Кишинев готовится принять саммит ГУУАМ. Если Украина предложит федеративную модель, то Молдова откажется даже знакомится с таким предложением. Откровения президента. Лидер христианских демократов: "Не Рошка изменил своим принципам, изменился курс страны". У Евросоюза нет плана урегулирования приднестровского конфликта. Владимир Антюфеев: "Западные спецслужбы готовят в Приднестровье "бархатный" сценарий отрешения нынешнего руководства от власти". Экономические санкции и безопасность молдавско-украинской границы. Конфликт в зоне безопасности разрешен. Молдавско-латвийские консультации по вопросам безопасности. Польская поддержка. Правительство сократили. Подследственным россиянкам продлили подписку о невыезде. Комментарии прессы.

Кишинев готовится принять саммит ГУУАМ

Главы государств ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова) подпишут на саммите в Кишиневе решение о выводе сотрудничества на качественно новый уровень. Как передает агентство "НОВОСТИ-МОЛДОВА", об этом 13 апреля на пресс-конференции в Киеве заявил заместитель руководителя пресс-службы министерства иностранных дел Украины Дмитрий Свистков. По его словам, на саммите, который пройдет 22 апреля в Кишиневе, будут обсуждаться состояние процесса демократизации, укрепления безопасности и стабильности в регионе, урегулирования "замороженных" конфликтов, проблемы борьбы с терроризмом и организованной преступностью, интенсификации торгово-экономического сотрудничества, взаимодействия ГУУАМ с международными организациями. Предусматривается также подписание соглашений по развитию отраслевого сотрудничества. С целью подготовки к саммиту 19-20 апреля в Кишиневе состоится специальное заседание Совета министров иностранных дел стран ГУУАМ.

На саммит ГУУАМ в Кишиневе ожидается приезд президента Польши Александра Квасьневского. Как сообщает украинская пресса, Квасьневский прибудет в Кишинев по приглашению президента Украины Виктора Ющенко, передает REPORTER.MD. Ранее молдавские власти пригласили принять участие в саммите ГУУАМ президентов Румынии, Болгарии, Венгрии, Литвы, а также представителей ЕС.

ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова) был создан в 1997 году для развития двустороннего и регионального сотрудничества, повышения динамики политических контактов, обеспечения стабильности и безопасности. Декларация о создании организации была подписана в Брюсселе. Однако все эти годы ГУУАМ больше была искусственным созданием, а власти Молдовы даже заявляли о намерении покинуть эту организацию.

Как отметил для REPORTER.MD западный аналитик Владимир Сокор, реанимация ГУУАМ необходима в новом политическом контексте, а в интересах Румынии и Польши - стать ассоциированными членами этой организации, что может придать дополнительный импульс возрождению ГУУАМ. "Нельзя сопоставить СНГ и ГУУАМ, так как страны-учредители ГУУАМ отдалились от Москвы и заявили, что хотят быть частью Европы", - отметил Сокор. "Тот факт, что саммит ГУУАМ пройдет в Кишиневе, является признаком того, что Молдова ясно появляется на политической карте Европы. Независимо от того, останется ли ГУУАМ как организация чисто символическая или станет функциональной, бесспорно то, что Молдова вышла из сферы доминирования России", - считает Сокор.

Парламент Молдовы ратифицировал 14 апреля Хартию ГУУАМ, подписанную 7 июля 2001 г. в Ялте. Как передает агентство "ИНФОТАГ", за ратификацию этого документа единогласно проголосовали депутаты всех парламентских фракций. Также единогласно были ратифицированы два других документа - Соглашение о создании зоны свободной торговли в рамках ГУУАМ от 20 июля 2002 г. и Временный устав Информационного бюро ГУУАМа, подписанный в Киеве 29 июля 2002 г.

Представляя документы, заместитель министра иностранных дел Молдовы Зинаида Киструга отметила, что, согласно Хартии ГУУАМ, сотрудничество стран-участниц строится на принципах "международного права, уважения суверенитета, независимости и территориальной целостности, способствования урегулирования региональных конфликтов", невмешательстве во внутренние дела друг друга, передает "ИНФОТАГ". Основными целями ГУУАМ названы "содействие социально-экономическому развитию, укрепление и расширение торгово-экономических связей, отношений в области науки, культуры и в гуманитарной сфере". Особое место отводится развитию транспортных коммуникаций, укреплению региональной безопасности, взаимодействию в борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью и наркобизнесом. Высшим органом ГУУАМ является ежегодная встреча глав государств-участников, исполнительным органом - заседание министров иностранных дел, которое проводится дважды в год, рабочим органом - комитет национальных координаторов (КНК) в составе представителей от каждой из сторон. Решения в рамках ГУУАМ принимаются на основе консенсуса, а все документы оформляются на русском и английском языках. Страны-участницы председательствуют в ГУУАМ в алфавитном порядке в течение года. Заместитель министра иностранных дел Молдовы особо отметила, что "региональное сотрудничество в рамках ГУУАМ является одним из аспектов глобализации и не направлено против третьих стран".

Ратифицированный Временный устав Информационного Бюро ГУУАМ предусматривает, что в задачу Бюро входит оказание информационной поддержки национальных координаторов ГУУАМа, государственных и неправительственных структур стран-членов этой организации в целях осуществления сотрудничества в экономической, политической и культурно-гуманитарной областях. Штатным расписанием Бюро, которое будет расположено в Киеве, предусмотрено пять сотрудников, кроме технического персонала. Для более широкого участия представителей стран-членов ГУУАМа в работе, административный директор Бюро назначается сроком на два года путем ротации, остальные сотрудники - на год, информирует "ИНФОТАГ".

Президент Украины Виктор Ющенко считает ГУУАМ наиболее многообещающей инициативой сотрудничества стран в регионе, которая сможет эффективно решать разного рода региональные вопросы и проблемы. "В рамках ГУУАМ можно эффективно реализовывать энергетическую политику, которая связывала бы страны с ЕС", - сказал Ющенко в интервью польским СМИ, опубликованном 12 апреля в "Львовской газете". Говоря о других региональных организациях, в которые входит Украина, Ющенко заявил, что в СНГ эта страна принимает участие в роли наблюдателя и "пускай так остается". Относительно ЕЭП заметил, что видит Единое экономическое пространство как способ экономических отношений с соседями. "Однако нельзя допустить, чтобы ЕЭП оказалось структурой, навязывающей свою волю и решения государствам-членам, и имело бы больше полномочий, чем их правительства", - сказал президент, добавив, что Украина не допустит, чтобы ЕЭП навязывало условия, противоречащие принципам Евросоюза.

"Нам известно о планах определенных сил, особенно в Грузии и Молдове, превратить ГУУАМ в блок давления на непризнанные государства", - об этом заявил 15 апреля министр иностранных дел ПМР Валерий Лицкай. По его словам, этот вопрос будет поднят на ближайшем саммите ГУУАМ, который пройдет 22 апреля в Кишиневе. Как сообщает "Ольвия-пресс", Валерий Лицкай отметил, что активизация деструктивных сил в Молдове и Грузии требует от Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии более тесного взаимодействия для совместной защиты своих интересов. "Активизация ГУУАМ требует от наших государств соответствующего реагирования - политического, дипломатического и, если понадобится, и в других сферах деятельности", - заявил глава внешнеполитического ведомства ПМР. По мнению Валерия Лицкая, у тех сил в рамках ГУУАМ, которые рассчитывают "задавить" с помощью блока непризнанные государства, на самом деле не так уж и много реальных ресурсов для осуществления своих планов. "Скорее всего, основное давление будет разворачиваться на дипломатическом уровне - будут приниматься различные заявления с требованием осудить, привлечь и так далее, - считает Валерий Лицкай. - Ну и конечно, в полной мере будет задействована черная пропаганда". Глава внешнеполитического ведомства Приднестровья не исключает и других методов, которые могут быть задействованы для давления на непризнанные государства.

Министр иностранных дел ПМР сообщил, что Тирасполь, Сухуми и Цхинвали уже обсудили ряд практических шагов по совместному противодействию внешним угрозам. Этот вопрос стал одним из главных на недавно состоявшемся саммите министров иностранных дел государств, которые входят в СНГ-2. "Уже подготовлены первичные проекты совместных документов, которые планируется подписать между Приднестровьем, Абхазией и Южной Осетией, - сказал Валерий Лицкай. - Я думаю, что ГУУАМ получит адекватный ответ в лице СНГ-2", передает "Ольвия-пресс".

Если Украина предложит федеративную модель, то Молдова откажется даже знакомится с таким предложением

Украинский план приднестровского урегулирования предполагает создание федерации с двумя субъектами - собственно Молдова и Приднестровье; эта инициатива, по оценкам российских информационных агентств, позволит легализовать тираспольский режим, передает "БАСА-пресс". Согласно цитируемым источникам, возможность отказа Республики Молдова от статуса унитарного государства, предложенная руководством Украины, обсуждали в Вашингтоне американский президент Джордж Буш и его украинский коллега Виктор Ющенко. Киевский план предполагает отказ от особого статуса гагаузской автономии и практическое признание Кишиневом режима Смирнова. Украинский вариант урегулирования приднестровского конфликта почти идентичен плану, предложенному Москвой два года назад и отклоненному молдавским правительством и западными канцеляриями.

Президент Ющенко заявил в прошлом месяце о намерении представить план урегулирования приднестровского кризиса 22 апреля в рамках визита в Кишинев по случаю участия в саммите лидеров ГУУАМ. Министр реинтеграции Республики Молдова Василий Шова заявил 11 апреля, что Кишинев не будет обсуждать украинское предложение приднестровского урегулирования, если план Киева будет опираться на идее федерализации Молдовы. Официальный Кишинев прервал отношения с администрацией непризнанной приднестровской республики после того, как президент РМ Владимир Воронин отклонил Меморандум Козака о федерализации страны и высказался за расширение переговорного формата с подключением США, Евросоюза и Румынии наряду с ОБСЕ, Россией и Украиной, напоминает "БАСА-пресс".

12 апреля, выступая на телеканале "Pro-TV Кишинэу", президент Владимир Воронин сказал, что если план приднестровского урегулирования, который намерена предложить Украина, содержит хотя бы намеки на федерализацию, "мы не станем его даже читать. У нас свои национальные интересы, а федерализация - это попытка расколоть нашу страну". По мнению Воронина, будет большой ошибкой, если Киев предложит Кишиневу "план типа Козака". "Идею федерализации мы похоронили, и возврата к ней больше нет", - заявил Воронин. Он отметил, что для Кишинева было бы приемлемо, если бы Украина предложила решить проблему Приднестровья путем создания автономии по примеру Крыма. Президент Молдовы высказался за более активное участие международного сообщества в приднестровском урегулировании, а также за непосредственное подключение к переговорам Европейского Союза, США и Румынии.

Он сказал также, что в настоящий момент Кишинев готовит проект закона об автономии приднестровского региона, который будет обнародован в ближайшее время и вынесен на рассмотрение парламента и посредников. "Проект закона предполагает широкую автономию для региона, возможность сформировать собственный бюджет и местный парламента, наличие герба и флага региона и т.д. Документ четко устанавливает, что разработка и осуществление внешнеполитической деятельности, единой денежной политики являются прерогативами государства Республики Молдова, где будет единая таможенная система и единая армия".

Глава государства сказал, что в настоящий момент приднестровская проблема не обсуждается ни с одним из внешних партнеров Кишинева. "Мы только-только закончили предвыборную кампанию, но, думаю, вскоре вернемся к этой теме. Важно укрепить границу с Украиной на приднестровском участке. В Киеве принимаются определенные решения, однако они, к сожалению, не выполняются, поскольку на местах остались те же люди", - добавил Воронин.

Между тем газета "Flux" сообщила со ссылкой на заявления советника президента Румынии по внешнеполитическим вопросам Андрея Плешу, что на кишиневском саммите ГУУАМ Украина будет не единственной страной, которая приедет с собственным проектом решения приднестровского конфликта. В числе возможных предложений Бухареста - расширение переговорного формата путем подключения ЕС, США и Румынии; установление жесткого контроля на приднестровском участке границы, что сделает невозможным контрабанду наркотиков, живого товара и оружия, а также другие нелегальные операции, ставшие "источниками процветания тираспольского режима". По мнению советника румынского президента, лишившись финансовых средств, получаемых сегодня от незаконных видов деятельности, тираспольская администрация будет вынуждена вести себя по-другому.

Откровения президента

12 апреля Владимир Воронин выступил на румынском телеканале, транслируемом в Молдове, - "Pro-TV Кишинэу".

Об отношениях с Россией

Коснувшись отношений с Россией, Воронин заявил, что единственная проблема, которая существует, - это урегулирование приднестровского вопроса. Он отметил, что разногласия преодолимы, так как, по словам президента, интересы России в регионе - не стратегические, здесь есть лишь экономические интересы группы лиц. Глава государства подчеркнул при этом, что из-за позиции Москвы, в том числе в результате вмешательства в избирательную кампании, ухудшились отношения между двумя государствами, а также "личные отношения".

Он отметил, что сразу после формирования правительства состоится заседание межправительственной комиссии по сотрудничеству между двумя странами. Воронин заявил, что не верит в то, что Россия может прибегнуть к экономическим санкциям против Молдовы.

"Это неразумно в условиях, когда Россия стремится вступить во Всемирную торговую организацию, где не приемлют подобных ограничительных мер", - сказал Воронин.

В то же время, он категорически опроверг возможность того, что Молдова, которая является членом ВТО, будет выступать против вступления России в эту организацию.

"Мы заинтересованы в том, чтобы Россия вступила в ВТО, и установились одинаковые правила торговли", - сказал президент.

Владимир Воронин заявил, что Россия не поддержала его и Партию коммунистов на парламентских выборах по причине того, что официальный Кишинев придерживается жесткой позиции по приднестровской проблеме. "Это так. И эта позиция не изменится. Я уверен, что, если даже приднестровскую проблему не удастся решить в ближайшие четыре года, такой же будет и позиция будущего президента. Но это не должно быть препятствием для развития отношений с Россией", - считает президент.

Он выразил уверенность в том, что "негативные моменты избирательной кампании удастся преодолеть". "Для нас это был трудный экзамен. Хотя мы, правящая партия, и потеряли много голосов, мы выдержали этот экзамен, не допустили дестабилизации ситуации. Но это был урок и для России, которая должна понять, что нельзя навязывать другим народам свое мнение", - подчеркнул президент Молдовы.

Об СНГ и ГУУАМ

Он опроверг также утверждения о возможности выхода Молдовы из состава СНГ. "Мы маленькая страна. И не мы будем первыми, кто хлопнет дверью. Относительно СНГ нужно определиться. Сам Владимир Путин признал, что СНГ было создано для цивилизованного развода", - сказал Воронин.

Он подчеркнул, что "ГУУАМ - экономический проект", который "никоим образом не направлен против СНГ". "Устав СНГ не запрещает создание других образований на пространстве Содружества. Есть и другие проекты, в том числе Единое экономическое пространство, которое создавалось за нашей спиной", - отметил молдавский президент.

О первом визите

Он сказал, что пока не принял окончательного решения относительно участия в запланированных в Москве торжествах по случаю 60-летия Великой Победы. "Я получил приглашение от президента Владимира Путина приехать в Москву 8 мая. Я считаю, что в такие важные дни президент должен быть со своим народом. Но пока окончательное решение не принято", - сказал глава государства.

Владимир Воронин заявил, что хотел бы осуществить свой первый официальный визит в качестве вновь избранного президента в Брюссель, чтобы "подтвердить стратегический курс Молдовы на европейскую интеграцию".

Об ошибках

По словам президента, Партия коммунистов Молдовы (ПКРМ) в период с 2001 по 2005 год справилась со своей главной целью - стабилизацией социально-экономической ситуации в республике. "Похоже, что нам это удалось. Об этом свидетельствуют результаты парламентских выборов 6 марта, когда впервые в современной истории Молдовы правящая партия после первого мандата пришла к власти второй раз", - сказал Воронин. Говоря об упущениях и ошибках ПКРМ за прошедшие четыре года нахождения у власти, он сказал, что в стратегическом плане Меморандум Козака по урегулированию приднестровской проблемы был ошибкой.

"Нам не удалось сделать многое для сельских жителей. К сожалению, только под конец первого мандата нам удалось подготовить специальную программу "Молдавское село", реализация которой кардинально улучшит жизнь сельских жителей", - сказал президент.

Про оппозицию

Отвечая на вопрос о том, как президент и ПКРМ намерены реализовывать условия оппозиции, в частности, Христианско-демократической народной партии (ХДНП), депутаты которой голосовали за кандидатуру коммунистов на посту главы молдавского государства, Воронин сказал, что проблемы, связанные с изменением законодательства, будут обсуждаться с Венецианской комиссией и Советом Европы. "Для этой цели уже создана рабочая группа экспертов, которая вплотную занимается этой проблемой".

Владимир Воронин подчеркнул, что, проводя изменения, не следует терять чувства реальности и понимания того, что "можно поменять уже сегодня, а что - чуть позже". Он считает, что радикальные изменения необходимо проводить в жизнь с учетом мнений и пожеланий народа, чтобы не вызвать конфронтацию в обществе.

О государственном языке

Касаясь деликатной проблемы с названием государственного языка в Республике Молдова (молдавский или румынский), президент сказал, что с этим вопросом тоже не нужно проявлять спешки. "С названием языка нужно то, чего хочет народ. Скоро будут обработаны данные переписи населения, в которых будет четко видно, на каком языке народ говорит", - сказал президент.

Лично он считает, что есть вопросы, в решении которых не нужно подходить таким способом, как "после нас - хоть потоп". "У нас есть сегодня одна, объединяющая всех, общая цель - интеграция в Европу. А решение остальных вопросов не должно выводить народ на улицу", - сказал Владимир Воронин на телеканале "Pro-TV Кишинэу".

Лидер христианских демократов: "Не Рошка изменил своим принципам, изменился курс страны"

Выступая в передаче "Точка зрения" российского "Первого канала в Молдове", заместитель председателя парламента Молдовы, председатель Христианско-демократической народной партии Юрие Рошка пояснил причины того, почему правые радикалы поддержали кандидатуру от Партии коммунистов на выборах президента. "Главная причина в том, что Воронин сильно изменился, он смог доказать, что стал другим. Не Рошка и его депутаты изменили своим принципам, а изменился курс страны. Не Рошка перешел на сторону Воронина или наоборот. Мы сделали шаг навстречу друг другу в интересах Республики Молдова", - заявил Рошка.

Про ошибки России

По его словам, "ошибки России и Путина привели власть и оппозицию в Молдове к сближению на почве национальных интересов". Он признал, что своими действиями в последние два года "власть оставила оппозицию без лозунгов". По его словам, позиции властей и оппозиции совпадают по таким принципиальным вопросам, как европейская интеграция, урегулирование приднестровского конфликта, языковое законодательство.

Про евроинтеграцию

"Создалась совершенно новая политическая ситуация, особенно после вступления в силу Плана действий Республика Молдова-Европейский Союз. Этот документ, который вступил в силу 22 февраля, дает нам три года на кардинальное реформирование страны. У нас есть два пути - либо участвовать в этом реформировании, либо стоять в стороне. Мы решили участвовать", - сказал Рошка.

О предложениях ХДНП

Он напомнил, что ХДНП внесла ряд предложений по реформированию законодательства. "Это - не условия президенту, а требования по законодательной реформе, которую должен осуществить парламент. Я понимаю, что время ограничено, поэтому мы будем участвовать в выполнении этих требований, которые направлены на благо всего общества", - сказал Рошка. При этом он подчеркнул, что ХДНП остается в оппозиции, но "выступает против конфронтации, от которой общество устало за последние 15 лет". "Оранжевый цвет остается цветом нашей партии. Это является символом революции, но только для таких политиков, как Леонид Кучма, который не хотел пересмотреть свои взгляды. Мы же не будем делать революцию ради революции. Хотя нас к этому подталкивали и предлагали большие деньги", - сказал Рошка.

О тех, кто предлагал деньги

Он отказался назвать людей, которые предлагали эти деньги, сославшись на то, что не может этого сделать "из соображений политкорректности". "Это были представители сил, которые не желают добра нашей стране, а хотят ее угробить. Они предлагали грязные деньги для так называемой "чистой революции". Мы тогда поняли, что это - не наш путь", - сказал лидер ХДНП.

У Евросоюза нет плана урегулирования приднестровского конфликта

Специальный представитель Европейского Союза в Молдове Адриан Якобовиц заявил, что "Европейский Союз намерен способствовать урегулированию приднестровского конфликта". Как передает агентство "ИНФОТАГ", выступая 12 апреля на пресс-конференции по итогам двухдневного визита в Молдову, Якобовиц сказал, что "ЕС не имеет своего плана по урегулированию конфликта, но намерен сделать предложения, которые могут оказаться полезными". Он напомнил, что в 2002 г. работал в миссии ОБСЕ в Молдове и участвовал в разработке предложений стран-гарантов, которые были представлены в июле 2002 г. в Киеве. По его мнению, некоторые положения документа "могут быть полезны и сейчас".

Голландский дипломат отказался от комментариев относительно плана приднестровского урегулирования, который намерен предложить Киев. По некоторым данным, этот план будет основываться на идее федерализации, которую Кишинев считает неприемлемой. "Это всего лишь слухи. Я не знаком с планом и не могу комментировать слухи", - цитирует Якобовица "ИНФОТАГ". По его мнению, принципиальная проблема сводится к разграничению полномочий между центральными и региональными властями. "Мое впечатление от нынешнего визита сводится к тому, что здесь присутствует большое желание решить приднестровский конфликт. И мы готовы способствовать этому. Я не буду находиться здесь постоянно, но буду часто сюда приезжать. Кроме того, я буду консультироваться, чтобы узнать мнение Москвы, Киева, Бухареста, Вашингтона, ОБСЕ, стран Европейского Союза. Следующий мой визит в Кишинев состоится 26 апреля", - заявил спецпредставитель ЕС.

Он сообщил, что побывал в Тирасполе, где встретился с лидером Приднестровья Игорем Смирновым и другими руководителями региона. "Меня встретили очень хорошо. Я не почувствовал какой-либо неудовлетворенности Тирасполя от вовлечения Европейского Союза в процесс приднестровского урегулирования", - заявил Якобовиц. Он назвал "очень важным" вопрос об установлении международного мониторинга приднестровского участка молдавско-украинской границы. "Этот вопрос находится в центре внимания Молдовы и Украины. Это очень сложный и важный вопрос", - сказал Якобовиц, информирует "ИНФОТАГ".

По словам спецпредставителя ЕС, "Европейский Союз изменил свое отношение к Республике Молдова". "Есть одна радикальная перемена после моего отъезда из Кишинева. Это отношение ЕС к Молдове. Была принята политика ЕС для новых соседей, утвержден План действий Республика Молдова-Европейский Союз. Это - важный шаг вперед. Европейская комиссия откроет свое представительство в Кишиневе", - заявил спецпредставитель ЕС. По его словам, План действий для Республики Молдова "преследует цель развивать отношения с ЕС". "От реализации Плана действий зависит очень многое. Однозначно можно сказать, что ЕС не намерен устанавливать новые границы", - приводит слова Якобовица "ИНФОТАГ".

Как сообщает "БАСА-пресс", специальный представитель Евросоюза в РМ Адриаан Якобовиц провел встречи с президентом Молдовы Владимиром Ворониным, председателем парламента Марианом Лупу, премьер-министром Василием Тарлевым, лидерами парламентских фракций, а также министром реинтеграции Василием Шовой. Якобовиц отметил, что в рамках исполнения своего мандата в Кишиневе будет уделять особое внимание поискам устойчивого варианта мирного урегулирования приднестровского конфликта. Заверил, что сделает все возможное для развития хороших отношений между Республикой Молдова и Евросоюзом в соответствии с Планом действий, подписанным в рамках Политики соседства ЕС. По его словам, европейские депутаты проявляют особый интерес к Республике Молдова. "ЕС стремится играть максимально активную роль в вашей стране с тем, чтобы обеспечить приближение Республики Молдова к этой организации", - заявил спецпредставитель ЕС.

Республика Молдова очень рассчитывает на то, что Европейский Союз включится в переговорный процесс по урегулированию приднестровской проблемы, заявил председатель парламента Мариан Лупу на встрече с Адрианом Якобовицем. "Мы выступаем за мирное урегулирование этого конфликта, за конструктивные переговоры, чтобы в среднесрочной перспективе найти соответствующее решение", - сказал Мариан Лупу. Спикер отметил также конструктивную позицию Молдовы в поиске оптимальной модели мониторинга молдавско-украинской границы на приднестровском участке. Коснувшись вопроса об интеграции РМ в европейское сообщество, председатель парламента подчеркнул, что молдавские власти ставят перед собой очень амбициозные цели и задачи путем реализации индивидуального Плана действий Республика Молдова-Европейский Союз. "Ваше назначение на эту должность вселяет в нас здоровый оптимизм и надежду на то, что сотрудничество между Республикой Молдова и Европейским Союзом вступит в новый этап, более активный и качественный", - заявил Мариан Лупу. Он высказался за создание более эффективной системы сотрудничества с европейским парламентом, установление постоянных контактов на уровне парламентских комиссий, информирует "МОЛДПРЕС".

"Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы Ваша миссия увенчалась успехом. Для Республики Молдова этот успех означал бы выполнение Плана действий Молдова-ЕС и существенный прогресс в деле территориальной реинтеграции страны", - сказал на встрече с Якобовицем президент Владимир Воронин. Он осудил дестабилизирующие, по его словам, действия тираспольских властей, которые приобрели систематический характер. Руководство Молдовы не позволит втянуть себя в этот провокационный курс, направленный на усиление напряженности на левом берегу Днестра с целью оправдать "незаконное военное присутствие Российской Федерации на территории Республики Молдова", сказал Владимир Воронин.

Как сообщает "Ольвия-пресс", президент ПМР Игорь Смирнов, комментируя свою встречу со спецпредставителем ЕС, сообщил, что одним из основных предметов обсуждения стали те препятствия, которые мешают сегодня процессу урегулирования на Днестре. "Я обратил внимание на постоянные угрозы, которые звучат из Кишинева в адрес Приднестровья, и на многочисленные блокады, которые сказываются на народе ПМР", - сказал Смирнов. В этих условиях важным компонентом эффективного урегулирования должны быть гарантии международного сообщества, позволяющие исключить возможность давления или диктата какой-либо стороны. Однако спецпредставитель ЕС дал понять, что конкретных предложений на эту тему у европейского сообщества сегодня нет.

Комментируя намерения Кишинева изменить пятисторонний формат переговоров, Игорь Смирнов подчеркнул, что Тирасполь выступает за возобновление переговоров "в существующем формате и на равноправных для сторон условиях". "Если система не работает из-за какой-то детали, то нужно менять не систему, как этого хочет Кишинев, а разбираться с этой деталью", - отметил президент ПМР, давая оценку затянувшейся паузе в переговорах, которая возникла из-за отказа молдавских властей от диалога с руководством Приднестровья, сообщает "Ольвия-пресс".

Приднестровскую сторону интересовало отношение Евросоюза к идее расширения переговорного формата. Как сообщил журналистам министр иностранных дел ПМР Валерий Лицкай, от спецпредставителя ЕС был получен ясный и однозначный ответ - участие Европейского Союза в переговорном формате будет возможно только по просьбе обеих сторон. Если такой просьбы нет, то никаких особых пожеланий или требований по изменению существующего формата у ЕС сегодня нет. "Ольвия-пресс" отмечает важность для процесса поиска модели разрешения приднестровского конфликта майского саммита Россия-ЕС, где будет серьезно обсуждаться и вопрос Приднестровья.

Министр иностранных дел ПМР сообщил, что еще одной темой переговоров в Тирасполе стала инициатива Приднестровья о международном мониторинге границ в регионе. Эта инициатива совпадает с позицией ЕС. "Европейский Союз желает усилить контроль за границами, - отметил Валерий Лицкай. - Другое дело, что есть разные подходы к тому, каким должен быть этот мониторинг. С точки зрения Кишинева, все должно быть сведено к запломбированию и фактической блокаде приднестровско-украинского участка границы. Мы придерживаемся другого подхода - должен быть мониторинг государственных границ как Приднестровья, так и Молдовы. В этом наша позиция совпадает с позицией Евросоюза. Если такой мониторинг будет проведен и будет составлен официальный отчет о его результатах, то все спекуляции Кишинева о якобы приднестровской черной дыре будут сняты раз и навсегда", сообщает "Ольвия-пресс".

Владимир Антюфеев: "Западные спецслужбы готовят в Приднестровье "бархатный" сценарий отрешения нынешнего руководства от власти"

Проблема безопасности ПМР в свете современных вызовов и угроз стала главной темой пресс-конференции, которую провел 14 апреля министр государственной безопасности Приднестровья Владимир Антюфеев. "С начала 2005 года внутренняя и внешняя политика ПМР характеризуется как очень сложная с последующей динамикой осложнения событий. Это, прежде всего, относится к внешнеполитической обстановке", - заявил Владимир Антюфеев. Как сообщает "Ольвия-пресс", министр назвал современными угрозами для Приднестровья агрессивную политику в отношении ПМР, проводимую молдавским руководством, которое предпринимает попытки инициировать путем провокаций силовое решение конфликта; продолжающуюся блокаду ПМР; активизацию западных спецслужб в регионе, которые пытаются организовать широкую сеть подконтрольных неправительственных организаций для последующей реализации с их помощью так называемого "бархатного" сценария в ПМР по отрешению нынешнего руководства от власти. В числе основных вызовов для Приднестровья, как отметил Владимир Антюфеев, - растущее влияние США и других стран НАТО в регионе, попытки Запада ликвидировать российские военное присутствие на территории ПМР.

Министр обратил внимание на попытки сформировать антироссийскую Черноморско-балтийскую дугу из стран ГУУАМ и НАТО для вытеснения российского влияния из региона с последующей ликвидацией государств с переходным статусом (Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия). "Поступающие в МГБ ПМР сведения указывают на наличие устойчивого интереса ведущих западных стран к происходящим в Приднестровье процессам. Основная причина этого интереса - продолжающееся расширение влияния ЕС и НАТО путем вовлечения в эти структуры бывших союзных республик СССР так называемой "новой демократии" и вывода их из сферы влияния России, - отметил министр. - Учитывая прославянский курс ПМР, евроатлантические структуры заинтересованы в ликвидации государственности нашей страны". По словам Владимира Антюфеева, передает "Ольвия-пресс", основным путем для уничтожения ПМР избран вариант минимизации влияния России в регионе - в первую очередь, ликвидации ее военного присутствия, а также дискредитация миротворческой миссии РФ с последующей передачей этой функции структурам НАТО. Сделать это на Западе рассчитывают через расширение формата участников молдавско-приднестровского переговорного процесса путем подключения к нему США и Румынии, стремящейся играть главную роль проводника американской политики в Черноморском регионе. Глава МГБ выразил мнение, что Грузия и Молдова будут усиливать акцент на решение региональных конфликтов по своему сценарию. "Именно противодействие лояльным к Москве, а значит, разрывающим контуры санитарного кордона Абхазии, Южной Осетии и Приднестровью становится главной миссией ГУУАМ, формирования на ее базе антироссийской Черноморско-балтийской дуги", - заявил глава приднестровской госбезопасности.

Владимир Антюфеев сообщил, что для ликвидации государственности ПМР используются силы и средства спецслужб зарубежных стран, которые осуществляют сбор политической, экономической и военно-разведывательной информации по каналам внешнеэкономических связей, научно-культурного обмена, а также по частным каналам. Министр назвал некоторые методы, которые используют спецслужбы в этой "работе": "Широко практикуется разведка с легальных позиций, проводимая иностранными спецслужбами под прикрытием располагающихся на территории РМ официальных представительств, таких, как посольств США, Великобритании, Польши, Германии, миссии ОБСЕ в РМ, а также международных организаций, которые могут нести миссию: Армия спасения, Фонд Сороса, Красного Креста и других".

Среди активных в регионе зарубежных разведок министр, в частности, отметил спецслужбы Польши, информирует "Ольвия-пресс". Он напомнил об официальном решении посольства США в РМ упростить для неправительственных организаций ПМР процедуру подачи документов для участия в так называемой "программе грантов в поддержку демократии". Владимир Антюфеев отметил, что совсем недавно Фондом Сороса была запущена очередная программа стажировок для 15 неправительственных организаций ПМР. Глава госбезопасности подчеркнул, что "неправительственными организациями" они являются лишь формально, как правило, эти "организации" насчитывают всего по 2-3 человека. Кроме того, значительные средства западные спонсоры тратят на поддержку так называемых "независимых СМИ ПМР". В качестве примера такой "независимой" прессы министр привел "Новую газету" Андрея Сафонова.

Основную роль в дестабилизации ситуации в ПМР и на молдавско-приднестровской границе спецслужбы некоторых западных стран отводят Молдове, что доказывает сегодня обострение обстановки в Зоне безопасности, пишет "Ольвия-пресс". Владимир Антюфеев отметил, что в настоящее время Молдова усиливает внешнеполитическое и экономическое давление на ПМР, пытается использовать в этих целях в том числе и внутриполитические изменения на Украине. Глава госбезопасности республики считает, что в дальнейшем общественно-политическая и оперативная обстановка на молдавско-приднестровской границе будет ухудшаться.

Владимир Антюфеев обратил внимание журналистов, что в процессах вокруг молдавско-приднестровского урегулирования вновь, как и 15 лет назад, обозначился румынский фактор. "После победы на президентских выборах нынешний президент Румынии заявил, что отношения между Молдовой и Румынией должны стать отношениями между государствами, в которых проживает одна нация. Кроме того, Румыния обязана вмешаться в разрешение приднестровского конфликта, что будет способствовать расширению ее влияния в Черноморском регионе и позволит укрепить свои позиции в НАТО и, в будущем, в ЕС. Румыния имеет прямые интересы в Молдове, потому что там "проживает несколько миллионов румын", - так заявил румынский президент", - подчеркнул глава госбезопасности ПМР. Владимир Антюфеев сделал краткий анализ заявлений президента Румынии и представителей других государств: "интеграция Румынии в ЕС с 01.01.07 года не будет полной, пока там не будет РМ" (из разговора президента Румынии со спикером молдавского парламента Евгенией Остапчук от 24.01.05 года); "Румыния и Молдова - два независимых суверенных государства, но с единым народом, мы единый народ двух независимых государств, и у нас будет один путь нашего объединения - путь с современную Европу, в ЕС" (празднование 146-й годовщины со дня объединения княжеств); "Республика Молдова, как второе румынское государство, должна следовать по тому же пути европейской интеграции, чтобы восстановить целостность, разрушенную более 50 лет назад советской империей", "Молдова войдет в состав ЕС только вместе с Румынией, а Румыния с поддержки США становится региональной державой, что вполне соответствует интересам румынской политической элиты". Комментируя такие заявления, Владимир Антюфеев заметил, что "нищая Молдова никогда не вступит в ЕС, она может двигаться в этом направлении только через Румынию, в "желудке" Румынии Молдова и останется", передает "Ольвия-пресс". Министр отметил, что в таком развитии событий может быть заинтересовано руководство Молдовы и, возможно, определенная часть населения РМ, но в этом никоим образом не заинтересовано население Приднестровья. Он отметил, что есть сценарий объединения с Румынией при декларации движения в ЕС, о существовании которого руководство Молдовы пока умалчивает.

Министр подчеркнул, что внешняя политика Румынии, также как и Польши, ориентируется на США. Эти две страны призваны стать противовесом Германии и Франции, которые ведут отличную от США политику в Европе. Поэтому их интересы в Молдове получат поддержку в США. "Нынешние хозяева руководителя Молдовы проживают и служат в Вашингтоне, - заявил министр государственной безопасности Приднестровья. - В сложившихся реалиях для России и Украины ПМР начинает приобретать большую геополитическую ценность как один из последних бастионов расширения НАТО на Восток", цитирует руководителя МГБ ПМР "Ольвия-пресс".

Министр подчеркнул, что ввести в заблуждение народ Приднестровья лозунгами о евроинтеграции не удастся. "В настоящее время руководство Молдовы провозглашает "освобождение" ПМР от режима Смирнова, - сказал Владимир Антюфеев. - Хочу напомнить, что нас уже "освобождали" в начале 40-х годов румыно-немецкие захватчики, нас "освобождали" румыно-молдавские захватчики в начале 90-х годов. И в том и другом случае это происходило во имя так называемой "свободы и демократии", которые должны были привиться на нашей земле; при этом на наши земли приходили смерть, наши города разрушались. Вот теперь этой задачей обеспокоен национал-коммунист Воронин и новое руководство Румынии, - очередной этап "освобождения" нас", сообщает "Ольвия-пресс".

Пресс-конференция министра госбезопасности не обошлась без сенсации, Владимир Антюфеев раскрыл подробности истории с исчезновением депутата молдавского парламента Влада Кубрякова весной 2002 года. Как передает "Ольвия-пресс", похищение депутата было спланировано и осуществлено сотрудниками МВД и Службы информации и безопасности (СИБ) РМ по личному приказу президента РМ Воронина. Причины его похищения чисто политические. В марте 2002 года акции протеста ХДНП, в результате которых Воронину удалось отречься от части своих предвыборных обещаний, касавшихся статуса русского языка и преподавания истории в школах, достигли требуемого эффекта. Акции пора было прекращать. Влад Кубряков, который в то время составлял конкуренцию Юрию Рошке в руководстве партией, стал помехой для свертывания митингов в режиме нон-стоп. Тогда Воронин и приказал выкрасть Кубрякова. Депутат был вывезен на территорию Дубоссарского района ПМР, где его планировалось уничтожить. Таким образом, руководство Молдовы надеялось убить двух зайцев. Во-первых, оппозиционная ХДНП становилось более управляемой, во-вторых, смерть Кубрякова должна была быть использована против Приднестровья. Разразился бы международный скандал с последующей агрессией Молдовы против Приднестровья при поддержке (в том числе и военной) некоторых западных стран. Эти планы осуществились лишь частично. В подтверждение своих слов Владимир Антюфеев передал журналистам видеокассеты. На них - фильм о похищении Влада Кубрякова, подготовленный румынским телеканалом.

На пресс-конференции Владимир Антюфеев затронул и другие вопросы, касающиеся молдавской политики. Как сообщает "Ольвия-пресс", он заявил, что результаты парламентских выборов в Молдове были сфальсифицированы. Глава госбезопасности отметил факты вброса бюллетеней сотрудниками СИБа и МВД РМ на выборах 6 марта. По данным госбезопасности ПМР, на прошедших выборах партия Воронина набрала примерно столько же голосов, сколько оппозиционный блок "Демократическая Молдова".

Отвечая на вопросы журналистов, Владимир Антюфеев отметил политическую подоплеку ареста советника главы РАО "ЕЭС" Валерия Пасата, он подчеркнул, что показания Пасата почему-то не становятся достоянием общественности Молдовы. В частности, отказ Пассата выполнять приказания Воронина физически ликвидировать Смирнова и Антюфеева или отказ бывшего директора СИБа организовать освобождение террористов из группы "Бужор" посредством вооруженного нападения на тираспольскую тюрьму группы во главе с лидером "Бужора" Илие Илашку.

Вице-председатель Христианско-демократической народной партии, лидер парламентской фракции ХДНП Влад Кубряков назвал заявления Антюфеева "диверсией и элементом пропагандистской войны против Республики Молдова", передает "БАСА-пресс". "Цель этой диверсии, сказал Кубряков, - одурманить общественность, скомпрометировать политический диалог между парламентскими силами в Кишиневе, а также отвести вполне обоснованные подозрения, которые витают над сепаратистским режимом. Эти заявления призваны ввести в заблуждение уголовное расследование по делу Кубрякова, которое проводят правоохранительные органы Республики Молдова". "Не вижу доброжелателя в лице Антюфеева, коль скоро представляемый им неконституционный и криминальный режим яростно сопротивлялся в последние три года любому присутствию молдавских следователей и проведению расследования на контролируемой Тирасполем территории", - уточнил депутат Кубряков.

Шеф тираспольских спецслужб Владимир Антюфеев заявил на пресс-конференции, что приднестровские силовые структуры намерены возбудить уголовное дело по факту похищения Влада Кубрякова в 2002 году. Объявленный Антюфеевым мотив - незаконное содержание Кубрякова на приднестровской территории в период его похищения.

Депутат ХДНП Влад Кубряков пропал 21 марта поздно вечером, когда возвращался домой с работы. Похищение произошло в непосредственной близости от дома, в котором он проживает. Кубряков объявился в ночь на 25 мая.

Экономические санкции и безопасность молдавско-украинской границы

В то время как кишиневская дипломатия увеличивает активность в отношении Евросоюза ввиду установления контроля на приднестровском участке молдавско-украинской границы, руководство украинских таможенных служб вновь щедро открыло границу для экспорта и транзита товаров из Приднестровья, пишет Moldova Azi. Источники из молдавского правительства говорят, что данный поворот произошел сразу же после состоявшейся 19 марта в Киеве встречи президента Украины Виктора Ющенко со своим российским визави, Владимиром Путиным. С другой стороны, Кишинев, осознавая, что экономические санкции, введенные прошлым летом против Тирасполя, являются единственным действенным инструментом давления на сепаратистский режим, избегает официальной реакции.

На фоне явной смены позиции киевской администрации по отношению к смирновскому режиму, политика Украины на приднестровском сегменте своей границы остается весьма и весьма неопределенной. Похоже, нижние этажи киевского руководства действуют за спиной украинского президента, пользуясь существующими слабыми звеньями, которые Виктор Ющенко, находящийся на президентском посту всего два с половиной месяца, не успел пока взять под контроль, считает обозреватель Moldova Azi. Ответственные представители Кишинева утверждают, что вся администрация Одесской области вовлечена в контрабандные аферы с тираспольским режимом, обеспечивая себе такими "дружественными отношениями" со Смирновым нешуточные доходы.

Поддержка Украины в приднестровском вопросе (но не декларативная, как при администрации Кучмы) является решающей для преодоления этого конфликта, хотя бы для того, чтобы переговорный процесс сдвинулся с нынешней мертвой точки. Президент Ющенко приступил к чисткам в руководстве государственной таможенной службы, представив в предпоследний день марта нового начальника таможни. Киевский лидер подверг самой жесткой критике деятельность таможенных служб, сославшись, согласно коммюнике пресс-службы украинского президента, на существующие нарушения и контрабанду на приднестровском участке границы, а также на высокий уровень коррупции и непрофессионализма в украинских таможенных службах. "Создавшееся положение становится государственной проблемой и проблемой безопасности в регионе", - заявил Ющенко, обязав руководство таможенной службы представить отчет о состоянии дел на приднестровском участке молдавско-украинской границы. Но достаточны ли эти кадровые перестановки для того, чтобы разбить заколдованный треугольник Одесса-Ильичевск-Тирасполь, и сколько голов еще должно полететь, чтобы приднестровский сегмент молдавско-украинской границы можно было контролировать? - задается вопросом обозреватель Moldova Azi.

Экономическая изоляция приднестровского региона, особенно блокирование деятельности нелегальных структур Приднестровья, могла бы заставить Смирнова пойти на уступки и умерить свои претензии, подпитываемые сильно растущей поддержкой Кремля. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров 30 марта принял в Москве Смирнова и его министра госбезопасности Виктора Антюфеева, которого Генеральная прокуратура Республики Молдова объявила в розыск. Похоже, во время встречи обсуждались новые схемы давления на Кишинев, а возможно, и на Киев, чтобы заставить их пойти на попятную в вопросе контроля границ. Пока в Кишиневе выбирали президента, в Москве глава тираспольского внешнеполитического департамента Валерий Лицкай вел со своими коллегами из Абхазии и Южной Осетии переговоры о подготовке совещания "на высшем уровне" лидеров трех непризнанных республик. Лицкай объявил на пресс-конференции в Москве, что данное совещание состоится во второй половине апреля, и дата выбрана вовсе не случайно. Похоже, это преднамеренная синхронизация с саммитом глав государств ГУУАМ, намеченным на 22 апреля в Кишиневе. Новое рождение ГУУАМ - организации, созданной в 1999 году под опекой США, - стоит как кость в горле у Кремля, которого раздражает ослабление своего влияния в регионе, считает обозреватель Moldova Azi. Кроме того, саммит ГУУАМ может стать очень важным с точки зрения укрепления безопасности молдавских границ, а также новым этапом в урегулировании приднестровского кризиса - на нем ожидается представление нового плана решения приднестровской проблемы, обещанного украинским президентом и его грузинским коллегой, пишет Moldova-Azi.

Все это время тираспольская администрация прибегает к всевозможным ухищрениям, чтобы спровоцировать гнев Кишинева. Недавний арест двух молдавских полицейских в Тигине (Бендерах) вписывается в эту схему, наряду с недавними "варварскими действиями приднестровской милиции в селе Васильевка", и подобные провокации, похоже, будут продолжаться, особенно в ситуации, когда главный общественный российский телеканал, "Первый канал", намекает в репортаже, посвященном выборам президента Молдовы, что в Приднестровье ситуация может накалиться вплоть до повторения вооруженного конфликта 1992 г. Кремль давно перестал стесняться открыто поддерживать тираспольский режим, однако его пропагандистские маневры останутся пустым звоном без поддержки со стороны Украины. Киев является теперь решающим игроком в преодолении приднестровского кризиса, и со стороны Кишинева требуется больше политической зрелости, чтобы воспользоваться новой политической трансфигурацией региона. Молдове пора перейти от деклараций к реальным действиям, от обвинений к представлению доказательств, потому что когда глава правительства утверждает, что часть вооружения, использованного террористами в бесланской школе, было произведено в Приднестровье, но не предъявляет никаких доказательств, это выглядит по меньшей мере несерьезно, считает обозреватель Moldova Azi.

Посол Российской Федерации в Молдове Николай Рябов уверен, что, несмотря на упорство молдавского руководства, в результате усилий посредников политический диалог между Кишиневом и Тирасполем все-таки удастся возобновить. Об этом российский дипломат заявил 14 апреля в интервью информационному агентству "Ольвия-пресс". "Есть известные заявления Кишинева, но есть и другие позиции - посредников, партнеров России на Западе, - сказал Николай Рябов, комментируя недавно подтвержденный Ворониным отказ молдавских властей от переговоров с руководством ПМР. - Мы надеемся, что здравый смысл возобладает и что такие заявления уйдут в прошлое, уступив место конструктивному диалогу. В этом, в первую очередь, нуждаются простые люди".

Российский дипломат отметил, что те блокадные меры, которые продолжает предпринимать сегодня в отношении Приднестровья Кишинев, могут только обострить ситуацию в регионе. "Россию как страну-гаранта такие действия не устраивают. Те меры, которые принимаются в отношении Приднестровья, - это серьезный раздражитель, мешающий взаимопониманию между сторонами. Трудно искать пути к примирению в таких условиях", - заявил Николай Рябов. Он выразил уверенность, что совместные усилия посредников позволят создать благоприятные условия для возобновления переговорного процесса, сообщает "Ольвия-пресс".

Конфликт в зоне безопасности разрешен

Члены Объединенной контрольной комиссии (ОКК) подписали протокол о свободном перемещении людей, грузов и сельхозтехники в районе села Дороцкая, находящегося в Зоне безопасности, передает "МОЛДПРЕС". Как сообщил сопредседатель ОКК Иван Солоненко, к такой договоренности удалось прийти в ходе заседания комиссии, состоявшегося 15 апреля. Он уточнил, что контроль за исполнением решения будут осуществлять военные наблюдатели от четырех сторон - Российской Федерации, Республики Молдова, Украины и Приднестровья, дислоцированные в Дороцкой. По словам Ивана Солоненко, соглашение стало возможным благодаря четкой и последовательной позиции молдавской стороны. Сопредседатель ОКК считает, что подписание протокола означает только частичное решение проблемы села Дороцкая, поэтому стороны продолжат переговоры до ее полного разрешения.

Проблема села Дороцкая возникла в октябре 2004 года, когда приднестровские силовые структуры предприняли попытку расширить на несколько десятков метров контрольную зону незаконного пограничного поста у этого населенного пункта, лишив местных жителей права свободного перемещения и перевозки грузов, отмечает "МОЛДПРЕС".

Молдавско-латвийские консультации по вопросам безопасности

В Кишиневе прошли межминистерские консультации на уровне политических директоров между министерствами иностранных дел Республики Молдова и Латвии. Консультации были посвящены двусторонним проблемам и политике безопасности, передает "МОЛДПРЕС". Делегации обменялись мнениями по вопросам двустороннего сотрудничества, обсудили опыт, накопленный Латвией в ходе присоединения к ЕС. Молдавская сторона проинформировала прибалтийских коллег о развитии внутренней политики страны, перспективах регионального сотрудничества. Особое внимание на встречах уделялось приднестровскому урегулированию и выводу российских войск с территории Республики Молдова.

Стороны рассмотрели и проблему сотрудничества в Совете Евроатлантического партнерства, намерение Республики Молдова подписать с НАТО Индивидуальный план действий. Представители внешнеполитических ведомств двух стран договорились о взаимодействии в области контроля над экспортом и нераспространением оружия. Рассмотрели вопросы сотрудничества в Причерноморском регионе с точки зрения укрепления региональной безопасности и стабильности. Обсуждая вопросы реформирования ОБСЕ, представители министерств иностранных дел Молдовы и Латвии согласились с тем, что эффективность ОБСЕ зависит от того, как государства этой организации будут выполнять свои обязательства, взятые в ее рамках, а также от их готовности уважать одни и те же ценности и придерживаться одинаковых принципов, передает "МОЛДПРЕС".

После завершения консультаций по вопросам безопасности делегация Молдовы отбыла в Ригу. Поездку представителей министерств экономики, финансов, юстиции и других госструктур организовал Проект USAID "BIZPRO/Мoldova". Молдавская делегация встретится с представителями министерств экономики и финансов Латвии, Бюро по европейской интеграции, Государственной канцелярии, Агентства по инвестициям и инновациям. Тематика встреч - принятые латвийскими властями меры по реформированию правовой и институционной систем, а также по приведению законодательства страны в соответствие со стандартами ЕС в период, предшествующий вступлению в Евросоюз. Особое внимание уделялось Е-управлению и процессу информатизации общества, в частности, центральных и местных органов управления, а также обеспечению постоянной связи с представителями деловой среды посредством информационных технологий, сообщает "МОЛДПРЕС".

Польская поддержка

Польша постоянно поддерживает проевропейские устремления Республики Молдова и обращает особое внимание на необходимость урегулирования конфликта в приднестровском регионе в соответствии с международными принципами и стандартами. Как сообщает "МОЛДПРЕС", об этом президент Польши Александр Квасьневский заявил 14 апреля на встрече с послом Молдовы в Варшаве Евгением Карповым по случаю завершения его дипломатической миссии в этой стране. Участники встречи обсудили ключевые моменты молдавско-польского сотрудничества за последние годы. От имени молдавских властей Евгений Карпов поблагодарил руководство Республики Польша "за существенную поддержку, оказанную нашей стране в процессе европейской интеграции, мирного урегулирования приднестровского конфликта, продвижения демократических реформ".

Правительство сократили

Премьер-министр Молдовы Василе Тарлев 19 апреля представит парламенту состав нового кабинета министров Молдовы и программу его работы. Как передает агентство "НОВОСТИ-МОЛДОВА", согласно действующему законодательству, кабинет министров считается утвержденным, если за него проголосовало не менее 52 депутатов.

14 апреля парламент утвердил структуру нового правительства. Как сообщает "ИНФОТАГ", в новом правительстве Молдовы будет 15 министерств - на два меньше, чем в прошлом кабинете министров. В новом правительстве остались министерство экономики и торговли, министерство финансов, министерство промышленности и инфраструктуры, министерство сельского хозяйства и пищевой промышленности, министерство транспорта и дорожного хозяйства, министерство экологии и природных ресурсов, министерство просвещения, молодежи и спорта, министерство здравоохранения и социальной защиты, министерство культуры и туризма, министерство юстиции, министерство иностранных дел и европейской интеграции, министерство внутренних дел, министерство обороны, министерство информатики и связи, министерство реинтеграции и межэтнических отношений.

В составе нового правительства не будет ни одного департамента. Они либо включены в состав министерств, либо преобразованы в другие структуры - бюро, центры, агентства и службы. Кроме 15 министерств, в состав правительства вошли также три службы: стандартов и метрологии, таможенная и пограничная, а также несколько отраслевых бюро, центров и агентств.

Выступая в передаче "Точка зрения" российского "Первого канала в Молдове", заместитель председателя парламента Молдовы, председатель Христианско-демократической народной партии Юрие Рошка не исключил возможности участия своей партии в формировании правительства. "Все будет зависеть от состава правительства и предложений премьер-министра Василия Тарлева. Он может быть спокоен, в любом случае у Партии коммунистов есть достаточно голосов для утверждения правительства. И я думаю, что правительство будет сформировано в очень короткие сроки", - сказал Рошка.

Он объяснил это в том числе саммитом глав государств ГУУАМ, который состоится в Кишиневе 22 апреля. "Это очень важный форум, к которому следует хорошо подготовиться. Поэтому необходимо завершить формирование всех структур власти", - сказал Рошка. Он отметил, что ХДНП исходила и из этого, когда приняла решение поддержать кандидатуру Владимира Воронина на пост президента.

Подследственным россиянкам продлили подписку о невыезде

13 апреля стало известно, что Генпрокуратура Молдовы еще на 30 суток продлила срок действия подписки о невыезде гражданкам России Ольге и Елене Ромащенко, обвиняемым молдавскими правоохранительными органами в отмывании крупных денежных сумм. Судя по всему, следствие пока не вышло на финальную стадию расследования: в Службе информации и безопасности республики (СИБ) сообщили, что материалы "дела Ромащенко" для передачи в суд еще не готовы. Место проживания сестер держится в секрете. Между тем, корреспонденту "Время" удалось разыскать девушек и узнать их отношение к делу.

Сотрудницы московского рекламного агентства "United Direct Marketing Company" Ольга и Елена Ромащенко входили в группу из 20 человек (в ее составе были граждане России, Казахстана и Украины), задержанных 18 февраля 2005 года за нарушение режима пребывания в Молдавии и незаконное занятие трудовой деятельностью. Через несколько дней власти объявили, что задержанные подозреваются в незаконной агитации в пользу одного из участников предвыборной кампании и контрабанде в особо крупных размерах (на квартире сестер были обнаружены 373 тыс. долларов и 77 тыс. евро наличными). Генпрокуратура возбудила уголовное дело по статье "Контрабанда", а расследованием занялась Служба информации и безопасности (СИБ). 1 марта дело о контрабанде было закрыто за недостаточностью улик, однако 10 марта сестрам Ромащенко предъявили новое обвинение по статье "Отмывание денег". С момента задержания девушки содержались под стражей в СИЗО СИБ, но 16 марта, по ходатайству адвоката, Апелляционная палата изменила меру пресечения в отношении сестер на подписку о невыезде. С тех пор никаких подробностей о ходе расследования прессе не сообщали. А поскольку узнать что-либо о самих девушках не удавалось - место их проживания держалось в секрете, появились слухи о том, что Ольга и Елена Ромащенко незаконно покинули страну и выехали на родину, пишет "Время".

Один из следователей СИБ, расследующих дело россиянок, на условиях анонимности сообщил, что Генпрокуратура продлила сестрам срок действия подписки о невыезде. По словам сотрудника СИБ, согласно закону, на нынешней стадии расследования для продления избранной меры пресечения уже не требуется постановления суда - достаточно соответствующего решения следствия. Собеседник также рассказал, что материалы дела для передачи в суд еще не готовы и что прокуратура может продлевать действие подписки в течение полугода.

По словам адвоката обвиняемых Юрия Буклиша, в этот раз защита не станет обжаловать решение следствия, поскольку это первое продление: "Если до 15 мая обвинители не передадут дело в суд и снова решат продлить действие подписки, мы это решение, конечно, обжалуем". Господин Буклиш сообщил, что его пока с материалами дела не ознакомили. Адвокат, впрочем, полон оптимизма, в невиновности своих подзащитных убежден и намерен требовать их полного оправдания. Что касается судьбы изъятых у девушек денег, то, по его словам, даже в случае оправдания сестер не факт, что валюта будет им возвращена, пишет "Время".

И следователь, и адвокат отказались сообщить, где проживают обвиняемые россиянки. И все же корреспондент газеты разыскал их в одной из кишиневских гостиниц. По словам старшей из сестер, Ольги, они ни в коем случае не намерены покидать Молдову до окончания следствия и последующего решения суда. "Многие ожидали от нас такого поступка, но это только подтвердило бы нашу вину". Говорить о деталях расследования девушка отказалась, отметив лишь, что они считают себя полностью невиновными и ожидают оправдательного судебного приговора.

Комментарии прессы

"Democratia" публикует интервью лидера группы депутатов от Социал-либеральной партии Олега Серебряна бухарестскому еженедельнику "22". В этом интервью лидер социал-либералов объясняет, почему на выборах президента проголосовал за Воронина, и сообщает детали переговоров с лидером Партии коммунистов. "В течение марта многие кишиневские обозреватели считали, что Воронину удастся "купить" пять депутатов от оппозиции либо договориться с Демократической партией, которая располагает восемью мандатами. Но подкупить отдельных депутатов оказалось невозможно, а переговоры с демпартией шли туго, особенно если иметь в виду, что демократы выдвинули особое условие: чтобы в кабину для голосования вошли не только они и коммунисты, они требовали, чтобы наряду с ними участие в голосовании принимала и группа депутатов от социал-либералов, которую я возглавляю. В тот самый момент, когда наши коллеги с Запада стали настойчиво советовать нам рассмотреть возможность поддержки президента Воронина, мы заявили: голосуем, но только в том случае, если это сделают и христианские демократы Юрия Рошки".

"Jurnal de Chisinau": "Многие пытаются понять, что заставило Рошку и Серебряна проголосовать за Воронина, прекрасно зная, что тем самым они запятнали свое доброе имя; тем более этот их шаг непонятен в условиях, когда голоса, необходимые для избрания президента, удалось найти в лагере Дьякова. Лидеры от оппозиции заявили, что, голосуя за Воронина, они проявили готовность взять на себя определенную ответственность, отказаться от удобной позиции пассивного созерцателя, который только и знает, что критиковать. И отказаться от этой позиции их заставило то, что на чашу весов был поставлен национальный интерес. Демпартия, ХДНП и социал-либералы проявили политическую инициативу, тогда как альянс "Наша Молдова" предпочел остаться в стороне. Если бы АНМ бросил в бой собственного кандидата или если бы вместо тех 22 условий, сформулированных с чисто пропагандистским эффектом, ограничился бы более взвешенным пакетом предложений, от которых не стал бы поспешно открещиваться, как поступает сегодня Серафим Урекян, ХДНП и СЛП попали бы в гораздо более деликатное положение. Пораженчество БДМ развязало им руки. Однако участи этих формирований, в частности христиан-демократов, не позавидуешь. Они выложили на стол все свои карты и в конечном итоге могут потерять гораздо больше. Если не все".

"Timpul" взяла интервью у лидера Демократической партии Думитру Дьякова, который еще раз объяснил, почему проголосовал за президента Владимира Воронина, и дал оценку политической ситуации в стране. "Если бы мы не поддержали на выборах Воронина, это спровоцировало бы досрочные выборы, которые неминуемо обернулись бы катастрофой для БДМ. Я почти уверен, что блок получил бы меньше мандатов, чем на первых выборах", - сказал Дьяков. Лидер фракции ДП утверждает, что если бы БДМ выдвинул собственного кандидата на должность президента, "тем самым мы бы доказали, что учитываем желание электората, а именно - решать проблемы в стране. Думаю, что второе, третье неудачное голосование по выборам главы государства несомненно послужило бы толчком для начала каких-то обсуждений, переговоров". "Призывы Урекяна спровоцировать досрочные выборы досконально обсуждались членами ДП, и мы сообща решили не допустить перевыборов". Дьяков добавил, что "все посольства ЕС однозначно заявили, что в случае дестабилизации ситуации они выступят с заявлениями и обвинят в этом БДМ".

"Capitala": "Трезво рассуждая, предвыборная кампания команды Серафима Урекяна была скромной. Воз тянул в основном кишиневский мэр, который, обретя сторонников в других районах, потерял почву в селах муниципия. И этот факт можно считать неудачей, несмотря на то, что местный электорат дружно проголосовал за кандидата, слывшего хорошим хозяином. В одном из своих интервью, предоставленных задолго до начала предвыборной кампании, Урекян утверждал, что хочет провести свою команду в парламент для того, чтобы защитить кишиневцев и интеллигенцию от коммунистической диктатуры. Сегодня, после перехода христианских демократов под крыло коммунистов, задача Урекяна осложняется. Прикрываясь слоганами ЕС, эти формирования установят жесткую диктатуру, выдержать которую не всякий сможет. Однако в действительности все упирается не в ЕС, не в национальные интересы, а в личные корыстные цели, что равнозначно попытке заткнуть рот кишиневскому мэру. Предложение Урекяна инициировать референдум о выборах главы государства всем народом суживает поле для маневров, на которое рассчитывал тандем Рошка-Воронин. Прямая конфронтация между Урекяном и Ворониным состоится не позже, чем через два года. До тех пор Урекян останется, вероятно, на посту мэра столицы".

"Flux": "Под прицелом урекяновских фанов в кишиневских СМИ вновь оказался Виктор Ющенко. Украинскому президенту инкриминируется тот факт, что он якобы разработал план федерализации Республики Молдова, в основном совпадающий с Меморандумом Козака. В этих условиях нападки на официальный Киев рикошетом бьют и по европейским перспективам нашей страны. Так как, что бы там ни говорили, будущее Молдовы в ЕС на Востоке прикрывает мощный тыл в лице демократической и прозападной Европы. А при таких обстоятельствах любой вариант приднестровского урегулирования, предложенный Киевом или Тбилиси, не может быть во вред Кишиневу и на руку Москве. По той простой причине, что Украина, Грузия и Молдова образовывают сегодня прозападную политическую ось у ворот Европейского Союза".

"Flux": "Объявленное присутствие на кишиневском саммите ГУУАМ глав государств Румынии, Польши, Болгарии и Литвы - далеко не случайный факт. Это говорит о том, что готовится что-то значительное. В противном случае не было смысла созывать в Кишинев такое количество высокопоставленных вне-гууамских гостей. Международная конъюнктура крайне благоприятна для преобразования ГУУАМа в жизнеспособную альтернативу СНГ. Вашингтон и европейские союзники всегда хотели укрепить эту организацию с тем, чтобы она стала в конечном итоге надежным пристанищем для бывших советских республик, оторвавшихся от российской орбиты. Сейчас Запад воспользуется благоприятной ситуацией и попытается добиться наконец своих целей. Участие в саммите президентов Польши и Румынии подтверждает его более давнее предположение, согласно которому Бухарест и Варшава возьмутся курировать от имени евроатлантического сообщества прозападную ось Тбилиси-Киев-Кишинев. Молодые демократические государства европейской части экс-советского пространства будут вовлечены в политические орбиты Румынии и Польши, которые станут своеобразным трамплином для их последующей интеграции в евроатлантические структуры".

"Flux" предлагает собственное объяснение назначения Василия Тарлева на должность премьер-министра - таким образом готовится передача Тарлеву функций лидера ПКРМ. "Тот, кто руководил кабинетом последние четыре года, не был премьером в подлинном смысле этого слова. Он был, скорее, рупором президента в правительстве. Несмотря на то, что Тарлев не входит в категорию мастодонтов, эксперты предполагали, что глава государства, стремясь создать правительству европейский имидж, поставит во главе кабинета новое лицо. При сложившихся обстоятельствах назначение Тарлева на должность премьер-министра было неминуемым. Возможности его замены опрокинуло одно из условий, выдвинутых оппозицией президента. Воронин обещал выйти из ПКРМ и сделать должность главы государства несовместимой с принадлежностью к той или иной политической партии. Но только после того, как обеспечит полную лояльность ПКРМ по отношению к своей персоне и после своего выхода из партии. В этих условиях Воронин должен назначить во главе партии полностью преданного себе человека, способного совмещать руководство партией и правительством и, кроме того, способного поставить себя в качестве нового лидера партии. Тарлев прекрасный знаток "кулуаров власти" и вполне может справиться с этим заданием. Именно поэтому Воронин остановил на нем свой выбор".