В Риге у памятника Свободы 4 мая были избиты полицией и национал-радикалами активисты Объединенного конгресса русской общины Латвии (ОКРОЛ) и Штаба защиты русских школ республики, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Об этом 6 мая на пресс-конференции в Латвийском комитете по правам человека рассказали участники акции и потерпевшие, которые пришли к памятнику в 15-ю годовщину провозглашения Декларации о независимости Латвии с траурно оформленными букетами цветов. Напомним, это был их протест по поводу заявленных в документе, но так и не выполненных обещаний об одинаковых политических и экономических правах для всех жителей страны. Как уже сообщало ИА REGNUM, 4 мая руководству страны, включая президента, министров и депутатов Сейма, пришлось возлагать цветы у подножия монумента под дружный свист нескольких сотен протестующих и их лозунги: "Латвия - позор Европы". Но, как рассказали журналистам, этим все не закончилось.

В пресс-конференции приняли участие две активистки Штаба защиты русских школ - Диана Титова и Алина Григорян. Их представил член правления ОКРОЛ Дмитрий Катемиров: "Это девочки, которые были избиты сотрудниками полиции и не только. Полиция в этом случае вела себя совершенно безобразно и абсолютно противозаконно: нет никаких оснований мешать детям с воздушными шариками (с траурными ленточками - прим. ИА REGNUM) подойти к памятнику во время празднования. Но, тем не менее, они это сделали. Дальнейшие действия полиции я расцениваю как сознательную провокацию. Когда уже закончилась официальная часть и ультрапатриотически настроенные люди с угрозами и недружественными выкриками стали подступать к группе наших сторонников - я сам наблюдал за этой картиной - полиция, которая разделяла эти две группы, в какой-то момент четко, синхронно, как по команде, повернулась и ушла, оставив их нос к носу. Наши проявили выдержку и не стали ломиться к памятнику. Но, тем не менее, инцидент произошел, когда все-таки попытались, обойдя эту агрессивную группу, возложить цветы: на них напали. После этого и произошли все события, о которых сейчас расскажут девочки. Замечу лишь, что с нашей стороны не было никаких провокаций, никакой агрессии, мы не давали повода, для того чтобы применять силу. Если кому-то не нравится цвет наших цветов - это его проблемы. Мы полноправные жители этой страны, а некоторые, к сожалению, и не полноправные, о чем мы собственно и хотели напомнить в этот день. И мы имеем полное право участвовать в праздновании наравне со всеми".

Далее дали слово потерпевшим. Алина Григорян: "Когда мы пошли возлагать цветы, на нас практически сразу же напали, но и тут же подбежали работники полиции. И один из них, не знаю, что он пытался сделать, но он просто схватил меня за руку и со всей силой отшвырнул в сторону. Кто-то из наших ребят меня поймал, чтобы я не упала. И когда я же привстала, полицейский ударил мне своим здоровым ботинком по ноге. А дальше меня уже просто оттащили, но передо мной еще стояла старушка лет под 80 с палочкой, и полицейский ее тоже толкнул, и она упала". Диана Титова: "На меня напали, когда я попыталась возложить цветы: налетело то ли пять, то ли семь человек. Это были взрослые мужчины и так называемые латышские скинхэды, которые начали меня избивать. Когда я упала, меня продолжали бить. Потом наши ребята и мужчины оттащили меня из этой толпы и потасовки. А полиция при этом просто стояла и наблюдала, то есть приходилось спасаться своими силами". В свою очередь активист штаба и депутат Рижской думы, врач-анестезиолог Виктор Дергунов рассказал как обошлись уже со взрослым участником акции Александром Гамалеевым: "Своими глазами видел, как Саша отходил от памятника и в него попали отброшенные от памятника же цветы с траурными ленточками. Он отмахнулся, но тут же два полицейских схватили его и потащили. Это хорошо видно во многих телевизионных хрониках: его тащили по асфальту, уронили, били по спине кулаками: он получил около пяти ударов. Мы с Владимиром Бузаевым (депутат Сейма Латвии и активист Штаба защиты русских школ - прим. ИА REGNUM) побежали сразу следом, и только наше присутствие остановило это избиение. Почему полиция так себя вела? Я уже не первый раз участвую в мероприятиях протеста, но в этот раз она вела себя исключительно жестко. Почему? Я думаю, в первую очередь надо спросить первых лиц государства, особенно если президент страны нас сравнивает с собаками. И что удивляться, что при таких словах и жестах соответственно действуют и полицейские. Это был не праздник, а чисто полицейская операция. Пусть не пытаются говорить, что это мы испортили праздник - праздника у нас нет уже 15 лет. Это годы обмана, лишения людей гражданских прав. Какие праздники? Их не будет до тех пор, пока не будет отменен аморальный закон о гражданстве. А так называемая натурализация - не что иное, как ритуальное унижение людей. Поэтому наши протесты будут продолжаться".

Здесь следует пояснить. Во время празднования 15-й годовщины принятия Декларации о восстановлении государственной независимости, выступая перед собравшимися на набережной Даугавы в Риге, президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга позволила себе оскорбительный выпад в отношении представителей русскоязычной диаспоры страны, который явно превзошел ее недавнее откровение по поводу "воблы, водки и частушек". Обращение лидера государства транслировалось центральным телевидением, и вся страна услышала из уст своего президента следующее: "Теперь мы на своей свободной земле. Это наша страна и ее будущее - наше. Есть те, кто по-прежнему не могут смириться с этим фактом. Есть те, кто, как собаки при идущем вперед караване, скулят на обочине дороги и брюзжат от своей ненависти. Но нам это все равно. Нам все равно, забрасывают ли грязью имя Латвии или нет. Мы знаем, что честь и гордость Латвии никто не может запятнать". Напомним, Латвия - это также и страна почти полумиллиона неграждан, которых "на своей свободной земле" лишили политических и гражданских свобод, а теперь еще и обзывают с высокой трибуны "скулящими собаками".

Между тем, как рассказал Д. Катемиров, после окончания всех мероприятий по возложению цветов, когда все упокоилось, он подходил к памятнику и пробовал разговаривать с оставшимися там группами латышей. "Я пробовал выяснить, а знают ли они, что написано в тексте той декларации, годовщина провозглашения которой отмечалась, - пояснил он. - Но никто из тех, у кого я спрашивал, эту декларацию не читал. И никто не знает о том, что восьмым пунктом этой декларации всем жителям Латвии, включая даже тех, кто пожелает здесь жить, не принимая ее гражданства, гарантировано наличие политических свобод и прав в соответствии с международными стандартами прав человека". По словам Д. Катемирова, в ответ на избиения последуют иски. "Девочки сейчас проходят медицинские экспертизы, мы этот вопрос будем отслеживать и добиваться, чтобы все виновные были наказаны, - пояснил он. - Конечно, мы этим возмущены, но не испуганы. И мы теперь точно знаем, что полиция нас не защищает, более того, от полиции следует ожидать агрессии даже в отношении детей. Мы будем это учитывать в дальнейшем: во время наших акций впереди будут стоять люди, с которыми так просто не справиться. Власть нас не слышит. А это абсолютно хамское заявление президента, которая нас сравнила со скулящими от ненависти на обочине дороги собаками, - оно говорит все. С этой властью нам договариваться не о чем - у нее нет совести и это очень опасно. Еще мы убедились во время этой акции, что очень значительная часть латышской общественности просто не понимает, скажем, что означает надпись на наших повязках "alien"? Они не знают, что это запись красуется в паспортах у полумиллиона латвийских жителей (английский вариант обозначения неграждан в паспортах неграждан Латвии, что в переводе означает "чужой" - прим. ИА REGNUM). Иногда даже смеются, мол, а чего же они сами себя в "чужаки" записали? Это не мы себя записали - это нас записали. Может быть, в результате нашей активности они хотя бы заинтересуются этим вопросом, выяснят это для себя, и тогда может быть начнут понимать, что не все в этой стране происходит так, как должно быть".