Справка: Наира Мелкумян родилась в 1953 году в Ереване. В 1976 году окончила филологический факультет Ереванского государственного университета, где затем преподавала. С 1990 года работала в Верховном Совете Армении. В 1992-93гг. Работала в аппарате президента Армении начальником аналитического управления. В 1993-95гг первый секретарь МИД Армении. С 1995 г. - заместитель, с июня 1997 г. - постоянный представитель Нагорно-Карабахской Республики в Армении. С октября 1997 года - министр иностранных дел НКР.

Непосредственно участвовала в процессе урегулирования карабахского конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ. Представляла позицию НКР в ряде международных инстанций, научных и исследовательских институтах. С октября 2002 года - советник президента НКР, с января 2003 г. - советник премьер-министра Армении. С октября 2003 года - Исполнительный директор Всеармянского фонда "Айастан". Кандидат филологических наук. Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.

ИА REGNUM: Когда был создан Всеармянский фонд "Айастан" (Армения), какова его структура и основные направления деятельности?

Фонд создан в самом начале обретения независимости Республики Армения в 1992 году решением первого президента Левона Тер-Петросяна. Процесс становления фонда протекал очень сложно, что исходило из уникальности его структуры - уже тогда мы попытались соединить в единой структуре государство и общественность, причем общественность не только Армении, но и армянскую диаспору. Отсюда и неизменная по сей день структура - фонд возглавляет президент Армении, в состав совета попечителей входят премьер-министр Армении, глава Национального Собрания, министр иностранных дел, министр финансов, председатель Центрального Банка, КС, президент и премьер-министр Нагорного Карабаха, представители всех религиозных течений, в том числе, Католикос Всех армян Гарегин Второй, глава Дома Киликийского - Арам Первый, представители протестантской и католической церквей.

В фонде постоянно представлены руководители трех традиционных армянских партий - Армянская Революционная Федерация "Дашнакцутюн", партия "Рамкавар Азатакан" и партия "Гнчакян". Представлены также три крупнейшие благотворительные организации диаспоры - Всеармянский Благотворительный Фонд (представляет президент Фонда - Перч Седракян), Армянская Ассамблея Америки (Грайр Овнанян) и Фонд армянской помощи (Маро Минасян), в индивидуальном порядке представлены наиболее яркие личности нашей диаспоры - Шарль Азнавур, Эдуардо Эрнекян, Луиз-Симон Манукян, Вардан Григорян, Тигран Измирлян, Альберт Бояджян и другие.

Совет попечителей это довольно интересная и, как выяснилось за эти годы, достаточно действенная структура. Я уверена, что работа Совета год от года будет все более акцентированной и эффективной, поскольку если в первые годы наша диаспора реагировала на беды Армении, то сегодня она видит, что страна, действительно, вырвалась из заколдованного круга неудач, топтания на месте - очевиден реальный экономический рост. В этом контексте прошлогодний результат работы фонда не стал случайностью. Несмотря на наличие претензий и недовольства, которое иногда вполне оправдано, мы, армяне, можем по праву рассчитывать на более быстрые темпы развития. Диаспора же положительно реагирует на те тенденции, которые наметились в Армении, в том числе, посредством фонда "Айастан" - не просто благотворительной организации, но структуры, которая намерена помогать государству в решении на данный период времени непосильных проблем. Если вспомнить наши самые большие программы, то это программа "Зима", которая была осуществлена в период активной фазы боевых действий в Нагорном Карабахе и катастрофической ситуации в Армении. В рамках этой программы для решения энергетических проблем было собрано $21 млн. Все эти годы Фонд активно содействовал и продолжает содействовать восстановлению зоны Спитакского землетрясения, мы практически построили целый квартал в Гюмри, до сих пор продолжаются работы в Спитаке, построено большое количество школ. Безусловно, говоря о восстановлении зоны бедствия, невозможно переоценить вклад фонда "Линси" Кирка Киркоряна.

Одной из основных направлений Фонда есть и будет оставаться содействие развитию экономики Нагорного Карабаха, поскольку данный регион остался вне рамок программ международных организаций. Помощь Нагорному Карабаху оказывается только по решению Конгресса США и американскими благотворительными организациями, но это, конечно же, исключительно программы гуманитарного характера. Но, очевидно, Нагорный Карабах не может довольствоваться только лишь гуманитарным содействием, он требует развития. Так что, вполне естественно, что Фонд осуществлял и продолжает осуществлять там очень большие программы по строительству дорог, школ, домов и т.д.

ИА REGNUM: Одной из программ, реализуемых фондом в Нагорном Карабахе, является строительство автомобильной магистрали "Север-Юг". Во сколько обошелся проект, на какой стадии находится строительство и когда дорога будет сдана в эксплуатацию?

Эта программа стартовала в 2000 году, реализуется исключительно силами Фонда "Айастан" и оценена в сумму в $25 млн. До прошлого года было собрано $12,5 млн, в прошлом году по итогам телемарафона было собрано еще $11,5 млн. Надеюсь, что большая часть декларированных в ходе марафона средств будет реально собрана, и нам удастся приблизиться к завершению строительства этой стратегически важной магистрали в ближайшие два-два с половиной года.

ИА REGNUM: Насколько нам известно, в ближайшее время планируется провести заседание Совета попечителей фонда, вероятно, будут подведены итоги года и представлены приоритетные программы... Не могли бы Вы ознакомить с некоторыми перспективами фонда?

Годовое заседание Совета попечителей намечено на 5 мая, думаю, это будет весьма интересным и, в какой то мере, решающим событием. В прошлом году перед нами была поставлена задача еще большей мобилизации ресурсов армянства, мы же, в свою очередь, представили Совету концепцию программ Фонда. Я упоминаю о концепции программ, поскольку существует уверенность, что одна из наших основных задач - это выработка интересных и, главное, стратегически важных программ. Все большие программы, разработанные фондом, были призваны решать стратегические задачи - это и строительство двух дорог, одна из которых соединила, а еще точнее, физически связала Армению с Карабахом, другая - дорога "Север-Юг" или, как ее называют, "позвоночник Нагорного Карабаха" свяжет все районы НК и обеспечит им выход в Армению через дорогу Горис-Степанакерт. Функции второй дороги также непосредственно связаны с обеспечением безопасности Нагорного Карабаха.

Действительно, мы планируем представить на суд Совета попечителей наши предложения и новую стратегическую программу фонда, которая также затронет Нагорный Карабах. Мы планируем обсудить наши идеи и с основными "фондрайзерами" - людьми, которые непосредственно заняты сбором средств на местах. Суть программы - охват отдельных регионов и создание специфических условий для их развития.

ИА REGNUM: И начнется новая программа фонда, видимо, с Шуши?

Нет, вы знаете, наш Фонд отличается от всех похожих организаций тем, что не делает красивых программ, мы ставим акценты на приоритетности. Шуши - это боль каждого армянина, но мы должны думать о том, что в Нагорном Карабахе есть регионы, развитие которых позволит в дальнейшем уже самому государству вкладывать больше денег в Шуши. Там есть отдельные регионы, которые при соответствующей финансовой подпитке и при верном распределении этих средств, могут в дальнейшем дать мощный толчок развитию экономики Карабаха в целом. Мы сегодня думаем об особой программе развития сельского хозяйства, которая позволит людям остаться и работать на земле. Для этого, мы задействуем наших лучших специалистов, соединим все то лучшее, что у нас есть и попытаемся создать действительно жизнеспособную программу.

ИА REGNUM: Основная лепта в реализации программ фонда выпадает на долю американской и французской диаспор. Насколько реализован в деятельности Фонда потенциал огромной армянской диаспоры России?

Могу откровенно сказать, вообще не реализован. При этом, считаю необходимым выделить несколько обстоятельств, с которыми мы обязаны считаться. Армянская диаспора России, с одной стороны, очень молода и связана тесными узами с Арменией. Она оказывает колоссальную помощь своим родственникам в Армении. С другой стороны, огромные средства в экономику Армении инвестируются армянскими бизнесменами, работающими в России. И, несмотря на это, потенциал в этом направлении есть, и я уверена, что он будет задействован. К сожалению, у нас пока нет в Москве такой же действенной структуры, как в США или Европе. Самая большая трудность состоит в том, что в российской диаспоре только начинается процесс становления общинных структур, при этом Фонд опирается именно на такие структуры. Сама структура Фонда практически зеркально отображается на местном уровне. Вот основная проблема, связанная с Россией. Без ее решения, нам придется опираться на индивидуальности, что неизменно ведет к риску возникновения межличностных проблем, и, в конце концов, сказывается на деятельности всего организма. Хочу особо подчеркнуть, что российские армяне - это наиболее патриотичная часть нашего народа. Диаспоры во Франции, США и Австралии, прошедшие уже этап общинного строительства, всегда живо интересуются, чем же живут их собратья в России. Они знают, что ожидает любой народ, тем более живущий в такой дружественной и благоприятной атмосфере, каковой является для армян Россия. Они знают об опасности ассимиляции и единственном средстве противодействия этому - создании мощных общинных структур. Подчеркиваю, не партийных, а именно общественных структур. Поэтому, мы должны сделать все, чтобы в российской диаспоре заработали общественные организации и структуры, поскольку это предотвратит возможную ассимиляцию.

ИА REGNUM: Недавно армяне Самцхе-Джавахети (Грузия) провели митинг и приняли решение обратиться за помощью к диаспоре. Рассматриваете ли возможность участия Фонда в решении проблем жителей этого армянонаселенного региона Грузии?

Безусловно. Вместе с тем, вопрос этот на самом деле очень сложный и тонкий. Лично я считаю, что все проблемы, которые существуют сегодня в Джавахке, не носят характера неразрешимых противоречий. Это общие проблемы, которые сегодня ощущает на себе вся Грузия. Мы не можем рассчитывать на то, что наши соотечественники будут жить намного лучше, чем их соотечественники в Грузии. Но, с другой стороны, учитывая те теплые отношения, которые сложились между президентами Грузии и Армении, позволят в случае необходимости задействовать ресурсы нашего Фонда. Но, подчеркиваю, что это может быть сделано только с согласия официальных властей Грузии. В этом случае, дружественная позиция грузинских властей позволит использовать огромные возможности фонда для содействия в решении проблем в этом регионе. Это я могу сформулировать только так - помочь Грузии.

ИА REGNUM: В последнее время пространство СНГ охвачено революционной лихорадкой... Как Вы думаете, возможно ли втянуть Ваш Фонд в подобного рода процессы в Армении?

Я еще раз хочу подчеркнуть, что президентом фонда "Айастан" является президент Армении. И потом, я не считаю, что в Армении есть основания для революции. Армяне, на самом деле, чрезвычайно хладнокровный народ. Революционной горячкой, разыгравшейся в Грузии, на Украине и в Киргизии, мы переболели еще в 1988 году. Сегодня мы в состоянии направлять нашу энергию на решение жизненных задач и стратегических целей.

ИА REGNUM: Что бы Вы хотели добавить к сказанному?

Хочется выразить надежду, что наш Фонд сумеет выполнить ту миссию, которая была возложена на него с первых дней создания государства. У истоков фонда стоял не только первый президент Армении, но и ныне покойный Католикос Всех Aрмян Вазген Первый, который предписал ценить каждый доллар, который пожертвован во имя процветания Армении также, как миллион. Мы следуем назиданию - имена старика, пожертвовавшего 500 драмов и вкладывающей в общее дело миллионы долларов Луиз-Симон Манукян в нашем итоговом журнале будут помещены на одной странице.