Избирательная система, сложившаяся в Дагестане в 90-е годы, имела ряд уникальных, неизвестных никакому другому российскому региону особенностей. С какими трудностями сталкивается ныне ее реформирование?

Реформирование связано в первую очередь с новой нормой федерального законодательства, по которой региональные парламенты на 50% должны формироваться по партийным спискам. Сама идея партийного представительства находится в русле политики федеральных властей, стремящихся повысить роль партий в жизни общества, и мы эту политику поддерживаем. Другое дело, что у нас в Дагестане на любых выборах большую роль играет национальный фактор. Чтобы выборы не становились поводом для осложнения отношений между дагестанскими народами, у нас была принята так называемая система национальных квот. А именно, за большинством избирательных округов на выборах в Народное Собрание было закреплено по нескольку мандатов, при этом один мандат был "свободным", а на другие могли претендовать только кандидаты какой-то определенной национальности. Таким образом обеспечивалось представительство всех народов республики в парламенте.

В последние годы избирательная система в Дагестане несколько раз пересматривалась, что было связано в первую очередь с изменением выборного законодательства на федеральном уровне. При разработке республиканского законодательства было много споров, поскольку принятие адаптированной к особенностям нашего многонационального общества избирательной системы крайне сложно: подвести к общему знаменателю все наше своеобразие - задача далеко непростая. Для выработки согласованного решения была создана Конституционная комиссия, которая исходила из того, что наша республика - не федеративное, а унитарное политическое образование, следовательно, парламент должен быть однопалатным.

Разумеется, избирательная система должна способствовать продвижению к гражданскому обществу. Поэтому обязательным является участие в выборах политических партий. Согласно принятому Закону, с марта 2007 года Народное Собрание сформируется из 72 депутатов, половина из которых будут избраны по партийным спискам через единый республиканский избирательный округ.

В то же время наша республика многообразна в национальном и региональном плане, противоречия в этих сферах полностью не были сняты, в частности, они ощутимо проявлялись в выборных кампаниях. Избирательная система должна позволять избирателям реализовать свои интересы и политическую волю, в том числе, находясь в меньшинстве. Особенно это актуально для мест смешанного проживания населения. Поэтому и в обновленном Законе о выборах народных депутатов сохранены те факторы из предыдущих избирательных законодательств, которые сыграли стабилизирующую роль. В частности, сочетание национального и регионального представительств в однопалатном парламенте, что успешно замещает двупалатность, на которой настаивали отдельные политики.

Есть ли сегодня в Дагестане объективные межнациональные противоречия?

У нас в республике межнациональных противоречий нет, есть проблемы народов, проживающих на территории Дагестана. Дагестан, как вы знаете, населяют многие нации и народности. Спокойствие и стабильность в Дагестане - это немалое достижение нынешнего политического руководства республики. В своей работе мы исходим из принципа, что попытки разрешить конфликты должны быть такими же многосторонними, как и сами конфликты, ни одна из разнообразных причин их возникновения не должна быть упущена из виду. А это означает, что пакеты мер должны быть направлены на разрешение политических, социальных и экономических проблем. Проблемы всех народов в целом и каждого в отдельности в многонациональном Дагестане очень важны, но решать проблему одного из народов без учета интересов других народов и единства Дагестана - невозможно. По этому принципу и строится стратегия национальной политики Дагестана: единство и территориальная целостность Дагестана, решение проблем каждого народа с учетом интересов всех народов Дагестана, совершенствование федеративных отношений в составе РФ, борьба за сохранение мира, стабильности в условиях добрососедства с дружественными нам соседями. В достижении этих целей с учетом складывающейся ситуации тактика всегда совершенствуется.

Поэтому еще раз хочу подчеркнуть, что как таковых межнациональных конфликтов в Дагестане нет, народы нашей республики мирно живут бок о бок тысячелетиями. Есть, конечно, некоторые очаги напряженности, которые, без должного к ним внимания, способны серьезно испортить межнациональный климат. В первую очередь это Новолакский район. Напомню, что до 1944 года в этом районе (тогда он назывался Ауховским) жили чеченцы, а после их депортации, для того, чтобы не оставлять бесхозными земельные угодья, в район насильственно переселили с гор несколько тысяч лакцев. В начале 90-х годов чеченцы поставили вопрос о том, чтобы им дали возможность вновь проживать в районе.

Программа реабилитации дагестанских чеченцев имеет три направленности: социальную, культурную и территориальную. В части социальной и культурной реабилитации чеченцам созданы равные со всеми другими жителями республики условия и возможности для национального развития, реализации всех прав и свобод, гарантированных действующим законодательством, а также осуществления гражданских обрядов и культовых ритуалов. На чеченском языке ведется республиканская радиопередача, издается республиканская газета "Нийсо-Дагестан". В 42 школах изучается чеченский язык. В двух районах работают 4 специальные школы для чеченских детей. В Дагестанском госуниверситете и в Хасавюртовском педучилище готовятся кадры для преподавания чеченского языка.

В части территориальной реабилитации Съезд народных депутатов Дагестана принял принципиальное решение о восстановлении Ауховского района, принята соответствующая Программа. Такой вариант устраивал и по-прежнему устраивает все стороны, однако его реализация сильно затягивается. Для республиканского бюджета решение проблемы с предоставлением лакцам альтернативного места проживания - не по силам. По всероссийским масштабам, дело это не такое уж и сложное, хотя мы понимаем, что у федерального центра хватает других проблем.

Для выполнения Программы предстоит переселить девять населенных пунктов с 3800 хозяйствами и численностью лакского населения в 13 тыс. человек, построив для них на новых землях девять населенных пунктов. Сегодня на новое место жительства переселились населенные пункты Ахар, Шушия Новолакского района. Подготовлено к переселению третье село - Дучи. С 2003г. начата выплата единовременного пособия на хозяйственное обзаведение переселившимся на новое место жительства лакским семьям и компенсаций за несохранившиеся домостроения дагестанским чеченцам.

Проблема репрессированных народов - это одна из наиболее сложных и острых проблем в сфере национальной политики Республики Дагестан. В решении этой архиважной задачи имеется ряд серьезных проблем, требующих повышенного внимания и участия со стороны федеральных органов исполнительной власти. До сих пор не решен вопрос по утверждению сроков выполнения всего комплекса работ по переселению лакского населения Новолакского района на новое место жительства, а также оценка потребности в финансовых средствах на реализацию Программы со стороны федеральных органов.

В канун переписи 2002 года много говорилось о том, что ряд этнических групп Дагестана заявят о своем статусе отдельных народов, и это может привести к определенным осложнениям. Удалось ли их избежать?

На территории Республики Дагестан перепись населения 2002 года проводилась на основании федеральных законодательных актов и пункта 1 статьи 26 Конституции РФ, в соответствии с которыми ответы населения на вопрос о национальной принадлежности записывались точно со слов опрашиваемых. Каких-либо отклонений от данной установленной нормы в период проведения переписи на территории республики зафиксировано не было.

Если при проведении последних советских переписей такие народы, как андийцы, бежтинцы, дидойцы, кубачинцы, кайтагцы, не могли "записываться" под своим именем (их в обязательном порядке причисляли к некоторым крупным народам нашей республики), то теперь им не чинили никаких препятствий в обретении нового статуса. Если они захотят зарегистрировать национально-культурную автономию, как это у нас уже сделали ногайцы - уверен, все в республике тоже будут только за. У республиканских властей нет ресурсов для того, чтобы принимать какие-то масштабные программы возрождения малых народов, но ту поддержку, которую можем, мы им окажем.

Еще несколько лет назад большой опасностью для Дагестана признавалась деятельность в республике зарубежных исламских фондов, которые нередко спонсировали ваххабитов. Насколько активно сегодня зарубежное влияние на дагестанский ислам?

Прямое финансовое влияние сейчас стало существенно слабее, но опосредованное влияние достаточно велико. Более того - с ним так или иначе связаны последние конфликты среди наших мусульман. И дело здесь вовсе не обязательно в ваххабизме. У нас сегодня до полутора тысяч молодых людей получают исламское образование за рубежом. К сожалению, эффективного влияния на этот процесс государственные структуры пока не оказывают - молодой человек получает приглашение на учебу, оформляет заграничный паспорт и выезжает. А потом мы получаем то, что все видели недавно в Дербенте - имамы (лидеры мусульманских общин) начинают конфликтовать друг с другом: они просто получали образование в разных местах и по-разному усвоили некоторые аспекты мусульманского вероучения. Но в конфликт оказываются втянутыми, намеренно или спонтанно, простые верующие, что подчас приводит к серьезным беспорядкам. Поэтому необходимо понимать, что в сегодняшних условиях учеба в мусульманских университетах за рубежом - не просто личное молодого человека, это, хотим мы или нет, государственная проблема.

Проблема религиозного образования имеет два аспекта: это вопрос изучения религии в школе, а также проблема подготовки служителей культа. Всего в нашей республике сейчас 17 действующих исламских вузов, 52 их филиала, 141 средних медресе, 324 начальных школ по чтению Корана. Этим обучением всего охвачено 15500 человек. Из них в вузах обучаются более 3 тысяч человек, в филиалах - около 3 тысяч, в средних медресе - более 5400 человек, в начальных школах- более 4300 человек.

Подавляющее большинство преподавателей в местных религиозных учебных заведениях составляют люди до 40-45 лет. По уровню светского образования из них 7% - с высшим, 93% - со средним и неполным средним. По уровню духовного образования: 78% - с высшим, 22% - со средним. Качественный уровень образования в вузах неодинаков, фактически, по уровню преподавания большинство вузов можно отнести к медресе.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере религиозного образования в республике не обеспечивает подготовку специалистов необходимого уровня. Основной контингент преподавательского состава высших исламских заведений не отвечает соответствующим требованиям, многие из них являются выпускниками тех заведений, где преподают, или получили образование самостоятельно в годы советской власти. Для ведения преподавательской деятельности в вузах этого недостаточно. Ряд дагестанцев- выпускников зарубежных исламских вузов опасаются или не имеют желания возвращаться на родину: в кругу сельчан и знакомых негласно и порой необоснованно их объявляют носителями идей ваххабизма и экстремизма. Поэтому для определения приоритетов в этой сфере необходима четкая координация деятельности государственных и религиозных организаций, чтобы в полной мере использовать созидательный духовно-нравственный потенциал религии в интересах личности, общества и государства.