"Парижские сезоны в Петербурге" Марианны Зенченко-Ланской или Ланская привезла Нуриева в Петербург.

18 июня 2002 года в Санкт-Петербурге в залах Дворца Князя Кочубея прошла презентация культурного проекта "Парижские сезоны в Петербурге",

который открылся выставкой театральных эскизов французского художника Марианны Зенченко-Ланской.

Мы были рады приветствовать на открытии первой выставки "Парижских сезонов" в нашем прекрасном Петербурге: Генерального консула Франции в Петербурге - господина Александра Кельчевского, атташе по культуре, директора Французского института в Петербурге - господина Бертрана де Артинга. Многовековая симпатия связывает эти два города, может быть, уже в день рождения Петербурга 300 лет назад в городском воздухе уже веяло очарованием Парижа, - не зря повсюду в Петербурге звучат имена французских архитекторов! В числе присутствующих были также: директор балетной труппы Мариинского театра - господин Махар Вазиев, известный театральный агент, владелец фирмы Gerhard Rieder Promotions - господин Герхард Ридер, а также представители Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, представители Союза театральных деятелей, журналисты крупнейших информационных агентств ИТАР-ТАСС, NEWSpb.RU, телекомпаний НТВ, ТНТ, СТС, 5 канала и программы "Парламент", а также представители газет и журналов Петербурга, радио Эхо Москвы и Петербургского радио.

Идейный вдохновитель и организатор проекта - Марианна Зенченко-Ланская, собравшая вокруг себя группу творческих личностей, известных во Франции и в других европейских странах. В Петербурге заинтересованность в проекте и готовность оказать ему содействие уже высказал ряд организаций, поддерживающих культуру, в том числе - Французский институт в Петербурге. Мы приглашаем французские организации и общественность со своей стороны поддержать наш проект.

Инициатор "Парижских сезонов" Марианна Зенченко-Ланская родилась в Петербурге и училась в СХШ, а после этого - в ЛГИТМИКе на постановочном факультете.

С 1989 года она продолжает своё обучение в Римской Академии высокой моды. С 1991 года она живёт в Париже и работает как ассистент-художник в театре и кино на престижных площадках:

оперы: "Кармен" в Сполето, "Элени" в Афинах, "Сон в летнюю ночь" в Турине, "Майское дерево" в Марселе,

фильмы: "Нелли и м. Арно" Алан Сард в Париже, "Машина" Ашет Премьер в Париже, "Урок Танго" и "Мужчина, который плачет" ПИЕ в Париже,

балеты: "Ромео и Джульетта" в Вероне и "Баядерка" Нуриева в Парижской Опере в 1992 году и т.д.

Далее, с 1995 года она работает самостоятельно, как художник-постановщик. Среди ее работ - "Учёные женщины" в Люксембурге, "Учёные женщины" в Комеди-Франсез в Париже и "Баядерка" в Стейт Сиете в Нью-Йорке.

Зарубежная пресса неоднократно отмечала постановку "Учёных женщин" в режиссуре Симона Эна и дизайне Марианны Зенченко: "В 1996 году спектакль стал открытием Вильцского фестиваля и зрители, стоически пережив необычайно холодный для июля вечер, были вознаграждены за их храбрость, и длинные аплодисменты выражали чувства испытанного удовольствия".

"Красивые и монументальные декорации Марианны Зенченко в театре Капуцинов в столице Графства Люксембург заполняют всё пространство сцены и предлагают всевозможные планы, возвышенности, колонны для развития остроумной мизансцены Симона Эна". В этот раз в зале присутствовали Великий Князь Наследник, Великая Княгиня Наследница и Принцесса Маргарита.

Из откликов Нью-йоркской прессы можно составить мнение о другой её работе. New York Post писала: "Русский сценограф из Парижа Марианна Зенченко создала обворожительный и всеми любимый и узнаваемый пастиш балета в духе 19 века, приятно старомодный, но в её собственной версии действительно захватывающий!". Другая газета Online Entertainment Magazine писала, что "Марианна Зенченко создала такие декорации, которые показывают, что неограниченная фантазия даже более важна, чем неограниченный бюджет. Невероятно искусно сделанные лес, храмы, дворцы представлены в стремительной последовательности. Эти декорации поражают воображение своей глубиной, деталями, пышностью. Что касается дизайна костюмов, то они так же впечатляющи и детально проработаны. Временами кажется, что танцы вторичны по отношению к декорациям и костюмам".

На данной выставке представлены работы Марианны к балетам "Лебединое озеро" Чайковского, "Золушка" Прокофьева, "Восточная легенда" Стейтса, эскизы к операм "Валькирия" Вагнера, "Чародейка" Чайковского, сделанные в Париже в 2001-2002 годах.

Журнал "Review" отметил, что "талантливо сделанный эскиз - залог успеха сценической постановки", а "Петербург на Невском" написал о "приезде известного французского сценографа русского происхождения Марианны Зенченко-Ланской", что после поставленных ею классических "Учёных женщин" в Люксембурге и в Комеди-Франсез в Париже, а также "Баядерки" в Стейт-Сиете в Нью-Йорке, в своих новых эскизах "Марианна активно использует спецэффекты, светопроекции и рефлекторы, её вагнеровская "Валькирия" разворачивается на фоне взрывов сверхновых звёзд и облаков космического газа, перенося зрителя в первозданную вселенную древнегерманских мифов".

Газета "Вечерний Петербург" очень серьёзно отнеслась к представленному вниманию петербургской прессы проекту "Парижских сезонов в Петербурге": "Нынче мыслить современно для любого человека культуры - это, значит, мыслить в проектном режиме. На Западе эту истину усвоили гораздо раньше, чем в России. Но, пожалуй, ни у одного из представителей европейской культуры не хватило бы авантюризма в хорошем смысле, чтобы предпринять то, на что отважилась Марианна Зенченко-Ланская - театральная художница из Парижа, по рождению петербурженка.... Но её собственная история, поведанная гостям, была так похожа на сказку о современной Золушке, что через полчаса все сидящие в зале уже рассуждали о проекте, как о безусловной реальности. И, тем не менее, "Вечерний Петербург" настаивает на том, что "нашей Золушке на роль принца нужен Дягилев!" А почему бы ему не оказаться французским Дягилевым, который поможет Марианне успешно провести последующие "Парижские сезоны в Петербурге"?!

Петербургское телевидение особо отметило открытие выставки: НТВ в тот же вечер сообщило: "Выставка "Парижские сезоны" - это эскизы к спектаклям, которые ставились на лучших сценах Франции. И что после 3-х успешных выставок в Париже Марианна уверена, что и в самом театральном городе России её обязательно поймут".

В новостях ТНТ говорили: "Парижские сезоны в Петербурге" - это очарование Парижа в нашем городе. Выставка театрального художника Марианны Зенченко-Ланской - первая ласточка культурного проекта. Истинным подарком судьбы для молодой художницы стала работа с Рудольфом Нуриевым над "Баядеркой" в Парижской Национальной Опере".

На петербургском 5 канале известный петербургский тележурналист Феликс Невелев широко представил творчество Марианны в Париже, ещё неизвестное петербургской публике. Комментируя свои эскизы, представленные на телевыставке, Марианна рассказывает о том, как ей необычайно везло - серия удач, серия неожиданных встреч, событий вознесла её в Парижскую Оперу, ей было тогда всего 22 года, и ей тогда довелось поставить совместно с Ецио Фриджерио знаменитую "Баядерку" Нуриева, которая не сходит со сцены Парижской Оперы уже 10 лет!

СТС более полно представил суть проекта "Парижские сезоны в Петербурге": "Марианна Зенченко-Ланская, бродя по Парижу, увидела афиши "Русские сезоны в Париже" и ей пришла идея сделать ответный жест - познакомить Петербург с культовыми фигурами парижской арт-жизни, здесь неизвестными совершенно или очень мало. Среди них - режиссёры Альфредо Ариас, Андрей Сербан, Роже Планшон, художники Роберто Плате, Алексис Терзиев. Их работами сегодня живёт и дышит художественный и театральный Париж". Марианна говорит: "Это была проба почвы, я сейчас поняла, что идея "Парижских сезонов в Петербурге" встречена открытым сердцем. Чувствуется, что Петербург нуждается в этих "Парижских сезонах". В дальнейшем выставки в рамках "Парижских сезонов" будут представлять в Петербурге представителей парижской театральной и художественной жизни - режиссёров, художников, фотографов и писателей".

Как работы, которые были увидены на стенах, являются предисловием к чему-то более значительному, к спектаклю, так и вся выставка является прологом, генеральной репетицией перед следующими выставками "Парижских сезонов", которые мы хотели бы представить петербуржцам как присутствие Парижа в нашем городе - в лице художников, фотографов, режиссёров, писателей: людей разных профессий и происхождения. Их объединяет то, что они живут и работают в Париже, и придают этому городу его особый шарм, его духовную сущность.

Контактные телефоны

В Петербурге 7812-316 36 56

В Париже 331-42 41 09 63 E-mail: marianna.zentchenko@wanadoo.fr

С удовольствием предоставим Вам видео-материалы о выставке в формате "Betacam SP", а также фото-материалы.

"Les Saisons Parisiennes a St.Petersbourg" de Marianna Zentchenko-Lanskaya LANSKAYA AVAIT APPORTE LE GRAND NOURIEV A ST. PETERSBOURG!

Le 18 juin 2002 au Palais du Prince Kotchoubey a eût lieu l'ouverture-présentation du projet culturel "Les Saisons Parisiennes a St.Petersbourg", qui a été ouvert par l'exposition des esquisses theatrales de l'artiste francaise Marianna Zentchenko-Lanskaya.

Nous sommes heureux de recevoir au vernissage de cette première exposition du cycle "Les Saisons Parisiennes à St.Pétersbourg": Le Consul Général de France à St.Pétersbourg - Monsieur Alexandre Keltchevsky, l'attaché culturel, le directeur de l'Institut Français à St.Pétersbourg - Monsieur Bertrand de Harting. La sympathie existe depuis des siècles entre les deux villes, et, peut-être, déjà le jour de la naissance de St. Pétersbourg, il y a 300 ans, dans l'air on sentait le charme Parisien - ce n'est pas par hasard que partout à St.Pétersbourg on entend les noms des architêctes français!

Parmis les invités etaient présents: le directeur de la troupe du ballet du Theatre Mariinsky - Monsieur Makhar Wasiew, l'agent artistique, connu en Europe, le patron de la socièté Gerhard Rieder Promotion - Monsieur Gerhard Rieder, ainsi les représentants du Parlement de St.Pétersbourg, les membres de l'Union Théâtral, les représentants des Informagences: ITAR TASS, NEWpb.RU,des chaines de television: NTV, TNT, STS, 5em canal et le programme "Parlement", ainsi les journalistes des journaux et magazines de St.Pétersbourg, la radio Echo de Moscou et la radio de St.Pétersbourg.

L'initiateur et organisateur du projet est Marianna Zentchenko-Lanskaya, qui a reuni autour d'elle un groupe des personnalités théâtrales et artistiques,connues en France et en Europe. A St.Pétersbourg plusieurs organisations liées à la Culture se sont interessés au projet et sont prêts lui donner leur soutien, entre autres - L'Institut Français, le Consulat Général et les éditions de Isaac Kouchnir. Nous invitons les organisations françaises et les medias à soutenir notre projet de leur côté.

L'initiateur des "Saisons Parisiennes" - Marianna Zentchenko-Lanskaya, était née à St.Pétersbourg, avait fait ses études à école des Beaux Arts, puis à L'Academie du Théâtre, Musique et du Cinema à la faculté de scénographie. A partir de 1989 elle continue ses etudes à Rome, à l'Academie d'Haute Couture. A partir de 1991 elle vit à Paris et travaille comme assistante-decorateur au théâtre et au cinema pour les productions: les opéras - "Carmen" à Spoleto, "Eleni" à Athènes, "Le songe d'une nuit d'été" à Torino, "L'Arbre de Mai" à Marseille; les films - "Nelly et Mr.Arnaud" Alain Sard A Paris, "La machine" Hachette Première à Paris, "Tango-Lesson" et "The man who cride" PIE à Paris-Londres; les ballets "Romeo et Juliette" à Verona et la "Bayadère" de Noureev à l'Opéra de Paris en 1992.

Après à partir de 1995 elle travaille comme scénographe et créatrice des costumes. Parmis les productions - "Les femmes savantes" au Luxembourg et à la Comedie-Francaise à Paris, la "Bayadère" à State Balley Theater à New-York.

La presse avait plusieurs fois parlé des "Femmes Savantes" dans la mise en scene de Simon Eine et des décors de Marianna Zentchenko: "en 1996 le spectacle a été l'ouverture du festival de Wiltz et les spectateurs, après avoir supporté la froideur inhabituelle de la soirée du mois du juillet, avaient longuement applaudit en montrant leur profonde satisfaction".

"Le beau et monumental décor de Marianna Zentchenko ( dans la capitale du Duché de Luxembourg) rempli toute la surface du plateau et propose tout les plans, surélévations, colonnes pour le déploiement de la pertinente mise en scène de Simon Eine. Cette fois dans la salle étaient présents Le Grand Duc L'Heritier, La Grande Duchesse L'Heritiere et la princesse Marguerite.

De la presse New-Yorkaise on pourrait faire l'opinion de l'autre travail de Marianna. "New-York Post" écrit: "Le scénographe russe de Paris Marianna Zentchenko avait crée un pastiche du ballet du style du 19ème siècle, bien connu et aimé par tout le monde, fascinant, joliment ancien, mais dans sa propre version vraiment spéctaculaire!" Un autre journal "Online Entertainment Magazine" écrit, que "Marianna Zentchenko avait crée un tel décor, où on voit, que l'imagination illimitée est plus importante qu'un budget illimité. Incroyablement élaboré - la forêt, le temple, le palais - se succèdent avec une grande vitesse. Ses décors impressionnent l'imagination par la profondeur, les détails, la somptuosité. En ce qui concerne la création des costumes, ils sont aussi bien élaborés et impressionnants. Parfois il semble que la danse est çecondaire par rapport aux décors et costumes".

Dans cette exposition sont presentés les travaux de Marianna pour les ballets "Le Lac des Cygnes" de Tchaikovsky, "Cendrillon" de Prokofiev, "Une legende Orientale" de Steyts, les ésquisses pour les opéras "Walkirie" du Wagner, "L'Enchanteresse" de Tchaikovsky, qui ont été faites à Paris en 2001-2002.

Le magazine "Review" a remarqué, que "une esquisse, faite avec le talent - une promesse de succes de future spectacle", et "Péterbourg na Nevskom" avait parlé de "l'arrivée de Marianna Zentchenko-Lanskaya - une scénographe française d'origine russe, connue à Paris: après les classiques "Femmes Savantes" et "Bayadère", dans ces nouvelles scénographie "Marianna s'adresse aux effets speciaux, les projections et jeux de lumière, sa "Walkirie" du Wagner se deploie devant les images des éclats des nouvelles étoiles et nebuleuses cosmiques, en transportant les spectateurs dans l'espace préhistorique des mythes germaniques."

Le journal 'Vecherny Péterbourg" avait discuté très serieusement sur le projet des "Saisons Parisiennes à St.Pétersbourg", présenté à la presse le jour du vernissage: " Aujourd'hui penser de façon contemporaine pour tout les gens de la culture - ça veut dire - penser dans le regime du projet. En Occident on a comprit ça plus tôt, qu'en Russie. Mais aucun représentant de la culture Européene n'avait assez d'aventurisme dans un bon sens pour entreprendre ce qu' avait le courage de faire Marianna Zentchenko-Lanskaya - la scénographe parisienne originaire de St.Pétersbourg... Mais sa propre histoire ressemble tellement à l'histoire de Cendrillon d'aujourd'hui, qu'après une demi heure toutes les journalistes parlaient du projet, comme d'une réalité indiscutable". Et, malgré tout, "Vecherny Péterbourg" insiste, que "notre Cendrillon pour le rôle du Prince a besoin d'un Diagilev!" Et, pourquoi pas, il pourrait être un Diagilev Français, qui aiderait Marianna organiser les prochaines "Saisons Parisiennes à St.Pétersbourg"?

La television de St.Pétersbourg avait particulièrement parlé de l'ouverture de l'exposition: "NTV" le soir-même annonce: "L'exposition "Les Saisons Parisiennes" - ce sont les esquisses pour les spectacles, faite pour les meilleurs plateaux de France. Et que après 3 expositions à Paris, passée avec du succès, Marianna est sûre, que même dans la ville la plus théâtrale de la Russie elle trouvera la compréhension".

Dans les nouvelles de "TNT" on a dit: "Les Saisons Parisiennes à St.Pétersbourg" - c'est le charme parisien dans notre ville. L'exposition de la scénographe Marianna Zentchenko-Lanskaya - la première l'érondelle du projet culturel. Un vrai cadeau du destin pour une jeune artiste était le travail avec Roudolf Noureev pour la "Bayadère" à L'Opéra National de Paris.

Sur la 5ème chaine de St.Pétersbourg un téléjournaliste bien connu Felix Nevelev avait largement présenté le travail creatif de Marianna à Paris, encore assez inconnue pour le public Pétersbourgeois. Pendant les commentaires sur les travaux, présentés à la télé, Marianna racconte ça grande réussite - une vraie chance, une séries de rencontres innatendues, une series d'événements inoubliables l'ont aide à monter à l'Opera de Paris, elle avait allors seulement 22 ans, et elle avait la possibilité de créer avec Ezio Fridgerio la fameuse "Bayadère"de Noureev, laquelle ne quitte pas la scene de l'Opera de Paris depuis déjà 10 ans!

"STS" plus précisement présenté le sens du projet "Les Saisons Parisiennes à St.Pétersbourg": "Marianna Zentchenko-Lanskaya en se promenant a Paris, a remarqué les affiches des "Saisons Russes a Paris" et elle a eu subitement l'idée de faire un geste de retour - présenter à St.Pétersbourgeois les figures cultes de "Art-vie Parisienne", ici absolument inconnues ou très peu. Parmis eux - les metteurs en scéne Alfredo Arias, Andrei Serban, Roger Planchon, les artistes Roberto Plate, Alexis Tersiev, Jaques Rouveyrollis et autres. Avec leur travail respire aujourd'hui la vie Parisienne théâtrale et artistique". Marianna dit: "C'était le test du terrain. J'ai comprit maintenant, que l'idée des "Saisons Parisiennes à St.Pétersbourg" a été reçu à le cæur ouvert. On sent, que Petersbourg a besoin de ces "Saisons Parisiennes".Dorénavant les expositions dans le cycle des "Saisons Parisiennes" présenteront à St.Pétersbourg les personnalités de la vie théâtrale et artistique de Paris - les metteurs en scéne, les artistes, les photographes, les ecrivains."

Comme les travaux sur les murs - ne sont qu'une préface à quelque chose de plus important, pour le Spectacle, ainsi toute l'exposition - est un prologue, une répétition générale avant les prochaines expositions des "Saisons Parisiennes", lesquelles nous voudrions présenter à St.Pétersbourgeois, comme la présence de Paris dans notre ville - avec les artistes, photographes, metteurs en scéne, écrivains - les gens de differentes nationnalités et professions. Ce qui les unit, c'est qu'il vivent et travailent à Paris, et donnent à cette ville son charme particulier - son âme!

Tel/fax a contacter:

A St.Petersbourg 7812-3163656

A Paris 331-42410963

email: marianna.zentchenko@wanadoo.fr

On vous présentera avec plaisir les videos et photos materielles en format "Betacam SP".