В августе 2003 года президентом Приднестровской Молдавской Республики Игорем Смирновым был подписан проект закона "О свободе совести и религиозных организациях", существенно ущемивший права и свободы религиозных организаций и фактически нарушивший сам принцип отделения церкви от государства. Законопроект был разработан Уполномоченным по делам религиозных организаций при президенте ПМР Петром Заложковым. В результате активного противодействия со стороны правящего приднестровского архиерея епископа Юстиниана законопроект в мае 2004 года был отклонен Верховным Советом ПМР. Однако инцидент на этом не был исчерпан. О взаимоотношениях церкви и государственной власти в Приднестровье рассказал ИА REGNUM епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан (Овчинников).

ИА REGNUM: Владыка Юстиниан, расскажите, в чем суть законопроекта, предложенного Заложковым?

Законопроект предполагал во-первых регистрацию всех религиозных организаций вплоть до регистрации каждого прихода и священника. А для получения регистрации необходимо было бы представить веские доводы, обосновывающие само право на существование той или иной религии, включая толкование ее вероучительных основ. А во-вторых - предполагалось получение аккредитации каждым священнослужителем у Уполномоченного по делам религиозных организаций при президенте ПМР Заложкова, то есть, что-то вроде ежегодного экзамена на профпригодность и отчета о богослужебной и хозяйственной деятельности прихода.

ИА REGNUM: Господин Заложков является крупным специалистом в области религиоведения и богословия?

По образованию он фельдшер. А до занятия государственной должности работал токарем на производстве. Фактически, то, что он предлагал, было возвращением к традициям и практике советских времен по отношению к религиозным организациям, как и сама должность Уполномоченного по делам религий является реликтом той эпохи. Все эти соображения я высказал на обсуждении законопроекта в Верховном Совете, что в конечном итоге и повлияло на его решение. Законопроект был отклонен.

ИА REGNUM: Должность Уполномоченного по делам религиозных организаций, тем не менее, сохраняется. Что вы попытались этому противопоставить?

Тогда же после отклонения законопроекта, меня поддержала группа депутатов Верховного Совета. Совместно мы предложили привести религиозное законодательство республики в соответствие с демократическими нормами, потому что во всем остальном наша законодательная база, по сути, копирует соответствующее законодательство Российской Федерации. Мы создали инициативную законодательную группу, в которую пригласили представителей наиболее крупных религиозных групп Приднестровья - православных, католиков, харизматов, баптистов и лютеран. Помимо разработки проекта закона мы предполагали создать коллегиальный орган при президенте из представителей перечисленных конфессий по аналогии с Межрелигиозным Советом России. Заложков от имени президента стал оказывать давление на работу комиссии и всячески блокировать ее работу. Наконец, сам президент прекратил работу комиссии и в настоящий момент она бездействует, фактически ее просто нет.

ИА REGNUM: А вы не пробовали обращаться непосредственно к президенту? Почему он в этой ситуации поддерживает Уполномоченного?

Пробовал... Дело в том, что Заложков друг и соратник президента еще со времен борьбы Приднестровья за независимость. И президент, по всей видимости, чувствуя себя обязанным Заложкову, создал специально для него эту должность, занимая которую, последний ведет себя по отношению к религиозным организациям так, как будто он царь и бог. А президент в ситуацию не вмешивается. Это притом, что сама должность противоречит Закону об отделении церкви от государства, не говоря уже о церковных канонах.

ИА REGNUM: В Московской Патриархии знают о Ваших проблемах?

Да, я обо всем рассказывал. Но Московская Патриархия предпочитает не вмешиваться в ситуацию.

ИА REGNUM: Как в настоящий момент складываются ваши взаимоотношения с Уполномоченным по религиозным делам?

Фактически со стороны Заложкова ведется травля в отношении меня и священников епархии. И происходит это уже на протяжении нескольких лет. Плетутся интриги, фабрикуются клеветнические обвинения. Так, например, настоятель прихода в поселке Первомайск обвинялся в том, что он запрещает детям ходить в школу и сожительствует с монашкой. Меня и секретаря епархии обвиняли в растрате епархиальных денег и т.д. Противостоять деятельности Заложкова в судебном порядке практически невозможно. Во всех своих действиях он прикрывается авторитетом президента. Да и денег на то, чтобы нанять квалифицированного адвоката, у епархии нет. А в настоящий момент, это по слухам - проверить информацию у меня нет возможности, Заложков готовит на подписание президенту очередной законопроект, направленный на ограничение свободы деятельности религиозных организаций.

ИА REGNUM: Все это происходит на фоне деятельности Румынской патриархии по переподчинению своей юрисдикции православных приходов в Молдавии. Как складывается в этом отношении ситуация в Приднестровье?

На данный момент только в Приднестровье, в отличие от остальной Молдавии сохраняются старые антиминсы, употребляется церковнославянский язык, а не румынский язык, и поминается Патриарх Московский Алексий.

Деятельность же Румынской патриархии не территории Молдавии противоречит самим церковным канонам. То, что Петр Педурару был объявлен Румынской патриархией митрополитом Бессарабским и архиепископом Кишиневским, создало ситуацию, когда в одной митрополии теперь сосуществуют сразу два митрополита - румынский Петр и наш Владимир. Такое невозможно с точки зрения церковных канонов. Петр Педурару продвинулся и дальше в своей антиканонической деятельности. В конце января этого года он издал указ, по которому на территории Москвы образовано им благочиние из пяти или шести священников, которое, согласно указу, создано в "экзархате новых земель". То есть Москву Петр Педурару объявил "экзархатом новых земель". И Московская Патриархия, насколько мне известно, пока еще никак не отреагировала на этот его указ.

Ситуация с переходом молдавских приходов под юрисдикцию Румынской патриархии провоцируется еще и тем, что влечет за собой совершенно конкретные материальные выгоды. Дело тут не только в том, что молдаване близки румынам по крови и языку. Священники, перешедшие под румынскую юрисдикцию, начинают получать зарплату, им выдаются деньги на ремонт храма и обустройство прихода. Мы же существуем только за счет пожертвований верующих, и еще на содержание митрополичьего центра должны делать отчисления. И никакой экономической помощи из Москвы мы не получаем.

ИА REGNUM: Существует ли какая-то статистика по количеству приходов, перешедших под юрисдикцию Румынской патриархии?

Наши данные отличаются от румынских. По нашим подсчетам из более, чем 1000 молдавских приходов перешло под румынскую юрисдикцию 30-40, по данным Румынской патриархии - более 150. Поэтому выявить точную цифру пока сложно, тем более, что процесс продолжается. Могу только совершенно точно сказать, что из 70 приднестровских приходов пока, по милости Божьей, под румынское управление не перешел ни один.

ИА REGNUM: В случае, если политическая ситуация изменится, и все молдавские приходы перейдут под управление Румынской патриархии, как вы в Приднестровье поведете себя в этой ситуации?

Мы останемся верны матери-церкви. А мать-церковь для нас - Московская Патриархия.