Справка: Геннадий Кокоев - выпускник экономического факультета северо-осетинского госуниверситета. С 1988-1997 г.г. являлся финансистом, а затем начальником отдела завода "Электровибромашина" в г. Цхинвали. В 1996-1998 г.г. работал в сфере малого предпринимательства, с 2002-2003 гг. занимал должность министра экономики Южной Осетии. Старший преподаватель кафедры экономики Югоосетинского госуниверситета.

ИА REGNUM: Г-н Кокоев, в скором времени исполняется год с того момента, как Грузия ужесточила экономические санкции против Южной Осетии. По всей вероятности, судя по высказываниям грузинских политиков, меры давления будут продолжены. На Ваш взгляд, есть ли у Южной Осетии выход из создавшейся ситуации?

Известно, что из любой ситуации есть выход, в том числе и из экономической блокады, которая лишь усилила российскую ориентацию югоосетинской экономики. Раз экономические связи с грузинской стороной по вине грузинской же стороны сворачиваются, соответственно наша экономика будет ориентироваться на Россию. Россия - наш стратегический партнер, кроме того, там живет значительная часть нашего этноса. Не следует забывать, что в ходе грузино-осетинского конфликта 1989-1992 гг. Южной Осетии был нанесен ущерб на сумму порядка 34 млрд. рублей или 1 миллиарда долларов в ценах 1992 года., это было зафиксировано экспертами в области экономики. Из этой суммы не менее трети - основные средства промышленности и сельского хозяйства. Далее необходимо также упомянуть и о ущербе, который понесла республика в ходе последовавшей мощной транспортно-энергетической блокады, ущерб от которой составил порядка 162 млн. долларов. В течении 13-15 лет эти средства должны были как-то возмещаться, но этого сделано не было. При этом, не надо забывать, что в экономике есть такое понятие как упущенная выгода. Так что грузинской стороной не было предпринято никаких действий на сближение двух народов. Действия грузинской стороны с мая 2004 года - очередной комплекс мер давления. Тем самым Грузия еще больше отторгает от себя Южную Осетию, что, в первую очередь, для самой Грузии никакого положительного эффекта не принесет.

ИА REGNUM: Тем не менее, в вопросе разрешения противоречий со своими бывшими территориями и Грузии, и Молдове оказывается всесторонняя поддержка со стороны США и международных организаций. Как известно, выступая в Тбилиси, президент США заявил о том, что приветствует демократические процессы, которые происходят в Грузии....

Чтобы понять истоки того или иного явления, надо вспомнить такое высказывание - нет пророка в своем отечестве. В свое время академик Сахаров ввел такое понятие, как малые империи. Сахаров отмечал, что такие империи, получив больше привелегий для создания своей государственности, не заслуживая, однако, этого в силу своей фашисткой направленности, оказывают давлении на свои бывшие территории. Это и Молдова в отношении Приднестровья, и Азербайджан в отношении Нагорного Карабаха, и Грузия не только в отношении Южной Осетии и Абхазии, но и в отношении турок-месхетинцев, и.тд. Высказывание Сахарова полностью подтверждается последующим ходом истории, тем более, что их действия координируются с международными организациями и аналитическими центрами. Мы все живем на постсоветском пространстве, и ждать каких-то резких прорывов демократии не приходится. Я полагаю, мы не должны следовать слепо европейским и американским стандартам демократии, от которых в последнее время исходит душок двойных стандартов, игнорирования морального и духовного состояния человечества.

ИА REGNUM: Вы не раз говорили о том, что Южная Осетия имеет шанс стать составной частью мирового экономического пространства. На Ваш взгляд, что для этого необходимо?

Как сторонник рыночной экономики, я против самоизоляции, я за открытую экономику. При этом, считаю, что инвестиции - это один из инструментов подключения экономики Южной Осетии в мировую экономику. Однако в Южной Осетии в этом аспекте существуют свои особенности. Прежде чем говорить об инвестициях, важно проанализировать политические, социальные и экономические последствия предлагаемых сделок. Необходимо изучить ряд вопросов, таких как, мотивацию сторон, намерения инвестора, выяснить, каков будет рынок сбыта вновь создаваемых предприятий и организаций, условия, на которых будут вкладываться эти инвестиции. То есть существует масса вопросов, требующих предварительного, серьезного и тщательного анализа.

ИА REGNUM: Видите ли Вы разницу между российскими и грузинскими инвестициями?

Огромную. Вовлечение Южной Осетии в экономическое, а тем более в правовое пространство Грузии, означает для Южной Осетии гибель. Для этого есть серьезные основания и аргументы. Коль скоро Южная Осетия поставила своей политической целью интеграцию с Россией и воссоединение с Северной Осетией, то ориентация экономики хотя бы на 60-70% также должна быть направлена на интеграцию с российской экономикой. Если же пойдет обратный процесс, то мы сами не заметим, как окажемся в правовом поле Грузии со всеми вытекающими отсюда последствиями, а последствия эти крайне негативны.

ИА REGNUM: Но как же исключить многовековые экономические контакты грузин и осетин?

Речь идет не о контактах простых людей, они всегда были, есть и будут. Я имею ввиду крупные проекты, которые могут существенно повлиять не только на экономические, но и на политические процессы в Южной Осетии. Мы должны уяснить для себя одну вещь - коррумпированная, деградированная экономика Грузии не способна принести ничего позитивного, прогрессивного в экономику Южной Осетии, а тем более служить ее развитию. Будучи министром экономики Южной Осетии, я встречался с представителями деловых кругов Грузии, и много раз убеждался, ничего дальше разговоров, как правило, у них не идет. Как только мы предлагали изложить письменно все условия, естественно, на основе равноправного сотрудничества, после этого грузинской стороны и след простыл.

ИА REGNUM: Как Вы оцениваете реформы, которые в настоящее время проводятся в Южной Осетии, в области сельскохозяйственной сферы?

Я являюсь сторонником рыночных отношений и убедился на практике, что социализм в сельском хозяйстве - вещь абсолютно деструктивная. Колхозный строй себя изжил полностью, и я уверен, что принятый закон о крестьянско-фермерских хозяйствах даст мощный толчок для развития сельского хозяйства Южной Осетии. В 1992 году именно сельское хозяйство понесло наибольший урон в ходе грузинской агрессии, и сегодня именно крестьянско-фермерское хозяйство является той ячейкой, которая поможет вытащить сельское хозяйство из кризиса. Нам в сельском хозяйстве не надо придумывать велосипед, человечество уже разработало модели его развития. Если мы будем следовать духу и букве нового закона, то очень скоро увидим плоды.

ИА REGNUM: Но разве правильно в нынешних условиях, в которых находится Южная Осетия, делать ставку исключительно на фермеров, и полностью игнорировать прежние формы хозяйствования?

Есть множество примеров прекрасной работы крестянско-фермерских хозяйств. Колхозы и совхозы изжили и не оправдывают себя, они как бездонные бочки жрут бюджетные средства. Фермеры - это люди, которые знают, что, в зависимости от того, как они поработают, зависит их же благосостояние. Человек все же должен расчитывать на то, что у него будет своя собственность, которая будет ему приносить выгоду, т.к. человек по природе своей собственник. Так что, шаги руководства республики, на мой взгляд, позитивны, но несколько запоздавшие.

ИА REGNUM: Переход на фермерское хозяйство тоже не будет гладким, учитывая высокий процент сумм, выдаваемых под кредит...

Есть системы льготного и беспроцентного кредитования, которыми пользовалось министерство экономики ЮО в период с 2001-2005 г.г. Беспроцентные кредиты возвращаются затем на спецсчет министерства экономики и затем выделяются повторно. В таких условиях фермерские хозяйства весьма успешно работают. И это учитывая то, что выдаваемые суммы по государственным меркам очень незначительны и не ложатся тяжким бременем на бюджет. Гораздо большим ущербом для государственного бюджета являются госхозы и совхозы.

ИА REGNUM: Как Вы оцениваете уровень жизни в Южной Осетии?

Учитывая то, что все познается в сравнении, уровень жизни в Южной Осетии оставляет желать лучшего по сравнению с европейскими странами, но по сравнению с Грузией, наш уровень жизни на порядок выше. Я думаю, это произошло в силу того, что наша экономика дистанцирована от экономики Грузии, а также и потому, что Южная Осетия достаточно компактное государственное образование. Для Южной Осетии не требуется огромных инвестиционных вложений, это одновременно и плюс, и минус. Минус в том, что для крупных российских компаний в силу наличия незначительных объемов инвестиций Южная Осетия не представляет большого интереса, т.к. в России принято оперировать совсем другими суммами. Но тем не менее, процессы интеграции с Северной Осетией будут продолжаться, они являются для нашего руководства приоритетными.

ИА REGNUM: Считаете ли Вы, что приватизация в Южной Осетии сможет способствовать оздоровлению югоосетинской экономики?

Мы живем на постсоветстком пространстве, и процессы переходного периода были характерны в первую очередь, для российской экономики, где, откровенно говоря, бездарно проведенная приватизация сейчас отражается на процессах Ходорковского. Слишком быстро рыбка поймана в мутной воде. Этих процессов нам удалось избежать отчасти еще и потому, что оперировать факторами рыночной экономики мы пока еще не научились. Кроме того, само понятие "инвестиции" не следует сводить только к внешним инвестициям, и перекладывать проблемы Южной Осетии на какого-то стороннего дядю. Нет, это могут быть и внутренние инвестиции за счет аккумулирования средств акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, и.т.д. Инвестирование - это не просто акт привлечения сторонних средств, это акт рыночной экономики. И поэтому и приватизация, и развитие иных форм собственности, например, арендных, абсолюно нормально и необходимо. Не использовать их - означает то, что наша экономика будет пробуксовывать. Поэтому разумная и правильно организованная приватизация, которая не наносила бы ущерб государственной безопасности Южной Осетии, должна иметь шанс на существование.