Многие мэры крупных городов в последнее время жалуются на изменение межбюджетных отношений, в результате которых доходная часть городского бюджета существенно сокращается. Как обстоит с этим дело в Махачкале?

У нас те же законы, что по всей России. Наш городской бюджет тоже существенно потерял в новых условиях. Мы ищем выход из сложившейся ситуации, находим собственные источники пополнения бюджета. Это в основном повышение эффективности управления муниципальной собственностью (землей и имуществом), а также проведение мероприятий по уточнению и инвентаризации налогооблагаемой базы, в том числе по местным имущественным налогам для оказания содействия налоговой службе.

Какие в основном это источники?

В городе при нашем содействии активно развивается мелкий и средний бизнес, это - существенная налогооблагаемая база. Что касается крупных предприятий, то они в основном не являются муниципальной собственностью, но мы пытаемся стимулировать и их работу. Налоговые платежи в местный бюджет от субъектов малого предпринимательства в общей сумме налоговых доходов бюджет составляют более 15%. Количество субъектов малого предпринимательства: юридические лица - 2624, предприниматели без образования юридического лица - 11227.

В Махачкале довольно активно ведется строительства жилья. Кто в основном получает права застройщика?

Есть и местные, и "приезжие" кампании. Все решается на основе тендера, и изначальных предпочтений мы никому не даем. Конечно, важно, чтобы компания была состоятельной. А то иногда приходят к нам, спрашиваем: "Что у вас есть?" Говорят: "Лицензия". "А техника?" Ответ: "Возьмем в аренду". Но ведь затраты на аренду потом придется "отбивать" через цены на квартиры, то есть пострадают горожане. Мы такого не допускаем.

А из крупных участников строительного рынка в Дагестан сейчас приходит, например, московская компания "Корпорация развития территорий". Она будет реализовывать крупный инфраструктурный проект, в результате чего преобразится полоса земли между Махачкалой и ее городом-сателлитом - Каспийском.

Сейчас много говорится о программах ипотечного кредитования, а также о специальных программах строительства жилья для молодых семей. Вы видите их перспективу в Дагестане и, в частности, в Махачкале?

Мы пытаемся нащупать эти перспективы. Но пока то, что предлагается, честно говоря, большого энтузиазма не вызывает. Так, в программах строительства жилья для молодежи большой процент средств должен внести федеральный центр - а с этим скорее всего будут задержки. Кроме того, учитывая наши реальности, вероятно, что многие семьи будут испытывать проблемы с возвращением ипотечных кредитов. Было бы неплохо на федеральном уровне определить орган, координирующий всю жилищную политику, сделать один общефедеральный проект, но таким, чтобы он выполнялся на всех уровнях. Нужно открыть рынок для эффективного застройщика, перейти к новым финансовым механизмам, регулирующих рынок жилья. Нужно чтобы государство предоставляло гражданам на покупку жилья большие кредиты под малые проценты на длительные сроки. Без этого всё обернется долгостроем. Поэтому пока мы идем по другому пути. С одной стороны, строим жилье для тех, кто реально может его купить. В наших условиях те, кто реально может позволить себе ипотеку, могут позволить себе и "прямую" покупку квартиры. А с другой стороны, стараемся обеспечить жильем тех, кто нуждается в нем в первую очередь. Так, недавно у нас бесплатно получили квартиры 160 ветеранов Великой Отечественной войны.

Какой процент расходов по ЖКХ оплачивают жители Махачкалы?

У нас стопроцентная оплата, однако социально незащищенные получают помощь от города в виде субсидий. Несмотря на то, что федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе установлен в размере 22%, Администрация города с 1 ноября 2002 года установила максимальную долю собственных расходов граждан на услуги ЖКХ в размере 10%.

Одна из значимых реформ, которая сейчас происходит, - это реформа местного самоуправления, которая, как выясняется, связана с большими расходами. Каким образом она затронет Махачкалу?

У нас сформирована система местного самоуправления - три района плюс поселки. Никаких ее изменений, в частности - роста числа муниципальных образований в составе города, не предусмотрено.