В Риге 17 апреля прошел II Съезд защитников русских школ Латвии, делегаты которого значительно расшили круг своей дальнейшей деятельности, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Так, участники съезда полагают, что невозможно сохранить русские школы страны, не решая проблем массового "безгражданства" и статуса русского языка.

Основная же дискуссия на форуме развернулась вокруг реформы образования школ национальных меньшинств республики. Напомним, с 1 сентября 2004 года обучение в старших классах таких школ переведено в основном на латышский язык обучения в пропорции, когда 60% предметов преподаются на латышском языке, а 40% - на родном. Главный вопрос, который решали делегаты: что делать, когда реформа, несмотря на все усилия, вступила в силу, а движение в защиту русских школ явно пошло на спад. На съезд прибыло 402 делегата со всей Латвии, которые представляли 72 школы, включая 50 рижских, а также родителей, учителей и общественные организации. При этом он разительно отличался от предыдущего - первого, на который 6 марта 2004 года в латвийскую столицу съехалось 987 делегатов, не считая большого количества гостей. Например, если для I съезда была характерна определенная помпезность с такими элементами, как выступление депутата Госдумы РФ Дмитрия Рогозина - в видеозаписи, или депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Владимира Еременко - вживую, то на этот раз все обошлось без именитых гостей и более чем вдвое меньшим числом делегатов. А главное - само действо походило на своеобразный эмоциональный разогрев. Так, все резолюции и обращения на съезде были приняты лишь "за основу", как проекты, с тем, чтобы утвержденная редакционная комиссия в составе всего 9 человек в течение трех дней спокойно их доработала, внеся, как пояснили собравшимся, поступившие предложения и поправки.

Форум уполномочил комиссию принять документы в окончательном виде большинством голосов не менее 5 ее членов (кстати, четверо из девяти являются депутатами Сейма и Рижской думы, а также просто активистами политического объединения "За права человека в единой Латвии" или ЗаПЧЕЛ, - ИА REGNUM).

Как уже сообщало ИА REGNUM, 30 января текущего года на Республиканском слете старшеклассников русских школ Латвии вокруг текста ряда обращений развернулась горячая и эмоциональная дискуссия. В свою очередь, утвержденные тогда в конечном виде документы по неофициальной информации вызвали недовольство некоторых высокопоставленных политиков, близких к Штабу защиты русских школ. В общем, на этот раз, похоже, решили подстраховаться. Добавим, вчерашний съезд, на котором все основные документы были приняты только "за основу", длился шесть часов, причем тексты резолюций и обращений делегатам были розданы еще до его начала.

Справка. I Съезд защитников русских школ, прошедший непосредственно перед вступлением Латвии в Евросоюз, был действительно грандиозным, как по составу и количеству участников, так и по решимости остановить реформу образования. Затем была еще более грандиозная Вселатвийская манифестация в защиту русских школ, собравшая в Риге 1 мая 2004 года - в день вступления Латвии в ЕС - более 50 000 человек. Приближающийся перевод школ в основном на латышский язык обучения вызвал небывалую волну протестов русскоязычной общины, пик которых пришелся как раз на весну-лето-осень 2004 года. Однако, несмотря на массовые протестные акции, отменить реформу или, по крайней мере, ввести на нее мораторий не удалось, а спустя полгода с момента ее старта в Риге на республиканский слет по этому поводу собрался 331 старшеклассник со всей Латвии. Слету предшествовало Республиканское родительское совещание, на которое в начале декабря 2004 года собралось более 400 человек. Участники того совещания и поручили Штабу защиты русских школ созвать в феврале 2005 года II Съезд защитников русских школ, однако дату его проведения затем перенесли на 16 апреля. Почему борьба против реформы образования потерпела серьезное фиаско? Это вчера собравшимся разъяснил активист Штаба защиты русских школ, депутат Рижской думы от ЗаПЧЕЛ Геннадий Котов. "Волна, на которой был создан Штаб, прошла, - признался он. - Нам надо перестроить свой образ действий. Нам не удалось остановить реформу, как нам этого хотелось, хотя надо признать, что такая возможность была. И перед 1 сентября (2004 года, - ИА REGNUM) власти были готовы пойти на отмену реформы: был подготовлен Закон о школах национальных меньшинств, который практически позволял обойти реформу. Но власти не стали его утверждать, потому что события сентября показали, что не все, к сожалению, у нас были готовы продемонстрировать свое неприятие реформы школьной забастовкой и власти, естественно, не стали делать то, что им надо было делать".

Что, в свою очередь, собираются делать сами защитники русских школ, сформулировано в резолюции съезда "Об оценке ситуации и дальнейших действиях по восстановлению системы образования на русском языке". Еще раз заметим, это только полуфабрикат: как корреспонденту ИА REGNUM пояснил председатель редакционной комиссии, депутат Сейма от ЗаПЧЕЛ Владимир Бузавев, он еще будет существенно дорабатываться. "Действительность оказалась жестокой, - говорится в резолюции. - Европейские структуры ограничились невнятными рекомендациями. Россия больше не считает необходимым увязывать вопрос улучшения отношений с Латвией с положением соотечественников. Латвийские власти проигнорировали с небывалым единодушием выраженную волю почти половины населения страны". В документе подчеркивается, что активисты движения в защиту русских школ находятся под неусыпным надзором спецслужб, а девять из тринадцати членов избранной еще первым съездом переговорной группы с правительством ведут диалог преимущественно с полицией и судами по возбужденным против себя же административным делам. Отмечается также, что общие усилия все-таки не были напрасными: "Небывалые по единодушию и массовости протесты русскоговорящей общины вынудили власти вернуться к пропорции языков обучения "60 на 40%" с уже принятой ими "90 на 10%" и убрать из закона фразу: "Только на государственном языке". Проблема сохранения русских школ Латвии оказалась в фокусе внимания латвийской и международной общественности. Мы понимаем, что при ослаблении нашего сопротивления "60 на 40%" - этот никого не устраивающий "компромисс" будет пересмотрен в сторону ужесточения. Мы убедились, что в нашей ситуации невозможно решить проблему сохранения русских школ, не решая проблем массового "безгражданства" и статуса русского языка". В контексте изменившейся ситуации уточняются и цели защитников русских школ: "Незамедлительная и безоговорочная ратификация Рамочной конвенции защиты национальных меньшинств и приведение в соответствие с ней закона "Об образовании" и языкового законодательства, восстановление политических прав, отнятых у половины русскоговорящей общины страны, смена агрессивной националистической политики государства".

Кроме того, съезд принял за основу резолюцию "Об уголовном преследовании газеты "Час", встав на сторону русской газеты, подвергшейся нападкам латышских национал-радикалов, а также ряд обращений (тоже "за основу"): "К латышскому народу", к руководителям страны - президенту, премьеру и спикеру Сейма, "К учителям и администрациям русских школ", "К Европейскому парламенту, Европейской комиссии, ПАСЕ, Совету Европы, ОБСЕ, ООН, ЮНЕСКО, международным правозащитным организациям". Проект последнего обращения приведем полностью:
"Латвия известна в мире не только искусственно созданным массовым безгражданством или героизацией легионеров Waffen SS. С весны 2003 года мировая общественность безучастна наблюдает за беспрецедентным ненасильственным сопротивлением изначально политизированной, непрофессиональной "реформе образования-2004", основная задача которой - уничтожение школьного образования на русском языке и принудительная ассимиляция 37% населения. Более 160 акций протеста, от школьных конкурсов до 20-дневной голодовки 10 родителей, от приковывания 9 сторонников свободы выбора языка образования к дверям Кабинета министров до митинга 65 000 противников "реформы" (по разным данным в нем приняло участие от 50 000 до 70 000 тысяч человек, - ИА REGNUM) в день вступления Латвии в ЕС, 32 демонстрации по всей стране, собиравшие более 1000 человек каждая - сопровождались многочисленными нарушениями права свободы собраний, задержаниями, административными судами, высылкой, лишением права на гражданство и открытой полицейской слежкой за активистами сопротивления. Вот каковы формы так называемого "диалога" властей с учащимися и их родителями.
"Мягкие" рекомендации европейских структур, направленные на проведение "реформы образования" в режиме диалога с жертвами "реформы" и сохранение качества знаний, откровенно игнорируются латвийскими властями. Это связано с тем, что "реформа-2004" изначально задумана как разрушение столетиями существующей на территории Латвии самодостаточной и качественной системы образования на русском языке, как месть ни в чем неповинным детям за советское прошлое. Уже сейчас "реформа" лишает возможности обучаться в средней школе значительную часть детей нацменьшинств, существенно снижает их будущую конкурентоспособность на рынке труда. Но анализ голосований в парламенте и высказываний должностных лиц не оставляет сомнения в том, что установленная в данный момент пропорция не менее 60% учебных часов на государственном языке в средней школе является лишь промежуточным этапом к полной ликвидации системы среднего образования на родном языке. Мы считаем, что политика двойных стандартов со стороны европейских структур, демонстрируемая по отношению к русской лингвистической общине Латвии, не способствует стабильности латвийского общества. Мы убеждены, что единственным требованием к нашей стране, соответствующим букве и духу обязательных для Латвии международных документов, было бы восстановление системы обучения на русском языке в состоянии на момент подписания в мае 1995 года Латвией рамочной конвенции защиты национальных меньшинств. Для контроля над этим процессом следует возобновить необоснованно прерванный международный мониторинг соблюдения прав национальных меньшинств в Латвии"
.

Из знаковых фигур на съезде выступили сопредседатели ЗаПЧЕЛ: председатель парламентской фракции Объединения, доктор педагогики Яков Плинер и депутат Европарламента (ЕП), доктор математики Татьяна Жданок. Я.Плинер еще раз напомнил первые негативные результаты реформы, а Т.Жданок задалась вопросом: "Поможет ли нам Европа?" И сама же ответила: "Европа действительно помогала, помогает, и будет помогать, но степень и уровень этой помощи прямо пропорциональны нашей собственной решимости и готовности отстаивать свои права. И именно последний год показал, что это так". Депутат ЕП также выделила главные итоги массовых акций и волны подъема зимы-весны прошлого года: "Многие дают разные оценки этому явлению и его последствиям. Каковы последствия и понимание данной проблемы на уровне Европейского союза? Здесь совершенно очевидны два главных итога массового подъема русской общины. Во-первых, о нашей проблеме узнали в Европе. В том числе, и мой личный опыт показывает, что Латвия теперь в первую очередь ассоциируется со страной, где обижают русских - это в Европе четко зафиксировано. Во-вторых, у нас появилась очень сильная команда, способная качественно, убедительно разговаривать с политической элитой ЕС". Один из членов этой команды -юрист, консультант парламентской фракции ЗаПЧЕЛ Алексей Димитров, тоже выступил на съезде. Он рассказал о ходе открытого процесса по рассмотрению конституционной жалобы в отношении реформы, где сам выступает в роли представителя истца. По словам А. Димитрова, выступившие с иском депутаты Сейма оспаривают норму закона, определяющую переход к пропорции 60:40 с 1 сентября 2004 года, а именно - ее соответствие Конституции Латвии и международным обязательствам республики.

"Кроме того, при принятии этой нормы не был соблюден принцип демократии, зафиксированный в Конституции и определяющий то, что при принятии серьезных решений необходимы консультации с теми, кого эти решения непосредственно касаются, - добавил он. - Второй момент это то, что результаты реформы являются дискриминирующими, то есть, ученики русских школ получают менее качественное образование, чем ученики латышских школ. В-третьих, как Конституция Латвии, так и ее международные обязательства гарантируют права национальных меньшинств по сохранению своей национальной идентичности". Учтет ли Конституционный суд аргументацию противников реформы, по словам А.Димитрова, будет известно уже в самое ближайшее время.

И в заключение еще несколько цитат из документов, что были приняты "за основу". В обращении "К учителям и администрациям русских школ" педагогам предлагается путь "духовного восстания": "Восстания против духовного насилия, мракобесия, ксенофобии. Этот путь предпочли пока некоторые из вас, Учителя с большой буквы, профессионалы высшего качества и высочайшей степени откровенности. Они встали на защиту своих учеников, спасая, прежде всего их еще не окрепшие души от равнодушия, конформизма, лжи и предательства". Из обращения "К латышскому народу": "Вспомните, даже советский режим не додумался до того, чтобы лишить латышских детей возможности учиться на своем родном языке... Одним из неизбежных последствий "реформы" будет и массовый приток детей нелатышей из школ-резерваций в полноценные латышские школы, что окажется особенно чувствительным для латышского населения крупных городов. Учебный процесс будет строиться под возможности самого слабо успевающего ребенка, а интернационализированные латышские школы не смогут выполнять функции очага латышской культуры". В обращении к руководителям страны напоминается о негативных последствиях реформы уже для русских учащихся: "В большинстве школ не хватает учебников на русском языке. Учителя не подготовлены к преподаванию в условиях разноуровневого владения учащимися госязыком и предметными знаниями. Не менее трети учащихся не в состоянии успешно усваивать учебный материал на госязыке. Учащиеся перегружены домашними заданиями, в результате ухудшается их здоровье, сокращается количество времени для развития их способностей в кружках, студиях, спортивных секциях вне школы". В данном обращении выдвигаются и конкретные требования: "Мы не можем смириться с такой ситуацией, и требуем от вас незамедлительно внести в Закон об образовании такие изменения, которые гарантируют нашим детям возможность получения образования на родном языке, при одновременном качественном обучении государственному языку. Мы требуем сохранения возможности сдавать выпускные экзамены на родном языке. Мы требуем восстановления программы подготовки педагогов для русских школ, а также снижения норм наполняемости классов для школ национальных меньшинств".

Противники реформы также подчеркивают, что акции ненасильственного сопротивления будут продолжены до тех пор, "пока так называемая "реформа-2004" не будет отменена". Съезд поручил редакционной комиссии в течение 3 дней передать для публикации принятые "за основу" документы с учетом высказанных делегатами предложений, а в течение двух недель разослать документы адресатам. Делегаты форума также утвердили новый состав "переговорной группы" из 12 человек, поручив ей вести переговоры от имени съезда, "добиваясь от руководства Латвийской республики и международных правозащитных организаций исполнения требований, изложенных в документах Съезда". Соответственно и срок полномочий "переговорной группы" - до следующего съезда, но не более, чем на один год.