Перемирие продолжает нарушаться. В ПАСЕ создан комитет по решению проблемы Нагорного Карабаха. Встречи и переговоры. Международная конференция в Цахкадзоре: демократия и интеграция решат карабахскую проблему? Взгляды оппозиции. Степанакерт.

Перемирие продолжает нарушаться

По сообщению бакинской "525-й газеты", в ночь на 20 апреля в 23.00 армянские вооруженные формирования подвергли массированному обстрелу позиции азербайджанских сил в районе села Баш Гервенд Агдамского района. Этой же ночью, с 02.00 до 03.00, армянские вооруженные формирования подвергли обстрелу позиции АР в районе села Мирашелли Агдамского района. В результате ответного огня противник вынужден был прекратить обстрелы. В то же время газета сообщает, что министерство обороны (МО) Азербайджана не подтвердило это сообщение.

Day.Az передает, что в ночь с 24 на 25 апреля с 22.55 до 01.20 подразделения армянских вооруженных сил с точек, расположенных на полкилометра западнее села Шыхлар Агдамского района, обстреляли из автоматов и пулеметов позиции азербайджанских вооруженных сил (ВС), дислоцированные в окрестностях Шыхлара. С 05.00 до 05.15, находясь в 4 километрах юго-западнее села Гарадаглы Агдамского района, подвергли обстрелу позиции азербайджанских вооруженных сил в Гарадаглы. Жертв нет.

Day.Az передает также, что 25 апреля с 19.30 до 19.35 армянские вооруженные силы со своих позиций, расположенных на юго-востоке "оккупированного" села Джавахирли Агдамского района, обстреляли из автоматов и пулеметов позиции вооруженных сил Азербайджана, дислоцированные на участке села Ахмедагалы данного района, с 23.05 до 23.50 с позиций, расположенных на северо-востоке "оккупированного" села Талыш Геранбойского района, - позиции вооруженных сил Азербайджана, дислоцированные в селах Газахлар, Тап и Гырмызы Саггаллар этого же района.

26 апреля подразделения армянских вооруженных сил с 22.40 до 03.00 с позиций в 0,5 километрах восточнее села Шурабад Агдамского района обстреляли из автоматов и пулеметов расположенные на востоке того же села позиции азербайджанской армии, сообщает бакинская "525-я газета". Помимо этого, в тот же промежуток времени части армянских вооруженных сил с позиций, находящихся в 1,8 километрах северо-восточнее "оккупированного" села Шихлар, в 1,4 километрах от села Аяггарванд, в 0,3 километрах восточнее села Намирли Агдамского района подвергли автоматному и пулеметному обстрелу расположения азербайджанской армии на востоке села Намирли. Во всех случаях обстрел был подавлен ответным огнем. Жертв нет.

Со стороны Азербайджана участились обстрелы участка дороги Иджеван-Ноемберян. Как сообщили агентству "АРКА" в пресс-службе министерства обороны Армении, об этом заявил губернатор Тавушской области Армении Армен Гуларян во время брифинга 26 апреля в марзпетаране Тавуша с участием полевых помощников личного представителя действующего председателя ОБСЕ Имре Палатинуса, Александра Самарского и Питера Кея, командиров военных частей. В ответ на вопрос Имре Палатинуса, с чем связано подобное агрессивное поведение Азербайджана, А. Гуларян ответил, что либо азербайджанская сторона не может контролировать свои вооруженные силы, что маловероятно, либо это результат воинственных заявлений властей Азербайджана. По завершении брифинга состоялся визит группы на место проведения мониторинга линии соприкосновения вооруженных сил противных сторон, где посредством связи между представителями ОБСЕ в Армении и Азербайджане состоялся радиомониторинг, в результате которого командиры военных частей по обе стороны границы дали гарантии безопасности.

Газета "Голос Армении" публикует полученное из Азербайджана письмо, подписанное псевдонимом "К. Дамирли". Автор пишет: "Военные, призывая общественность к решению карабахского вопроса военным путем, думают лишь о своих погонах и занимаемой должности. Генералы и высокопоставленные чиновники, призывая решить карабахскую проблему военным путем, ссылаясь на боеспособную национальную армию, или не знают, что творится в вооруженных силах Азербайджана, или же делают вид, что в армии существует закон и порядок. Говоря о боеспособной армии, наверняка командование ВС Азербайджана имеет в виду именно ту армию, в которой ежемесячно в результате неуставных отношений гибнут от 10-15 солдат срочной службы. Речь идет именно о той боеспособной армии, в которой в результате так называемых "перестрелок с армянской стороной" наши несут многочисленные потери.... При каждой гибели наших солдат пресс-служба МО Азербайджана заявляет о павших за Родину, защитивших неприкосновенность наших границ, и это стандартная официальная версия гибели солдат, хотя в основном они гибнут от выстрелов своих же сослуживцев и командиров, от различных побоев и недоедания, от антисанитарии, которая царит в воинских частях". Дамирли обращает внимание на появление в рядах вооруженных сил сексуальных меньшинств и приводит примеры убийств на сексуальной почве. "Естественно, министр обороны Азербайджана Сафар Абиев может позволить себе заявить о боеспособной армии, поскольку он ни разу не побывал в приграничных районах и не знает тех невыносимых условий, в которых несут службу наши восемнадцатилетние подростки. По понятным причинам министр обороны Азербайджана по долгу своей службы обязан подчеркнуть, что азербайджанская армия боеспособна и в состоянии "военным путем вернуть утерянные земли". Но, спрашивает автор письма, готовы ли азербайджанские солдаты воевать, и пишет далее о поборах, имеющих место в частях азербайджанской армии. "Знают ли в Азербайджане, что в каждом госпитале одновременно находятся на лечении более 150 больных, зачастую из-за невыносимых санитарно-гигиенических условий или в результате побоев и неуставных взаимоотношений?... Из-за невыносимых санитарно-гигиенических условий ежемесячно в госпиталях МО Азербайджана лечатся 150-160 военнослужащих от таких заболеваний, как пневмония, туберкулез, почечная недостаточность, желтуха, краснуха, цирроз печени, сердечная недостаточность". Дамирли отмечает, что генералитет обо всем этом знает, "но призыв общественности к решению карабахского вопроса военным путем даст возможность некоторым генералам нажить богатства чужой кровью". "Поэтому возникает вопрос: "Стоит ли воевать?" А он тянет за собой следующий: "А стоит ли служить в армии, где царят безвластие и хаос?" И прежде чем ответить на эти вопросы, каждый родитель должен сам себе задать их. Ответив на них хладнокровно, кто решится отправить своих сыновей на верную гибель в армию? Господа в генеральских мундирах должны отдавать себе отчет: азербайджанские солдаты за ними не пойдут. Впрочем, наши старшие офицеры не очень-то жаждут воевать..."

Как передает агентство "Де-Факто", генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис указал на недопустимость применения силы для разрешения нагорно-карабахского конфликта. "Я ни на минуту не допускаю, что доклад Дэвида Аткинсона по Нагорному Карабаху для кого-то может послужить предлогом к применению насилия. Наоборот, в докладе отмечается, что применение силы не является способом разрешения карабахского конфликта", - заявил Дэвис на пресс-конференции в Страсбурге. По словам генсека СЕ, если какая-либо из сторон начнет военные действия в зоне карабахского конфликта, Совет министров СЕ мгновенно отреагирует на это и примет превентивные меры, не дожидаясь решения ПАСЕ. Тэрри Дэвис напомнил, что мандатом на посредничество в карабахском урегулировании обладает Минская группа ОБСЕ (МГ). Совет Европы не намерен ее подменять, а лишь пытается поддержать международных посредников и помочь им. Дэвис подчеркнул, что урегулирование, по возможности - скорейшее, в интересах как Армении, так и Азербайджана.

В ПАСЕ создан комитет по решению проблемы Нагорного Карабаха

На основе доклада, подготовленного докладчиком ПАСЕ Дэвидом Аткинсоном относительно Нагорного Карабаха в соответствии с принятой в январе этого года в ПАСЕ резолюцией, 25 апреля бюро ассамблеи создало временный комитет по Нагорному Карабаху. Председателем этого комитета избран британский депутат, бывший председатель ПАСЕ лорд Рассел Джонстон. Как прокомментировал в интервью корреспонденту "Кавказского узла" карабахский аналитик Давид Бабаян, факт создания комитета ПАСЕ еще раз свидетельствует об активизации Европы в зоне нагорно-карабахского конфликта и намерении сыграть значительную роль в его урегулировании. Относительно назначенного на должность главы комитета Рассела Джонстона Д. Бабаян заметил, что "назначение следует рассматривать с точки зрения того, что главные акценты в деятельности комитета будут ставиться на права человека". "Для карабахской стороны это более чем позитивный элемент, тем более очевидно, что рассмотрение карабахского конфликта постепенно переводится из политической плоскости в плоскость прав человека".

Встречи и переговоры

Президент Армении Роберт Кочарян встретился 22 апреля с сопредседателем Минской группы ОБСЕ от Франции Бернаром Фасье. Как сообщает агентство "АРКА", в ходе встречи были обсуждены вопросы, связанные с нынешним этапом процесса урегулирования карабахского конфликта.

25 апреля президент Азербайджана Ильхам Алиев принял у себя главного советника государственного департамента США по вопросам Евразии, сопредседателя Минской группы ОБСЕ Стивена Манна, сообщает Day.Az. В числе других вопросов были обсуждены также вопросы урегулирования карабахского конфликта.

Как сообщает азербайджанская служба радио "Свобода", 27 апреля во Франкфурте состоялась встреча сопредседателей Минской группы ОБСЕ с министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым. На встрече присутствовал также личный представитель генерального секретаря ОБСЕ Анджей Каспршик. По словам Мамедъярова, во Франкфурте был продолжен Пражский процесс. "Это был еще один шаг в переговорном процессе. Мы обсудили те вопросы, которые были затронуты 15 апреля в Лондоне. Во Франкфурте был отмечен определенный прогресс, однако между сторонами сохраняются пока серьезные разногласия". Одним из обсуждавшихся во Франкфурте вопросов был вопрос организации встречи президентов Ильхама Алиева и Роберта Кочаряна. Дело в том, что в мае два президента, даже если и не будут проводить переговоры, как минимум два раза в одни и те же дни будут в одних и тех же городах: сначала они в 9 мая в Москве примут участие в мероприятиях, посвященных 60-летию победы в Великой Отечественной войне, потом 15-16 мая в Варшаве примут участие в саммите Совета Европы. Участники встречи во Франкфурте отметили, что отсутствие министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна не означает провала Пражского процесса, поскольку Кочарян в Париже встречался с Бернаром Фасье, а Алиев в Баку беседовал со Стивеном Манном. Это означает, передает "Свобода", что контакты в формате "сопредседатели-президенты" и "сопредседатели-министры" продолжаются. На днях, сообщает "Свобода", сопредседатели МГ ОБСЕ встретятся в Европе с Варданом Осканяном.

Замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов сообщил азербайджанскому телеканалу ATV, что в переговорном процессе выделено 6 вопросов: вывод армянских войск с "оккупированной" территории, возвращение на места проживания беженцев и перемещенных лиц, восстановление коммуникаций, восстановление региональных экономических связей и нормальных взаимоотношений между Арменией и Азербайджаном и, наконец, разрешение политических вопросов. По словам Азимова, эти 6 составляющих были выделены в ходе Пражского процесса и будут представлены сторонам для рассмотрения их на высшем уровне. Азимов высказал также несогласие со Стивеном Манном в том, что Пражский вопрос вступил во вторую фазу. "Для того чтобы переговоры вступили во вторую фазу, надо, чтобы на столе был проект будущего соглашения, над которым стороны были бы готовы работать. А подобного документа пока нет". В связи с отсутствием Вардана Осканяна на переговорах Азимов заявил, что Азербайджан от этого ничего не теряет. "Осканян в последнее время вообще избегает встреч. Подобное поведение объясняется тем, что официальный Ереван ничего не может противопоставить логичным, деловым и объективным аргументам Азербайджана".

Пресс-секретарь МИД РА Гамлет Гаспарян в телефонной беседе с газетой "Азг" сообщил, что договоренности о встрече между министром иностранных дел Армении и сопредседателями не было. Гаспарян отметил также, что пока точно не установлены дата и место встречи Вардана Осканяна и сопредседателей МГ ОБСЕ. Касаясь комментариев Араза Азимова в отношении отсутствия на переговорах Осканяна, газета пишет: "Учитывая, что в последнее время большая часть комментариев Азимова не соответствует или же частично соответствует действительности, следовало бы предположить, что в этом случае замминистра иностранных дел Азербайджана пытается ввести в заблуждение в первую очередь самих азербайджанцев".

Азербайджанские политологи поделились своими мнениями о встречах Осканян-Мамедъяров с бакинской "525-й газетой". Так, соучредитель блока "Новая политика" Эльдар Намазов считает бессмысленными встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана. "Учитывая позиции сторон, которые по принципиальным вопросам пока ни на йоту не сблизились, а также ситуацию накануне парламентских выборов в Азербайджане, можно с уверенностью сказать, что удобное время для компромиссов упущено", - заявил Намазов. Он отметил, что накануне выборов, когда напряженность возрастает, карабахская карта становится наиболее используемой во внутриполитической борьбе. "Окно возможностей для компромиссов в Азербайджане появится после выборов. Но это отнюдь не будет означать, что тогда у Армении будет возможность идти на какие-то уступки, учитывая тот факт, что в этой стране тоже имеет место сильное внутриполитическое противостояние", - сказал политолог. Намазов подчеркнул, что реальный прорыв в переговорах будет возможен только после того, как и в Армении, и в Азербайджане пройдут свободные, прозрачные и демократические выборы и будут сформированы легитимные правительства, которые будут подотчетны своим народам. Глава Центра политических технологий и инновации Мубариз Ахмедоглу напомнил, что Армения для урегулирования конфликта предлагала налаживание экономических отношений с Азербайджаном, а лишь потом достижение политического решения. Азербайджан же всегда считал важным достижение в первую очередь политического разрешения, после чего возможны любые формы экономического сотрудничества. "Но теперь, предложив Армении вариант, совмещающий в себе как политическую, так и экономическую составляющие, Азербайджан перехватил инициативу", - сказал Ахмедоглу. По его словам, предложение Баку предусматривает совместное использование Лачинского коридора как Арменией, так и Азербайджаном при параллельном ведении переговоров по политическому урегулированию. "Это - конкретное предложение, требующее конкретного ответа. Но армянская сторона не готова дать такой ответ, поэтому затягивает переговоры". По мнению политолога, это предложение Баку ввело Армению в замешательство, "и теперь они заняты придумыванием новой отговорки для своей общественности". По мнению Расима Мусабекова, единственным результатом этих переговоров может стать встреча президентов Азербайджана и Армении, проведение которой предусмотрено в Москве в рамках мероприятий, посвященных 60-летию победы над фашизмом. Что касается "избегания армянским министром прямых переговоров со своим азербайджанским коллегой", то Мусабеков считает, что Вардану Осканяну нечего сказать, так как у него нет полномочий принимать какие-либо решения. "Самим министрам нечего обсуждать между собой. Все их встречи сводятся к тому, что они по отдельности встречаются с сопредседателями Минской группы и высказывают им свои позиции. Впоследствии посредники пытаются объединить услышанное от сторон в нечто среднее", - сказал политолог.

"525-я газета" сообщает также о состоявшейся встрече во Франкфурте. Согласно газете, нынешний раунд переговоров посредников с главами МИД имеет целью подготовку к встрече президентов Азербайджана и Армении. По словам российского сопредседателя МГ Юрия Мерзлякова, есть ряд вопросов, делающих подобную встречу необходимой, и сопредседатели хотят обсудить эти вопросы с главами государств. Газета напоминает, что после лондонской встречи сопредседатели заявили о вступлении переговоров по урегулированию карабахского конфликта в очень деликатную фазу, что посредники приблизились к начальным шагам по достижению компромисса между сторонами и обратились к руководителям Азербайджана и Армении с призывом подготовить общественность обеих стран к ожидаемым компромиссам. Однако, пишет "525", секретное ведение переговоров не позволяет судить в целом о существе компромиссов и степени сближения позиций сторон. Лишь американский сопредседатель Стивен Манн в интервью "Интерфаксу" сказал, что сопредседатели не готовят революционных идей и предложений. Американский дипломат отметил невозможность изложения деталей из-за конфиденциальности переговоров, добавив лишь, что обсуждаемые элементы ранее в той или иной форме выносились на стол переговоров. "Так что незачем ожидать в этом каких-либо сюрпризов". В любом случае, пишет газета, большинство наблюдателей считает, что настал важный этап в процессе урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, и на этом этапе США отличаются особой активностью. Кроме того, отмечается, что во время своего визита в Грузию 10 мая президент США выступит с заявлением относительно урегулирования конфликтов на Южном Кавказе и выдвинет инициативы.

Газета "Айкакан жаманак", ссылаясь на осведомленные источники, пишет, что очередная встреча Кочарян-Алиев произойдет 16 или 17 мая в Варшаве, где в это время будет проходить саммит стран-членов Совета Европы. Газета не исключает, что на встрече могут присутствовать и руководители стран-членов Минской группы ОБСЕ - президенты Франции и России Жак Ширак и Владимир Путин. В целом, считает газета, в присутствии европейских лидеров Кочарян и Алиев могут быть более склонны к достижению конкретных договоренностей.

Международная конференция в Цахкадзоре: демократия и интеграция решат карабахскую проблему?

20-22 апреля в Цахкадзоре (Армения) прошла международная конференция на тему "Проблемы демократизации и стабильности на Южном Кавказе в контексте европейской политики нового соседства". Как сообщает ИА "Де-Факто", в конференции, организованной Центром политических и правовых исследований CONCORD, приняли участие представители некоторых политических партий, неправительственных организаций (НПО) и СМИ Армении, Азербайджана, Грузии, Нагорного Карабаха, Абхазии, Южной Осетии, ряда американских и европейских организаций, а также аккредитованных в Ереване дипломатических ведомств. "Де-Факто" отмечает, что практически во всех выступлениях акцентировалась мысль о важности интеграции стран Южного Кавказа в европейские структуры в ракурсе становления демократических и гражданских институтов в контексте мирного разрешения региональных конфликтов и укрепления стабильности и безопасности региона.

Руководитель Центра CONCORD, член правления Армянского общенационального движения (АОД) Давид Шахназарян подчеркнул, что нагорно-карабахский конфликт - ключевой конфликт на Южном Кавказе: "Он самый кровавый, самый взрывоопасный в плане вероятности широкомасштабных военных действий; здесь больше, чем где-либо, геополитических игроков, имеющих жизненно важные интересы, из-за этого конфликта перекрыто больше всего транспортных коммуникаций, это - самое большое препятствие в региональной интеграции, реализации общерегиональных проектов". По словам Шахназаряна, власти Армении и Азербайджана придерживаются позиции сохранения сегодняшнего статус-кво. "Конфликт - это институт сохранения власти. Уже несколько лет переговорного процесса нет, идет его имитация. Как только появляется возможность продвижения, в Азербайджане и Армении начинается антиармянская и антиазербайджанская пропаганда, формирование образа врага. Сегодня позиция официальных Баку и Еревана далека от реальной политики. Ильхам Алиев отказывается от компромиссов, требуя сначала вернуть все, что азербайджанцы потеряли. Роберт Кочарян настаивает на признании статуса Нагорного Карабаха. Пакетное решение нужно для сохранения существующей ситуации. Между тем, единственным решением конфликта является поэтапный вариант по принципу "территории за безопасность" с международными гарантиями и откладыванием на потом решения вопроса статуса Карабаха". Говоря о контролируемых Нагорным Карабахом (НК) территориях вокруг НК, Шахназарян подчеркнул, что "сегодня - это единственный фактор, обеспечивающий физическую безопасность народа Карабаха". "Если международное сообщество даст другие гарантии - политические, войска можно будет вывести. Гарантии сегодняшнего руководства Азербайджана мы не можем считать достаточными. Оно сегодня не в состоянии обеспечить права собственных граждан". Руководитель CONCORD призвал стороны "не слишком апеллировать к историческим аргументам". "Исторические аргументы эффективны в пропаганде. И пытаться, опираясь на историю, что-то сделать на политическом уровне - это тупик.... Наши проблемы - в недостаточном уровне развития демократии. Никогда ни один конфликт не решался. Конфликты вымирали при формировании определенных условий. Давайте попытаемся создать эти условия, объяснить нашим народам необходимость компромиссов. Геополитические процессы развиваются быстро, а мы возимся в своем шалаше".

По мнению Арифа Юнуса (Институт мира и демократии, Баку), нагорно-карабахский конфликт - это столкновение двух народов - армян и азербайджанцев, которые начали строить свои национальные государства. При этом Юнус на исключает возобновление боевых действий. "Сейчас просто наступила усталость от войны. Военная история знает, что больше 7-8 лет беспрерывно воевать нельзя. Народ устает и требуется энное время, чтобы прийти в себя, а дальше уже зависит от обстановки. Новые поколения могут начать боевые действия". А в целом, считает Ариф Юнус, война продолжается: стороны постоянно создают стереотипы, образы врага, продолжают апеллировать к истории, по-разному оценивают одни и те же события. "На всех конференциях идет борьба за Карабах, только уже в информационной сфере. Было бы продуктивным найти что-то общее, а наши дискуссии - это продолжение войны. Конечно, азербайджанская сторона не права, отказываясь от диалога с Нагорным Карабахом на самых разных уровнях. У нас даже не хотят в интернете почитать о том, как живут люди в Карабахе, который мы считаем своей территорией. В отличие от Грузии, в Армении и Азербайджане обсуждения идут на идеологическом уровне. Надо подумать о работе над документом, в котором будет не абстрактно говориться о демократизации того же НК, а разработаны конкретные шаги, пусть на уровне НПО". По приведенным Юнусом итогам соцопроса, в Азербайджане 40% - сторонники силового решения конфликта. 30% - противники, еще 30% - колеблющиеся. В ближайшие несколько лет войны не будет, потому что у сторонников силового решения нет явного перевеса - необходимы хотя бы 60-70%. "Сейчас в Азербайджане борьба идет за эти 30%". Между тем, опрос, проведенный совместно с армянской стороной, показал, что общественность в Армении и Азербайджане во многом одинаково смотрит на происходящее. В частности, в обеих странах считают, что разжигают анти- и истерические кампании проправительственные СМИ. Самое интересное, отмечает Ариф Юнус, что информацию друг о друге и о конфликте стороны получают из российских СМИ.

Максим Мирзоян (депутат Национального Собрания НК) уверен, что, пока Карабах не станет полноправным членом переговоров, процесс урегулирования в формате Минской группы ОБСЕ или других будет хромать. "Теряя время, мы теряем самое важное - доверие. Сегодня степень доверия между сторонами - ниже нуля. Надо поднять планку доверия хотя бы до нулевой отметки. Надо восстановить доверие и сесть за стол переговоров. Нам сесть. Мы как никто другой можем внести свою лепту в разрешение конфликта". По словам Мирзояна, Европа сегодня старается сформировать новое мировоззрение, основанное на добрососедских отношениях. "Давайте задумаемся, что лучше в плане Карабаха и Азербайджана - быть добрыми соседями или жить недружной семьей?"

Ильгар Маммадов (ICG, эксперт, Баку) считает, что скорее всего вопрос НК невозможно решить без демократизации Армении и Азербайджана. "Период между 1995 и 2005 гг., после установления перемирия, можно назвать периодом утраченных возможностей в деле демократизации Армении и Азербайджана. Демократизация - это не только и не столько выборы, она предполагает больше свободы в обществах, больше плюрализма мнений, более развитые гражданские институты. Если бы эти 10 лет мы потратили не на переговоры с диктаторами, а на то, чтобы развивать гражданское общество в наших странах, сейчас проблема, может быть, была бы уже решена или же мы находились бы на другой стадии урегулирования". Особое внимание Маммадов уделил вопросу о доверии. "Если до 1991 г. основным лозунгом армянской стороны была передача НКАО в состав Армении, то после развала СССР, когда мы вошли в сферу ОБСЕ, Нагорный Карабах стал позиционировать себя как независимое политическое образование. Азербайджан обвиняет Армению в оккупации, а армянская сторона утверждает, что территории контролируются силами обороны Карабаха. Я думаю, это политическая игра, которая не прибавляет доверия. Мне кажется, было бы честнее армянской стороне признать свое присутствие, а азербайджанской - страхи, необоснованные страхи армянского населения Карабаха, существовавшие на момент начала конфликта в связи с перспективой этого региона, и работать в направлении устранения этих проблем". По мнению Маммадова, Армения должна вывести свои вооруженные силы с территории Азербайджана, "что сильно способствовало бы доверию между сторонами". "Главной причиной конфликта была безопасность армян Карабаха. Если Азербайджан признает наличие этой проблемы, можно будет совместно работать над ее устранением. Это позволит нам двигаться вперед".

Левон Зурабян (ICG, эксперт, Армения): "Хочу сказать нашим азербайджанским друзьям, что их главная ошибка - попытка решить проблему Нагорного Карабаха, не понимая или делая вид, что не понимают сути конфликта. Азербайджанцы стали заложниками собственной официальной пропагандистской схемы, цель которой - доказать, что Армения совершила агрессию в отношении Азербайджана. Я думаю, если вы будете продолжать придерживаться этой концепции, то будете игнорировать реальную проблему. А она заключается в том, что народ Нагорного Карабаха хочет жить в безопасности, достойно, хочет процветания и демократии. Проблема в том, что Азербайджан не в состоянии дать гарантии и обеспечить все эти условия для народа Карабаха. Я уверен, что если бы он был в состоянии это обеспечить, проблемы не было бы, она была бы решена. Вот когда Азербайджан поймет, что он не может наладить отношения с теми, кого он считает своими гражданами, пока не поймет суть этой проблемы и не пойдет на прямые переговоры с Карабахом, никакого урегулирования не будет". Зурабян разъяснил также, что "играм" вокруг воссоединения Карабаха с Арменией и независимостью есть простое объяснение. "В то время, когда конфликт начался, а он начался после решения Совета народных депутатов НКАО обратиться с просьбой о передаче НКАО из состава Аз.ССР в состав Арм.ССР, это был внутрисоветский конфликт. В правовых условиях того времени это был единственный выход, который видел народ Карабаха. Однако после распада СССР ясно было, что эта концепция не может действовать. А после интернационализации конфликта Нагорный Карабах поменял свою стратегию и поставил вопрос о своем самоопределении". ("Де-Факто").

Бакинская газета "Зеркало", обращаясь к теме международной конференции в Цахкадзоре, ставит вопрос о необходимости участия азербайджанцев в подобных мероприятиях с тем, чтобы в очередной раз не оказаться в проигрыше в "пропагандистской войне". Автор статьи, принимавший участие в конференции, пишет, что выступавший на конференции помощник президента Нагорного Карабаха Аркадия Гукасяна Давид Бабаян заявил, что ни Азербайджан, ни Армения, в отличие от НК, по сути, не являются демократическими странами. "В ходе последних муниципальных выборов оппозиция получила 70 процентов мест в органах местного самоуправления. Разве подобное возможно в Азербайджане или же Армении?" По его словам, отмечает озадаченно автор статьи, получается, что "демократический Нагорный Карабах с развитым гражданским обществом" никак не может интегрироваться в состав Азербайджана, где "права человека и демократические принципы не соблюдаются". "И никаких ссылок на историческую справедливость или существующие реалии, или же на необходимость сохранения за собой оккупированных территорий. Вот так!" Отмечая, что соблюдение прав человека и демократических принципов - это то, что хорошо понимают и положительно воспринимают на Западе, газета, "удивляясь гибкости армян", пишет: "Налицо попытка представить проблему как конфликт ценностей. А для этого надо было сделать всего-то самую малость - дать победить на муниципальных выборах оппозиции, тем более, что в Нагорном Карабахе органы местного самоуправления ничего не решают. Театрально-показная демократия. Но какой эффект! Некоторые международные организации уже заявили, что "Нагорный Карабах по уровню демократии и развития гражданского общества опережает Азербайджан". Развивая тему, автор пишет, что Азербайджану "очень повезло, что в 1998 году в Армении свергли Левона Тер-Петросяна". "Ведь тот был намного гибче. Он, в отличие от Р. Кочаряна, не раз заявлял, что у Армении нет никакого территориального спора с Азербайджаном и официальный Ереван поддержит любой вариант мира, который будет согласован между Баку и Нагорным Карабахом. Л. Тер-Петросян даже предложил поэтапный вариант мира, который в принципе был воспринят азербайджанской стороной положительно. Л. Тер-Петросян уж точно никогда бы не заявил, что азербайджанцы и армяне - этнически несовместимые нации. И в этом случае нам было бы не видать ни отвечающих интересам Азербайджана резолюции ПАСЕ, ни некоторых других внешнеполитических успехов предыдущего года. Приходится признать, что за некоторые наши дипломатические успехи мы больше должны благодарить Р. Кочаряна - за его негибкую, глупую, а по сути почти идиотскую внешнюю политику, который, став президентом Армении, продолжал выступать от имени всех армян, прежде всего карабахских, открыто заявляя, что ни при каких условиях не согласится на восстановление территориальной целостности Азербайджана. Подобная бескомпромиссная позиция, к счастью, ныне не находит поддержки в цивилизованном мире".

Взгляды оппозиции

Лидер азербайджанской оппозиционной партии "Мусават" Иса Гамбар в беседе с "Карабахской страницей" радиостанции "Би-би-си" заявил, что объединившиеся в предвыборную коалицию три оппозиционные партии являются сторонниками мирного решения конфликта. "Я считаю, что надо начинать вести более предметный диалог между властями Азербайджана и Армении и прекратить имитацию переговоров. Я уверен, что сегодня и режим Алиева, и режим Кочаряна занимаются просто имитацией переговорного процесса. Я уверен, что подобные режимы не в состоянии добиться серьезного долговечного соглашения. Все-таки это должен быть мир между двумя народами, а не между президентами двух стран. А для этого народы, общества должны иметь представление, о чем идет разговор, как будет решаться проблема. Да и власти, которые будут принимать решения, должны обладать легитимностью, чтобы принимать серьезные ответственные решения. Поэтому я не ожидаю каких-либо серьезных прорывов в ближайшее время. Я думаю, что для решения этой проблемы необходимо добиться демократизации и в Азербайджане, и в Армении. Должна быть единая стратегия решения конфликта, и, естественно, должно быть доверие между сторонами, и, естественно, потребуются международные гарантии, потому что, к сожалению, сегодня доверие между Арменией и Азербайджаном не на таком уровне, чтобы без серьезной международной гарантии осмелиться на серьезные шаги". Иса Гамбар не желает вдаваться в исторические подробности - о том, как все это начиналось и как происходило. "Но как историк я знаю, что все конфликты рано или поздно кончаются. И я знаю, что альтернативы мирному сосуществованию между Азербайджаном и Арменией, альтернативы сотрудничеству между этими двумя странами, между народами - нет. И рано или поздно интеграция на Кавказе станет неизбежной. Поэтому мне иногда кажется, что мы потеряли очень много времени. И мне больно за это потерянное время. Мне обидно, что мы не смогли пройти этап восстановления нашей независимости так же красиво, как балтийские народы, балтийские государства. И мы не смогли интегрироваться в общеевропейские политические и экономические процессы".

"Когда положение обостряется, власти напоминают, что у нас есть проблема Карабаха. Когда оппозиция упускает возможность осуществить смену власти, объясняет свою неудачу наличием проблемы Карабаха", пишет газета "Чоррорд Ишханутюн". В беседе с газетой проживающий вот уже несколько десятилетий в США армянский политический и общественный деятель Армен Затикян заявил, что карабахским вопросом в Армении спекулируют для "смены власти, сохранения власти, прихода к власти". Затикян уверен, что никто не возьмет на себя сдачу территорий. "Уступка территорий, компромисс - все это игры, будет использовать любая терминология - лишь бы сохранить власть", - прокомментировал Затикян заявления о готовности Армении к компромиссам. "Они преступники - США не зря отметили, что это криминальная, коррумпированная власть". В действительности же, считает Затикян, карабахская проблема может быть решена только тогда, когда к власти придет человек с определенным мышлением и скажет, что для решения вопроса нужно открыть архив 1988 года и посмотреть, кто начал Карабахское движение, по чьему приказу и с какой целью. "Карабахское движение началось с целью посыпать соль на зарубцевавшуюся армяно-турецкую рану. Для того, чтобы сделать врагами два народа и помешать обрести независимость. Это была специально запланированная операция, осуществленная чекистом Зорием Балаяном, Ваче Саруханяном, Игорем Мурадяном, Гарником Исагуляном (ныне - советник президента РА - прим. ИА REGNUM), комсомольцем Робертом Кочаряном, Сержем Саркисяном и другими". А пока, считает Затикян, руководство Армении идет по пути затягивания карабахского урегулирования: "Снова затягивают: то нога болит, то Осканян болеет - тысячу причин приводят. Поневоле вспоминаешь о мешающих плохому танцору обстоятельствах. Карабахский вопрос - запутанный клубок, который постоянно тянется, но это затягивание просто изнашивает Армению", - считает Армен Затикян.

Степанакерт

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM в Степанакерте, с утра 24 апреля к Степанакертскому мемориальному комплексу потянулся многотысячный поток людей - коллективы учреждений, ведомств, предприятий, организаций и т.д. В 11 часов возложить цветы к памятнику жертвам Геноцида армян в Османской Турции пришли представители руководства НК во главе с президентом Аркадием Гукасяном. Священнослужителями Арцахской епархии Армянской апостольской церкви был отслужен молебен за упокой душ жертв трагедии. А накануне, 23 апреля, ряд молодежных организаций Нагорного Карабаха при содействии министерства образования, культуры и спорта НК и мэрии г. Степанакерта организовал посадку деревьев вокруг мемориального комплекса. В общей сложности было посажено 90 деревьев, на каждом из которых повешена бирка с названием населенного пункта, где имел место Геноцид армян.

28 апреля президент НК Аркадий Гукасян принял представителей филиала Всеармянского фонда "Айастан" Восточного побережья Америки, главного спонсора возводимого в Степанакерте медицинского комплекса Джорджа Багумяна, руководителя филиала фонда "Айастан" Восточного побережья Америки Геворга Торояна и руководителя осуществляемой в НК программы в области здравоохранения Алине Дурян. На встрече присутствовали премьер-министр НК Анушаван Даниелян и министр здравоохранения Зоя Лазарян. Как сообщает газета "Азат Арцах", беседа велась в основном вокруг возводимого в Степанакерте медицинского комплекса. Строительство поликлиники стоимостью 550 тысяч долларов США началось три года назад и, очевидно, она будет сдана в эксплуатацию в июле текущего года. Президент НК выразил благотворителям признательность за содействие: "Наша проблема заключается в непризнанности страны. С каждым днем мы должны улучшать жизненный уровень людей, открывать новые рабочие места". Президент Гукасян, согласно указу от 28 апреля, наградил Джорджа Багумяна медалью "Благодарность" за вклад в восстановление социальной сферы и здравоохранения Нагорного Карабаха. В конце встречи А. Гукасян выразил от имени всего народа Арцаха (Арцах - историческое название Нагорного Карабаха - прим. ИА REGNUM) признательность тем, кто не забывает о родине, а также тем, кто, не являясь армянами по национальности, также помогают Арцаху. "С вашей помощью мы продолжим свои победы", - сказал президент НК.

Степанакертская газета "Азат Арцах" сообщает также, что 29 апреля президент НК Аркадий Гукасян принял известного американского благотворителя армянского происхождения Альбера Бояджяна. В ходе беседы участники обменялись мнениями относительно перспектив обустройства и развития Арцаха. Особенно отмечалась необходимость дальнейшего содействия представителей армянской диаспоры социально-экономическому и культурному развитию Нагорного Карабаха.

27 апреля состоялось очередное пленарное заседание Национального Собрания Нагорного Карабаха. Депутаты одобрили законопроект "О внесении изменений в закон "О бюджетной системе НКР", который касается сроков представления программы среднесрочных расходов. Были обсуждены и приняты законопроекты "Об оценке соответствия", "Об обеспечении единства измерений", о внесении изменений и дополнений в закон "О стандартизации". Был одобрен также законопроект о внесении изменений и дополнений в закон "О лицензировании", согласно которому лицензированию подлежат и услуги почтовой связи. Национальное Собрание приняло также законы "О введении в действие в НКР семейного кодекса РА 2004 года", "О введении в действие в НКР трудового кодекса РА 2004 года", одобрило законопроекты о внесении изменений в закон "Об административно-территориальном делении НКР", о внесении изменений и дополнений в "Избирательный кодекс НКР", о внесении изменений и дополнений в законы "О Совете судебной магистратуры" и "О статусе судьи". (Информационный портал МИД НК).

26 апреля на заседании правительства НК, которое вел премьер-министр Анушаван Даниелян, был обсужден проект постановления Национального Собрания НК "Об утверждении годового отчета о выполнении государственного бюджета Нагорно-Карабахской Республики на 2004 г.". Было отмечено, что в 2004 г. в НК ВВП составил 42,8 млрд. драмов (реальный рост - 18,2 процента). Объем выпуска промышленной продукции составил 18,6 млрд. драмов, т.е. по сравнению с предыдущим годом увеличился на 56,6 процента. За тот же период было произведено 137.0 млн. квт/ч электроэнергии (в 2003 г. - 130.6 квт/ч). Валовая продукция сельского хозяйства составила 21,7 млрд. драмов (против 21,2 млрд. в 2003 г.), объем капитального строительства - 9,1 млрд. драмов (рост по сравнению с предыдущим годом составляет 5,1 процента). В 2004 г. объем внешнеторгового оборота составил 61,6 млрд. драмов, в том числе экспорт увеличился на 33,4 процента, составив 20,7 млрд. драмов. Среднемесячная зарплата в республике выросла на 22,3 процента и составила 41 тыс.170 драмов. ("Де-Факто").

Как сообщает ИА REGNUM, с 1995 года в Степанакерте под эгидой бостонского "Армянского здравоохранного союза" действует Центр матери и ребенка "Арпен". Центр ежемесячно оказывает помощь беременным женщинам столицы и районов республики. За 10 лет деятельности в НК около девяти тысяч новорожденных, более десяти тысяч беременных получили помощь центра. Кроме того, реализуется программа по оказанию помощи детям-сиротам и инвалидам первой группы. Спонсором центра является семья Наджарянов из США. После землетрясения в Армении в 1988 году супруги Керолайн и Джордж Наджарян осуществили многочисленные благотворительные программы как в Армении, так и в Арцахе. Их благотворительная миссия продолжается уже 16 лет.

Союз журналистов Нагорного Карабаха объявил ежегодный конкурс по трем номинациям: "За лучший общественно-политический анализ", "За лучшую публикацию по военной теме" и "Молодой журналист года". Как сообщает агентство "АРКА", премия "За лучший общественно-политический анализ" присуждается за аналитические статьи, опубликованные в СМИ в течение года по темам, касающимся внутри- и внешнеполитических, а также общественных проблем НК. Премия "За лучшую публикацию по военной теме" присуждается за статьи, опубликованные в СМИ в течение года по темам, посвященным повседневной жизни Армии обороны НК и существующим в данной сфере проблемам. Премия "Лучший молодой журналист года" присуждается за проявленную в течение года журналистскую активность и имеет целью стимулирование деятельности молодых журналистов. Победителям в каждой номинации будет вручен соответствующий диплом и 40 тыс. драмов. В конкурсе могут принять участие все журналисты, работающие в НК.