Об основных положениях концепции пространственного развития Российской Федерации рассказали участники совещания по вопросам региональной политики.

С начала 2005 года в Министерстве регионального развития РФ был проведен ряд расширенных заседаний по вопросам определения региональных приоритетов развития и механизмов государственного управления. Участники заседаний решили, что необходимо дополнить существующие механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности регионов федеральной политикой развития так называемых регионов - "локомотивов роста", которые должны стать опорными, с точки зрения геостратегических интересов России.

Как отмечалось на совещании, в рамках развития федеративных отношений, муниципального управления и местного самоуправления разрабатывается нормативная и законодательная база разграничения полномочий и предметов ведения между уровнями государственной власти и местного самоуправления.

В марте 2005 года создана Межведомственная комиссия по разработке стратегии социально-экономического развития регионов РФ под председательством министра регионального развития Владимира Яковлева.

"Надежда на федеральные целевые программы и фонды регионального развития не оправдалась. ФЦП по сути превратились в адресные, а за последние годы не был запущен ни один крупный инфраструктурный проект", - констатировал Владимир Яковлев. По его словам, бюджетная политика федерального центра игнорирует вклад регионов в увеличение ВВП страны, в то время как другие государства достигли высоких темпов экономического развития именно за счет "опорных" регионов. Министр регионального развития утверждает, что на базе таких субъектов федерации (которых в России насчитывается от 10 до 13) нужно сформировать макрорегионы.

Против идеологии "выравнивания" выступил губернатор Пермской области Олег Чиркунов. "На данный момент регионам нужно знать намерен ли федеральный центр вмешиваться в процессы развития и поддерживать политику "выравнивания", либо предоставит регионам возможность решать эти вопросы самостоятельно, таким образом создавая "точки роста", - заявил он. - Я придерживаюсь варианта создания "точек роста", но наш Бюджетный кодекс изначально нацелен на выравнивание регионов".

Но по мнению О. Чиркунова, даже если федеральные структуры изменят политику и дадут свободу регионам, остается неясным как будет определен механизм распределения финансовых и бюджетных ресурсов. Если они будут предоставляться субъектам Федерации бесплатно, то вряд или их освоение пройдет эффективно.

О своем взгляде на поиск путей регионального развития корреспонденту ИА REGNUM рассказала директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич: "Сейчас государство перешло от децентрализации к сверхцентрализации. По мнению федеральных властей, все стоящие инициативы могут прийти только сверху. Министерство регионального развития было создано для того, чтобы эффективное региональное развитие осуществилось опять-таки сверху, но это не значит, что оно ничего не может сделать для улучшения положения субъектов Федерации. Эта структура будет иметь обратную связь с регионами, и если эту связь удастся отладить - честь ей и хвала".

"Сейчас в стране наблюдается эпидемия выравнивания, которая достигла немыслимых размеров - подчеркнула Н.Зубаревич. - Да, поддержать слабые регионы нужно, но не "перекормить" их, не сделать из этих территорий иждивенцев. По моему мнению, в России уже сформировались "продвинутые" регионы. В их число входит и Пермская область. А все потому, что к власти там пришел бизнес, который изначально нацелен на результат. Выступление Олега Чиркунова - это мнение человека, который знает проблему и имеет здравое суждение".