Давид Бабаян - аналитик, кандидат исторических наук

ИА REGNUM: Сегодня, 16 мая, в Нагорном Карабахе начинается предвыборная агитация кандидатов на места в новом парламенте. Как бы Вы охарактеризовали предвыборную ситуацию в целом?

Думаю, нынешние выборы, как и предыдущие, будут проходить на достаточно высоком уровне, прозрачно и свободно. В немалой степени этому способствует и ряд изменений, произошедших в законодательстве республики. Речь идет о принятом в прошлом году избирательном кодексе. В новом избирательном кодексе, как и прежде, президент НКР назначает трех членов ЦИКа. Однако произошел и ряд существенных изменений. Так, теперь по одному члену назначают партии или блоки, имеющие фракции в действующем или распущенном парламенте. Если количество партий или блоков партий, имеющих в Национальном Собрании свои фракции, не превышает трех, то каждая партия назначает по два члена ЦИК. Изменился и принцип формирования городских (районных) избирательных комиссиий, а также избирательных комиссий на избирательных участках. Если раньше состав городской или районной избирательной комиссии формировался местной администрацией по представлению предприятий и организаций, политических партий и общественных организаций, то в соответствии с новым избирательным кодексом, городские (районные) избирательные комиссии формируются по тому же принципу, что и ЦИК, т.е. три члена назначаются президентом НКР, по одному члену назначают партии или блоки, имеющие фракции в действующем или распущенном Национальном Собрании...

ИА REGNUM: Особенностью нынешних выборов является не только то, что в парламент можно избираться как по мажоритарной, так и по пропорциональной системе, но и беспрецедентно большое число кандидатов. Чем на Ваш взгляд объясняется это?

За последние несколько лет в нормативной базе НКР, регулирующей выборы, произошли серьезные изменения в сторону демократизации и транспарентности проводимых выборов. Одним из наиболее ярких тому подтверждений, повторяю, является изменение в механизме формирования избирательных комиссий всех уровней. Если раньше местные органы власти играли достаточно важную роль в формировании городских (районных) избирательных комиссий, то сейчас они не играют здесь абсолютно никакой роли. Кабинет министров НКР также уже не играет никакой роли в формировании ЦИК республики. Таким образом, на сегодня можно сказать, что избирательные комиссии всех уровней формируются выборными институтами (президент, Национальное Собрание), а не назначенными органами (кабинет министров, региональные администрации). Эти, казалось бы, технические изменения на самом деле имеют существенные политические последствия. Например, они делают чрезвычайно трудным, можно даже сказать практически невозможным, задействование так называемого административного ресурса в процессе голосования. Прогрессивные изменения нормативной базы, а также кардинальные изменения во внутренней жизни республики, ставшие результатом мощного демократического импульса после известных событий 1999-2000 гг., оказали непосредственное влияние на общественность и ее участие в выборах. Нынешние выборы, а вернее, предвыборную ситуацию, можно без преувеличения назвать самой активной не только среди парламентских выборов в республике, но и всех выборов, прошедших в НКР за всю историю молодой карабахской государственности. Хочу напомнить, что 22 депутата должны избираться в парламент на мажоритарной основе, а 11 - по партийным спискам. До этого все 33 депутата НС НКР избирались на мажоритарной основе. Количество мест в парламенте страны существенно уменьшилось по сравнению, к примеру, с парламентом первого созыва, в котором количество мест достигало 81 (1992г.). Борьбу за парламентские кресла на сегодня ведут в общей сложности 167 человек, из коих 115 баллотируются по мажоритарной системе, а 81 - по партийным спискам. Из 81 кандидата по партийным спискам 29 одновременно выставили свои кандидатуры и по мажоритарным спискам. Для сравнения: в парламентских выборах 2000 года было зарегистрировано 113 человек, из коих 88 человек были выдвинуты по гражданской инициативе, а 25 - со стороны партий. А на парламентских выборах 1995 года количество кандидатов в депутаты составляло 81 человек. В общей сложности по сравнению с прошлыми парламентскими выборами количество кандидатов в депутаты НС выросло в 1,4 раза. По сравнению же с парламентскими выборами 1995 года количество кандидатов выросло в 2 раза.

В столице НКР среднее количество кандидатов в депутаты НС на избирательных участках составляет 10 человек, в районах оно колеблется в пределах 4-5 человек. Налицо очевидная динамика роста, что лишний раз подтверждает демократическую внутриполитическую среду в Нагорном Карабахе. При этом среди кандидатов в депутаты по мажоритарной системе число кандидатов, являющихся членами различных партий составляет 54 человека или 47% от общего количества кандидатов. 61 кандидат (53%) выдвинут на основе гражданской инициативы. Это показывает высокую активность общественности, что также является одним из признаков демократической политической среды в республике.

ИА REGNUM: Какое политическое значение имеют выборы для непризнанной НКР?

Выборы в Нагорном Карабахе имеют также и важное внешнеполитическое значение, ибо они являются одним из основных элементов демократии, которая в свою очередь предстает как один из ключевых компонентов нагорно-карабахского урегулирования. Выборы в НКР с полным правом можно назвать самыми демократичными в регионе Южного Кавказа. Если наши выборы признаются международными наблюдателями демократичными, то в Азербайджане, с которым у Нагорного Карабаха еще не урегулированы взаимоотношения, на выборах любого уровня международными наблюдателями фиксируются факты грубейших нарушений, фальсификаций, запугивания людей и т.д. При этом ввиду объективных причин в обозримом будущем в этой республике невозможно создание демократического общества и проведение демократических выборов. Ключевым объективным фактором является незавершенность формирования азербайджанской нации. Если Азербайджан действительно провозгласит демократию, то должно быть учтено волеизъявление нацменьшинств, таких как, например, талыши и лезгины. А это уже может привести к распаду Азербайджана. Поэтому кто бы ни был у власти в Баку, демократия там невозможна. Это означает, что международное сообщество в своих подходах к урегулированию нагорно-карабахского конфликта не может руководствоваться пресловутым принципом территориальной целостности Азербайджана, ведь демократическое государство, пусть даже непризнанное, не может быть частью признанного недемократического государства.