ИА REGNUM: Какова вероятность того, что в Азербайджане случится "бархатная революция"? Есть ли заинтересованные силы вне Азербайджана, чтобы в стране повторились грузинский или украинский сценарии? Тем более, даже в парламенте несколько раз прозвучали мысли, что транснациональные корпорации, финансируя оппозицию, планируют изменить власть.
Любая революция - это проявление стремления широких слоев населения изменить политический и экономический курс государства. Ее успешное проявление возможно, как известно, при реализации достаточно популярного принципа "низы не хотят, а верхи не могут". Однако, интенсификация "третьей демократической волны", наблюдаемой в странах Восточной Европы, а теперь и Средней Азии актуализировала, к сожалению, иной для нашей социальной действительности тезис "кто платит - тот и заказывает музыку". Стало очевидным, что революции в ряде случаев являются не только проявлением стремления широких слоев населения изменить существующий политический порядок, но и четко спрограмированной стратегией, направленной на установление извне качественно нового порядка.
Отвлекусь, но отмечу, что с политологической точки зрения, все то, что мы наблюдаем сегодня на постсоветском является коллизией тоффлеровских волн - Второй и Третьей, иными словами происходит замещение индустриализма, свойственного советской эре и обществу, ее атрибутов новыми приоритетами и артрибутами постиндустриальной эпохи, ускоренно интегрирующей в новые пространства и умы.
Возможна ли в Азербайджане "бархатная революция"? Ответ на этот вопрос весьма очевиден. Достаточно взглянуть на реализуемые политические шаги и экономические акции правительства. Зачатки революции явственны там, где нет прогресса, где отсутствует диалог властей и общества, где существует пропасть между пониманием реальных проблем и конкретных задач. За последние годы мы существенно увеличили доход на душу населения, средняя зарплата на сегодня в Азербайджане составляет более 150 долларов, только за последние полтора года открыты около 130 тыс. рабочих мест, ВВП государства стабильно, ежегодно увеличивается, идет поэтапный рост экономического благосостояния граждан. Предпосылки революции в корне отсутствуют. Азербайджанское общество в целом пережила революционную эйфорию, присущую ей в начале 90-х гг. Смело можем заявить, что сейчас наша политика направлена на усиление эффективной государственности, ориентированной на демократизацию массового сознания, увеличение платежеспособности населения и совершенствование морально-нравственных устоев азербайджанского общества.
Что касается вопроса финансирования оппозиции со стороны транснациональных корпораций, то выскажусь следующим образом: парламентарии вольны делать заявления, которые на их взгляд могут беспокоить общественность. В целом они выражают интересы своих избирателей, которые могу уверить вас не заинтересованы в повторении революционной эйфории прошлого. Псевдореволюционная риторика - дело прошлого, надо смотреть вперед и работать исключительно во имя будущего.

ИА REGNUM: Как оцениваете социальную базу оппозиции и шансы оппозиционеров победить на парламентских выборах?
Шансы могут быть у всех. Азербайджан демократическое государство, где обеспечено право избирать и быть избранным. Однако необходимо основываться на фактах, которые свидетельствуют, что оппозиция в Азербайджане ввиду отсутствия у них конкретных, конструктивных идей и предложений развития государства не пользуется достаточной поддержкой общества. Более 15 лет эти лица находятся на политической авансцене. Однако за этот срок они не сумели представить себя обществу как единая политическая платформа, носители конструктивных воззрений, рационально мыслящая часть политического авангарда. Большей частью занятая внутрипартийными интригами оппозиция в Азербайджана не стала силой, которая бы "дышала в спину власти". Приходиться лишь сожалеть об этом. Уверяю Вас, это не высказывания властной фигуры. Если обратиться к социологическому опросу проведенному недавно американской USAID, в конструктивности которой сомневаться не приходиться, то очевидно, что оппозиционный стан в целом пользуется поддержкой всего лишь 10% населения страны. Это аксиома, что любая власть нуждается в сильной и конструктивной оппозиции - это залог успешного развития общества и государства.

ИА REGNUM: Как выполняются обязательства Азербайджана перед Советом Европы? Ожидаются ли изменения в Избирательном Кодексе?
По сути, Азербайджан выполнил все взятые перед Советом Европы обязательства. Касаясь конкретно данного вопроса, могу отметить, что принят целый ряд законов, ратифицировано немало Европейских Хартий, изменены уголовный, уголовно-процессуальный кодексы, создан институт Омбудсмана, принят новый Избирательный Кодекс, создано Общественное телевидение, в законодательном органе страны обсуждены и приняты целый комплекс документов, обеспечивающих защиту прав и свобод национальных меньшинств и т.д. Все это свидетельствует о желании Азербайджана тесно кооперировать с панъевропейскими структурами, так как мы видим стратегический путь развития государства в интеграции в Европу.
Что касается вопроса об изменениях в Избирательный кодекс, то, немного забегая вперед, замечу, что вероятнее всего определенные изменения, носящие в целом технический характер в Избирательный кодекс все же внесены будут. Однако, пока этот вопрос в повестку дня не включен.

ИА REGNUM: Диалог между оппозицией и властью несколько раз начался и закончился безрезультатно. Теперь посол США Рино Харниш предлагает подписать соглашение между сторонами, оппозиция заявляет, что готова к диалогу. Каков ответ власти и каковы перспективы такого диалога?
Власти всегда были и являются сторонниками диалога - конструктивного, основанного на рациональном осознании достижений и понимании определенных пробелов. Суть диалога - это создание единого для обсуждения общенациональных проблем пространства. Это крайне важный элемент цивилизованной политической конкуренции. Именно диалог способствует созданию в национальной политической среде толерантности, взаимоуважения, терпимости и трансформации противоборствующих сторон в цивилизованных акторов политической борьбы.
Естественно, мы понимаем, что начало диалога всегда сопряжено со сложностями. Сторонам порой приходиться идти на уступки, менять ранее заявленные позиции. Но факт остается фактом, что компромисс, уступки в обсуждении проблем, касающихся развития внутриполитического пространства всегда служат прогрессу. Власть неоднократно заявляла о готовности к диалогу. Так было и в преддверии президентских выборов 2003г., это предложение остается в силе и сегодня. Вопрос в другом, готова ли к этому оппозиция? Мы видим в диалоге начало конструктивного обсуждения общенациональных проблем, поиска их совместного решения, реализации рациональных идей представителей оппозиции при осуществлении политических и экономических шагов правительства.

ИА REGNUM: На фоне гибели Эльмара Гусейнова и громких отставок в МВД и МНБ как изменился рейтинг власти в обществе? Эти факторы могут играть негативную для властей роль во время парламентских выборов?
> Не думаю, что подобное должно негативно сказаться на рейтинге власти. Скорее наоборот, чистки в правоохранительных органах являются свидетельством стремления властей усилить борьбу с коррупцией, организованной преступностью и чиновничьим беспределом. Все это направлено исключительно на усиление стабильности и правопорядка в стране. Что касается гибели известного журналиста Э.Гусейнова, то могу заявить, цитируя Президента Азербайджана И.Алиева, что "наиболее незаинтересованной стороной в гибели Э.Гусейнова является власть". Логика вещей и событий однозначно доказывают, что есть иные силы крайне заинтересованные в устранении столь известной личности как Э.Гусейнов с целью дестабилизации политической ситуации в стране и использования этого в собственных целях.
Парламентские выборы, которые пройдут в ноябре текущего года - это некий экзамен зрелости азербайджанской демократии. Я уверен, что мы сумеем с достоинством сдать этот экзамен и реализовать право граждан избирать и быть избранными в стабильной, демократической и цивилизованной обстановке.

ИА REGNUM: Чем связываете постоянные нарушения режима прекращения огня, и какова, по Вашему мнению, вероятность начала активных боевых действий?
Совершенно согласен, в последнее время участились случаи нарушения режима огня с армянской стороны, которая подвергает огню не только азербайджанские боевые позиции, но и мирные поселения. Я характеризую это исключительно как стремление Армении завуалировать посредством симуляции военных действий на территории Нагорного Карабаха глубокие политические, экономические и социальные проблемы, существующие в армянском обществе. Низкий уровень экономического развития, политический кризис, переживаемый в Армении, социальный фон, который обусловлен оттоком граждан страны за ее пределы оказывает существенный прессинг на руководство Армении. Поэтому, стараясь симулировать активность военных действий на территории Нагорного Карабаха, руководство Армении стремится отвлечь внимание армянского общества от насущных, актуальных проблем государства.
Хочу отметить, что официальный Ереван изначально занял неконструктивную позицию при разрешении армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликтов. Даже сегодня, когда мировое сообщество осознало реалии существующего более 15 лет конфликта, а Азербайджан готов на его поэтапное разрешение - одно из предложений Минской группы ОБСЕ, Армения хочет навязать нам силовое решение конфликта и тем самым выставить Азербайджан неготовым к диалогу. Мы всегда выступали за мирное разрешение конфликта, за конструктивный диалог, который может принести в регион мир, безопасность и стабильность.

ИА REGNUM: Много говорится о противоречиях внутри властных структур. Может так случится, что какая-то часть правящей команды станет спонсировать оппозицию во время парламентских выборов?
Должен констатировать, что ваш вопрос основывается на материалах оппозиционной прессы. Власть в Азербайджане - это единая команда, управляемая Президентом страны. Именно единство и целостность этой команды обеспечивают стабильное и поэтапное развитие государства на протяжении последних лет. В целом же, проблема противоречий во власти не нова для оппозиционной прессы. Этот вопрос они муссируют около десяти лет. Это даже стало неким кредо оппозиционной прессы. Признаться, я не думаю о возможностях финансирования определенной частью правящей элиты представителей оппозиции накануне парламентских выборов. Эти слухи распускаются оппозицией с целью очернить представителей власти и посеять сомнения в общественном сознании. Могу с уверенностью заявить, что это всего лишь домыслы.