13 мая вице-президент компании "Транснефть" Вячеслав Пушкарев встретился с президентом Бурятии Леонидом Потаповым. Встреча состоялась за закрытыми дверями. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в отделе информации правительства Бурятии, обсуждался вопрос, связанный с проектированием трассы нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан". Проблема проектировщиков в том, что решением Росприроднадзора на севере республики приостановлены изыскательские работы по изменению маршрута нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий Океан". Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM руководитель управления Росприроднадзора по Бурятии Константин Дремов, природоохранное ведомство требует от "Транснефти" следовать "северному проекту", а не возвращать маршрут нефтепровода на территорию водосборной площади Байкала.

По сравнению с проектом, представленным компанией в конце 2004 года, трасса перенесена примерно на 100 километров южнее. Она проходит вдоль БАМа, в некоторых участках приближаясь к Байкалу на расстояние до 2 километров. Между тем планы "Транснефти" вызывают резкое неприятие общественных экологических организаций и населения Бурятии. "Зеленые" считают, что столь радикальное изменение трассы маршрута нефтепровода можно объяснить стремлением государственной компании любой ценой добиться удешевления проекта, сметная стоимость которого превышает на сегодня 16 млрд. долларов.

Экологи считают, что изменения трассы многократно повышают риски загрязнения уникальной экосистемы Байкала в случае разливов нефти, и в случае аварийных разливов нефти под угрозу ставится питьевое водоснабжение тридцатитысячного города Северобайкальска, где основные водозаборные скважины расположены вблизи реки Тыя. Жители северных районов республики уже начали сбор подписей под требованием к правительству России не допустить строительства нефтепровода через водосборную площадь Байкала. Жалобы бурятских и иркутских экологов дошли до штаб-квартиры международной организации ЮНЕСКО, которая намерена рассмотреть этот вопрос на 29 сессии. Однако, как сказал журналистам вице-президент "Транснефти": "пусть рассматривают. ЮНЕСКО в России еще не считается юридической организаций". "Транснефть" является государственной компанией и руководствуется постановлением правительства о начале проектирования и строительства нефтепровода от 31 декабря 2004 года", подчеркнул Вячеслав Пушкарев.

Пушкарев также отверг претензии экологов об якобы "удешевлении трассы". "Понятия удешевления трассы не было и нет. Есть два железных условия - это технология и второе - экология. Не надо забывать, что мы выполняем правительственную программу", сказал он. По словам Пушкарева, решение Росприроднадзора Бурятии и протесты экологов преждевременны. "Сейчас идет работа над выбором варианта трассы, - каким он будет: северным, южным или промежуточным, компания пока не решила", сказал он. В любом случае это решение будет приниматься на основании заключений Росприроднадзора Бурятии и Росатомнадзора - двух организаций, контролирующих технологию и экологию. Здесь также будут учтены результаты общественных слушаний, которые "Транснефть" намерена провести в регионах в конце июля этого года. По прогнозу Пушкарева, процесс выбора прохождения трассы нефтепровода "Восточная Сибирь - Бухта перевозная" завершится к ноябрю 2005 года.

Вице-президент "Транснефти" вылетел из Улан-Удэ по маршруту г. Северобайкальск - Чара - Тында для сбора информации по техническим возможностям внешнего энергоснабжения, вдоль трассовых проездов и участков для выгрузки трубы.