В последние дни украинцев шокировал Гидрометцентр (с небес повалил снег) и Нацбанк Украины (НБУ) - с начала недели наличный доллар в украинских обменных пунктах потерял 8%! Ровно настолько обесценились за несколько дней валютные сбережения граждан, и естественным результатом блицкрига НБУ стала паника. Гордость по поводу внезапного укрепления национальной валюты, похоже, испытывает лишь премьер Юлия Тимошенко (ее комментарии на MIGnews.com.ua: "Это безусловно является реальной стоимостью гривны: гривна укрепляется вместе с укреплением власти в Украине. Что здесь плохого?"). Вызванный на ковер в Верховную Раду министр экономики Сергей Терехин, очевидно, не разделял оптимизма Тимошенко, вид имел бледный, говорил сбиваясь и сказал следующее: "Национальный банк сам не понимает, что он делает", "такая траектория должна была бы быть где-то в сентябре, а не в конце апреля". При этом сам Терехин полагает, что подобные действия Нацбанка "могут привести к панике на депозитном валютном рынке, к отсутствию возможности отсекания дополнительных денег, которые придут в первой декаде мая после выплат бюджетникам зарплат". Характерно, что финансовые эксперты MIGnews заявляют, что Нацбанк действовал по указке Кабмина: "Причинами столь резкого укрепления курса гривны по отношению к доллару, скорее всего, стали прямые директивы Кабмина Нацбанку. Это совершенно не похоже на действия НБУ, который в последние годы не допускал таких резких скачков курса и сглаживал все колебания". Наконец, оппозиция напрямую говорит о "спекуляциях со стороны власти, которая в данной ситуации сможет по дешевке скупить у населения валюту" и о "попытках вымывания денег из карманов украинских граждан, дабы покрыть дефицит бюджета".

"Трибуна" отмечает, что "рост гривны происходит на фоне роста инфляции, что, в общем-то, слабо кореллирует с экономическими теориями. И что макроэкономических оснований для такого роста (рост ВВП и промпроизводства по результатам первого квартала далеко не впечатляющ), тоже нет". В то же время "макроэкономические эксперты" "Трибуны" говорят о "стратегической неотвратимости" и указывают на опыт соседней Польши, "где курс доллара упал с 4,5 злотых за доллар до 3,5. Никаких проблем в Польше при этом не было, никаких негативных последствий. Было определенное приспособление к новым условиям, да и только".

"ProUa" наиболее правдоподобной полагает версию, согласно которой за укреплением гривны следует усматривать своеобразную маскировку инфляции в стране. "Если подсчитать изменение курса доллара с 20 по 21 апреля, мы получим цифру в 7,5%, то есть нынешний показатель инфляции в Украине. При этом прогноз инфляции в Украине на 2005 год Мирового банка составляет 7%, что создает некий запас. Таким образом, снижая курс доллара, правительство искусственно сдерживает инфляцию. При этом, однако, возникает несколько вопросов. Во-первых, Кабмин недавно официально подтвердил процесс инфляции в украинской экономике. В таком случае нынешняя ревальвация - процесс временный. После президентских выборов и наводнения страны валютной массой с off-shore валютный рынок имеет все предпосылки для ревальвации, тем более, что динамику перенасыщения рынка долларовой массой отмечают уже на протяжении нескольких лет. В связи с этим и укрепление национальной валюты можно рассматривать как временное и, что самое тревожное, - искусственное явление.... В который раз правительство в решении экономических вопросов прибегает к "игре в наперстки", пытаясь скрыть или хотя бы затормозить наступление полномасштабного кризиса. Минэкономики и Минфин не понимают действия Нацбанка, а Нацбанк плохо понимает свои собственные действия, навязанные правительством".

Между тем на сайте "Версий" о своем несогласии с идеей укрепления гривны заявил заместитель председателя Нацбанка Украины Сергей Яременко. Он сказал, что ревальвация в качестве инструмента борьбы с инфляцией может привести к негативным последствиям как для ценовой динамики, так и в плане притока долгосрочных инвестиций. По его словам, расчеты свидетельствуют, что ревальвация национальной валюты на 10% приводит к снижению инфляции на 2%. Но это срабатывает только в рыночных экономиках, тогда как в переходных может привести к дестабилизации на рынке. "Если Нацбанк девальвирует валюту, тогда завтра все пойдут ее продавать, зная, какой будет курс через некоторое время. Полученную в результате гривну обменяют на товары, что приведет к росту совокупного спроса. И, следовательно, к росту цен, с которым эта мера изначально была призвана бороться. Где же логика?" - задается вопросом Яременко.

Вывести некую общую составляющую из паники в обменниках, открещивающихся друг от друга комментариев Нацбанка, Терехина и Тимошенко, наконец, - из заведомого разнобоя экспертов вряд ли возможно. Но в таком контексте дорогого стоит сделанное накануне авторами "Киевского телеграфа" заключение о "скрытом от посторонних глаз конфликте" в правительстве Тимошенко "между левой идеологической направленностью нынешней команды и либеральным содержанием некоторых ее инициатив, подкинутых министром экономики. Именно Сергей Терехин является тем солдатом, который, по его мнению, идет в ногу, в то время как весь строй (правительство) - не в ногу. Не случайно он сохраняет депутатский мандат: вероятно, рассчитывает на скорое возвращение в парламент".

Итак, Терехин, по версии "Телеграфа" - "слабое звено", а "сильное звено", разумеется, Юлия Владимировна, которой приходится в одиночку "курировать бензиновую и дизельную войны, метить солярку для сельскохозяйственных производителей оранжевым цветом", а кроме того - лично возглавлять битву за урожай. Официальная версия отсрочки визита главы украинского правительства в Москву - посевная кампания: "Премьер-министр в белом пиджаке должен быть в поле и что-то там пахать, засеивать, увлажнять. Правда, если быть честным, как Луценко, то это правильное решение. Судя по последним вестям с полей, сеять абсолютно нечего, пахать, кроме Тимошенко, не на чем, все, что только можно, заложено. Новой районной и областной власти не до посевной. Она на митингах борется за кадровую справедливость".

Обозреватель киевского "Профиля" пошел еще дальше, объявив Тимошенко "единственным политиком в украинской политике" и проиллюстрировав это оригинальное положение подробной историей ее публичного восхождения (начиная с забытого, 10-летней давности скандала в Запорожском аэропорту, где у неё отобрали $26 000, и кончая ее триумфальным въездом в кабинет премьер-министра): "Мы видим госпожу Тимошенко спорящей о каких-то пошлинах и квотах на рыбу, обещающей дешёвое мясо к концу апреля и прочие её образы.... Юлия Владимировна вплотную занялась "народным хозяйством". Но вот что удивительно. Тимошенко говорит, что реприватизации не будет, а все уверены, что будет, или что Кабмин будет решать, кого реприватизировать, а кого - нет. То же самое и по другим позициям - несмотря на "мягкие" высказывания премьера, в обществе существует уверенность, что "Юля им покажет!.." Этот странный феномен объясняется очень просто: Юлия Владимировна - замечательный политик, она научилась главному принципу политики - делать то, что нужно, быть последовательным и не обращать внимания на обстоятельства.... Её интересует только текущая власть, по сути, власть ради власти.... Мне не удалось найти позитивной позиции Тимошенко, того, чего она хочет сама, независимо от обстоятельств. Я могу лишь судить о том, чего она не хочет и как намерена в связи с этим нежеланием действовать. Формулы Юлии Владимировны крайне расплывчаты и бессодержательны. Одно лишь намерение "заставить олигархов делиться" чего стоит! Кто такие олигархи? И почему они должны делиться? И, наконец, сколько они должны отдать, чтобы от них "отстали"? Увы, это и называется популизмом. И самое смешное, что мы имеем дело не с политиком, идущим на поводу у "желаний толпы", а с сугубо личной интерпретацией этих желаний, потому что чего-чего, а желания крови "олигархов" на Майдане не было".

"Деловая столица" озаглавила передовицу "Кто боится Юлию Тимошенко?", и, если верить авторам "ДС", более всего боятся мужественную женщину-премьера как раз таки в Кремле, именно поэтому российский генпрокурор решил напугать ее перед предстоящим визитом. Но если верить "Украинской правде", Юлия Тимошенко и действия ее правительства внушают тревогу как раз таки местным экономическим аналитикам: все предпринятые за последний месяц шаги украинского Кабмина отличаются "беспрецедентной антирыночностью". "Разница между правительством Тимошенко и правительством Януковича в том, что Тимошенко более энергична и (пока что!) не задействовала механизм налоговых проверок.... Все шаги, которые были сделаны, к сожалению, вряд ли позволят достичь желаемого результата. Наиболее вероятно, что с таким "экономическим адвокатом", как Тимошенко, украинцы проиграют и в краткосрочном, и долгосрочном плане. Потому что ее революционные действия не отличаются ни обоснованностью, ни легитимностью". Приговор этот последовал как результат анализа апрельской битвы "Тимошенко contra нефтетрейдеры". Анализ той же ситуации на сайте "ProUa" предполагает как минимум два объяснения происходящего: версия Кабмина - сговор нефтетрейдеров. И версия независимых экспертов: передел рынка.

"Версия о сговоре существенно уступает версии о том, что нынешний кризис может быть использован для передела рынка. Существует ряд политических факторов, оказывающих влияние на эти процессы. Прежде всего, речь идет о пересечении интересов сразу нескольких внутриполитических групп. С одной стороны - это группа, близкая к премьеру (Еремеев и др.), с другой - группа "Нефтегаза Украины" (Ивченко-Ульянченко). 19 апреля АМКУ возбудил дело о нарушении антимонопольного законодательства крупнейшими предприятиями нефтяной отрасли, однако уже 20 апреля заявил об отсутствии доказательств сговора. Несколько событий, произошедших в последние дни, только лишь усиливают мнение об управляемости кризиса и намерении властей осуществить передел рынка. 20 апреля Партия УНП заявила о необходимости наказать виновников нефтяного кризиса, но не текущего, а прошлого года. Таким образом, нефтетрейдеры, очевидно, будут отвечать сразу по двум обвинениям: прошлогодним и нынешним. Интересно также и то, что в опубликованном заявлении УНП просит соответствующие органы снизить влияние одной ФПГ на "Укрнафту". Этой ФПГ, очевидно, является "Приватбанк", контролирующий помимо этого НПЗ "Галичина", ООО "Сентоза", НПЗ "Нефтехимик Прикарпатья", "Нафта-Юг" и еще 8 областных нефтетрейдеров. Заявление УНП можно рассматривать как подготовку к созданию на базе "Укрнафты" вертикально-интегрированной нефтяной компании (ВИНК). В тот же день Юлия Тимошенко заявила о том, что через некоторое время "никаких монополий, которые не контролировались бы государством", в Украине не будет. Очевидно, что под категорию "контролируемая государством монополия" попадает именно ВИНК. На сегодняшний день для создания ВИНК необходим НПЗ, как у национальных нефтяных компаний в Китае (CNPC) и Японии (JNOC). Вопрос же строительства нового НПЗ стоимостью более 1 миллиарда долларов США еще более туманный, чем перспектива нефтепровода Одесса-Броды. Исходя из этого, единственным механизмом создания государственной монополии может быть передел собственности и возвращение в госсобственность части НПЗ".

Тем временем "Инвестгазета" в преддверии грядущих ста дней Тимошенко приводит малоутешительную официальную статистику: за первый квартал - т.е. фактически за срок работы правительства Тимошенко - темпы роста ВВП снизились вдвое, а объем промышленного производства - фактически в 2,5 раза.