"Официальный Ереван сегодня просто обязан максимально конкретизировать грузинский вектор своей внешней политики, и предпринять все необходимые шаги для предотвращения полной ликвидации армянского элемента в Грузии, - заявил в интервью ИА REGNUM ереванский представитель Армянского национального общественного союза (АНОС) Эдуард Энфиеджян. - Отсутствие подобной стратегии чревато большей интенсификацией процесса массового уничтожения армянского культурного наследия в Грузии, и в конечном итоге - необратимым оттоком сотен тысяч армян из этой страны. К сожалению, на сегодня оснований нет полагать, что руководство Армении серьезно задумывается над этой проблемой. Более того, официальный Ереван практически никогда не теряет случая в очередной раз засвидетельствовать перед грузинскими властями свою нейтральную позицию на предмет осуществляемых, в частности, в Самцхе-Джавахетской провинции реформ. Об этом заявляли президент Армении, премьер-министр и спикер парламента. Таким образом, грузинским властям дан официальный карт-бланш в процессе осуществления всех преобразований по собственному усмотрению. Практически, Ереван и не ожидает от официального Тбилиси каких-либо гарантий безопасности и сохранности проживаемого в этом регионе 100 тысячного армянского населения, равно как и заверений по поводу государственной охраны нескольких десятков памятников армянской архитектуры. Вопрос же о возможных последствиях вывода расквартированной в Ахалкалаки 62 российской военной базы, вообще не обсуждается".

28 апреля председатель законодательного собрания Грузии Нино Бурджанадзе в очередной раз заявила, что руководство Армении считает вопрос вывода российских баз внутренним делом Грузии и не собирается вмешиваться в данный процесс.

"Очень важно, что эта позиция неоднократно фиксировалась властями Армении - подчеркнула Бурджанадзе на совместной со спикером парламента Армении Артуром Багдасаряном пресс-конференции. - Несколько недель назад об этом заявил и глава официального Еревана Роберт Кочарян. Сегодня, аналогичный подход демонстрирует и находящийся в Тбилиси армянский коллега".

Глава законодательной власти Армении, который, между прочим, в Тбилиси уже успел выслушать и нарекания от духовного предводителя грузин патриарха Илии Второго на предмет того, что армяне часто называют "своими" памятники грузинской христианской архитектуры, не стал оппонировать Нино Бурджанадзе: "Вывод российской базы из Ахалкалаки - внутренне дело Грузии, и Ереван не собирается комментировать этот процесс. Для официальных властей Армении, вопрос номер один - это социально-экономическое положение Самцхе-Джавахети, и мы знаем, что готовится конкретная программа по развитию региона. Я думаю, что граждане единого грузинского государства независимо от национальности должны уважать законы этой страны. И при этом, надо помнить, что в любом обществе есть определенные настроения, и мы должны спокойно относиться к этому".

Со стороны ряда политологов, визит председателя НС Армении в Тбилиси воспринимается в контексте нарастающей с марта месяца напряженности в Самцхе-Джавахетском крае и трактуется в русле прошедшей в начале апреля встречи между главами Армении и Грузии.

"Прошедший март был ознаменован не только беспрецедентной активностью на линии армяно-азербайджанского военного соприкосновения - перемирие нарушалось 43 раза - но и обострением ситуации в Самцхе-Джавахетской губернии Грузии, половина населения которой приходится на долю армян, - отметил в беседе с ИА REGNUM политолог Рафаэл Захарян. - В городе Ахалкалаки несколько раз были проведены митинги протеста на которых в числе основных требований к федеральным властям выдвигался пункт о нецелесообразности вывода дислоцированной в черте этого города 102 российской военной базы. Назначенный 2 марта новым уполномоченным президента Грузии в Самцхе-Джавахети, 31-летний Гиорги Хачидзе в ходе прошедшего месяца несколько раз вынужден был принимать в Ахалцихе представителей действующих в провинции армянских общественных организаций. В то же самое время резко обострилась ситуация вокруг памятников армянской средневековой архитектуры в Грузии, что в еще большей степени усугубило напряженность".

Уже 10 марта грузинским парламентом было принято постановление, суть которого сводилась фактически к ультиматуму - если до 15 мая Москва и Тбилиси не достигнут соглашения о приемлемых для грузинской стороны сроках вывода баз, Грузия потребует от России их вывода до 1 января 2006 года. Отметим, что в преддверии обозначенной даты, 10 мая планируется встреча Михаила Саакашвили с президентом США Джорджем Бушем, а 9 мая не исключена встреча грузинского лидера с главой России Владимиром Путиным в Москве.

13 марта в Ахалкалаки состоялся первый крупный митинг армянского большинства против вывода базы. Тогда же Москва заявила о том, что вывод дислоцированных в Батуми и Ахалкалаки военных баз может иметь место не раннее чем через 3-4 года.

22 марта вновь актуализировалась проблема возвращения в регион репрессированных в 1944 году турков-месхетинцев: как заявил в этот день Госминистр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Гиорги Хайндрава "пришло время агрессивной стратегии возвращения турков-месхетинцев". 31 марта в Ахалкалаки состоялся второй крупный митинг протеста.

Уже 2-4 апреля президент Грузии Михаил Саакашвили в спешном порядке вынужден был принять у себя в курортном Гудаури главу официального Еревана Роберта Кочаряна и заручиться его поддержкой на предмет невмешательства Армении в данные процессы. Вывод российской базы - это внутреннее дело Грузии, и Армения не намерена вмешиваться в ход событий и комментировать процесс", - заявил в Гудаури Роберт Кочарян. Тем не менее, заявление главы Армении не сгладило обстановку: 7 апреля Ахалкалакский районный Совет принял постановление о необходимости придания армянскому языку статуса государственного на территории Джавахетского края, в который входят Ахалкалакский и Ниноцминдовский районы. Несколько позже, в адрес грузинских властей поступило обращение с призывом признать и осудить Геноцид армян в Турции.

"Подобного рода требования ни в коей мере нельзя воспринимать в качестве проявления сепаратизма, - отметил ИА REGNUM в Ахалкалаки первый префект района Самвел Петросян. - Такие призывы продиктованы исключительно из соображений жизненной необходимости обеспечения безопасности армянского населения губернии, которое, увы, не имеет оснований считать себя гарантированным от всевозможного ущемления своих гражданских прав. Народ прекрасно помнит осуществляемую в период президентства Звиада Гамсахурдии крайне агрессивную политику в его отношении, направленную на полное выживание армянского элемента из региона. В условиях государственной стратегии - "Грузия для грузин" армянам тогда только силой оружия удалось отстоять свои права на жизнь. Замещение российской базы подразделениями грузинской армии, в составе которой всегда могут быть и турецкие инспектора, не в состоянии гарантировать безопасность армян. Прецеденты, к сожалению, имели место всегда, и это касается не только первого периода независимости современной Грузии. На этой территории жаркие баталии между армянами и грузинами разгорались еще в 1918-1920 гг. Наше старшее поколение хорошо помнит и период Великой Отечественной войны, когда дислоцированная здесь, на турецкой границе "грузинская дивизия" занималась разбоем, грабежом и ущемлением армянского населения. Именно, поэтому мы сегодня имеем право - знать официальную позицию властей Грузии, и только в этом контексте следует воспринимать выдвигаемые населением губернии требования. Они, как индикатор отношения официального Тбилиси к исторически проживающим на этой территории армянам".

"Армянское население региона никогда не сможет согласиться с выводом российских войск, - заявлил ИА REGNUM еще в январе 2004 года председатель управы Ахалкалакского района Артур Еремян. -Функционирование базы имеет неоценимое психологическое, стратегическое и экономическое значение. В сознании населения она является главным гарантом нашей безопасности, помимо того - на базе служат наши дети, а на гражданских должностях работает более 1000 наших сограждан. Российская военная база в Ахалкалаки - самодостаточная политическая и хозяйственная инфраструктура, которая на сегодняшний день просто не имеет альтернативы".

7 апреля 2005 года, во время своей беседы с корреспондентом ИА REGNUM Артур Еремян был уже менее категоричен: "Вопрос базы решен еще в 1999 году и он находится в ведение президентов РФ и Грузии. Они и должны обозначить сроки вывода. Думаю, что проводимые в Ахалкалаки митинги, не в состоянии и не вправе изменить решение Стамбульского саммита. Никто, кроме Москвы и Тбилиси не может сегодня повлиять на вопрос, так как судьба базы уже известна. Ее больше не будет".

Ахалкалакская военная база - старейшая российская дислокация на территории Грузии. 24 июля 1828, когда русские войска под командованием генерала Паскевича заняли Ахалкалаки, в городе еще стояли двухэтажная цитадель, сорок домов, два деревянных магазина, казармы гарнизона, склады оружия и продовольствия, караван-сарай, мечеть, минарет, поврежденные бани и т. д. На месте турецкого гарнизона и был разбит русский военный лагерь - предтеча современной базы.

На протяжении долгого времени спецификой региона являлось наличие в городе Ахалкалаки военной базы России. Сегодня это одна из двух расквартированных в Грузии российских баз. Вторая дислоцирована в столице Аджарии Батуми. Расстояние между Ахалкалаки и Батуми - около 300 км. По данным 2001 г. на двух базах проходили службу около 4.000 российских военнослужащих, находились 153 танка, 241 бронемашина, 140 артиллерийских установок и 35 единиц авиатехники. В последние два года арсенал баз претерпел незначительные изменения. Некоторое количество военной техники из Ахалкалаки было переброшено на расположенную в 100 км к югу военную базу России в Армении в городе Гюмри. В марте 2005 г. российская газета "Коммерсант" распространила сообщение о том, что "наиболее вероятный срок вывода российской базы из Ахалкалаки - 2007 год, после чего весь личный состав и вооружение будут дислоцированы близ 102 военной базы в Гюмри". Согласно источнику, Ереван полностью содействует этому намерению с условием, что этим должен быть решен вопрос транспортной блокады Армении.

Некоторые армянские политологи не исключают возможность того, что нейтральная позиция Еревана по данному вопросу основывается на наличии некой договоренности с грузинскими властями относительно открытия абхазского участка железной дороги. По их мнению, Грузия в настоящее время блокирует Армению ничуть ни в меньшей степени, чем Азербайджан или Турция. Любопытно, что еще в 2004 году, президент Армении Роберт Кочарян, в этой связи заявил, что замораживание со стороны Тбилиси грузино-абхазской железной дороги, не может блокировать Абхазию, которая связана с Россией непосредственным железнодорожным и автомобильным сообщением, и, помимо прочего, имеет выход к морю. "Такой блокады не бывает, - подчеркнул Роберт Кочарян в Ереване, на встрече с Михаилом Саакашвили. - Единственная страна, которая действительно несет реальные убытки от этой своеобразной блокады - Армения".

"Но, если даже существует договоренность по данному, право же, важнейшему для Армении вопросу, то не приводит ли в жертву официальный Ереван армянское население Самцхе-Джавахетии, - вопрошает житель Ахалкалаки Роберт Казарян. - Очевидно, ведь, что Тбилиси преследует цель разрушить армянский хребет губернии, и осуществляет этот план по всем направлениям".

"Грузинские власти всячески пытаются представить военную базу в качестве экономической инфраструктуры, а не гаранта безопасности армянского населения, - отметил ИА REGNUM председатель функционирующего в Ахалцихе Армянского национального общественного союза (АНОС) Людвиг Петросян. - Однако, это в первую очередь именно гарант нашей безопасности. Требование армян, заключается в получении новых и равновеликих гарантий безопасности".

"Конечно, отдельные армянские семьи, действительно обеспечивают свой заработок работая именно в структуре базы, - подчеркивает в нашей беседе Самвел Петросян. - Но нельзя на примере только одной тысячи людей, утверждать, что база решает экономические и социальные проблемы более одной сотни тысяч армян провинции. База была и есть гарант нашей безопасности. Утверждения официального Тбилиси о том, что грузинские подразделения в состоянии стать подобным гарантом - просто беспочвенны. Мы видели их настроения в период Звиада Гамсахурдии, а с тех пор политика в отношении армян никаких принципиальных изменений не претерпела".

В качестве гарантий, которые в состоянии точно определить позицию официального Тбилиси в отношении, в частности, к армянскому населению наши собеседники отмечают предоставление Джавахети "культурной автономии" и признание Грузией Геноцида армян в Турции.

"История независимой Грузии свидетельствует о том, что федеральный центр не в состоянии решать наши проблемы и способен только усугублять их, - подчеркнул в этой связи житель Ахаклалаки Сейран Маргарян. - В течение этого времени в Грузии сменилось три президента и семь его уполномоченных по Самцхе-Джавахети. За то же самое время вдвое сократилось количество армянского населения, уничтожение армянских архитектурных памятников приняло широчайшие формы, а в армянских школах запретили проходить историю Армении. Поэтому наши требования обоснованы, и даже жизненно необходимы. В противном случае, через несколько лет в этом крае не останется ни одного армянина".