Известный владимирский политолог Роман Евстифеев высказал корреспонденту ИА REGNUM свое мнение о последних законотворческих инициативах.

ИА REGNUM: Роман Владимирович, недавно во втором чтении принят закон о выборах депутатов Госдумы РФ. Он вновь разрешает лицам, возглавившим федеральный или региональный список партии на выборах в Госдуму, отказывались позднее от мандата. Также в Думу внесен закон, устанавливающий один день в марте (и один запасной в октябре), когда должны проходить все региональные выборы. Как вы относитесь к этим изменениям?

Изменения, касающиеся избирательной системы, страдают определенно неполнотой, которые пока не дают ощутить все величие замысла реформаторов. Но нетрудно этот замысел восстановить. Все предлагаемые изменения (единый день для голосования на региональном и муниципальном уровне, "императивный мандат", исключение из предвыборных кампаний избирательных блоков и т.д.) целесообразно дополнить следующими положениями: необходимо просто перечислить в законе конкретные партии, имеющие право участвовать в выборах (чтобы меня, не дай бог, не заподозрили в политическом плюрализме, добавлю, что впоследствии в законе о выборах, конечно, останется одна партия). То, что возглавлять партийные списки могут люди, не собирающиеся работать в Думе - так это тоже правильно, только опять-таки не до конца сказано. Далее, думаю, эти списки вообще надо один раз и навсегда утверждать законом (а лучше Указом Президента). Это, по крайней мере, честнее и дешевле, чем согласовывать все списки в администрации того же Президента. Что касается единого дня выборов, то против этого возразить нечего, не могу удержаться, чтобы не предложить сразу в законе прописать и результаты этих выборов. Чтоб стабильность была и враги российской государственности (внешние и внутренние) от бессилья скрежетали зубами. Под этот скрежет и пойдем к светлому будущему.

А вообще, расскажу один исторический анекдот. В Первую мировую войну сидят в окопе под обстрелом русской артиллерии берлинец и венец. Берлинец оценивает ситуацию и говорит: "Положение серьезное, но небезнадежное". Венец отвечает: "Нет, положение безнадежное, но несерьезное!" Мне ближе венская версия оценки ситуации.