва жителями своей области, а потом уже и России.

ИА REGNUM: В чем заключается, на Ваш взгляд, функция государственного телевидения?

Наше всероссийское телевидение не выполняет своей основной функции - пропагандирования и информирования. В стране проводятся реформы, но их никто не разъясняет. У людей нет осознания страны в целом, включения из регионов абсолютно не профессиональны и коротки. Освещается 2 - 3 события, а этого совершенно недостаточно. Ведь регион нельзя описать в двух словах, у каждого своя специфика. Но что можно сделать, когда из 25 человек в коллективе остается 4 человека?

Государственное телевидение тем и отличается, что дает разъяснения о том, что происходит в стране. Тем не менее, у нас складывается парадоксальная ситуация - в стране грандиозные изменения, а люди о них ничего не знают. Роль СМИ в том, чтобы поднимать проблемы, обсуждать их, а у нас этого не происходит. То же самое относительно реформы ВГРТК. Руководители филиалов боятся что-либо говорить, иначе их снимут. Регионам предлагают создавать свои телеканалы, и в Архангельске уже есть результат - телеканал "Двина", но это же просто анекдот! "Двина" - это областной канал, но он охватывает Архангельск, 2-3% территории Северодвинска и половину Новодвинска. В других городах области этого канала нет. От 100-ватного передатчика большего не добиться. Телевидение - это колоссальные деньги, а кода его пытаются делать без денег, мы получаем вот такой результат.

ИА REGNUM: Могли бы Вы привести пример хорошего государственного телевидения?

Да, это канал ВВС, это настоящее национальное телевидение. Мы до их уровня не дотягиваем. Мы не можем оправдать даже на название - "государственное телевидение". У нас оно показывает "Смехопанораму" и сериалы, а задачи государственного ТВ состоят не в этом. Ни в одной цивилизованной стране государственное телевидение не поддерживает свой рейтинг сериалами. Конечно, должна быть конкуренция, но она достигается не за счет такого рейтинга, сериалы - это уже "капуста". В этом смысле интересным, хорошим каналом был канал "ТВ-6 Москва", его молодежные передачи можно приводить в пример. Наше же телевидение губит инстинкт самосохранения. Да, реформа нужна, но не такая, которая происходит сейчас. Взять пример ВВС - оно создает научно-популярные фильмы, которые пользуются успехом во всем мире. А у нас снимают фильм "Бригада". Это неплохой фильм, но не за государственный же счет его делать!

ИА REGNUM: Каковы, по-Вашему, задачи реорганизации ВГТРК? И что станет ее результатом?

Возможно, она приведет к приватизации телевидения, хотя Добродеев говорил, что об этом речи не идет. Страшно то, что такие самобытные регионы как Каргополье, Вологда и многие другие потеряют свое лицо. К этому приведет необходимость самостоятельно зарабатывать регионам деньги на дополнительное время. Ценность ТВ заключается в программах, если их нет, то и рекламу никто давать не будет. А время на региональные программы было сильно сокращено.

Еще одна из проблем, с которой столкнется ВГТРК, - это потеря кадров. Профессионалов остались единицы, а в таких условиях, когда в творческом плане невозможно себя проявить, а это именно так - публицистика в регионах стала не нужна, региональное кино не транслируется - в таких условиях и оставшиеся ресурсы погибнут. Кадры - невосполнимый ресурс, они решают качество материалов, а в итоге - рейтинг телеканала.

ИА REGNUM: Что является показателем качества телеканала?

Это информационные программы. В 1995 году Архангельская телекомпания еще вышла на конкурс ТЭФФИ, но после реорганизации шанса на это уже не будет - мы потеряем уровень. За последнее время на архангельском телевидении появился лишь один продукт хорошего качества - это фильм Клавдии Хорошавиной о северной культуре. За три последних года ВГТРК выставляла свою информационную программу на этот конкурс, но не побеждала. Национальная премия ТЭФФИ показывает, что наше государственное телевидение нельзя признать национальным. Других показателей качества нет.

Очень жаль, очень обидно, что возвратить утраченное сейчас уже не удастся. Опыт, позволяющий это осознать, уже есть. Мы сейчас ломаем состоявшуюся структуру, а восстановить ее не удастся даже в том случае, если мы поймем, что были не правы.