Первое апреля - время шуток. Этот факт учли в компании супруги столичного мэра Елены Батуриной и неожиданно для бизнес-общественности объявили о продаже всех своих цементных активов компании "Евроцемент груп". Прошло достаточно времени, чтобы подвести черту под теми версиями о подоплеке сделки, которые были высказаны в СМИ.

До 31 марта 2005 о продаже Батуриной своих цементных заводов "Евроцемент груп" никто не знал. Это только теперь выяснилось, что еще в феврале "Евроцемент груп" подала заявку в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на приобретение цементных активов "Интеко". В день сделки журналистам факт одобрения ФАС не смогли подтвердить не только в самой ФАС, но и в пресс-службе "Евроцемента". Руководство "СУ-155" выступило в оппозиции и заявило, что, по их сведениям, никаких заявок в ФАС не поступало, а сама ФАС монополии "Евроцемента" не допустит. Не прошло и недели, как СМИ стало известно, что теперь и "СУ-155" готовится продать свои цементные активы "Евроцемент". О чем подробнее несколько позже. А первого апреля "Ведомости" напишут, что "по всем признакам, уходить из цементного бизнеса Батурина не собиралась. В инвестиционном меморандуме "Интеко" на 2005 ставилась амбициозная цель - занять 17,5% рынка, догнать лидера, "Евроцемент". Но внезапно Батурина вышла из борьбы". И тут же: "Сотрудник "Интеко" рассказывает, что цементные заводы изначально собирались с прицелом на продажу: "Это очень выгодная сделка, и она была плановой". И через неделю после объявления о сделке "Ведомости" (7.4) начнут статью под заголовком "БЕЗ ЦЕМЕНТА" со слов: "Продажа группой "Интеко", принадлежащей супруге московского мэра Елене Батуриной, цементного подразделения стала неожиданностью и для аналитиков, и для участников строительной отрасли".

С другой стороны, внезапность сделки для газеты "Коммерсантъ" подтвердили сразу два руководителя группы компаний "СУ-155" - Михаил Балакин и некто "господин Жданов". "Коммерсантъ" чрезвычайно редко подобным образом представляет экспертов, но 1 апреля сделал исключение. Так вот, "господин Жданов" заявил "Коммерсанту", что "Евроцементу" требовалось разрешение ФАС для подобной сделки, но "Евроцемент" заявки в ФАС не подавал. "Еще неизвестно, как антимонопольное ведомство отнесется к этой сделке", - заключил Михаил Балакин. Стоит отметить, что позже "господин Жданов" из текста публикации в "Коммерсанте" исчез, оставив Балакина в одиночестве, а оригинал статьи на съедение перепечатывающим "Коммерсантъ" сайтам.

Руководство "СУ-155" продолжило проявлять недовольство происходящим даже тогда, когда стало известно, что заявка в ФАС на одобрение сделки была подана еще в феврале 2005 и "Евроцемент" получил одобрение БЕЗ выдвижения каких бы то ни было поведенческих условий. Отсутствие поведенческих условий настораживает журналистов. Настораживает и неразбериха, которая воцарилась в первый день после объявления о сделке. Сам пресс-секретарь "Евроцемента" не смог подтвердить наличие одобрения ФАС на сделку. Более того, и в ФАС эту информацию в первый день подтвердить не смогли. Подобное поведение было бы понятным, если бы речь шла о незначительной сделке, но в данном случае, без преувеличения, определялась судьба строительного рынка России. "Ведомости" писали: "В группе и в Федеральной антимонопольной службе не смогли сказать, обращалась ли компания за разрешением на покупку новых активов". "Коммерсантъ" также обратился в ФАС в тот день, но безрезультатно.

Итак, вернемся к "СУ-155". Когда ФАС официально объявила, что заявка от "Евроцемент групп" была получена в феврале 2005 и одобрена "недавно", топ-менеджеры "СУ-155" продолжили проявлять недовольство происходящим. "Ведомости" (6.4) писали: "Топ-менеджер группы компаний "СУ-155" (владеет контрольным пакетом акций "Ульяновскцемента" и "Жигулевских стройматериалов") уверен, что "Евроцемент групп" не удастся монополизировать рынок и диктовать цены потребителям. За изменением цен на цемент будут наблюдать в антимонопольном ведомстве и, "если "Евроцемент" нарушит правила игры, его будет кому поправить". А фокус тут заключался в том, что не прошло и недели, как уже само "СУ-155" решило продать свои цементные активы "Евроцементу", от монополии которого еще недавно так рьяно само же предупреждало. О готовящейся сделке стало известно СМИ. "Ведомости" (11.4) писали: "Сделке может помешать антимонопольная служба, по данным которой с учетом активов "Интеко" "Евроцемент" стал крупнейшим производителем цемента в России, заняв 36% рынка (в 2005 году группа планирует произвести 21,5 млн. тонн). ФАС, по словам руководителя пресс-службы Ирины Кашуниной, пока не получала заявок от "Евроцемент груп" или ее структур на приобретение акций двух цементных заводов у СУ-155".

Сумму сделки "Евроцемента" и "СУ-155" "Ведомости" оценили в $100 млн. Теперь "Евроцемент" будет полностью контролировать "Ульяновскцемент" и "Жигулевские стройматериалы". Обратим внимание на то, что формулировка, запущенная в совместном пресс-релизе о продаже 7 цементных заводов "Интеко", не совсем соответствовала истине. Именно в "Ульяновскцементе" и "Жигулевских стройматериалах" Батурина обладала лишь миноритарными пакетами акций. По сути, речь шла о продаже 5 заводов. Бизнес-издания сразу ушли от упоминания цифры 7. Тем не менее, как мы видим, с покупкой цементных активов "СУ-155" "Евроцемент" получит под полный контроль именно 7 заводов.

Первое действие "Евроцемента" в новом качестве - переход на отгрузку продукции только по предоплате и устранение посредников. "При этом единственно возможной должна стать денежная форма расчетов без сложных схем взаиморасчета и бартера, - писала газета "Квадратный метр" (12.4), - В пресс-службе отметили, что одной из основных целей новой сбытовой политики "Евроцемент груп" является устранение с рынка многочисленных фирм-однодневок и посреднических структур, через которые проходит до 80% всех поставок цемента... Владельцы и руководство "Евроцемент груп" считают недопустимым продолжение сложившейся на рынке цемента порочной практики отгрузки цемента в долг".

Другой важный момент - это сумма сделки между "Интеко" и "Евроцемент". В СМИ было озвучено три предположения. "Ведомости" (1.4), с ссылкой на источник в московском правительстве и "Интеко", назвали сумму в $800 млн. "Коммерсантъ" (1.4), с ссылкой на участников рынка, оценил ее "минимум в $150 млн.". "Эксперт" (4.4), с ссылкой на экспертов, в 200-300 млн. долларов. Информационная волна, прокатившаяся по стране, говорит о том, что в СМИ прижилась только версия "Ведомостей", которые оценили сделку в $800 млн. Более того, в статьях мы видим все установки, которые были озвучены в уважаемой газете: запредельная сумма сделки, стремительное обогащение Батуриной, возросшие долги "Евроцемента" (в 2004 вся выручка холдинга составила около $330 млн., которые выглядят ничтожными против предполагаемой суммой сделки).

Следующий вопрос: что дальше будет делать фирма супруги столичного мэра, продав все свои цементные активы? "Эксперт" предположил, что "Интеко" распродаст вообще весь свой строительный бизнес и главное - площадки под строительство в Москве. В "Интеко" "Эксперту" заявили, что продавать "ДСК-3" не собираются. Основная же версия, которой придерживаются все и "Эксперт", в частности, - это фокусирование усилий на развитии агропромышленного комплекса в Белгородской области или какого-то нового проекта. Официально в пресс-релизе "Интеко" значится: "Продажа цементных активов является стратегическим решением: компания "ИНТЕКО" покидает этот сектор рынка с целью сосредоточения ресурсов на основных направлениях: строительство и управление коммерческой недвижимостью".